
Поделить рынок 2022


Таким образом, на рынке выделяются 3 основных бенефициара , которые контролируют пока около 20% edtech-рынка (45% в контексте топ-100). При этом игрок номер три существенно отстает по выручке от двух первых. Мы предполагаем, что к концу 2022 года уровень консолидации рынка будет составлять не менее 30%.
Кто может позволить себе не торопиться с монетизацией
Еще одним потенциальным претендентом на лидерство и построении комплексной edtech-системы является Яндекс, развивающий «Яндекс.Практикум» и целый ряд бесплатных школьных проектов («Яндекс.Учебник» и пр.). Выйдя в сегмент цифровых профессий «Яндекс.Практикум» быстро стал одним из лидеров в сегменте ДПО. Вероятно Яндекс также в будущем захочет монетизировать детское направление и повторить опыт SkySmart и «Фоксфорда», которые были запущены вслед за онлайн-школами для взрослых и без проблем нашли свою аудиторию. Хотя последние действия государства в направлении школьного сегмента к этому не особо располагают.
![]()
«Мы уже делаем математику для школьников. Так как любим математику и верим, что можем помочь любому ребенку ее понять в независимости повезло ему с учителем в школе или нет. Надо помнить, что большинство современных цифровых продуктов появилось как раз благодаря математике, — говорит директор по маркетингу «Яндекс.Практикум» Евгений Лебедев. — Если поймем, что это даем реальные результаты, то, конечно, будем развивать детское направление». Он добавил, что пока внимание государства к этому сегменту не беспокоит компанию, поскольку «Яндекс.Пракикум» ориентируется только на спрос со стороны аудитории.
Последняя корпорация без edtech
Нельзя также исключать, что в настоящее время к edtech-компаниям присматривается и другой российский гигант — Сбер. Сегодня среди наиболее известных его проектов на этом рынке — корпоративный Сбер.Университет, который частично уже работает не только на внутренние потребности корпорации, но и на открытый рынок. А также — «Деловая среда» (77-е место в рейтинге, 9-е место среди бизнес-школ), работающая в сегменте бизнес-образования.
Кроме того, летом, в рамках Петербургского международного экономического форума Сбер представил новый продукт экосистемы — маркетплейс образовательных продуктов «СберОбразование», который должен заработать в конце года. Сейчас на платформе доступна только форма сбора заявок.
«Создавая маркетплейс «СберОбразование», мы ориентировались на мировой тренд развития экосистем на растущем рынке edtech», — прокомментировала новость «Лента.ру» директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбера Марина Ракова: «Платформа откроет новые возможности для всех, кто хочет получать актуальные навыки, развиваться и достигать своих целей, а также объединит авторов, которым будут представлены современные цифровые инструменты для создания образовательных курсов», — подчеркнула тогда она.
Предполагалось, что «СберОбразование» станет платформой для авторов контента и будет ориентировано на сегмент ДПО. Тем не менее, в связи с арестом Марины Раковой будущее проекта теперь зависит от тех стратегических решений, которые будет принимать новый менеджмент. На рынке ожидают запуска этого проекта.
Таким образом, почти никто не сомневается, что Сбер пойдет и в ДПО. Но вероятнее всего через поглощения, ведь чтобы запрыгнуть в этот поезд нужны хорошие позиции в основных сегментах.
В любом случае участники рынка прогнозируют, что консолидация лидеров произойдет в ближайшие 2-3 года и ожидают новых сделок M&A. Средние и мелкие игроки уже чувствуют давление.
Подробнее — в отчете «Edtech-обзор Q3/2021».
Дата публикации: 10 Февраль 2022

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.