Smart Ranking


«Мы не идем туда, где пусто. Мы учим тому, в чем сами разбираемся»

«Мы не идем туда, где пусто. Мы учим тому, в чем сами разбираемся»

«Хекслет» был создан как школа обучения программистов — тех, кто уже имеет какой-то опыт. Однако в последние два года компания решила выйти на массовый рынок и, по данным последнего рейтинга EDtechs.ru, показала рост выручки в 2,5 раза. О дальнейших планах по расширению, об открытии буткемпов, о зарубежной экспансии и о том, как жить на свои, рассказал сооснователь и CEO «Хекслета» Кирилл Мокевнин. 

— Каким был для вас уходящий год с точки зрения бизнеса?

Год был сложный с периодическими провалами и резкими изменениями курса. Несмотря на это, мы быстро адаптировались и перестраивали маркетинг по ходу движения. По итогу мы ожидаем рост выручки на 180%. Еще за 2022 год мы значительно выросли как команда — нас было около 40 человек на начало года, теперь стало 100. Кроме этого, удалось запустить несколько новых направлений, например буткемп и колледж.

— Вы так и планировали или ожидали большего?

Это был наш оптимистичный план, но в целом мы ожидали кратного роста. Здесь надо учитывать, что у Хекслета особая ситуация: мы включили маркетинг на полную катушку тогда, когда у нас уже был хорошо зарекомендовавший себя продукт в среде профессионалов. Плюс работает эффект низкой базы. Потом будет сложнее.

— То есть расти вам было легко?

Да, хотя, конечно, «качели» мы ощущали. Как и у многих, у нас была максимальная амплитуда движений. Иногда это рекордные заработки, иногда — ноль продаж день за днем. В такие моменты ты уже начинаешь думать: вот все и закончилось.

При этом для наших двух проектов — курсов и колледжа — ситуация складывалась по-разному. Для «Хекслета», например, август был очень плохой месяц, а вот в «Хекслет Колледж» тогда был пик поступлений.

— Расскажите про колледж и расширение бизнеса в целом. Вы не хотите пойти еще дальше, учить программированию детей, например?

Выходить на детский рынок — это огромное распыление, он совершенно другой, там свои методики обучения, свои принципы продвижения. Со старшеклассниками все проще: для этой возрастной категории adult-oriented обучение подходит. Поэтому мы и смогли запустить колледж в кратчайшие сроки. Сейчас учим 11-классников, их уже около 500 человек, на следующий год планируем несколько тысяч. Основной прирост произойдет за счет 9-классников.

Еще мы недавно запустили буткемп — более дорогой продукт для аудитории, которая готова тратить полный день на обучению программированию и уже имеет базовые навыки кодирования. За счет этого в два раза сокращается путь обучения. Это тоже является логичным продолжением того, что мы делаем. Конечно, у этого формата свои особенности: например, он предусматривает групповые занятия и большее взаимодействие людей. Но с технической точки зрения нам такие проекты открывать легко.

— Недавно на этот рынок вышел «Яндекс», вслед за Elbrus Bootcamp. Можно сказать, привлекательное направление…

Все, что мы запускаем, всегда уже есть у кого-то другого. Мы не идем туда, где пусто. Это не наша логика. Мы отталкиваемся от экспертизы: учим тому, в чем сами разбираемся. 

Чем хороши буткемпы — это реферальная история. Их трудно раскачать, но после обретения определенного уровня доверия и популярности буткемп начинает работать в плюс без огромных вливаний в маркетинг.

— И на другие направления ДПО, новые ниши вы тоже «распыляться» не планируете?

Если оценивать нас с точки зрения «ниш», то мы идем туда, где может быть задействована наша платформа. У нас нет такого, чтобы мы посмотрели на какие-то новые направления, людей наняли и процесс пошел. Мы не из тех, кто думает: а не поучить ли нам еще людей делать ногти? «Хекслет» — проект, фокусирующийся на технических специальностях. Я — инженер, который всегда болел обучением. Я до сих пор программирую и создаю контент. Наша миссия — не конъюнктурная, я просто делаю то, что всегда любил.

Онлайн-школа программирования «Хекслет» основана в 2012 году в Финляндии программистом Рахимом Давлеткалиевым, к которому в 2014 году присоединился партнер Кирилл Мокевнин. По данным сайта компании, на ее платформе ежемесячно обучаются более 17 тыс. человек. В 2022 году «Хекслет» совместно с компанией «Эдутех Групп» запустил проект IT-колледжа, вложив в него 50 млн рублей. По итогам 2021 года в топ-100 крупнейших edtech-компаний России по версии EDtechs.ru, «Хекслет» занял 85-е место с выручкой 133,5 млн рублей. По итогам III квартала 2022 года «Хекслет» занял 40-е место, показав рост Y2Y 157,6%.

— А на зарубежные рынки вы смотрите, планируете экспансию?

Да, мы начали подготовку к ней в марте. «Хекслет» — это финская компания (компания зарегистрирована в Финляндии. — Прим. ред.), поэтому мы изначально были ориентированы на международный рынок. Платформе в этом плане хорошо, программирование везде одинаковое, в отличие от того же маркетинга. Русскоязычная аудитория у нас, например, учится из 200 стран, среди выпускников немало ребят, кто устраивался потом на работу в Европе и США. 

Наша платформа автоматизирована, присутствие преподавателей не нужно, в этом смысле нас можно сравнить с американской Code Academy. А так как мы привыкли работать по подписке, то еще и модель одинаковая, разница только в привлечении трафика. Так что основная задача на текущий момент — это перевод контента, небольшие доработки платформы и ее тестирование на реальных пользователях.

— Когда вы планируете запуск?

Можно сказать, что мы уже в скромном режиме запустились на американском рынке, пока проверяем то, как «заходит» платформа, поэтому привлекаем недорогой трафик на бесплатные курсы. 

Это не быстро, но надежно. Будем смотреть на результат. Может быть, сделаем апсейл (продажу более дорогого продукта. — Прим. ред.), если окажется, что новичкам совсем самостоятельно учиться трудно.

— Вам интересен только рынок США?

Мы живем на свои и не можем себе позволить запускать одновременно на разных направлениях. На любом зарубежном рынке нам придется пройти  тот же самый путь, что мы прошли на российском за 7 лет, — и готовы к этому. Поэтому да, для «Хекслета» — только США. 

Но проект колледжа мы тоже видим как международный: планируем открывать филиалы, но уже для русскоязычной аудитории. Наши международные планы — это «Хекслет» на рынке США и колледж на рынке СНГ.

— Возвращаясь к российскому рынку, какие общие тренды вы видите?

Если говорить в целом, то я могу только повторить то, что говорят все: стагнация и рост рекламных расходов. Не все способны оставаться рентабельными при текущих цифрах. Конкуренция растет, и на нас это, конечно, оказывает влияние.

— Как именно?

Мы становимся ближе к типовым схемам. Например, мы за 10 лет никогда не делали никаких скидок, а сейчас начали. 

— Какие новые технологии edtech вам интересны? Из тех, «за кем будущее», AI, VR…

Такие темы любят поднимать на больших edtech-форумах. Конечно, круто было бы иметь механику, которая позволяет, например, предугадать, что вот этот человек готовится бросить обучение. Но это пока еще не настолько распространено, чтобы внедрять, разве что какие-то гиганты могут себе позволить подобные эксперименты.

В остальном у нас максимальная автоматизация в том, что касается выстраивания взаимодействия, технической экспертизы, умения объяснять. У нас много людей над этим работает. Вторая часть — это групповая динамика. Но это все не про наличие или отсутствие каких-то суперпродвинутых технологий. Программирование — это экран и код. Идеальная профессия, для которой нужен только компьютер.

Справка:Кирилл Мокевнин родился в 1985 году в Ульяновске. В 2004 году окончил Ульяновский государственный технический университет. Работал разработчиком ПО в компаниях Skype и UNDEV. В 2014 году стал совладельцем и CEO школы «Хекслет». В настоящее время проживает в США. Женат, имеет двоих детей.

Маргарита Арановская 

Дата публикации: 19 Январь 2023


Аналитика и интервью
Немецкий в России: объем, динамика и перспективы рынка
Немецкий в России: объем, динамика и перспективы рынка

Рынок обучения немецкому языку в России вырос на 27,5% — такая оценка связана в основном со всплеском эмиграции среди населения в 2022 году. Главного лидера сегмента — Гёте-институт — вскоре могут потеснить из-за блокировок счета организации. Сам же рынок будет стремиться к консолидации вокруг edtech-проектов, а больший упор сделает на онлайн- и гибридные форматы. Подробности — в новом рейтинге российских школ немецкого языка.

Аналитика08 Июнь 2023
Дети догоняют взрослых: как будет расти российский edtech-рынок до конца 2023 года
Дети догоняют взрослых: как будет расти российский edtech-рынок до конца 2023 года

Объем российского edtech-рынка по итогам 2023 года превысит 100 млрд рублей, рост составит 20–25% — такой прогноз сделало Агентство Smart Ranking на основании результатов I квартала. Детское онлайн-обучение при этом по темпам опередит ДПО, в результате чего их доли в общем объеме примерно сравняются и суммарно будут составлять около 70–80% рынка. Среди самых перспективных форматов — детские школы программирования и репетиторство по школьным предметам по подписке.

