Smart Ranking


Российская ISA: ожидания и реальность

Российская ISA: ожидания и реальность

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

«ISA в чистом виде в России пока невозможна»

Модель ISA, при которой студент оплачивает обучение по факту трудоустройства и от определенного порога заработной платы, хорошо прижилась в США, где размер долга студентов перед университетами составляет уже более $1,6 млрд, а также активно используется европейскими edtech-компаниями. Такие условия для успешной работы моделей в странах гарантированы прозрачностью заработка — население работает «в белую», декларируя все свои доходы. В России же, как отмечают эксперты рынка, такую модель пока невозможно реализовать в чистом виде.

Руководитель edtech-хаба «Сколково» Наталья Царевская-Дякина:

«Модель ISA создает риски для образовательной организации — невозможность полностью контролировать доходы выпускника. По данным HeadHunter, 19% работников в России в 2022 году получали так называемую серую зарплату — частично официально, частично нет. Зарплата 10% работников — “черная”, то есть полностью неофициальная, “в конверте”».

Пока ISA в России классифицируется как договор займа с особыми отлагательными условиями возврата, но де-факто договор и договор займа — это разное.

CEO «Яндекс Практикума» Илья Курмышев:

«Чтобы модель получила широкое распространение, она должна быть полностью прозрачной для всех сторон и законодательно отрегулирована на уровне государства, как это произошло в Австралии, где ответственность за отчисления бывших выпускников реализуется на стороне работодателя. В России же пока до этого еще далеко, а потому применение ISA отдельными edtech-платформами остается полем для экспериментов». 

Сейчас в стране работает так называемая перевернутая модель, при которой работодатель оплачивает целевое обучение специалиста.

CEO «Зерокодера» Кирилл Пшинник:

«Здесь можно договориться, что работодатель будет платить в рассрочку, например, перечислять какую-то сумму с заработка работника. Это куда проще с точки зрения арбитража. Таких кейсов не очень много, но знаю, что образовательные проекты, которые готовят специалистов для компании, предлагают такую модель».

Большие перспективы как альтернативы ISA Илья Курмышев видит в совместных программах рескиллинга, когда корпорации сотрудничают с edtech-платформами по переобучению своих сотрудников и берут большую часть стоимости образования на себя: «Можно привести в пример кейс с радикальной переподготовкой курьеров сервисов «Яндекса» («Еда», «Лавка» и «Доставка»), которые получили новые профессии тестировщиков ПО, разработчиков, аналитиков и дизайнеров всего за 10% от их фактической стоимости». 

Как закалялась ISA

В России модель обучения ISA ввели в Kata Academy еще в 2018 году — продукт, как отмечает CMO Ася Круглова, задумывался как социальный лифт: «Чтобы человек с любым бэкграундом и возможностями мог начать карьеру в IT». Каждое направление вводили постепенно, проводя исследования на тестовых группах, — на сегодня в академии по ISA работают пять направлений. С мая 2021 года по нескольким профессиям модель начал внедрять онлайн-университет Skypro от Skyeng — сейчас по ней обучают разработчиков на Python и Java, однако компания не исключает возможность запуска ISA на других программах (аналитика данных, тестирование). На старте проекта Skypro много общались с юристами, которые подсвечивали, что конструкции ISA нет в законодательстве РФ, поэтому пришлось искать легальные решения, которые в итоге легли в основу договора — сейчас это договор оказания услуг с постоплатой.

Позже ISA стали осторожно попробовать другие эдтехи и даже вузы, но сегодня интерес к ней заметно снизился, и ни для одного проекта ISA, кроме Kata Academy, не стала основной моделью. Среди рисков, из-за которых edtech-проекты не стремятся внедрять ISA, помимо валидации доходов обучавшихся, эксперты также отмечают общее недоверие российской аудитории к новой модели и невысокую доходимость. Как отмечает Наталья Царевская-Дякина, только 28% онлайн-школ заявляют, что до конца их курса или программы доходят 71–100% учащихся, кроме того, далеко не все ученики ДПО в B2С учатся ради последующего трудоустройства: высок процент тех, кто учится «для себя» или не планирует менять работу.

