Непрерывное обучение: на EdCrunch развеяли мифы про lifelong learning
На EdCrunch прошла панельная дискуссия на тему «”Завтра я не смогу найти работу?” Lifelong learning в мире быстрого развития индустрий». Спикеры пришли к выводу, что концепция непрерывного обучения в качестве бизнес-модели не работает, а также обсудили, что слеш-карьера может решить проблему выгорания учителей. Модерировала сессию Наталья Царевская, Директор направления EdTech ИТ-кластера, Фонд «Сколково».
Спикеры:
- Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox
- Аяш Мырзабекова, сооснователь Teachers Lab
- Суреш Пунджаби, заместитель декана Школы непрерывного и дополнительного образования Национального университета Сингапура
Наталья Царевская начала дискуссию со статистики: в следующие три года 25% работников должны перейти в новые цифровые профессии, потому что их специальности устареют. Предполагается, что к 2025 году число свободных вакансий в IT-индустрии вырастет более, чем в два раза и достигнет 190 млн по всему миру. Технологии развиваются быстро, а навыки специалистов теряют актуальность — считается, что ежегодно 10% навыков человека устаревают.
Тем, как в Сингапуре отвечают на подобные вызовы, поделился Суреш Пунджаби. По его словам, проблему трудоустройства и рескиллинга решает корпоративное обучение — студентам дают знания с учетом специфики конкретных компаний. Обучение длится недолго: 3-4 месяца. После студентов напрямую трудоустраивают: так, работу после окончания курсов находит 100% учеников.
Дмитрий Крутов поделился, что по его мнению, lifelong learning в качестве бизнес-модели не работает. Невозможно купить клиента однажды и всю жизнь сопровождать его, потому что мотивы пользователя, его стиль принятия решений в течение жизни меняются.
«Много спекуляций на тему lifelong learning: следует расширить понимание термина. Lifelong learning — не только про образование. Это еще про карьерную экосистему: сервис, контент, наставничество, карьерное развитие», — считает Дмитрий Крутов.
Также он предложил расширить концепцию lifelong learning за счет академического трека: сильный специалист невозможен без философии, истории, литературы — это, те области, которые формирует лидера, дают возможность формулировать идеи.
Аяш Мырзабекова, методолог и инфлюенсер, рассказала, о том, как меняется подход к работе учителя. Все популярнее становится идея «слеш-карьеры», когда один специалист объединяет несколько профессий. Так, в сфере преподавания появляются teacherpreners или «учителя-предприниматели» — они монетизируют экспертность, создают продукты, но при этом остаются учителями в школах. Они продолжают преподавать и параллельно создают контент, становятся спикерами и авторами, методологами авторских продуктов. Так, цифровая сфера открывает для учителей возможность больше зарабатывать и масштабировать знания.
Учителя часто сталкиваются с тем, что не могут «продать» ученикам свой предмет. Чтобы заинтересовать ученика сейчас, нужно оборачивать знания в бизнес-идеи. Такому навыку можно научиться, если развиваться в разных направлениях: быть на стыке карьер. «По-другому подростки не будут воспринимать нас как учителей. Мы не будем для них ролевой моделью, если не докажем, что учитель может привлекать инвестиции, запускать стартапы», — считает Аяш Мырзабекова.
На дискуссии поговорили о смене профессии после 40 лет. Чтобы обучать цифровым профессиям людей постарше, нужно, чтобы уровень сложности был адаптивным и студенты могли учиться в своем темпе, считает Дмитрий Крутов. По мнению Аяш Мырзабековой, поддержкой в обучении для этой возрастной категории должны стать сообщества.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 16 Ноябрь 2023
С каждым годом требования к онлайн-курсам растут: завоевать внимание учеников все сложнее, а конкуренция между школами усиливается. Чтобы удержать студента, нужна качественная персонализация обучения — даже в групповых форматах. Об этих и других трендах в поведении учеников рассказали на видеоплатформе livedigital, которая анализирует действия пользователей, их включенность в уроки, доходимость и удержание.
17 ноября компания «Лидеры изменений» подвела итоги второго ежегодного рейтинга, который отмечает управленцев и компании, внедряющих современные подходы в работе с продуктами. Цель проекта — оценить реальные достижения бизнеса на пути к цифровой трансформации.
За I полугодие 2025 года, по оценке Smart Ranking, топ-25 компаний на рынке домашнего обучения заработали почти 4,6 млрд рублей — на 27% больше, чем годом ранее. Среди драйверов роста — гибридные форматы, мини-классы, геймификация и ИИ, а ключевые риски — демография и осложнившееся привлечение учеников.
aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2025 года. Динамика по сравнению со II кварталом ускорилась, однако преимущественно за счет сегмента формального образования (ВО и СПО).
Онлайн-школы на платформе GetCourse за январь–сентябрь 2025 года заработали 116,5 млрд рублей — на 5% меньше, чем за тот же период годом ранее (122,8 млрд рублей). Несмотря на снижение выручки в годовом сравнении, третий квартал показал сезонный рост. При этом рынок сталкивается с сокращением трафика, новыми регуляторными ограничениями и меняющимся спросом.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
С каждым годом требования к онлайн-курсам растут: завоевать внимание учеников все сложнее, а конкуренция между школами усиливается. Чтобы удержать студента, нужна качественная персонализация обучения — даже в групповых форматах. Об этих и других трендах в поведении учеников рассказали на видеоплатформе livedigital, которая анализирует действия пользователей, их включенность в уроки, доходимость и удержание.
17 ноября компания «Лидеры изменений» подвела итоги второго ежегодного рейтинга, который отмечает управленцев и компании, внедряющих современные подходы в работе с продуктами. Цель проекта — оценить реальные достижения бизнеса на пути к цифровой трансформации.
За I полугодие 2025 года, по оценке Smart Ranking, топ-25 компаний на рынке домашнего обучения заработали почти 4,6 млрд рублей — на 27% больше, чем годом ранее. Среди драйверов роста — гибридные форматы, мини-классы, геймификация и ИИ, а ключевые риски — демография и осложнившееся привлечение учеников.
aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2025 года. Динамика по сравнению со II кварталом ускорилась, однако преимущественно за счет сегмента формального образования (ВО и СПО).
Онлайн-школы на платформе GetCourse за январь–сентябрь 2025 года заработали 116,5 млрд рублей — на 5% меньше, чем за тот же период годом ранее (122,8 млрд рублей). Несмотря на снижение выручки в годовом сравнении, третий квартал показал сезонный рост. При этом рынок сталкивается с сокращением трафика, новыми регуляторными ограничениями и меняющимся спросом.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.