Smart Ranking


Российская ISA: ожидания и реальность

Российская ISA: ожидания и реальность

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

«ISA в чистом виде в России пока невозможна»

Модель ISA, при которой студент оплачивает обучение по факту трудоустройства и от определенного порога заработной платы, хорошо прижилась в США, где размер долга студентов перед университетами составляет уже более $1,6 млрд, а также активно используется европейскими edtech-компаниями. Такие условия для успешной работы моделей в странах гарантированы прозрачностью заработка — население работает «в белую», декларируя все свои доходы. В России же, как отмечают эксперты рынка, такую модель пока невозможно реализовать в чистом виде.

Руководитель edtech-хаба «Сколково» Наталья Царевская-Дякина:

«Модель ISA создает риски для образовательной организации — невозможность полностью контролировать доходы выпускника. По данным HeadHunter, 19% работников в России в 2022 году получали так называемую серую зарплату — частично официально, частично нет. Зарплата 10% работников — “черная”, то есть полностью неофициальная, “в конверте”».

Пока ISA в России классифицируется как договор займа с особыми отлагательными условиями возврата, но де-факто договор и договор займа — это разное.

CEO «Яндекс Практикума» Илья Курмышев:

«Чтобы модель получила широкое распространение, она должна быть полностью прозрачной для всех сторон и законодательно отрегулирована на уровне государства, как это произошло в Австралии, где ответственность за отчисления бывших выпускников реализуется на стороне работодателя. В России же пока до этого еще далеко, а потому применение ISA отдельными edtech-платформами остается полем для экспериментов». 

Сейчас в стране работает так называемая перевернутая модель, при которой работодатель оплачивает целевое обучение специалиста.

CEO «Зерокодера» Кирилл Пшинник:

«Здесь можно договориться, что работодатель будет платить в рассрочку, например, перечислять какую-то сумму с заработка работника. Это куда проще с точки зрения арбитража. Таких кейсов не очень много, но знаю, что образовательные проекты, которые готовят специалистов для компании, предлагают такую модель».

Большие перспективы как альтернативы ISA Илья Курмышев видит в совместных программах рескиллинга, когда корпорации сотрудничают с edtech-платформами по переобучению своих сотрудников и берут большую часть стоимости образования на себя: «Можно привести в пример кейс с радикальной переподготовкой курьеров сервисов «Яндекса» («Еда», «Лавка» и «Доставка»), которые получили новые профессии тестировщиков ПО, разработчиков, аналитиков и дизайнеров всего за 10% от их фактической стоимости». 

Как закалялась ISA

В России модель обучения ISA ввели в Kata Academy еще в 2018 году — продукт, как отмечает CMO Ася Круглова, задумывался как социальный лифт: «Чтобы человек с любым бэкграундом и возможностями мог начать карьеру в IT». Каждое направление вводили постепенно, проводя исследования на тестовых группах, — на сегодня в академии по ISA работают пять направлений. С мая 2021 года по нескольким профессиям модель начал внедрять онлайн-университет Skypro от Skyeng — сейчас по ней обучают разработчиков на Python и Java, однако компания не исключает возможность запуска ISA на других программах (аналитика данных, тестирование). На старте проекта Skypro много общались с юристами, которые подсвечивали, что конструкции ISA нет в законодательстве РФ, поэтому пришлось искать легальные решения, которые в итоге легли в основу договора — сейчас это договор оказания услуг с постоплатой.

Позже ISA стали осторожно попробовать другие эдтехи и даже вузы, но сегодня интерес к ней заметно снизился, и ни для одного проекта ISA, кроме Kata Academy, не стала основной моделью. Среди рисков, из-за которых edtech-проекты не стремятся внедрять ISA, помимо валидации доходов обучавшихся, эксперты также отмечают общее недоверие российской аудитории к новой модели и невысокую доходимость. Как отмечает Наталья Царевская-Дякина, только 28% онлайн-школ заявляют, что до конца их курса или программы доходят 71–100% учащихся, кроме того, далеко не все ученики ДПО в B2С учатся ради последующего трудоустройства: высок процент тех, кто учится «для себя» или не планирует менять работу.

