Smart Ranking


«Мы не идем туда, где пусто. Мы учим тому, в чем сами разбираемся»

«Мы не идем туда, где пусто. Мы учим тому, в чем сами разбираемся»

«Хекслет» был создан как школа обучения программистов — тех, кто уже имеет какой-то опыт. Однако в последние два года компания решила выйти на массовый рынок и, по данным последнего рейтинга EDtechs.ru, показала рост выручки в 2,5 раза. О дальнейших планах по расширению, об открытии буткемпов, о зарубежной экспансии и о том, как жить на свои, рассказал сооснователь и CEO «Хекслета» Кирилл Мокевнин. 

— Каким был для вас уходящий год с точки зрения бизнеса?

Год был сложный с периодическими провалами и резкими изменениями курса. Несмотря на это, мы быстро адаптировались и перестраивали маркетинг по ходу движения. По итогу мы ожидаем рост выручки на 180%. Еще за 2022 год мы значительно выросли как команда — нас было около 40 человек на начало года, теперь стало 100. Кроме этого, удалось запустить несколько новых направлений, например буткемп и колледж.

— Вы так и планировали или ожидали большего?

Это был наш оптимистичный план, но в целом мы ожидали кратного роста. Здесь надо учитывать, что у Хекслета особая ситуация: мы включили маркетинг на полную катушку тогда, когда у нас уже был хорошо зарекомендовавший себя продукт в среде профессионалов. Плюс работает эффект низкой базы. Потом будет сложнее.

— То есть расти вам было легко?

Да, хотя, конечно, «качели» мы ощущали. Как и у многих, у нас была максимальная амплитуда движений. Иногда это рекордные заработки, иногда — ноль продаж день за днем. В такие моменты ты уже начинаешь думать: вот все и закончилось.

При этом для наших двух проектов — курсов и колледжа — ситуация складывалась по-разному. Для «Хекслета», например, август был очень плохой месяц, а вот в «Хекслет Колледж» тогда был пик поступлений.

— Расскажите про колледж и расширение бизнеса в целом. Вы не хотите пойти еще дальше, учить программированию детей, например?

Выходить на детский рынок — это огромное распыление, он совершенно другой, там свои методики обучения, свои принципы продвижения. Со старшеклассниками все проще: для этой возрастной категории adult-oriented обучение подходит. Поэтому мы и смогли запустить колледж в кратчайшие сроки. Сейчас учим 11-классников, их уже около 500 человек, на следующий год планируем несколько тысяч. Основной прирост произойдет за счет 9-классников.

Еще мы недавно запустили буткемп — более дорогой продукт для аудитории, которая готова тратить полный день на обучению программированию и уже имеет базовые навыки кодирования. За счет этого в два раза сокращается путь обучения. Это тоже является логичным продолжением того, что мы делаем. Конечно, у этого формата свои особенности: например, он предусматривает групповые занятия и большее взаимодействие людей. Но с технической точки зрения нам такие проекты открывать легко.

— Недавно на этот рынок вышел «Яндекс», вслед за Elbrus Bootcamp. Можно сказать, привлекательное направление…

Все, что мы запускаем, всегда уже есть у кого-то другого. Мы не идем туда, где пусто. Это не наша логика. Мы отталкиваемся от экспертизы: учим тому, в чем сами разбираемся. 

Чем хороши буткемпы — это реферальная история. Их трудно раскачать, но после обретения определенного уровня доверия и популярности буткемп начинает работать в плюс без огромных вливаний в маркетинг.

— И на другие направления ДПО, новые ниши вы тоже «распыляться» не планируете?

Если оценивать нас с точки зрения «ниш», то мы идем туда, где может быть задействована наша платформа. У нас нет такого, чтобы мы посмотрели на какие-то новые направления, людей наняли и процесс пошел. Мы не из тех, кто думает: а не поучить ли нам еще людей делать ногти? «Хекслет» — проект, фокусирующийся на технических специальностях. Я — инженер, который всегда болел обучением. Я до сих пор программирую и создаю контент. Наша миссия — не конъюнктурная, я просто делаю то, что всегда любил.