Тем не менее ISA можно назвать одним из перспективных инструментов в образовании, выполняющих социально значимую задачу. Основным ее преимуществом является ориентация на цели обучающегося, гарантия трудоустройства, недостатком же (со стороны клиента) — высокая нагрузка (насыщенная программа со сжатыми сроками — в среднем по 8 часов 5 дней в неделю) и действующие в течение нескольких лет обязательства: например, ученику после выпуска нельзя оформиться самозанятым, а при расторжении договора все равно необходимо будет оплатить услуги с учетом штрафа за издержки, которые понесла компания. О том, как система приживается в России, рассказали немногочисленные представители эдтехов, применяющих ее у себя на практике, — Skypro и Kata Academy. 

ЦеноОбразование

В обеих компаниях отмечают, что студенты платят за ISA больше (в Skypro рассказали, что разница с курсами с ежемесячной оплатой составляет около 100 тысяч рублей). В стоимость входят риски и издержки, которые несут школы, если человек не доучивается и бросает, а также программы поддержки студентов — при ISA эксперты и кураторы каждый день общаются со студентами — проводят Q&A-сессии, собеседования, делятся кейсами, «держат руку на пульсе успеваемости». 

Под чем подписываются студенты

В обеих компаниях при наборе студентов и в ходе работы с ними компании руководствуются офертой, в которой закреплены все финансовые условия. В Kata Academy после трудоустройства студентам необходимо выплачивать по 17% от фактической зарплаты (после вычета НДФЛ) на протяжении 2 лет при условии, если зарплата оказывается не меньше прописанной в договоре. Либо можно заплатить единоразовым платежом — для каждого направления суммы свои. Если студент не устроился, он ничего не платит. Однако для исполнения договора со стороны клиента он должен выполнить два основных условия: 1) пройти минимум 30 собеседований и предоставить в подтверждение письменные отказы от потенциальных работодателей; 2) трудоустраиваться именно в Москве и Петербурге, где академия может смело гарантировать высокие зарплаты. «Чаще всего зарплата оказывается минимум на 30% больше заявленной в договоре, и все остаются очень довольны», — отмечает СМО компании Ася Круглова.

17% от зарплаты в течение 2 лет также должны были выплачивать ученики Skypro, однако потом в компании изменили решение, посчитав, что для студента это менее прогнозируемая и удобная история, потому что доход после трудоустройства точно поменяется в течение 2 лет, а фиксированная сумма в месяц — история более стабильная, в которой не нужно переживать, что сумма как-то изменится. Поэтому по модели ISA студент после устройства на работу платит по 12,5 тысячи рублей в месяц на протяжении 2 лет при условии, если его зарплата составляет не менее 60 тысяч до вычета налога. Студент также может закрыть платежи досрочно, если ему так удобнее и он может себе позволить.

Штрафы — материальные и духовные 

Мария Гельфер, менеджер продукта в онлайн-университете Skypro:

«Важным пунктом оферты также является штраф, который студент должен заплатить, если покидает ISA в процессе обучения. Пока студенты учатся, компания несет убытки, поэтому штраф — справедливый механизм для возмещения затрат, которые понес Skypro, и пропорционален количеству дней, которые студент отучился. Например, если я решу уйти в середине программы, я должна буду заплатить около 150 тысяч (300 тысяч / 2)».

Также по оферте Skypro студент обязуется не пропускать уроки, делать все задания в срок и не допускать отставаний по неуважительной причине. Если ученик не идет по программе в темпе, компания имеет право его отчислить со штрафом, но пока такой механикой в Skypro не пользовались. Кроме того, у студента есть легальная возможность покинуть группу без штрафа в первые две недели обучения. Отвал студентов на этом этапе в Skypro составляет примерно 15%.

Отчислить студента за неуспеваемость также могут и в Kata Academy. Доходимость по курсам составляет от 50 до 70% разных потоков — не все студенты справляются с нагрузкой, не всем хватает мотивации — в компании инвестируют в тех студентов, которые обладают большим временным ресурсом и готовы при необходимости пожертвовать своими хобби, встречами с друзьями и какими-то делами.