Тем не менее ISA можно назвать одним из перспективных инструментов в образовании, выполняющих социально значимую задачу. Основным ее преимуществом является ориентация на цели обучающегося, гарантия трудоустройства, недостатком же (со стороны клиента) — высокая нагрузка (насыщенная программа со сжатыми сроками — в среднем по 8 часов 5 дней в неделю) и действующие в течение нескольких лет обязательства: например, ученику после выпуска нельзя оформиться самозанятым, а при расторжении договора все равно необходимо будет оплатить услуги с учетом штрафа за издержки, которые понесла компания. О том, как система приживается в России, рассказали немногочисленные представители эдтехов, применяющих ее у себя на практике, — Skypro и Kata Academy. 

ЦеноОбразование

В обеих компаниях отмечают, что студенты платят за ISA больше (в Skypro рассказали, что разница с курсами с ежемесячной оплатой составляет около 100 тысяч рублей). В стоимость входят риски и издержки, которые несут школы, если человек не доучивается и бросает, а также программы поддержки студентов — при ISA эксперты и кураторы каждый день общаются со студентами — проводят Q&A-сессии, собеседования, делятся кейсами, «держат руку на пульсе успеваемости». 

Под чем подписываются студенты

В обеих компаниях при наборе студентов и в ходе работы с ними компании руководствуются офертой, в которой закреплены все финансовые условия. В Kata Academy после трудоустройства студентам необходимо выплачивать по 17% от фактической зарплаты (после вычета НДФЛ) на протяжении 2 лет при условии, если зарплата оказывается не меньше прописанной в договоре. Либо можно заплатить единоразовым платежом — для каждого направления суммы свои. Если студент не устроился, он ничего не платит. Однако для исполнения договора со стороны клиента он должен выполнить два основных условия: 1) пройти минимум 30 собеседований и предоставить в подтверждение письменные отказы от потенциальных работодателей; 2) трудоустраиваться именно в Москве и Петербурге, где академия может смело гарантировать высокие зарплаты. «Чаще всего зарплата оказывается минимум на 30% больше заявленной в договоре, и все остаются очень довольны», — отмечает СМО компании Ася Круглова.

17% от зарплаты в течение 2 лет также должны были выплачивать ученики Skypro, однако потом в компании изменили решение, посчитав, что для студента это менее прогнозируемая и удобная история, потому что доход после трудоустройства точно поменяется в течение 2 лет, а фиксированная сумма в месяц — история более стабильная, в которой не нужно переживать, что сумма как-то изменится. Поэтому по модели ISA студент после устройства на работу платит по 12,5 тысячи рублей в месяц на протяжении 2 лет при условии, если его зарплата составляет не менее 60 тысяч до вычета налога. Студент также может закрыть платежи досрочно, если ему так удобнее и он может себе позволить.

Штрафы — материальные и духовные 

Мария Гельфер, менеджер продукта в онлайн-университете Skypro:

«Важным пунктом оферты также является штраф, который студент должен заплатить, если покидает ISA в процессе обучения. Пока студенты учатся, компания несет убытки, поэтому штраф — справедливый механизм для возмещения затрат, которые понес Skypro, и пропорционален количеству дней, которые студент отучился. Например, если я решу уйти в середине программы, я должна буду заплатить около 150 тысяч (300 тысяч / 2)».

Также по оферте Skypro студент обязуется не пропускать уроки, делать все задания в срок и не допускать отставаний по неуважительной причине. Если ученик не идет по программе в темпе, компания имеет право его отчислить со штрафом, но пока такой механикой в Skypro не пользовались. Кроме того, у студента есть легальная возможность покинуть группу без штрафа в первые две недели обучения. Отвал студентов на этом этапе в Skypro составляет примерно 15%.

Отчислить студента за неуспеваемость также могут и в Kata Academy. Доходимость по курсам составляет от 50 до 70% разных потоков — не все студенты справляются с нагрузкой, не всем хватает мотивации — в компании инвестируют в тех студентов, которые обладают большим временным ресурсом и готовы при необходимости пожертвовать своими хобби, встречами с друзьями и какими-то делами.

