
Неизбежное взросление: каковы перспективы edtech-компаний на рынке СПО
Рост популярности СПО отмечают представители и сегмента ДПО, и сегмента детского образования. Тренд на более раннее освоение профессии и улучшение имиджа колледжей и техникумов приводит к тому, что количество студентов СПО в России приближается к показателям высшего образования. За 2023 год рост этого направления составил у edtech-компаний порядка 70% в выручке. Однако многие отмечают, что работать с аудиторией 15–17-летних учеников в онлайне очень сложно.
По данным Минобразования, за последние 5 лет количество студентов СПО выросло примерно на 18,5%, приблизившись к количеству студентов вузов (3,5 млн и 4,1 млн человек соответственно).
При этом количество студентов, обучающихся в системе СПО на платной основе, росло еще более динамично. За последние 5 лет количество платников выросло почти в полтора раза, сегодня их доля в общем объеме составляет почти 35%. То есть за свои деньги учится примерно каждый третий студент колледжа
Динамика платного образования в СПО
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Доля студентов СПО, обучающихся на платной основе, % |
28,15 |
30,06 |
32,58 |
33,78 |
34,70 |
Динамика платного образования в СПО отдельных регионах доля платных студентов превышает 50%, и это не только Москва, но и южные регионы, где меньше крупных городов, а соответственно, и вузов.
Регионы — лидеры по количеству платных студентов СПО
Количество студентов, тыс. человек |
Доля от общего по стране, % |
Количество обучающихся платно, тыс. человек |
Доля платных студентов, % |
Количество частных колледжей |
||
1 |
Москва |
217,5 |
6,5 |
126,2 |
58 |
45 |
2 |
Краснодарский край |
149,6 |
4,2 |
72,2 |
48,2 |
44 |
3 |
Дагестан |
78,8 |
2,22 |
46,1 |
58,5 |
34 |
4 |
Московская область |
123,4 |
3,48 |
41,5 |
33,6 |
38 |
5 |
Свердловская область |
123,8 |
3,49 |
38,2 |
30,8 |
22 |
6 |
Ставропольский край |
72,5 |
2,04 |
36 |
50,02 |
45 |
7 |
Башкортостан |
110,8 |
3,12 |
34,1 |
30,7 |
12 |
8 |
Санкт-Петербург |
118,4 |
3,34 |
34 |
28,7 |
9 |
9 |
Татарстан |
92 |
2,59 |
34 |
36,9 |
28 |
10 |
Ростовская область |
111,1 |
3,13 |
32,7 |
29,4 |
9 |
Источник: Минобразования
Edtech-компании в СПО
В 2023 году компании из edtech-рейтинга заработали на СПО более 3 млрд рублей, годовой рост составил около 70%. При этом на 2024 год у многих амбициозные планы.
«В этом году мы прогнозируем кратный рост за счет региональной экспансии, — говорит Кристина Граль, директор по развитию бизнеса IThub Group. — Что касается ситуации на edtech-рынке в России, то очевидно, что сегмент СПО является стратегическим для развития в этом году».
Среди edtech-компаний, уже активно присутствующих на рынке СПО, основных игроков четыре. Самые популярные профессии связаны с информационными технологиями и дизайном, «Синергия» обучает также предпринимательству и юриспруденции.
В этом году число игроков должно примерно удвоиться, так как начнут набор новые компании. В частности, лидер рынка ДПО Skillbox запустил Цифровой колледж Skillbox в декабре 2023 года. Как рассказали в компании, первый набор студентов пройдет летом 2024 года, а к учебе студенты приступят с сентября. Планируемый набор — от 1000 студентов, на старте будет запущено два основных направления: «Программирование» и «Графический дизайн».
«Спрос на СПО в целом растет уже несколько лет, особенно на IT-специальности, — рассказывает Сергей Попков, cооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox. — Раньше восприятие среднего профессионального образования было скорее негативным — как непопулярный образовательный трек. Сейчас же старшеклассники пересматривают необходимость получения высшего образования. Мы видим, что количество школьников, которые не хотят доучиваться до 11-го класса, далее идти в вуз и только потом на рынок труда, растет. Согласно внутреннему исследованию Skillbox, 60% школьников желают как можно раньше начать профессиональную деятельность, 30% — избежать академической траектории в школе. Среди выпускников 11-х классов и людей, уже имеющих образование, основная мотивация для поступления в колледж — смена специальности на более перспективную».
