Smart Ranking


Российская ISA: ожидания и реальность

Российская ISA: ожидания и реальность

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

«ISA в чистом виде в России пока невозможна»

Модель ISA, при которой студент оплачивает обучение по факту трудоустройства и от определенного порога заработной платы, хорошо прижилась в США, где размер долга студентов перед университетами составляет уже более $1,6 млрд, а также активно используется европейскими edtech-компаниями. Такие условия для успешной работы моделей в странах гарантированы прозрачностью заработка — население работает «в белую», декларируя все свои доходы. В России же, как отмечают эксперты рынка, такую модель пока невозможно реализовать в чистом виде.

Руководитель edtech-хаба «Сколково» Наталья Царевская-Дякина:

«Модель ISA создает риски для образовательной организации — невозможность полностью контролировать доходы выпускника. По данным HeadHunter, 19% работников в России в 2022 году получали так называемую серую зарплату — частично официально, частично нет. Зарплата 10% работников — “черная”, то есть полностью неофициальная, “в конверте”».

Пока ISA в России классифицируется как договор займа с особыми отлагательными условиями возврата, но де-факто договор и договор займа — это разное.

CEO «Яндекс Практикума» Илья Курмышев:

«Чтобы модель получила широкое распространение, она должна быть полностью прозрачной для всех сторон и законодательно отрегулирована на уровне государства, как это произошло в Австралии, где ответственность за отчисления бывших выпускников реализуется на стороне работодателя. В России же пока до этого еще далеко, а потому применение ISA отдельными edtech-платформами остается полем для экспериментов». 

Сейчас в стране работает так называемая перевернутая модель, при которой работодатель оплачивает целевое обучение специалиста.

CEO «Зерокодера» Кирилл Пшинник:

«Здесь можно договориться, что работодатель будет платить в рассрочку, например, перечислять какую-то сумму с заработка работника. Это куда проще с точки зрения арбитража. Таких кейсов не очень много, но знаю, что образовательные проекты, которые готовят специалистов для компании, предлагают такую модель».

Большие перспективы как альтернативы ISA Илья Курмышев видит в совместных программах рескиллинга, когда корпорации сотрудничают с edtech-платформами по переобучению своих сотрудников и берут большую часть стоимости образования на себя: «Можно привести в пример кейс с радикальной переподготовкой курьеров сервисов «Яндекса» («Еда», «Лавка» и «Доставка»), которые получили новые профессии тестировщиков ПО, разработчиков, аналитиков и дизайнеров всего за 10% от их фактической стоимости». 

Как закалялась ISA

В России модель обучения ISA ввели в Kata Academy еще в 2018 году — продукт, как отмечает CMO Ася Круглова, задумывался как социальный лифт: «Чтобы человек с любым бэкграундом и возможностями мог начать карьеру в IT». Каждое направление вводили постепенно, проводя исследования на тестовых группах, — на сегодня в академии по ISA работают пять направлений. С мая 2021 года по нескольким профессиям модель начал внедрять онлайн-университет Skypro от Skyeng — сейчас по ней обучают разработчиков на Python и Java, однако компания не исключает возможность запуска ISA на других программах (аналитика данных, тестирование). На старте проекта Skypro много общались с юристами, которые подсвечивали, что конструкции ISA нет в законодательстве РФ, поэтому пришлось искать легальные решения, которые в итоге легли в основу договора — сейчас это договор оказания услуг с постоплатой.

Позже ISA стали осторожно попробовать другие эдтехи и даже вузы, но сегодня интерес к ней заметно снизился, и ни для одного проекта ISA, кроме Kata Academy, не стала основной моделью. Среди рисков, из-за которых edtech-проекты не стремятся внедрять ISA, помимо валидации доходов обучавшихся, эксперты также отмечают общее недоверие российской аудитории к новой модели и невысокую доходимость. Как отмечает Наталья Царевская-Дякина, только 28% онлайн-школ заявляют, что до конца их курса или программы доходят 71–100% учащихся, кроме того, далеко не все ученики ДПО в B2С учатся ради последующего трудоустройства: высок процент тех, кто учится «для себя» или не планирует менять работу.

