Smart Ranking


От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

IThub открывает университет

Edtech-компании работают на рынке ВО и СПО, преимущественно разрабатывая совместные программы. Однако появляются и новые форматы. ГК IThub, продолжая развивать образовательную экосистему, объявила об открытии университета, созданного специально для выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений. 

Университет IThub предлагает ускоренные программы бакалавриата, адаптированные под уровень предшествующей подготовки. Направления обучения: IT-инновации и управление бизнесом, интеллектуальный анализ данных, продуктовый менеджмент и технологическое предпринимательство. Выпускники колледжа IThub смогут получить диплом всего за 2,5 года, выпускники других колледжей или вузов — за 3,5. Программы сфокусированы на решении практических бизнес-кейсов от ведущих участников рынка, которые входят в Индустриальный совет IThub, а гибкий график и собственный Центр карьеры позволят совмещать учебу с работой, сообщили в компании.

«Рынок образования движется от отдельных курсов к комплексным экосистемам непрерывного обучения (lifelong learning). Наша модель “школа-колледж-вуз”, ориентированная на подготовку специалистов в сфере информационных и креативных технологий с применением бизнес-ориентированной методологии и бесшовными переходами между уровнями образования, — прямой ответ на этот запрос. Запуск университета — логичное развитие нашей стратегии», — отмечает исполнительный директор ГК IThub Кристина Граль.

Skyeng и «Фоксфорд» идут дальше партнерств

В июне группа компаний Skyeng объявила о приобретении доли 11% в компании «Образование будущего». В структуру компании входят частный университет «Международная академия бизнеса и управления» (МАБиУ) и колледж «Международный институт бизнеса и управления» (МИБиУ), которые теперь дополнят образовательную систему группы. Сообщается также, что со временем доля ГК в «Образование будущего» будет увеличена. 

До сделки Skyeng уже принадлежал один центр, связанный с рынком СПО — офлайн-центр Singularity, в который входят школа, колледж, а также IT-курсы. Центр находится в Чебоксарах, в то время как благодаря МАБиУ и МИБиУ компания будет представлена и в Москве.

CEO Smart Ranking Дарья Рыжкова отмечала особенности данного сотрудничества: «для Skyeng выгода очевидна. Сейчас они покупают по сути лицензию, и нет необходимости строить свой колледж совсем с нуля. В будущем, если они смогут выстроить экосистему, они будут получать лояльных клиентов в свою воронку раньше, сразу после школы, увеличивая LTV».

Другой заметный игрок edtech, «Фоксфорд», выбрал несколько иную стратегию выхода на рынок СПО: создать собственный IT-колледж с нуля. 

Оба направления в нем созданы совместно с колледжами-партнерами: дизайн — совместно с гуманитарно-техническим колледжем «Знание», программирование — с Международным восточно-европейским колледжем (МВЕК). Помимо дипломов государственного образца партнерского СПО, выпускники также будут получать диплом «Фоксфорда» о профпереподготовке.

Разработка стратегий

В партнерство с вузами и колледжами идут не только edtech-компании, занимающиеся реализацией учебных программ. Разработчик ПО для edtech-рынка и госучреждений «Кеды Профессора» продолжает расширять присутствие на рынке высшего образования: компания подписала соглашение о сотрудничестве с НИУ ВШЭ. Партнеры будут совместно разрабатывать стратегии и решения для ИИ-трансформации вузов.

Стороны отмечают как очевидную перспективность использования искусственного интеллекта в сегменте высшего образования, так и выжидательную позицию самих университетов. Планируется помощь в постановке целей на использование ИИ в вузе и реализация конкретных решений: от ассистентов для сотрудников до создания мультимодального контента.

Число совместных магистерских программ растет

Относительно классическая форма взаимодействия edtech-игроков с вузами — разработка совместных программ — также остается востребованной. 

«Яндекс Практикум» и университет ИТМО с сентября откроют новую онлайн-магистерскую программу «Фронтенд- и бэкенд-разработка». У «Яндекса» также работают совместные программы магистратуры с МФТИ и НИЯУ МИФИ.

Новые проекты в 2025 году появились и у «Нетологии». На данный момент доступны 13 программ онлайн-магистратуры с восемью вузами. Открывшееся направление — «Аналитика данных и использование искусственного интеллекта в психологии» совместно с Московским институтом психоанализа — также запустят с сентября. К тому же в рамках партнерства будут созданы совместные программы ДПО и Школа родительства.

В числе новых совместных программ, которые будут открыты в этом году, есть и проект «Сбер.Образования» в партнерстве с РЭШ и «Сколтехом». Магистерская программа называется «Искусственный интеллект и финансовые технологии» и готовит кадры для российского финтеха. Совместные программы «Сбер» реализует не только с московскими и петербургскими вузами, но и с представителями Ростова-на-Дону, Пензы, Кемерово, Владивостока и других городов.

Центральный университет открыл программу гибридной магистратуры по машинному обучению совместно с edtech-компанией MLinside. Программа предполагает присутствие студентов либо онлайн, либо в офлайн-форме, а также совместные очные буткемпы.

Ultimate Education сотрудничает с колледжами

Партнерские программы при участи edtech-компаний создаются и в сегменте среднего профессионального образования. Ultimate Education совместно с Московским городским открытый колледжем запустил три совместных трека, на которые можно поступить после 9 класса.

Среди них — разработка компьютерных игр (при участии XYZ School), реклама (при содействии академии MAED и школы BBE), а также fashion-дизайн совместно с Fashion Factory School.

Кадры для компаний

Группа РВБ (Wildberries&Russ) заключила договор с Новосибирским государственным университетом экономики и управления (НГУЭУ) о создании проекта «Лабс». В июле об инициативе объявили официально и был начат набор студентов IT-специальностей.

На проекте предусмотрены лекции от экспертов РВБ по особенностям ведения проектов в сфере edtech, мастер-классы по выявлению коммуникативных навыков и лидерских качеств, а также базовые тесты по одному из выбранных треков (фронтенд, прикладная разработка, тестирование).

Затем студенты пройдут двухнедельную стажировку на реальных образовательных проектах РВБ, погружаясь в процессы компании и выполняя реальные задачи. В 2025 году у Группы появилась образовательная лицензия, она активно сотрудничает с сегментом СПО, ВО и школами, запуская хакатоны, олимпиады и полноценные образовательные программы. 

При успехе проекта «Лабс» в компании планируют внедрить подобные инициативы и в других вузах-партнерах.

Промежуточные выводы

Рынок edtech переживает не лучшие времена, что заставляет компании искать все новые коллаборации и прочие способы выхода в офлайн. Число примеров совместных программ продолжает расти. В то же время некоторые игроки могут позволить себе либо приобретать действующие организации СПО и ВО, либо создавать собственные с нуля. 

Новым событием на рынке стал созданный с нуля вуз, предназначенный для дополнительной подготовки выпускников колледжа той же компании. Вполне возможно, подобных примеров создания полноценных образовательных экосистем с участием edtech в будущем будет еще больше.

Дата публикации: 08 Август 2025


Аналитика и интервью
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025
Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025

Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025

Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025

Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025

Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025

Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025

Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Аналитика 04 Июнь 2025

Все статьи ->
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025
Куда и как edtech внедряет ИИ
Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Аналитика 04 Июнь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.