Пользователи онлайн-школ в 2025 году: три главных изменения в поведении
С каждым годом требования к онлайн-курсам растут: завоевать внимание учеников все сложнее, а конкуренция между школами усиливается. Чтобы удержать студента, нужна качественная персонализация обучения — даже в групповых программах. Об этих и других трендах в поведении учеников рассказали на видеоплатформе livedigital, которая анализирует действия пользователей, их включенность в уроки, доходимость и удержание.
Спрос на короткие форматы
Удержание учеников падает на 40-й минуте урока — это заметно почти во всех нишах, констатирует команда livedigital. Там подчеркивают, что пользователи больше не готовы выделять по два часа на учебный блок. Выросла потребность в коротких продуктах: мини-курсах, интенсивах, спринтах.
Это подтверждают и сторонние исследования: по данным «Нетологии», 70% онлайн-курсов, которые проходят россияне, длятся не более трех месяцев, а 61% студентов выбирают короткие программы как основной вариант обучения. На втором месте — интенсивы (23%).
Персонализация и ИИ-ассистенты
Ученики ждут от школ индивидуального подхода: персональных рекомендаций, пояснений в моменте. Для команд это означает необходимость работать с ИИ-инструментами, которые помогают вовремя заметить сигналы оттока и понять, где именно ученик «теряется». Особенно это важно в синхронных занятиях, где важна вовлеченность в реальном времени.
«Когда нет персонального подхода, поведение становится непредсказуемым: ученик не вникает во время вводного занятия, начинает пропускать уроки, появляются негативные отзывы. Анализируя статистику, мы видим это как резкое падение активности: студент перестает ощущать пользу "здесь и сейчас”, и его внимание рассеивается», — отмечают в livedigital.
Влияние тренда на онлайн-школы уже заметно. В асинхронных курсах растет спрос на адаптивные учебные планы, индивидуальные рекомендации и ИИ-ассистентов, которые объясняют материал или отвечают на вопросы вместо куратора.
При синхронном обучении тоже активно используют ИИ для персонализации: платформы анализируют вовлеченность, доходимость каждого ученика в реальном времени и корректируют благодаря этому ход урока.
Увеличилась роль пробного урока
Сегодня на конкурентном edtech-рынке пользователи взвешенно подходят к выбору курсов: чуть больше половины учеников ищут программы целенаправленно, а не поддаются на рекламу и прогревы. Таким образом, потенциальные студенты приходят на занятие уже подготовленными: они предварительно читают отзывы, оценивают условия. Если за несколько уроков они не увидят очевидной ценности, то уйдут к конкурентам.
Из-за этого многие школы пересобирают первые модули, уплотняют программы и делают входную точку максимально результативной. В livedigital объяснили, что именно меняют онлайн-школы, чтобы удержать пользователя:
1. Сжимают первые модули до «быстрого результата». Пользователь должен почувствовать рост навыка буквально за несколько дней и увидеть, что обучение помогает решать его задачи.
2. Перестраивают динамику синхронных уроков, чтобы поддерживать непрерывное вовлечение: меньше пассивного объяснения, больше проверок понимания, кейсов, практики, адаптивных подсказок.
3. Делают траектории гибкими и живыми: дают студентам возможность ускориться, замедлиться, получить помощь ИИ или человека в нужный момент.
4. Используют ИИ-инструменты: транскрибацию уроков, саммари, анализ доходимости и активности — все это позволяет сэкономить время и улучшить бизнес-метрики.
Выводы для рынка
Успех курса в 2025 году определяется двумя факторами: скоростью, с которой студент начинает получать результат, и качеством персонализации. Пользователи ожидают поддержки и гибкой траектории обучения. Длинные монотонные модули, не дающие быстрого эффекта, воспринимаются как барьер — результат должен быть виден уже после первых интерактивных занятий.
Меняются требования и к работе команд. По мере роста конкуренции онлайн-школам нужна более глубокая аналитика: им важно понимать, где падает вовлеченность, какие модули вызывают трудности, на каком этапе формируется отток.
Дата публикации: 28 Ноябрь 2025
С каждым годом требования к онлайн-курсам растут: завоевать внимание учеников все сложнее, а конкуренция между школами усиливается. Чтобы удержать студента, нужна качественная персонализация обучения — даже в групповых форматах. Об этих и других трендах в поведении учеников рассказали на видеоплатформе livedigital, которая анализирует действия пользователей, их включенность в уроки, доходимость и удержание.
17 ноября компания «Лидеры изменений» подвела итоги второго ежегодного рейтинга, который отмечает управленцев и компании, внедряющих современные подходы в работе с продуктами. Цель проекта — оценить реальные достижения бизнеса на пути к цифровой трансформации.
За I полугодие 2025 года, по оценке Smart Ranking, топ-25 компаний на рынке домашнего обучения заработали почти 4,6 млрд рублей — на 27% больше, чем годом ранее. Среди драйверов роста — гибридные форматы, мини-классы, геймификация и ИИ, а ключевые риски — демография и осложнившееся привлечение учеников.
aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2025 года. Динамика по сравнению со II кварталом ускорилась, однако преимущественно за счет сегмента формального образования (ВО и СПО).
Онлайн-школы на платформе GetCourse за январь–сентябрь 2025 года заработали 116,5 млрд рублей — на 5% меньше, чем за тот же период годом ранее (122,8 млрд рублей). Несмотря на снижение выручки в годовом сравнении, третий квартал показал сезонный рост. При этом рынок сталкивается с сокращением трафика, новыми регуляторными ограничениями и меняющимся спросом.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
С каждым годом требования к онлайн-курсам растут: завоевать внимание учеников все сложнее, а конкуренция между школами усиливается. Чтобы удержать студента, нужна качественная персонализация обучения — даже в групповых форматах. Об этих и других трендах в поведении учеников рассказали на видеоплатформе livedigital, которая анализирует действия пользователей, их включенность в уроки, доходимость и удержание.
17 ноября компания «Лидеры изменений» подвела итоги второго ежегодного рейтинга, который отмечает управленцев и компании, внедряющих современные подходы в работе с продуктами. Цель проекта — оценить реальные достижения бизнеса на пути к цифровой трансформации.
За I полугодие 2025 года, по оценке Smart Ranking, топ-25 компаний на рынке домашнего обучения заработали почти 4,6 млрд рублей — на 27% больше, чем годом ранее. Среди драйверов роста — гибридные форматы, мини-классы, геймификация и ИИ, а ключевые риски — демография и осложнившееся привлечение учеников.
aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2025 года. Динамика по сравнению со II кварталом ускорилась, однако преимущественно за счет сегмента формального образования (ВО и СПО).
Онлайн-школы на платформе GetCourse за январь–сентябрь 2025 года заработали 116,5 млрд рублей — на 5% меньше, чем за тот же период годом ранее (122,8 млрд рублей). Несмотря на снижение выручки в годовом сравнении, третий квартал показал сезонный рост. При этом рынок сталкивается с сокращением трафика, новыми регуляторными ограничениями и меняющимся спросом.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.