При этом edtech-компании отмечают, что онлайн-обучение в ссузах пока недостаточно развито.
«Буквально десятки организаций способны реализовывать полноценный учебный процесс в онлайне, и единицы из них способны это делать на том уровне качества и сервиса, который принят сейчас в edtech, — продолжает Сергей Попков. — Большая часть колледжей — это государственные бюджетные организации, в которых внедрение новых технологий идет медленно. Долгое время система СПО в нашей стране была в упадке, и тогда точно было не до экспериментов с онлайном. Но надо признать, что в стране есть хорошие примеры динамично развивающихся колледжей, на опыт которых мы смотрим с большим интересом, но их возможностей объективно не хватает для удовлетворения спроса».
Другие будущие потенциально сильные игроки — Singularity Hub от основателей Skyeng и IT-колледж Maxitet от Maximum Education.
«Мы запустили свой колледж, поскольку значительный процент девятиклассников выбирает именно СПО, а не продолжение обучения в школе, — говорит Михаил Мягков, основатель и CEO MAXIMUM Education. — Мы видели, что можем создать в данной области качественный образовательный продукт».
Skyeng пока свой проект в СПО не комментирует. Обучение там проходит за счет грантов и в партнерстве с компаниями-работодателями.
О планах по развитию программ СПО рассказали также в «ИнтернетУроке».
«Нашей общеобразовательной школе в этом году 10 лет, и мы видим крепнущий интерес со стороны девятиклассников и их родителей к профессиональному образованию, — говорит Ольга Перлина, директор по маркетингу компании «ИнтернетУрок». — Наши ученики интересуются, планируем ли мы открыть колледж в ближайшем будущем. Сейчас для нас вопрос не в том, расширять ли продуктовый ряд в направлении СПО, а в том, на каких специальностях сосредоточиться. В новом направлении вы видим профессиональный вызов и в том, чтобы обеспечить качество образования для студентов на том же высоком уровне, что мы задали для наших школьников. Параллельно, с учетом накопленного опыта в онлайн-образовании, рассматриваем пути поддержки студентов (например, функцию персональных наставников) и развития soft skills».
Трудные дети
Однако в отличие от дополнительного взрослого или детского образования СПО подчиняется строгим государственным регламентам (например, аккредитацию колледж получает только после первого выпуска, то есть спустя 3–4 года после запуска). Еще одна особенность — сложный возраст обучающихся, которых труднее контролировать в онлайне. Первым игрокам было в какой-то степени легче, так как они имели некую предысторию бизнеса (у «Синергии» были ссузы в активах, основатель IThub-колледжа работал в системе государственных колледжей), а новые стараются запускать новые проекты в партнерстве с уже существующими организациями.
«Edtech активно входит в коллаборации с колледжами и вузами, — говорит Кристина Граль. — Но прогнозировать, насколько эта модель будет успешной, сложно, так как из собственного опыта мы знаем, что фокус в среднем профессиональном образовании — не на hard skills, а на soft skills, что отмечают наши индустриальные партнеры. А соответственно, в онлайн-формате это делать сложнее».
Однако есть пример «Хекслета», который сосредоточен на онлайне, так как его бизнес-модель изначально предполагает максимальную автоматизацию.
Еще одна сложность — более ограниченный выбор профессий, подходящих для обучения в онлайне, чем в системе высшего образования.
«Важно понимать, что обучение в колледже всегда подразумевает освоение прикладных профессий, поэтому для таких программ критически важна практика, — отмечает Сергей Попков. — Именно поэтому цифровизация подходит далеко не всем специальностям (например, не подходит таким, как химические или сварочные технологии, поварское или сестринское дело). Поэтому проблемы и темп внедрения новых технологий в сегменте СПО сильно отличаются от того же высшего образования».
Тем не менее можно ожидать, что компании с этими сложностями справятся и с учетом текущих темпов рынок резко вырастет уже на рубеже 2024–2025 годов.
Дата публикации: 04 Апрель 2024

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.
Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.
10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.
Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.
Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.