CMO Kata Academy Ася Круглова:

«Нужно понимать, что это очень интенсивное обучение по 25 часов в неделю почти на протяжении года, соответственно, нужно уметь расставлять приоритеты и на это время сокращать какие-то дополнительные активности».

Вступительные испытания

Чтобы повысить доходимость и отсечь немотивированных студентов, на старте обе компании проводят вступительные испытания — несколько базовых уроков и следующие за ними тестирования. После выполнения заданий студентов приглашают на устные собеседования, в ходе которых проверяют soft skills «абитуриентов» и их желание дойти программу до конца — задают вопросы о количестве свободного времени и целях, которые ставят перед собой обучающиеся по итогу работы. В среднем на одну программу в Skypro зачисляют 20–25 человек, в Kata — около 30, однако квотирования мест нет, количество учеников зависит от сезонности, к тому же не успевший поступить просто заключает договор и идет учиться на следующий поток — потоки стартуют раз в 2–3 недели.

Каковы результаты

О прибыли и цифрах в Skypro по модели ISA говорить пока рано — студенты с потоков только выходят на рынок для трудоустройства, однако в компании уверены, что ученики найдут работу в ближайшие месяцы. «Мы постоянно анализируем рынок и корректируем список хард-скиллов, которыми должен обладать разработчик. Если чему-то уделили недостаточно времени в рамках обучения и оценочные события (например, собеседования) показывают расплывчатые знания конкретной технологии, мы дообучаем студентов параллельно с поиском работы, чтобы путь к оферу был как можно более быстрым», — объясняет Мария Гельфер. В Kata Academy по ISA стабильно работают уже более 4 лет, среди отзывов клиентов почти нет негативных.

«Есть издержки, нужно четко считать затраты на маркетинг, — отмечает Ася Круглова. — Очень важна работа над конверсиями внутри воронки и над доходимостью, потому что отчисление студентов невыгодное и дорогое — наша задача, чтобы все этапы, где человек может отвалиться, он прошел без проблем».

Перспективы модели

В Skypro и Kata Academy считают, что модель может прижиться в России. Главное — мотивация студентов, грамотный подбор команды и постоянные исследования по форматам, программе и рынку труда, которые принимают во внимание издержки, связанные с менталитетом и самосознанием россиян. Среди других проектов внедрение ISA пока не увенчалось успехом, так как модель требует ресурсов и четко выстроенной модели, которую непросто масштабировать, — запустившие ее игроки сначала тестировали гипотезы без больших финансовых ожиданий. Время покажет. 

Яна Климова

Дата публикации: 13 Июнь 2023


Аналитика и интервью
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году

Детские онлайн-школы заработали 16,3 млрд рублей в первом полугодии 2023-го — на 32% больше, чем в прошлом году. Среди трендов, которые отмечают игроки рынка, наиболее заметен выход компаний за рамки привычных для детей и родителей школьных предметов: становятся востребованными курсы по личностным навыкам, развитию когнитивных способностей и программированию.

Аналитика22 Сентябрь 2023
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года

За первое полугодие 2023-го edtech-компании сегмента ДПО заработали 18,1 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с ростом сегмента увеличивается число студентов на курсах по дизайну, маркетингу и бухгалтерскому делу. Клиенты все чаще покупают продукты по soft skills. Среди IT-курсов лидируют профессии тестировщика и разработчика. По прогнозам онлайн-школ, эти тенденции продолжат набирать обороты. Рассказываем, как меняются предпочтения студентов в разных сферах от косметологии до программирования.

Аналитика19 Сентябрь 2023
Шесть миллиардов, all inclusive и российское ПО: главные цифры и тренды сегмента разработчиков и платформ за полгода

В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассказываем, за счет чего развиваются компании, какие тренды отмечают участники рынка и что ждет сегмент в будущем.