CMO Kata Academy Ася Круглова:

«Нужно понимать, что это очень интенсивное обучение по 25 часов в неделю почти на протяжении года, соответственно, нужно уметь расставлять приоритеты и на это время сокращать какие-то дополнительные активности».

Вступительные испытания

Чтобы повысить доходимость и отсечь немотивированных студентов, на старте обе компании проводят вступительные испытания — несколько базовых уроков и следующие за ними тестирования. После выполнения заданий студентов приглашают на устные собеседования, в ходе которых проверяют soft skills «абитуриентов» и их желание дойти программу до конца — задают вопросы о количестве свободного времени и целях, которые ставят перед собой обучающиеся по итогу работы. В среднем на одну программу в Skypro зачисляют 20–25 человек, в Kata — около 30, однако квотирования мест нет, количество учеников зависит от сезонности, к тому же не успевший поступить просто заключает договор и идет учиться на следующий поток — потоки стартуют раз в 2–3 недели.

Каковы результаты

О прибыли и цифрах в Skypro по модели ISA говорить пока рано — студенты с потоков только выходят на рынок для трудоустройства, однако в компании уверены, что ученики найдут работу в ближайшие месяцы. «Мы постоянно анализируем рынок и корректируем список хард-скиллов, которыми должен обладать разработчик. Если чему-то уделили недостаточно времени в рамках обучения и оценочные события (например, собеседования) показывают расплывчатые знания конкретной технологии, мы дообучаем студентов параллельно с поиском работы, чтобы путь к оферу был как можно более быстрым», — объясняет Мария Гельфер. В Kata Academy по ISA стабильно работают уже более 4 лет, среди отзывов клиентов почти нет негативных.

«Есть издержки, нужно четко считать затраты на маркетинг, — отмечает Ася Круглова. — Очень важна работа над конверсиями внутри воронки и над доходимостью, потому что отчисление студентов невыгодное и дорогое — наша задача, чтобы все этапы, где человек может отвалиться, он прошел без проблем».

Перспективы модели

В Skypro и Kata Academy считают, что модель может прижиться в России. Главное — мотивация студентов, грамотный подбор команды и постоянные исследования по форматам, программе и рынку труда, которые принимают во внимание издержки, связанные с менталитетом и самосознанием россиян. Среди других проектов внедрение ISA пока не увенчалось успехом, так как модель требует ресурсов и четко выстроенной модели, которую непросто масштабировать, — запустившие ее игроки сначала тестировали гипотезы без больших финансовых ожиданий. Время покажет. 

Яна Климова

Дата публикации: 13 Июнь 2023


Аналитика и интервью
Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»
Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»

Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.

Интервью29 Ноябрь 2024
Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей
Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей

Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».

Аналитика29 Ноябрь 2024
Казанский феномен: почему растут edtech-проекты из Татарстана

Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.

Аналитика22 Ноябрь 2024

Edtech-игроки рассказали, как прошли приемные кампании на программы СПО и ВО в 2024 году

Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.

Аналитика15 Ноябрь 2024

Александр Доттер: Основные инновации развиваются на базе классических школ

«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов". О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".

Интервью12 Ноябрь 2024

Edtech-рынок Казахстана в 2023 году: падение на пятую часть из-за кризиса разработчиков

В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.

Аналитика07 Ноябрь 2024

Edtech всерьез берется за колледжи и вузы

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.

Аналитика01 Ноябрь 2024

Почти половину рынка занимают пять экосистем: расстановка сил после последних покупок «Сбера»

«Сбер» купил «Нетологию» и «Фоксфорд». Теперь его экосистема займет около 7% edtech-рынка и составит конкуренцию крупным игрокам: VK, «Яндексу» Skyeng и другим.

Аналитика21 Октябрь 2024

Григорий Любачев, сооснователь мессенджера «Пачка»: Нас используют как средство снижения издержек

Сервис «Пачка» стал активно продвигаться в edtech в 2022 году на волне импортозамещения. Сегодня у мессенджера на сферу образования приходится около 20% выручки, притом что владельцы сознательно не развивают специализированный функционал, сохраняя универсальность мессенджера. О том, как влияет на разработчиков тренд на снижение издержек, как работать с государственным сектором и какие новые технологии сегодня еще можно внедрять, в интервью SmR рассказал сооснователь мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.

Интервью18 Октябрь 2024

Ксения Скобеева, руководитель FAQMarketing: Больше всего мне жаль потерянную аудиторию 2019–2021 годов, на нее было потрачено много денег

Одними из самых острых проблем для онлайн-школ остаются стоимость трафика и привлечение новой аудитории. О том, какие ошибки были допущены онлайн-школами в период активного роста, где сейчас наиболее выгодная аудитория и каких продуктов сегодня не хватает на рынке, в интервью SmR рассказала Ксения Скобеева, руководитель агентства FAQMarketing.

Интервью17 Октябрь 2024

Все статьи ->
Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»
Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»

Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.

Интервью29 Ноябрь 2024
Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей
Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей

Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».

Аналитика29 Ноябрь 2024
Казанский феномен: почему растут edtech-проекты из Татарстана
Казанский феномен: почему растут edtech-проекты из Татарстана

Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.

Аналитика22 Ноябрь 2024
Edtech-игроки рассказали, как прошли приемные кампании на программы СПО и ВО в 2024 году
Edtech-игроки рассказали, как прошли приемные кампании на программы СПО и ВО в 2024 году

Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.

Аналитика15 Ноябрь 2024
Александр Доттер: Основные инновации развиваются на базе классических школ
Александр Доттер: Основные инновации развиваются на базе классических школ

«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов". О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".

Интервью12 Ноябрь 2024
Edtech-рынок Казахстана в 2023 году: падение на пятую часть из-за кризиса разработчиков
Edtech-рынок Казахстана в 2023 году: падение на пятую часть из-за кризиса разработчиков

В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.

Аналитика07 Ноябрь 2024
Edtech всерьез берется за колледжи и вузы
Edtech всерьез берется за колледжи и вузы

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.

Аналитика01 Ноябрь 2024
Почти половину рынка занимают пять экосистем: расстановка сил после последних покупок «Сбера»
Почти половину рынка занимают пять экосистем: расстановка сил после последних покупок «Сбера»

«Сбер» купил «Нетологию» и «Фоксфорд». Теперь его экосистема займет около 7% edtech-рынка и составит конкуренцию крупным игрокам: VK, «Яндексу» Skyeng и другим.

Аналитика21 Октябрь 2024
Григорий Любачев, сооснователь мессенджера «Пачка»: Нас используют как средство снижения издержек
Григорий Любачев, сооснователь мессенджера «Пачка»: Нас используют как средство снижения издержек

Сервис «Пачка» стал активно продвигаться в edtech в 2022 году на волне импортозамещения. Сегодня у мессенджера на сферу образования приходится около 20% выручки, притом что владельцы сознательно не развивают специализированный функционал, сохраняя универсальность мессенджера. О том, как влияет на разработчиков тренд на снижение издержек, как работать с государственным сектором и какие новые технологии сегодня еще можно внедрять, в интервью SmR рассказал сооснователь мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.

Интервью18 Октябрь 2024
Ксения Скобеева, руководитель FAQMarketing: Больше всего мне жаль потерянную аудиторию 2019–2021 годов, на нее было потрачено много денег
Ксения Скобеева, руководитель FAQMarketing: Больше всего мне жаль потерянную аудиторию 2019–2021 годов, на нее было потрачено много денег

Одними из самых острых проблем для онлайн-школ остаются стоимость трафика и привлечение новой аудитории. О том, какие ошибки были допущены онлайн-школами в период активного роста, где сейчас наиболее выгодная аудитория и каких продуктов сегодня не хватает на рынке, в интервью SmR рассказала Ксения Скобеева, руководитель агентства FAQMarketing.

Интервью17 Октябрь 2024

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
FAQ Marketing

Комплекс работ по настройке, закупке и ведению рекламных кампаний, привлечение поискового трафика и работа с репутацией.

Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

Салид

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.