Тем не менее ISA можно назвать одним из перспективных инструментов в образовании, выполняющих социально значимую задачу. Основным ее преимуществом является ориентация на цели обучающегося, гарантия трудоустройства, недостатком же (со стороны клиента) — высокая нагрузка (насыщенная программа со сжатыми сроками — в среднем по 8 часов 5 дней в неделю) и действующие в течение нескольких лет обязательства: например, ученику после выпуска нельзя оформиться самозанятым, а при расторжении договора все равно необходимо будет оплатить услуги с учетом штрафа за издержки, которые понесла компания. О том, как система приживается в России, рассказали немногочисленные представители эдтехов, применяющих ее у себя на практике, — Skypro и Kata Academy. 

ЦеноОбразование

В обеих компаниях отмечают, что студенты платят за ISA больше (в Skypro рассказали, что разница с курсами с ежемесячной оплатой составляет около 100 тысяч рублей). В стоимость входят риски и издержки, которые несут школы, если человек не доучивается и бросает, а также программы поддержки студентов — при ISA эксперты и кураторы каждый день общаются со студентами — проводят Q&A-сессии, собеседования, делятся кейсами, «держат руку на пульсе успеваемости». 

Под чем подписываются студенты

В обеих компаниях при наборе студентов и в ходе работы с ними компании руководствуются офертой, в которой закреплены все финансовые условия. В Kata Academy после трудоустройства студентам необходимо выплачивать по 17% от фактической зарплаты (после вычета НДФЛ) на протяжении 2 лет при условии, если зарплата оказывается не меньше прописанной в договоре. Либо можно заплатить единоразовым платежом — для каждого направления суммы свои. Если студент не устроился, он ничего не платит. Однако для исполнения договора со стороны клиента он должен выполнить два основных условия: 1) пройти минимум 30 собеседований и предоставить в подтверждение письменные отказы от потенциальных работодателей; 2) трудоустраиваться именно в Москве и Петербурге, где академия может смело гарантировать высокие зарплаты. «Чаще всего зарплата оказывается минимум на 30% больше заявленной в договоре, и все остаются очень довольны», — отмечает СМО компании Ася Круглова.

17% от зарплаты в течение 2 лет также должны были выплачивать ученики Skypro, однако потом в компании изменили решение, посчитав, что для студента это менее прогнозируемая и удобная история, потому что доход после трудоустройства точно поменяется в течение 2 лет, а фиксированная сумма в месяц — история более стабильная, в которой не нужно переживать, что сумма как-то изменится. Поэтому по модели ISA студент после устройства на работу платит по 12,5 тысячи рублей в месяц на протяжении 2 лет при условии, если его зарплата составляет не менее 60 тысяч до вычета налога. Студент также может закрыть платежи досрочно, если ему так удобнее и он может себе позволить.

Штрафы — материальные и духовные 

Мария Гельфер, менеджер продукта в онлайн-университете Skypro:

«Важным пунктом оферты также является штраф, который студент должен заплатить, если покидает ISA в процессе обучения. Пока студенты учатся, компания несет убытки, поэтому штраф — справедливый механизм для возмещения затрат, которые понес Skypro, и пропорционален количеству дней, которые студент отучился. Например, если я решу уйти в середине программы, я должна буду заплатить около 150 тысяч (300 тысяч / 2)».

Также по оферте Skypro студент обязуется не пропускать уроки, делать все задания в срок и не допускать отставаний по неуважительной причине. Если ученик не идет по программе в темпе, компания имеет право его отчислить со штрафом, но пока такой механикой в Skypro не пользовались. Кроме того, у студента есть легальная возможность покинуть группу без штрафа в первые две недели обучения. Отвал студентов на этом этапе в Skypro составляет примерно 15%.

Отчислить студента за неуспеваемость также могут и в Kata Academy. Доходимость по курсам составляет от 50 до 70% разных потоков — не все студенты справляются с нагрузкой, не всем хватает мотивации — в компании инвестируют в тех студентов, которые обладают большим временным ресурсом и готовы при необходимости пожертвовать своими хобби, встречами с друзьями и какими-то делами.