Аналитика21 Август 2023

Профессии будущего. Как нейросети открывают новые направления в edtech

Мировой рынок ИИ оценивается более чем в $136 млрд, а к 2030 году увеличится в 13 раз — до $1,8 трлн. Активная аудитория только ChatGPT-3.5 насчитывает более 100 млн человек, а в России число пользователей различных ИИ с прошлого года выросло минимум в 5 раз. Переход на рельсы ИИ меняет ситуацию на рынке труда. Ожидается, что в 2025 году в сфере нейронных сетей будут работать 97 млн человек, которых необходимо обучить. Edtech подстраивается под тренд, а мы рассказываем про опыт зарождения новых профессий.

Аналитика14 Август 2023

Как продает edtech. Видео о кейсах крупнейших игроков

Представители Skillbox, «Like Центра», «Фоксфорда», «Нетологии», «ИнтернетУрока» и IThub College рассказали, как рекламируются на досках объявлений, через вебинары со звездами первой величины, полезные лонгриды, спецпроекты с крупными медийными корпорациями, амбассадорство и сарафанное радио. Загружаем видео в двух частях.

Аналитика07 Август 2023

Российский edtech-рынок стагнирует, но по итогам года все же превысит 100 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам первого полугодия 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27,5%. Во II квартале 2023 года, по данным обновленного рейтинга агентства Smart Ranking, Индекс edtechs100 составил 417 пунктов, или 25,3 млрд рублей, что на 21 пункт (4,5%) ниже I квартала и может свидетельствовать о стагнации роста рынка и пересмотре закономерностей, которые царили на нем с бума роста ковидного 2020-го.

Аналитика02 Август 2023

Рецепты успеха самых быстрорастущих ДПО. Интервью Smart Ranking с руководителями динамичных проектов

Кроме основного рейтинга российского edtech, мы также составляем топы самых динамично растущих компаний на рынке по нашей специальной формуле. Мы поговорили с основателями, генеральными и операционными директорами топ-10 самых динамично растущих ДПО о том, какие решения привели к росту, что драйвит и сдерживает рынок и на что они делают ставку сегодня. Смотрите и слушайте наш видеоподкаст на YouTube.

Интервью14 Июль 2023

Топ-7 нетривиальных кейсов маркетинга в edtech. Опыт крупнейших школ

Таргет на «Авито», контент-маркетинг и спецпроекты с крупными медийными личностями и корпорациями срабатывают лучше, чем оставшиеся после 2022 года performance-каналы, а большую эффективность показывает реклама отнюдь не у блогеров-миллионников. На встрече лидеров российского edtech, организованной Smart Ranking, представители онлайн-образования поделились опытом поиска эффективных маркетинговых механик.

Аналитика12 Июль 2023

«Трудоустройство — это следствие того, что умеет студент»

Темпы роста рынка снижаются, конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов растет, однако даже в этих условиях можно кратно увеличивать выручку. О проверке гипотез, поиске новых рынков и о том, почему невозможно гарантировать трудоустройство, рассказал Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory.

Интервью29 Июнь 2023

Российская ISA: ожидания и реальность

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

Аналитика13 Июнь 2023

Все статьи ->
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году

Детские онлайн-школы заработали 16,3 млрд рублей в первом полугодии 2023-го — на 32% больше, чем в прошлом году. Среди трендов, которые отмечают игроки рынка, наиболее заметен выход компаний за рамки привычных для детей и родителей школьных предметов: становятся востребованными курсы по личностным навыкам, развитию когнитивных способностей и программированию.

Аналитика22 Сентябрь 2023
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года

За первое полугодие 2023-го edtech-компании сегмента ДПО заработали 18,1 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с ростом сегмента увеличивается число студентов на курсах по дизайну, маркетингу и бухгалтерскому делу. Клиенты все чаще покупают продукты по soft skills. Среди IT-курсов лидируют профессии тестировщика и разработчика. По прогнозам онлайн-школ, эти тенденции продолжат набирать обороты. Рассказываем, как меняются предпочтения студентов в разных сферах от косметологии до программирования.

