
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма
По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.
В исследовании приняли участие 14 edtech-компаний, занимающихся детским образованием. Часть из них прошла опрос, другие — дали глубинные интервью. В результате удалось собрать срез рынка: узнать объем найма, ставку педагогов, нестандартных решений, которые помогают искать и удерживать преподавателей.
Уровень дохода педагогов
Большинство компаний оперируют почасовой ставкой, но в вакансиях для ориентира указывается ежемесячный доход — в среднем от 60 000 до 80 000 рублей при полной занятости.
Мотивация преподавателей различается в зависимости от формата занятий и предмета:
-
Занятия «один на один»:
-
Русский и английский: 360–600 руб (в среднем — 480 руб)
-
Математика / физика / химия в среднем — 600 руб
-
IT-дисциплины: 400–700 руб (в среднем — 550 руб)
-
-
Мини-группы:
-
Общие предметы: 500–800 рублей
-
IT-направления: 750–1 000 рублей
-
В крупных компаниях ставка может быть ниже за счет сильного бренда и встроенных мотивационных надбавок: например, за объем уроков, длительность сотрудничества, удержание учеников (retention). Небольшие проекты компенсируют это более высокой ставкой и гибкой мотивацией.
Стоимость найма
Разброс по стоимости найма педагога для формата «один на один» — от 4 000 до 50 000 рублей. На цифры влияет методология расчета: включают ли в расходы участие HR-менеджера, затраты на маркетинг, интеграции с партнерами и т.д.
У крупных игроков, где найм системно встроен в юнит-экономику преподавателя для индивидуальных занятий «хантят» за 4 000–10 000 рублей, а для мини-групп — 14 000–30 000 рублей.
Игроки рынка отмечают, что снизить стоимость найма можно за счет:
-
Органического трафика. Сильный HR-бренд помогает компаниям привлекать специалистов практически без затрат — в некоторых школах органический приток кандидатов доходит до 33%.
-
Внутренней реферальной программы. Преподаватель может получить вознаграждение в размере от пяти до семи тысяч, если приведет на работу подходящего сотрудника.
-
Партнерство с вузами и другими edtech-платформами. Так, некоторые edtech-компании заключают между собой соглашения: например, игроки из сегмента IT-образования предлагают своим выпускникам трудоустройство в детских школах программирования.
![]()
«Снижаем стоимость найма за счет партнерства с образовательными платформами — например, со Skillbox и “Нетологией”. По договоренности, они информируют своих выпускников и студентов о наших открытых вакансиях. Мы принимаем их на стажировки, проектную работу или трудоустраиваем — это позволяет нам быстро находить кандидатов без дополнительных затрат», — отметил Алексей Назаров, руководитель команды подбора в IT-школе «Алгоритмика».
-
Накопленной базы кандидатов. Хранение базы перспективных, но пока не готовых специалистов позволяет сократить расходы на поиск новых учителей. Вместо запуска полноценного найма HR-команды возвращаются к тем, кто уже знаком с компанией и мог за это время прокачать нужные навыки.
Сезонность и объемы найма
Найм преподавателей носит выраженный сезонный характер: в апреле-июле происходит спад, а период роста наступает с августа — то есть начала подготовки к учебному году.
![]()
По словам Алексея Семенова, эксперта компании LiveDigital, ежемесячно найм в edtech составляет 2 500–3 000 преподавателей. Большая часть из них (90%) устраиваются, чтобы вести русский, математику и английский.
Вызовы рынка
Компании отмечают ряд трудностей при рекрутинге:
-
Дефицит преподавателей в точных и технических дисциплинах (физика, математика, химия, программирование) и избыток кандидатов по английскому языку.
![]()
«Преподавателей по математике, физике, химии и информатике на рынке недостаточно. Это подтверждается и собственной командной аналитикой, и исследованием таких источников, как Минпросвещение: в заголовках новостей регулярно подчеркивается острый дефицит таких специалистов, особенно в школах малых городов. И дело не в том, что они массово уходят в онлайн — просто сама емкость рынка крайне низкая», — отметила Екатерина Шилко, руководитель маркетинга преподавателей в онлайн-школе Skyeng.
![]()
«Математика — топ-1 предмет. На нее приходится примерно треть, а то и 40% всех уроков. Всего три главных направления — математика, русский и английский. Они дают 90% всего объема занятий. Преподавателей математики на рынке немало, но и спрос на них самый высокий — в итоге все равно не хватает. По русскому языку найти специалиста проще, по английскому — еще легче. А вот, например, у физики — совсем маленькая доля в уроках. Там и спрос ниже, и учителей надо гораздо меньше, но их все равно недостаточно», — подтвердил Игорь Трахов, директор по продукту в «Тетрике».
-
Слабые hard skills и неподготовленность к онлайн-формату. По этой причине кандидатов часто отклоняют.
-
Низкая воспринимаемая ценность ставки — особенно у опытных педагогов.
-
Рост стоимости привлечения. Например, повышение тарифов на HH и ограничения в других каналах.
-
Юридические ограничения. Школы следят, чтобы у кандидатов был статус самозанятого и банковская карта РФ.
![]()
«До 2024 года в школу привлекали преподавателей из разных стран, что помогало справляться с кадровым дефицитом и быстрее закрывать планы. Но изменения ряда законодательных требований к преподавателям-иностранцам повлекли за собой и корректировки в найме: рынок существенно сузился, что потребовало новых инструментов в маркетинге» — рассказала Екатерина Шилко.
Каналы привлечения преподавателей
Участники рынка считают наиболее эффективными по качеству и стоимости отклика следующие каналы:
-
Реферальные программы.
-
HeadHunter, который особенно подходит для массового найма.
-
Telegram, соцсети, профильные мероприятия — например, «Учитель года».
-
Университеты, GitHub (для ИТ-направлений), LinkedIn (для международных позиций)
-
Email-реактивации, CPA-сети, SEO/контент-маркетинг.
Тем не менее, онлайн-школы и сервисы для edtech-рынка ищут новые способы привлечь учителей. Так, платформа LiveDigital запускает проект по переподготовке преподавателей для edtech-школ. В июне 2025 года планируется выпустить 150 педагогов, которые пройдут переквалификацию, чтобы перестроиться на онлайн-формат.
Выводы
Современный edtech-рынок сталкивается с устойчивыми вызовами в найме преподавателей:
-
Дефицит кадров по ключевым предметам.
-
Рост стоимости привлечения.
-
Острая нехватка преподавателей, готовых вести занятия онлайн.
При этом традиционные каналы — от job-платформ до соцсетей — работают все менее эффективно и требуют все больших ресурсов. В таких условиях школы ищут альтернативные решения — через реферальные механики, партнерства, образовательные центры, нишевые сообщества, аутсорс и нестандартные воронки.
Дата публикации: 21 Май 2025

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.