
Топ-10 онлайн-школ по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ обучили более 470 тысяч школьников в 2023 году
Направление онлайн-подготовки к выпускным экзаменам растет: в 2023 году школы из топ-10 по числу выпускников обучили более 470 тысяч человек — на 68% больше, чем годом ранее, согласно исследованию Smart Ranking. Суммарно крупнейшие игроки заработали 10,2 млрд рублей (+37% к 2022 году). Сегмент драйвит высокая заинтересованность в подготовке к ОГЭ, гибкие системы оплаты обучения и использование технологий ИИ.
10 млрд выручки и почти полмиллиона выпускников
Всего топ-10 компаний, занимающихся подготовкой к выпускным экзаменам, заработали 10,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking*. Динамика выручки составила 37% к 2022 году, а число выпускников увеличилось на 68%. Всего компании, которые вошли в рейтинг, подготовили к ОГЭ и ЕГЭ 474 тысячи человек за год.
Диспропорция между ростом выручки и ростом выпускников объясняется тем, что в онлайн-школах активно развивается направление подготовки к ОГЭ, при этом средний чек на продукт для девятиклассников ниже, чем для десятиклассников. Из-за этого динамика числа выпускников обгоняет динамику выручки.
* При подсчете выручки и числа выпускников учитывались данные Smart Ranking, цифры, которые предоставили компании, и информация из открытых источников. Также в составлении рейтинга принимали участие эксперты рынка.
Тройка лидеров
Больше всего учеников в 2023 году подготовила компания «Умскул»: в онлайн-школе обучилась 181 тысяча человек. Суммарно за все время работы из «Умскул» выпустились более полумиллиона школьников — это самый высокий показатель среди игроков сегмента.
На втором месте — «Сотка»: по оценке Smart Ranking, в 2023 году подготовку в ней прошли 76 тысяч человек. Низкий чек за набор курсов обеспечивает школе бурный рост числа выпускников.
На третьем месте — «ЕГЭLand». Школа выпустила 65 тысяч человек в 2023 году и около 120 тысяч за все время работы, по оценке Smart Ranking. «ЕГЭLand» обучает школьников на собственной инновационной платформе с элементами геймификации и персональной аналитикой по выполнению заданий.
Тренды рынка
Взлет курсов по подготовке к ОГЭ
По данным Минпросвещения, больше 60% учащихся после 9-го класса выбирают учиться в колледже. 2024 год может стать первым в истории современной России, когда образовательные учреждения СПО выпустят больше студентов, чем университеты. Всплеск интереса к среднему профессиональному образованию объясняется тем, что подростки хотят раньше выходить на работу и начинать зарабатывать.
Еще одна причина — дети боятся не справиться с выпускными экзаменами в 11-м классе.
![]()
«Низкая успеваемость ребенка в школе и невысокий семейный доход тоже влияют на выбор ребенка: ему страшно не сдать ЕГЭ, не поступить на бюджет, а образование в вузе стоит сильно дороже, чем СПО», — комментирует интерес к треку по подготовке к ОГЭ Сергей Куликовский, руководитель сегмента старшей школы «Фоксфорда». По его прогнозам, в ближайшие 10 лет число учеников старших классов может снизиться вдвое — соответственно, спрос на курсы по подготовке к ЕГЭ тоже упадет.
Тенденция получать среднее профессиональное образование вместо высшего драйвит направление по подготовке к ОГЭ: игроки рынка отмечают, что спрос на продукты для девятиклассников заметно вырос. Так, в «Умскуле» сообщили, что в 2022 году с курсов по подготовке к ОГЭ выпустилось около 28 тысяч человек, а годом позже уже 61 тысяча — на 115% больше. Для сравнения: динамика количества выпускников курсов по подготовке к ЕГЭ в онлайн-школе составила только 33%.
Индивидуальный план
Обучение в школах по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ становится все более персонализированным. Индивидуальный подход используют на трех уровнях: уроков, курсов и всей системы обучения. В первом случае студент может выбрать сложность упражнений, во втором — подобрать нужные модули, а в третьем — вся программа строится с учетом предпочтений и потребностей учащихся.