Аналитика19 Сентябрь 2023
Шесть миллиардов, all inclusive и российское ПО: главные цифры и тренды сегмента разработчиков и платформ за полгода
Шесть миллиардов, all inclusive и российское ПО: главные цифры и тренды сегмента разработчиков и платформ за полгода

В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассказываем, за счет чего развиваются компании, какие тренды отмечают участники рынка и что ждет сегмент в будущем.

Аналитика21 Август 2023
Профессии будущего. Как нейросети открывают новые направления в edtech
Профессии будущего. Как нейросети открывают новые направления в edtech

Мировой рынок ИИ оценивается более чем в $136 млрд, а к 2030 году увеличится в 13 раз — до $1,8 трлн. Активная аудитория только ChatGPT-3.5 насчитывает более 100 млн человек, а в России число пользователей различных ИИ с прошлого года выросло минимум в 5 раз. Переход на рельсы ИИ меняет ситуацию на рынке труда. Ожидается, что в 2025 году в сфере нейронных сетей будут работать 97 млн человек, которых необходимо обучить. Edtech подстраивается под тренд, а мы рассказываем про опыт зарождения новых профессий.

Аналитика14 Август 2023
Как продает edtech. Видео о кейсах крупнейших игроков
Как продает edtech. Видео о кейсах крупнейших игроков

Представители Skillbox, «Like Центра», «Фоксфорда», «Нетологии», «ИнтернетУрока» и IThub College рассказали, как рекламируются на досках объявлений, через вебинары со звездами первой величины, полезные лонгриды, спецпроекты с крупными медийными корпорациями, амбассадорство и сарафанное радио. Загружаем видео в двух частях.

Аналитика07 Август 2023
Российский edtech-рынок стагнирует, но по итогам года все же превысит 100 млрд рублей
Российский edtech-рынок стагнирует, но по итогам года все же превысит 100 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам первого полугодия 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27,5%. Во II квартале 2023 года, по данным обновленного рейтинга агентства Smart Ranking, Индекс edtechs100 составил 417 пунктов, или 25,3 млрд рублей, что на 21 пункт (4,5%) ниже I квартала и может свидетельствовать о стагнации роста рынка и пересмотре закономерностей, которые царили на нем с бума роста ковидного 2020-го.

Аналитика02 Август 2023
Рецепты успеха самых быстрорастущих ДПО.  Интервью Smart Ranking с руководителями динамичных проектов
Рецепты успеха самых быстрорастущих ДПО. Интервью Smart Ranking с руководителями динамичных проектов

Кроме основного рейтинга российского edtech, мы также составляем топы самых динамично растущих компаний на рынке по нашей специальной формуле. Мы поговорили с основателями, генеральными и операционными директорами топ-10 самых динамично растущих ДПО о том, какие решения привели к росту, что драйвит и сдерживает рынок и на что они делают ставку сегодня. Смотрите и слушайте наш видеоподкаст на YouTube.

Интервью14 Июль 2023
Топ-7 нетривиальных кейсов маркетинга в edtech. Опыт крупнейших школ
Топ-7 нетривиальных кейсов маркетинга в edtech. Опыт крупнейших школ

Таргет на «Авито», контент-маркетинг и спецпроекты с крупными медийными личностями и корпорациями срабатывают лучше, чем оставшиеся после 2022 года performance-каналы, а большую эффективность показывает реклама отнюдь не у блогеров-миллионников. На встрече лидеров российского edtech, организованной Smart Ranking, представители онлайн-образования поделились опытом поиска эффективных маркетинговых механик.

Аналитика12 Июль 2023
«Трудоустройство — это следствие того, что умеет студент»
«Трудоустройство — это следствие того, что умеет студент»

Темпы роста рынка снижаются, конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов растет, однако даже в этих условиях можно кратно увеличивать выручку. О проверке гипотез, поиске новых рынков и о том, почему невозможно гарантировать трудоустройство, рассказал Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory.

Интервью29 Июнь 2023
Российская ISA: ожидания и реальность
Российская ISA: ожидания и реальность

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

Аналитика13 Июнь 2023
Партнеры проекта