CMO Kata Academy Ася Круглова:

«Нужно понимать, что это очень интенсивное обучение по 25 часов в неделю почти на протяжении года, соответственно, нужно уметь расставлять приоритеты и на это время сокращать какие-то дополнительные активности».

Вступительные испытания

Чтобы повысить доходимость и отсечь немотивированных студентов, на старте обе компании проводят вступительные испытания — несколько базовых уроков и следующие за ними тестирования. После выполнения заданий студентов приглашают на устные собеседования, в ходе которых проверяют soft skills «абитуриентов» и их желание дойти программу до конца — задают вопросы о количестве свободного времени и целях, которые ставят перед собой обучающиеся по итогу работы. В среднем на одну программу в Skypro зачисляют 20–25 человек, в Kata — около 30, однако квотирования мест нет, количество учеников зависит от сезонности, к тому же не успевший поступить просто заключает договор и идет учиться на следующий поток — потоки стартуют раз в 2–3 недели.

Каковы результаты

О прибыли и цифрах в Skypro по модели ISA говорить пока рано — студенты с потоков только выходят на рынок для трудоустройства, однако в компании уверены, что ученики найдут работу в ближайшие месяцы. «Мы постоянно анализируем рынок и корректируем список хард-скиллов, которыми должен обладать разработчик. Если чему-то уделили недостаточно времени в рамках обучения и оценочные события (например, собеседования) показывают расплывчатые знания конкретной технологии, мы дообучаем студентов параллельно с поиском работы, чтобы путь к оферу был как можно более быстрым», — объясняет Мария Гельфер. В Kata Academy по ISA стабильно работают уже более 4 лет, среди отзывов клиентов почти нет негативных.

«Есть издержки, нужно четко считать затраты на маркетинг, — отмечает Ася Круглова. — Очень важна работа над конверсиями внутри воронки и над доходимостью, потому что отчисление студентов невыгодное и дорогое — наша задача, чтобы все этапы, где человек может отвалиться, он прошел без проблем».

Перспективы модели

В Skypro и Kata Academy считают, что модель может прижиться в России. Главное — мотивация студентов, грамотный подбор команды и постоянные исследования по форматам, программе и рынку труда, которые принимают во внимание издержки, связанные с менталитетом и самосознанием россиян. Среди других проектов внедрение ISA пока не увенчалось успехом, так как модель требует ресурсов и четко выстроенной модели, которую непросто масштабировать, — запустившие ее игроки сначала тестировали гипотезы без больших финансовых ожиданий. Время покажет. 

Яна Климова

Дата публикации: 13 Июнь 2023


Аналитика и интервью
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%

Edtech-компаниям труднее привлекать клиентов: посещаемость сайтов падает, увеличивается стоимость лида. По оценке Smart Ranking, снижение трафика участников рынка в I квартале составило 20% по отношению к прошлому году. Компании сталкиваются с потерей каналов для продвижения и рекламными ограничениями со стороны государства. Рассказываем о том, что происходит с трафиком и как бороться с его снижением.

Аналитика23 Май 2024
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка

Оценка качества онлайн-курсов — один из основных вопросов для edtech-рынка сегодня. Единых стандартов не существует: каждая школа выбирает метрики самостоятельно. Агентство Smart Ranking совместно с мессенджером «Пачка» провело исследование и опросило игроков edtech-рынка, чтобы узнать, какие показатели они измеряют и как потом используют полученные данные. Оказалось, что компании детского сегмента считают самым значимым LTV (Lifetime Value), а взрослого — индекс удовлетворенности клиента.

Аналитика16 Май 2024
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech

Edtech-рынок Европы развивался медленно во многом из-за большого разнообразия национальных образовательных систем и крайне неравномерного развития стран. Тем не менее технологии проникают даже на небольшие локальные рынки. Европейский EdTech Alliance выпустил отчет о роли государств во внедрении edtech-технологий и развитии экосистем. Пересказываем обзор по некоторым европейским государствам.

Аналитика02 Май 2024

Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs

Аналитическое агентство Smart Ranking регулярно расширяет рейтинг крупнейших edtech-компаний России. Знакомим вас с проектами, которые добавили в топ за I квартал 2024 года, и рассказываем об их драйверах роста.

Аналитика02 Май 2024

Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2024 года. Общая динамика вернулась к показателям начала 2023 года и составила +22,5% (Y2Y). Лидером роста стала разработка образовательного ПО, прибавив больше 70%. Впервые за долгое время фактически сравнялась динамика двух основных сегментов — ДПО и детского образования.

Аналитика26 Апрель 2024

Рынок хоумскулинга вырос на 70%

Суммарная выручка рынка дистанционного образования школьников увеличилась на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей. Большая часть выручки приходится на трех ключевых игроков: «Фоксфорд», «ИнтернетУрок» и «Онлайн-школу №1». Smart Ranking пообщался с компаниями сегмента и узнал перспективы рынка, его тренды, драйверы и барьеры.

Аналитика25 Апрель 2024

Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников

Академия Softline в партнерстве с Softline Venture Partners запустила инвестиционную программу: небольшие edtech-компании и стартапы получат миллиард рублей на развитие своих проектов. Преимущество будет на стороне тех компаний, которые ориентируются на B2B, — Академия Softline включит их решения в свой портфель. Так, сегмент корпоративного обучения может стать самой привлекательной нишей для инвесторов в 2024 году.

Аналитика24 Апрель 2024

И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

Edtech-компании в 2023 году заработали в сегменте СПО (среднего профессионального образования) на 70% больше, чем за 2022 год. Их суммарная выручка составила более 3 млрд рублей, как показало исследование Smart Ranking. Несмотря на перспективность направления, заходить в сегмент пока готовы не все — участников рынка отпугивают госстандарты и сложные бизнес-модели. На закрытой встрече Smart Ranking игроки edtech обсудили возможности онлайн-школ на рынке СПО.

Аналитика19 Апрель 2024

«Сбер» покупает образовательные активы Алексея Мордашова — «Нетологию» и «Фоксфорд»

«Сбер» завершает сделку по покупке активов TalentTech — крупного игрока ДПО «Нетологии» и одного из лидеров детского сегмента «Фоксфорда». По оценке Smart Ranking, сумма сделки может составить не менее 7 млрд рублей. Покупка школ закономерна: «Сбер» стремится усилить экосистему крупными образовательными проектами. На рынке грядет рост конкуренции и битва экосистем.

Новости15 Апрель 2024

Создатель инфобизнесменов. Как школа EDPRO доросла до миллиардных оборотов

Выручка онлайн-школы EDPRO, которая обучает нутрициологи, сексологии, коучингу, дизайну интерьеров и психологии, превысила миллиард рублей в 2023 году — это на 114% больше, чем годом ранее. Как рассказал СЕО компании Сергей Астафьев, такого роста удалось добиться в основном за счет двух каналов трафика (помимо стандартных SЕО, СРС, СРА, инфлюэнс-маркетинга, СРМ): реферальной программы в B2C и привлечения из офлайна.

Интервью10 Апрель 2024

Все статьи ->
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%

Edtech-компаниям труднее привлекать клиентов: посещаемость сайтов падает, увеличивается стоимость лида. По оценке Smart Ranking, снижение трафика участников рынка в I квартале составило 20% по отношению к прошлому году. Компании сталкиваются с потерей каналов для продвижения и рекламными ограничениями со стороны государства. Рассказываем о том, что происходит с трафиком и как бороться с его снижением.

Аналитика23 Май 2024
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка

Оценка качества онлайн-курсов — один из основных вопросов для edtech-рынка сегодня. Единых стандартов не существует: каждая школа выбирает метрики самостоятельно. Агентство Smart Ranking совместно с мессенджером «Пачка» провело исследование и опросило игроков edtech-рынка, чтобы узнать, какие показатели они измеряют и как потом используют полученные данные. Оказалось, что компании детского сегмента считают самым значимым LTV (Lifetime Value), а взрослого — индекс удовлетворенности клиента.

Аналитика16 Май 2024
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech

Edtech-рынок Европы развивался медленно во многом из-за большого разнообразия национальных образовательных систем и крайне неравномерного развития стран. Тем не менее технологии проникают даже на небольшие локальные рынки. Европейский EdTech Alliance выпустил отчет о роли государств во внедрении edtech-технологий и развитии экосистем. Пересказываем обзор по некоторым европейским государствам.

Аналитика02 Май 2024
Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs
Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs

Аналитическое агентство Smart Ranking регулярно расширяет рейтинг крупнейших edtech-компаний России. Знакомим вас с проектами, которые добавили в топ за I квартал 2024 года, и рассказываем об их драйверах роста.

Аналитика02 Май 2024
Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей
Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2024 года. Общая динамика вернулась к показателям начала 2023 года и составила +22,5% (Y2Y). Лидером роста стала разработка образовательного ПО, прибавив больше 70%. Впервые за долгое время фактически сравнялась динамика двух основных сегментов — ДПО и детского образования.

Аналитика26 Апрель 2024
Рынок хоумскулинга вырос на 70%
Рынок хоумскулинга вырос на 70%

Суммарная выручка рынка дистанционного образования школьников увеличилась на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей. Большая часть выручки приходится на трех ключевых игроков: «Фоксфорд», «ИнтернетУрок» и «Онлайн-школу №1». Smart Ranking пообщался с компаниями сегмента и узнал перспективы рынка, его тренды, драйверы и барьеры.

Аналитика25 Апрель 2024
Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников
Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников

Академия Softline в партнерстве с Softline Venture Partners запустила инвестиционную программу: небольшие edtech-компании и стартапы получат миллиард рублей на развитие своих проектов. Преимущество будет на стороне тех компаний, которые ориентируются на B2B, — Академия Softline включит их решения в свой портфель. Так, сегмент корпоративного обучения может стать самой привлекательной нишей для инвесторов в 2024 году.

Аналитика24 Апрель 2024
И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования
И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

Edtech-компании в 2023 году заработали в сегменте СПО (среднего профессионального образования) на 70% больше, чем за 2022 год. Их суммарная выручка составила более 3 млрд рублей, как показало исследование Smart Ranking. Несмотря на перспективность направления, заходить в сегмент пока готовы не все — участников рынка отпугивают госстандарты и сложные бизнес-модели. На закрытой встрече Smart Ranking игроки edtech обсудили возможности онлайн-школ на рынке СПО.

Аналитика19 Апрель 2024
«Сбер» покупает образовательные активы Алексея Мордашова — «Нетологию» и «Фоксфорд»
«Сбер» покупает образовательные активы Алексея Мордашова — «Нетологию» и «Фоксфорд»

«Сбер» завершает сделку по покупке активов TalentTech — крупного игрока ДПО «Нетологии» и одного из лидеров детского сегмента «Фоксфорда». По оценке Smart Ranking, сумма сделки может составить не менее 7 млрд рублей. Покупка школ закономерна: «Сбер» стремится усилить экосистему крупными образовательными проектами. На рынке грядет рост конкуренции и битва экосистем.

Новости15 Апрель 2024
Создатель инфобизнесменов. Как школа EDPRO доросла до миллиардных оборотов
Создатель инфобизнесменов. Как школа EDPRO доросла до миллиардных оборотов

Выручка онлайн-школы EDPRO, которая обучает нутрициологи, сексологии, коучингу, дизайну интерьеров и психологии, превысила миллиард рублей в 2023 году — это на 114% больше, чем годом ранее. Как рассказал СЕО компании Сергей Астафьев, такого роста удалось добиться в основном за счет двух каналов трафика (помимо стандартных SЕО, СРС, СРА, инфлюэнс-маркетинга, СРМ): реферальной программы в B2C и привлечения из офлайна.

Интервью10 Апрель 2024

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка