
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма
По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.
В исследовании приняли участие 14 edtech-компаний, занимающихся детским образованием. Часть из них прошла опрос, другие — дали глубинные интервью. В результате удалось собрать срез рынка: узнать объем найма, ставку педагогов, нестандартных решений, которые помогают искать и удерживать преподавателей.
Уровень дохода педагогов
Большинство компаний оперируют почасовой ставкой, но в вакансиях для ориентира указывается ежемесячный доход — в среднем от 60 000 до 80 000 рублей при полной занятости.
Мотивация преподавателей различается в зависимости от формата занятий и предмета:
-
Занятия «один на один»:
-
Русский и английский: 360–600 руб (в среднем — 480 руб)
-
Математика / физика / химия в среднем — 600 руб
-
IT-дисциплины: 400–700 руб (в среднем — 550 руб)
-
-
Мини-группы:
-
Общие предметы: 500–800 рублей
-
IT-направления: 750–1 000 рублей
-
В крупных компаниях ставка может быть ниже за счет сильного бренда и встроенных мотивационных надбавок: например, за объем уроков, длительность сотрудничества, удержание учеников (retention). Небольшие проекты компенсируют это более высокой ставкой и гибкой мотивацией.
Стоимость найма
Разброс по стоимости найма педагога для формата «один на один» — от 4 000 до 50 000 рублей. На цифры влияет методология расчета: включают ли в расходы участие HR-менеджера, затраты на маркетинг, интеграции с партнерами и т.д.
У крупных игроков, где найм системно встроен в юнит-экономику преподавателя для индивидуальных занятий «хантят» за 4 000–10 000 рублей, а для мини-групп — 14 000–30 000 рублей.
Игроки рынка отмечают, что снизить стоимость найма можно за счет:
-
Органического трафика. Сильный HR-бренд помогает компаниям привлекать специалистов практически без затрат — в некоторых школах органический приток кандидатов доходит до 33%.
-
Внутренней реферальной программы. Преподаватель может получить вознаграждение в размере от пяти до семи тысяч, если приведет на работу подходящего сотрудника.
-
Партнерство с вузами и другими edtech-платформами. Так, некоторые edtech-компании заключают между собой соглашения: например, игроки из сегмента IT-образования предлагают своим выпускникам трудоустройство в детских школах программирования.
![]()
«Снижаем стоимость найма за счет партнерства с образовательными платформами — например, со Skillbox и “Нетологией”. По договоренности, они информируют своих выпускников и студентов о наших открытых вакансиях. Мы принимаем их на стажировки, проектную работу или трудоустраиваем — это позволяет нам быстро находить кандидатов без дополнительных затрат», — отметил Алексей Назаров, руководитель команды подбора в IT-школе «Алгоритмика».
-
Накопленной базы кандидатов. Хранение базы перспективных, но пока не готовых специалистов позволяет сократить расходы на поиск новых учителей. Вместо запуска полноценного найма HR-команды возвращаются к тем, кто уже знаком с компанией и мог за это время прокачать нужные навыки.
Сезонность и объемы найма
Найм преподавателей носит выраженный сезонный характер: в апреле-июле происходит спад, а период роста наступает с августа — то есть начала подготовки к учебному году.
![]()
По словам Алексея Семенова, эксперта компании LiveDigital, ежемесячно найм в edtech составляет 2 500–3 000 преподавателей. Большая часть из них (90%) устраиваются, чтобы вести русский, математику и английский.
Вызовы рынка
Компании отмечают ряд трудностей при рекрутинге:
-
Дефицит преподавателей в точных и технических дисциплинах (физика, математика, химия, программирование) и избыток кандидатов по английскому языку.
![]()
«Преподавателей по математике, физике, химии и информатике на рынке недостаточно. Это подтверждается и собственной командной аналитикой, и исследованием таких источников, как Минпросвещение: в заголовках новостей регулярно подчеркивается острый дефицит таких специалистов, особенно в школах малых городов. И дело не в том, что они массово уходят в онлайн — просто сама емкость рынка крайне низкая», — отметила Екатерина Шилко, руководитель маркетинга преподавателей в онлайн-школе Skyeng.
![]()
«Математика — топ-1 предмет. На нее приходится примерно треть, а то и 40% всех уроков. Всего три главных направления — математика, русский и английский. Они дают 90% всего объема занятий. Преподавателей математики на рынке немало, но и спрос на них самый высокий — в итоге все равно не хватает. По русскому языку найти специалиста проще, по английскому — еще легче. А вот, например, у физики — совсем маленькая доля в уроках. Там и спрос ниже, и учителей надо гораздо меньше, но их все равно недостаточно», — подтвердил Игорь Трахов, директор по продукту в «Тетрике».
-
Слабые hard skills и неподготовленность к онлайн-формату. По этой причине кандидатов часто отклоняют.
-
Низкая воспринимаемая ценность ставки — особенно у опытных педагогов.
-
Рост стоимости привлечения. Например, повышение тарифов на HH и ограничения в других каналах.
-
Юридические ограничения. Школы следят, чтобы у кандидатов был статус самозанятого и банковская карта РФ.
![]()
«До 2024 года в школу привлекали преподавателей из разных стран, что помогало справляться с кадровым дефицитом и быстрее закрывать планы. Но изменения ряда законодательных требований к преподавателям-иностранцам повлекли за собой и корректировки в найме: рынок существенно сузился, что потребовало новых инструментов в маркетинге» — рассказала Екатерина Шилко.
Каналы привлечения преподавателей
Участники рынка считают наиболее эффективными по качеству и стоимости отклика следующие каналы:
-
Реферальные программы.
-
HeadHunter, который особенно подходит для массового найма.
-
Telegram, соцсети, профильные мероприятия — например, «Учитель года».
-
Университеты, GitHub (для ИТ-направлений), LinkedIn (для международных позиций)
-
Email-реактивации, CPA-сети, SEO/контент-маркетинг.
Тем не менее, онлайн-школы и сервисы для edtech-рынка ищут новые способы привлечь учителей. Так, платформа LiveDigital запускает проект по переподготовке преподавателей для edtech-школ. В июне 2025 года планируется выпустить 150 педагогов, которые пройдут переквалификацию, чтобы перестроиться на онлайн-формат.
Выводы
Современный edtech-рынок сталкивается с устойчивыми вызовами в найме преподавателей:
-
Дефицит кадров по ключевым предметам.
-
Рост стоимости привлечения.
-
Острая нехватка преподавателей, готовых вести занятия онлайн.
При этом традиционные каналы — от job-платформ до соцсетей — работают все менее эффективно и требуют все больших ресурсов. В таких условиях школы ищут альтернативные решения — через реферальные механики, партнерства, образовательные центры, нишевые сообщества, аутсорс и нестандартные воронки.
Дата публикации: 21 Май 2025

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.
Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.