Онлайн-школа программирования «Хекслет» основана в 2012 году в Финляндии программистом Рахимом Давлеткалиевым, к которому в 2014 году присоединился партнер Кирилл Мокевнин. По данным сайта компании, на ее платформе ежемесячно обучаются более 17 тыс. человек. В 2022 году «Хекслет» совместно с компанией «Эдутех Групп» запустил проект IT-колледжа, вложив в него 50 млн рублей. По итогам 2021 года в топ-100 крупнейших edtech-компаний России по версии EDtechs.ru, «Хекслет» занял 85-е место с выручкой 133,5 млн рублей. По итогам III квартала 2022 года «Хекслет» занял 40-е место, показав рост Y2Y 157,6%.

— А на зарубежные рынки вы смотрите, планируете экспансию?

Да, мы начали подготовку к ней в марте. «Хекслет» — это финская компания (компания зарегистрирована в Финляндии. — Прим. ред.), поэтому мы изначально были ориентированы на международный рынок. Платформе в этом плане хорошо, программирование везде одинаковое, в отличие от того же маркетинга. Русскоязычная аудитория у нас, например, учится из 200 стран, среди выпускников немало ребят, кто устраивался потом на работу в Европе и США. 

Наша платформа автоматизирована, присутствие преподавателей не нужно, в этом смысле нас можно сравнить с американской Code Academy. А так как мы привыкли работать по подписке, то еще и модель одинаковая, разница только в привлечении трафика. Так что основная задача на текущий момент — это перевод контента, небольшие доработки платформы и ее тестирование на реальных пользователях.

— Когда вы планируете запуск?

Можно сказать, что мы уже в скромном режиме запустились на американском рынке, пока проверяем то, как «заходит» платформа, поэтому привлекаем недорогой трафик на бесплатные курсы. 

Это не быстро, но надежно. Будем смотреть на результат. Может быть, сделаем апсейл (продажу более дорогого продукта. — Прим. ред.), если окажется, что новичкам совсем самостоятельно учиться трудно.

— Вам интересен только рынок США?

Мы живем на свои и не можем себе позволить запускать одновременно на разных направлениях. На любом зарубежном рынке нам придется пройти  тот же самый путь, что мы прошли на российском за 7 лет, — и готовы к этому. Поэтому да, для «Хекслета» — только США. 

Но проект колледжа мы тоже видим как международный: планируем открывать филиалы, но уже для русскоязычной аудитории. Наши международные планы — это «Хекслет» на рынке США и колледж на рынке СНГ.

— Возвращаясь к российскому рынку, какие общие тренды вы видите?

Если говорить в целом, то я могу только повторить то, что говорят все: стагнация и рост рекламных расходов. Не все способны оставаться рентабельными при текущих цифрах. Конкуренция растет, и на нас это, конечно, оказывает влияние.

— Как именно?

Мы становимся ближе к типовым схемам. Например, мы за 10 лет никогда не делали никаких скидок, а сейчас начали. 

— Какие новые технологии edtech вам интересны? Из тех, «за кем будущее», AI, VR…

Такие темы любят поднимать на больших edtech-форумах. Конечно, круто было бы иметь механику, которая позволяет, например, предугадать, что вот этот человек готовится бросить обучение. Но это пока еще не настолько распространено, чтобы внедрять, разве что какие-то гиганты могут себе позволить подобные эксперименты.

В остальном у нас максимальная автоматизация в том, что касается выстраивания взаимодействия, технической экспертизы, умения объяснять. У нас много людей над этим работает. Вторая часть — это групповая динамика. Но это все не про наличие или отсутствие каких-то суперпродвинутых технологий. Программирование — это экран и код. Идеальная профессия, для которой нужен только компьютер.

Справка:Кирилл Мокевнин родился в 1985 году в Ульяновске. В 2004 году окончил Ульяновский государственный технический университет. Работал разработчиком ПО в компаниях Skype и UNDEV. В 2014 году стал совладельцем и CEO школы «Хекслет». В настоящее время проживает в США. Женат, имеет двоих детей.

Маргарита Арановская 

Дата публикации: 19 Январь 2023


Аналитика и интервью
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%

Edtech-компаниям труднее привлекать клиентов: посещаемость сайтов падает, увеличивается стоимость лида. По оценке Smart Ranking, снижение трафика участников рынка в I квартале составило 20% по отношению к прошлому году. Компании сталкиваются с потерей каналов для продвижения и рекламными ограничениями со стороны государства. Рассказываем о том, что происходит с трафиком и как бороться с его снижением.