Аналитика06 Июнь 2023
Взрывной рост инфобизнеса. Итоги первого квартала 2023 на платформе Getcourse

Первый квартал стал рекордным для многих онлайн-школ — они увеличили выручку на сотни процентов. В 2023 году прогнозируемая совокупная выручка школ вырастет на 30% до 123 млрд руб. Активно драйвить рынок будут школы маркетплейсов, психологии и обучения ИИ. В приоритете многих школ встанут короткие программы обучения.

Аналитика31 Май 2023

«Делаем гуманитарное знание доступным»

За полгода после запуска образовательная платформа по гуманитарным наукам «Страдариум» заработала 14,3 млн рублей без маркетингового бюджета. Уже 11 месяцев проект развивается по cost-эффективной модели. Сооснователь платформы Янис Прошкинас рассказал о том, как запустить рабочий MVP и продвигать курсы через коллаборации, а также о ценообразовании курсов и минусах модели продаж по подписке.

Интервью30 Май 2023

Обучение с телефона. Топ-15 мобильных приложений российского edtech

За 5 лет число пользователей интернета со смартфонов в России увеличилось почти в 2 раза. Чтобы сохранять и увеличивать свой трафик на фоне изменений в веб-среде, edtech-проекты запускают собственные мобильные приложения. В топ-15 российских образовательных приложений вошли разработки компаний из сегментов ДПО, иностранных языков, детского образования, а также платформ для создания курсов и проведения вебинаров.

Аналитика15 Май 2023

Главные тренды ДПО в 2023 году: что ждет российский рынок

Ключевые тенденции, определяющие развитие ДПО в России и мире, мы выделили вместе с представителями ведущих российских edtech-компаний — это короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством, коучинг и наставничество, персонализация обучения и ряд других тенденций. Игроки также рассказали, на какие проекты они делают ставку в 2023-м и какого результата ожидают.

Аналитика18 Апрель 2023

15 edtech-конференций по всему миру, которые стоит посетить в 2023 году

Изучайте подборку самых интересных edtech-конференций из разных стран — России, Казахстана, США, Китая, Испании, Германии, Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Италии, Израиля, чтобы не упустить обмен опытом и возможность заявить о своем проекте.

Аналитика13 Апрель 2023

Почему не растет казахстанский EdTech. Итоги года на рынке онлайн-образования РК

Всего на 1,17% по итогам 2022 года вырос общий объем выручки крупнейших казахстанских edtech-компаний по результатам исследования аналитического агентства Smart Ranking. На замедление рынка повлияло множество факторов от военного конфликта в Украине до высокой закредитованности населения. Тем не менее рынку пророчат активный рост к началу 2024 года.

Аналитика12 Апрель 2023

«Наша цель — быть номером один по рентабельности образования для клиента»

Skypro, будучи проектом одного из лидеров рынка — Skyeng, выходил на рынок ДПО с изначально амбициозными целями и заявкой на лидерство. О том, почему рынок ДПО оказался для группы Skyeng самым сложным, как конкурировать с гигантами через перевоспитание пользователя, и о планах на будущее рассказал исполнительный директор Skypro Владимир Баяндин.

Интервью11 Апрель 2023

3% по итогам года. Что ждет инфобизнесменов после кризиса

Выручка инфобизнесменов в 2022 году составила 96,2 млрд рублей и увеличилась всего на 3% по сравнению с 2021-м. Падение кризисного первого полугодия сменилось ростом, за которым, по мнению игроков, последует быстрый подъем.

Аналитика06 Апрель 2023

Все статьи ->
Немецкий в России: объем, динамика и перспективы рынка
Немецкий в России: объем, динамика и перспективы рынка

Рынок обучения немецкому языку в России вырос на 27,5% — такая оценка связана в основном со всплеском эмиграции среди населения в 2022 году. Главного лидера сегмента — Гёте-институт — вскоре могут потеснить из-за блокировок счета организации. Сам же рынок будет стремиться к консолидации вокруг edtech-проектов, а больший упор сделает на онлайн- и гибридные форматы. Подробности — в новом рейтинге российских школ немецкого языка.

Аналитика08 Июнь 2023
Дети догоняют взрослых: как будет расти российский edtech-рынок до конца 2023 года
Дети догоняют взрослых: как будет расти российский edtech-рынок до конца 2023 года

Объем российского edtech-рынка по итогам 2023 года превысит 100 млрд рублей, рост составит 20–25% — такой прогноз сделало Агентство Smart Ranking на основании результатов I квартала. Детское онлайн-обучение при этом по темпам опередит ДПО, в результате чего их доли в общем объеме примерно сравняются и суммарно будут составлять около 70–80% рынка. Среди самых перспективных форматов — детские школы программирования и репетиторство по школьным предметам по подписке.

Аналитика06 Июнь 2023
Взрывной рост инфобизнеса. Итоги первого квартала 2023 на платформе Getcourse
Взрывной рост инфобизнеса. Итоги первого квартала 2023 на платформе Getcourse

Первый квартал стал рекордным для многих онлайн-школ — они увеличили выручку на сотни процентов. В 2023 году прогнозируемая совокупная выручка школ вырастет на 30% до 123 млрд руб. Активно драйвить рынок будут школы маркетплейсов, психологии и обучения ИИ. В приоритете многих школ встанут короткие программы обучения.

Аналитика31 Май 2023
«Делаем гуманитарное знание доступным»
«Делаем гуманитарное знание доступным»

За полгода после запуска образовательная платформа по гуманитарным наукам «Страдариум» заработала 14,3 млн рублей без маркетингового бюджета. Уже 11 месяцев проект развивается по cost-эффективной модели. Сооснователь платформы Янис Прошкинас рассказал о том, как запустить рабочий MVP и продвигать курсы через коллаборации, а также о ценообразовании курсов и минусах модели продаж по подписке.

Интервью30 Май 2023
Обучение с телефона. Топ-15 мобильных приложений российского edtech
Обучение с телефона. Топ-15 мобильных приложений российского edtech

За 5 лет число пользователей интернета со смартфонов в России увеличилось почти в 2 раза. Чтобы сохранять и увеличивать свой трафик на фоне изменений в веб-среде, edtech-проекты запускают собственные мобильные приложения. В топ-15 российских образовательных приложений вошли разработки компаний из сегментов ДПО, иностранных языков, детского образования, а также платформ для создания курсов и проведения вебинаров.

Аналитика15 Май 2023
Главные тренды ДПО в 2023 году: что ждет российский рынок
Главные тренды ДПО в 2023 году: что ждет российский рынок

Ключевые тенденции, определяющие развитие ДПО в России и мире, мы выделили вместе с представителями ведущих российских edtech-компаний — это короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством, коучинг и наставничество, персонализация обучения и ряд других тенденций. Игроки также рассказали, на какие проекты они делают ставку в 2023-м и какого результата ожидают.

Аналитика18 Апрель 2023
15 edtech-конференций по всему миру, которые стоит посетить в 2023 году
15 edtech-конференций по всему миру, которые стоит посетить в 2023 году

Изучайте подборку самых интересных edtech-конференций из разных стран — России, Казахстана, США, Китая, Испании, Германии, Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Италии, Израиля, чтобы не упустить обмен опытом и возможность заявить о своем проекте.

Аналитика13 Апрель 2023
Почему не растет казахстанский EdTech. Итоги года на рынке онлайн-образования РК
Почему не растет казахстанский EdTech. Итоги года на рынке онлайн-образования РК

Всего на 1,17% по итогам 2022 года вырос общий объем выручки крупнейших казахстанских edtech-компаний по результатам исследования аналитического агентства Smart Ranking. На замедление рынка повлияло множество факторов от военного конфликта в Украине до высокой закредитованности населения. Тем не менее рынку пророчат активный рост к началу 2024 года.

Аналитика12 Апрель 2023
«Наша цель — быть номером один по рентабельности образования для клиента»
«Наша цель — быть номером один по рентабельности образования для клиента»

Skypro, будучи проектом одного из лидеров рынка — Skyeng, выходил на рынок ДПО с изначально амбициозными целями и заявкой на лидерство. О том, почему рынок ДПО оказался для группы Skyeng самым сложным, как конкурировать с гигантами через перевоспитание пользователя, и о планах на будущее рассказал исполнительный директор Skypro Владимир Баяндин.

Интервью11 Апрель 2023
3% по итогам года. Что ждет инфобизнесменов после кризиса
3% по итогам года. Что ждет инфобизнесменов после кризиса

Выручка инфобизнесменов в 2022 году составила 96,2 млрд рублей и увеличилась всего на 3% по сравнению с 2021-м. Падение кризисного первого полугодия сменилось ростом, за которым, по мнению игроков, последует быстрый подъем.

Аналитика06 Апрель 2023
Партнеры проекта