Например, школа «99 баллов» использует data-mining-алгоритмы, чтобы анализировать поведение ученика на платформе и предлагать ему задания подходящего уровня сложности. В MAXIMUM Education платформа анализирует вовлеченность и успеваемость учащегося, а также отправляет ему персональную статистику и мотивационные сообщения. В «ЕГЭLand» работает генератор тестовых вопросов, который предлагает вновь прорешать все задания, в которых ученик когда-либо допускал ошибку. Похожая функция реализована на платформе «Умскула»: через пять дней после выполнения домашнего задания школьник выполняет тест с теми вопросами, на которые ранее ответил неправильно. Также в школе есть режим «Индивидуальной программы»: алгоритмы подстраивают траекторию подготовки под запрос учащегося. Например, если школьник хочет получить за экзамен по русскому 90+ баллов, а по профильной математике достаточно 60, то алгоритм исключит из учебного плана сложные вебинары по профильной математике.
Больше доступности
Школы по подготовке к экзаменам стремятся охватить максимальную аудиторию, поэтому оплата все чаще работает по принципу месячной подписки за курс или набор предметов. Цена при таком формате стартует от 3,5 тысячи рублей в месяц при подготовке ЕГЭ и от 2,5 тысячи рублей в месяц за продукт для девятиклассников**.
Несмотря на демократичность цен на подписку по сравнению со стоимостью индивидуальных занятий с репетиторами (цена за их услуги составляет в среднем 3800 рублей в неделю для подготовки к ОГЭ и 5000 рублей — к ЕГЭ), игроки сегмента ищут новые способы сделать обучение еще доступнее. Например, некоторые онлайн-школы экспериментируют с оплатой образовательных программ материнским капиталом.
![]()
«Мы в “Фоксфорде” обеспечили бесшовную интеграцию с Социальным фондом России. Это помогло упростить процесс подачи заявлений на оплату обучения ребенка из средств материнского капитала и ускорить сроки принятия решений. Теперь весь процесс, от даты заключения договора до оплаты, у нас занимает в среднем 10 календарных дней», — рассказал Сергей Куликовский.
Также маткапиталом можно оплатить подготовку к экзаменам, например, в Skysmart, MAXIMUM Education и «Умскул». В «Умскуле» помимо этого предоставляют льготы для детей и малоимущих и многодетных семей.
** Анализ на основе школ, участвующих в исследовании.
Генерацию контента и оценку делегируют ИИ
Edtech-компании используют искусственный интеллект и для развития программ для подготовки к выпускным экзаменам. Например, ИИ помогает генерировать задачи или иллюстрации. С помощью алгоритмов внедряется персонализированный подход: курсы и модули подбираются на основе предпочтений ребенка, его особенностей и успеваемости.
Также благодаря ИИ оценивают успехи ребенка и то, с какой скоростью он осваивает материал. В «Умскуле» для определения уровня знаний используют машинное обучение: математическая модель определяет, какие темы ученику стоит подтянуть.
![]()
Сегодня некоторые участники рынка пытаются использовать нейросеть в качестве помощника учителя, рассказал Дмитрий Данилов, CEO «Умскул».
К примеру, учебник для подготовки к ЕГЭ по информатике со встроенным ИИ выпустил «Яндекс». Нейросеть не только проверяет ответы ученика, но и объясняет теорию с помощью видеороликов и текстовых подсказок.
Прогноз
По прогнозам участников рынка, курсы по подготовке к ОГЭ продолжат расти быстрее, чем направление подготовки к ЕГЭ. «Детей в 10 и 11 классах с каждым годом становится все меньше, конкуренция в этом сегменте растет. И эта тенденция имеет долгосрочный характер. В пределах 10 лет количество учеников в старших классах может снизиться вдвое. Уже сейчас мы в некоторых регионах сталкиваемся с ситуацией, когда 10–11 классы в школах отсутствуют из-за недобора детей. Это может привести к снижению спроса на продукты подготовки к ЕГЭ», — считает Сергей Куликовский.
Также эксперты предполагают, что драйвером сегмента может стать снижение государственных расходов на образование. С сокращением финансирования качество обучения в школах будет ухудшаться. Это подтолкнет родителей и школьников искать дополнительные способы подготовиться к экзаменам и обращаться к услугам edtech-компаний.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 31 Январь 2024

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.
Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.