Аналитика23 Май 2024
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка

Оценка качества онлайн-курсов — один из основных вопросов для edtech-рынка сегодня. Единых стандартов не существует: каждая школа выбирает метрики самостоятельно. Агентство Smart Ranking совместно с мессенджером «Пачка» провело исследование и опросило игроков edtech-рынка, чтобы узнать, какие показатели они измеряют и как потом используют полученные данные. Оказалось, что компании детского сегмента считают самым значимым LTV (Lifetime Value), а взрослого — индекс удовлетворенности клиента.

Аналитика16 Май 2024
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech

Edtech-рынок Европы развивался медленно во многом из-за большого разнообразия национальных образовательных систем и крайне неравномерного развития стран. Тем не менее технологии проникают даже на небольшие локальные рынки. Европейский EdTech Alliance выпустил отчет о роли государств во внедрении edtech-технологий и развитии экосистем. Пересказываем обзор по некоторым европейским государствам.

Аналитика02 Май 2024

Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs

Аналитическое агентство Smart Ranking регулярно расширяет рейтинг крупнейших edtech-компаний России. Знакомим вас с проектами, которые добавили в топ за I квартал 2024 года, и рассказываем об их драйверах роста.

Аналитика02 Май 2024

Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2024 года. Общая динамика вернулась к показателям начала 2023 года и составила +22,5% (Y2Y). Лидером роста стала разработка образовательного ПО, прибавив больше 70%. Впервые за долгое время фактически сравнялась динамика двух основных сегментов — ДПО и детского образования.

Аналитика26 Апрель 2024

Рынок хоумскулинга вырос на 70%

Суммарная выручка рынка дистанционного образования школьников увеличилась на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей. Большая часть выручки приходится на трех ключевых игроков: «Фоксфорд», «ИнтернетУрок» и «Онлайн-школу №1». Smart Ranking пообщался с компаниями сегмента и узнал перспективы рынка, его тренды, драйверы и барьеры.

Аналитика25 Апрель 2024

Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников

Академия Softline в партнерстве с Softline Venture Partners запустила инвестиционную программу: небольшие edtech-компании и стартапы получат миллиард рублей на развитие своих проектов. Преимущество будет на стороне тех компаний, которые ориентируются на B2B, — Академия Softline включит их решения в свой портфель. Так, сегмент корпоративного обучения может стать самой привлекательной нишей для инвесторов в 2024 году.

Аналитика24 Апрель 2024

И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

Edtech-компании в 2023 году заработали в сегменте СПО (среднего профессионального образования) на 70% больше, чем за 2022 год. Их суммарная выручка составила более 3 млрд рублей, как показало исследование Smart Ranking. Несмотря на перспективность направления, заходить в сегмент пока готовы не все — участников рынка отпугивают госстандарты и сложные бизнес-модели. На закрытой встрече Smart Ranking игроки edtech обсудили возможности онлайн-школ на рынке СПО.

Аналитика19 Апрель 2024

«Сбер» покупает образовательные активы Алексея Мордашова — «Нетологию» и «Фоксфорд»

«Сбер» завершает сделку по покупке активов TalentTech — крупного игрока ДПО «Нетологии» и одного из лидеров детского сегмента «Фоксфорда». По оценке Smart Ranking, сумма сделки может составить не менее 7 млрд рублей. Покупка школ закономерна: «Сбер» стремится усилить экосистему крупными образовательными проектами. На рынке грядет рост конкуренции и битва экосистем.

Новости15 Апрель 2024

Создатель инфобизнесменов. Как школа EDPRO доросла до миллиардных оборотов

Выручка онлайн-школы EDPRO, которая обучает нутрициологи, сексологии, коучингу, дизайну интерьеров и психологии, превысила миллиард рублей в 2023 году — это на 114% больше, чем годом ранее. Как рассказал СЕО компании Сергей Астафьев, такого роста удалось добиться в основном за счет двух каналов трафика (помимо стандартных SЕО, СРС, СРА, инфлюэнс-маркетинга, СРМ): реферальной программы в B2C и привлечения из офлайна.

Интервью10 Апрель 2024

Все статьи ->
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%

Edtech-компаниям труднее привлекать клиентов: посещаемость сайтов падает, увеличивается стоимость лида. По оценке Smart Ranking, снижение трафика участников рынка в I квартале составило 20% по отношению к прошлому году. Компании сталкиваются с потерей каналов для продвижения и рекламными ограничениями со стороны государства. Рассказываем о том, что происходит с трафиком и как бороться с его снижением.

Аналитика23 Май 2024
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка

Оценка качества онлайн-курсов — один из основных вопросов для edtech-рынка сегодня. Единых стандартов не существует: каждая школа выбирает метрики самостоятельно. Агентство Smart Ranking совместно с мессенджером «Пачка» провело исследование и опросило игроков edtech-рынка, чтобы узнать, какие показатели они измеряют и как потом используют полученные данные. Оказалось, что компании детского сегмента считают самым значимым LTV (Lifetime Value), а взрослого — индекс удовлетворенности клиента.

Аналитика16 Май 2024
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech

Edtech-рынок Европы развивался медленно во многом из-за большого разнообразия национальных образовательных систем и крайне неравномерного развития стран. Тем не менее технологии проникают даже на небольшие локальные рынки. Европейский EdTech Alliance выпустил отчет о роли государств во внедрении edtech-технологий и развитии экосистем. Пересказываем обзор по некоторым европейским государствам.

Аналитика02 Май 2024
Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs
Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs

Аналитическое агентство Smart Ranking регулярно расширяет рейтинг крупнейших edtech-компаний России. Знакомим вас с проектами, которые добавили в топ за I квартал 2024 года, и рассказываем об их драйверах роста.

Аналитика02 Май 2024
Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей
Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2024 года. Общая динамика вернулась к показателям начала 2023 года и составила +22,5% (Y2Y). Лидером роста стала разработка образовательного ПО, прибавив больше 70%. Впервые за долгое время фактически сравнялась динамика двух основных сегментов — ДПО и детского образования.

Аналитика26 Апрель 2024
Рынок хоумскулинга вырос на 70%
Рынок хоумскулинга вырос на 70%

Суммарная выручка рынка дистанционного образования школьников увеличилась на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей. Большая часть выручки приходится на трех ключевых игроков: «Фоксфорд», «ИнтернетУрок» и «Онлайн-школу №1». Smart Ranking пообщался с компаниями сегмента и узнал перспективы рынка, его тренды, драйверы и барьеры.

Аналитика25 Апрель 2024
Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников
Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников

Академия Softline в партнерстве с Softline Venture Partners запустила инвестиционную программу: небольшие edtech-компании и стартапы получат миллиард рублей на развитие своих проектов. Преимущество будет на стороне тех компаний, которые ориентируются на B2B, — Академия Softline включит их решения в свой портфель. Так, сегмент корпоративного обучения может стать самой привлекательной нишей для инвесторов в 2024 году.

Аналитика24 Апрель 2024
И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования
И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

Edtech-компании в 2023 году заработали в сегменте СПО (среднего профессионального образования) на 70% больше, чем за 2022 год. Их суммарная выручка составила более 3 млрд рублей, как показало исследование Smart Ranking. Несмотря на перспективность направления, заходить в сегмент пока готовы не все — участников рынка отпугивают госстандарты и сложные бизнес-модели. На закрытой встрече Smart Ranking игроки edtech обсудили возможности онлайн-школ на рынке СПО.

Аналитика19 Апрель 2024
«Сбер» покупает образовательные активы Алексея Мордашова — «Нетологию» и «Фоксфорд»
«Сбер» покупает образовательные активы Алексея Мордашова — «Нетологию» и «Фоксфорд»

«Сбер» завершает сделку по покупке активов TalentTech — крупного игрока ДПО «Нетологии» и одного из лидеров детского сегмента «Фоксфорда». По оценке Smart Ranking, сумма сделки может составить не менее 7 млрд рублей. Покупка школ закономерна: «Сбер» стремится усилить экосистему крупными образовательными проектами. На рынке грядет рост конкуренции и битва экосистем.

Новости15 Апрель 2024
Создатель инфобизнесменов. Как школа EDPRO доросла до миллиардных оборотов
Создатель инфобизнесменов. Как школа EDPRO доросла до миллиардных оборотов

Выручка онлайн-школы EDPRO, которая обучает нутрициологи, сексологии, коучингу, дизайну интерьеров и психологии, превысила миллиард рублей в 2023 году — это на 114% больше, чем годом ранее. Как рассказал СЕО компании Сергей Астафьев, такого роста удалось добиться в основном за счет двух каналов трафика (помимо стандартных SЕО, СРС, СРА, инфлюэнс-маркетинга, СРМ): реферальной программы в B2C и привлечения из офлайна.

Интервью10 Апрель 2024

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка