
«Ушли создавать свои новые маленькие вселенные»
CEO онлайн-школы дизайнеров Bang Bang Education Наталья Климчук рассказала, почему вышла из операционного управления компании, на каких условиях была заключена сделка с Ultimate Education и какое будущее ждет BBE.
— Вы запустили BBE в 2015 году. Как вы считаете, тогда ниша образовательных продуктов в сфере дизайна еще была пустой? Чему начинающие иллюстраторы хотели научиться в 2015 году и чему сейчас — что поменялось и сложно ли было подстраиваться под новые потребности учеников?
— В 2015 году онлайн-школ в сфере дизайна не было, мы хотели дать возможность талантливым людям со всех концов страны найти «своих» и учиться у лучших, не выезжая из дома.
Все семь лет к нам приходили учиться инструментам, стилям, истории и философии дизайна, иллюстрации, моушену, искусству, типографике и так далее. Мы старались приносить своим студентам самое интересное из востребованных в мире трендов и создавали тренды сами. Школа BBE была и остается не только образовательным проектом, но комьюнити думающих и талантливых людей, которые создают фильмы про свою профессию, популяризируют инклюзию, человечность, развивают логику, эмпатию и слушают друг друга.
— В одном из интервью вы говорили, что бизнес-плана у ВВЕ не было, было только четкое понимание, что значит классный образовательный продукт в сфере дизайна. Как сформировалось это понимание, ведь до этого опыта запуска образовательного продукта у вас не было? На что вы ориентировались при открытии ВВЕ?
— Мы с моей партнершей по бизнесам Олей Морозовой работаем в сфере иллюстрации и дизайна около 20 лет. При открытии проектов мы ориентируемся на свой опыт, вкус и веру друг в друга. Так, в октябре исполняется 15 лет другому нашему проекту — иллюстраторскому агентству Bang! Bang!, в котором мы работали и работаем с лучшими иллюстраторами, дизайнерами и арт-директорами страны, и что такое «классный продукт», знаем не понаслышке.
— На старте проекта вы были уверены, что продукт станет успешным с коммерческой точки зрения? Что способствовало такому успеху ВВЕ?
— Мы были уверены, что проект будет прибыльным — такими были все наши проекты, но идея сделать стартап, чтобы выйти из него в будущем, появилась в 2017-м, когда нам начали предлагать деньги, и я пошла учиться в SLP (международное сообщество для peer-to-peer обучения стартаперов).
— В 2021 году вы стали частью холдинга Ultimate Education. Почему вы приняли такое решение? Как изменился BBE после присоединения к Ultimate Education?
— Школа с самого начала росла, деньги проекту были не нужны, нам нужны были опытные партнеры, которые помогли бы справиться с ростом. Мы их нашли в Ultimate Education. После присоединения к фонду мы наняли нужных людей, которые выстроили и наладили необходимые для растущего бизнеса процессы. На мой взгляд, все сложилось лучшим образом.
— Вы с Ольгой давно думали о выходе из операционного управления или решение сформировалось в этом году?
— Еще до присоединения к фонду мы понимали, что наша с Олей сила — создавать новые проекты, придумывать им идеологию и легенду, собирать команду мечты, а когда проекты начинают расти вширь, нам нужно уступить дорогу другим людям, которых зажигает создание большой компании, — и тут нужны те, кому интересны схемы, аналитика, метрики и так далее.
Наши доли полностью выкупил Ultimate, возможность продать остаток фонду через год у нас была с самого начала, и мы ей воспользовались.
— Как вы решились на экзит и почему он был необходим? Было ли это условие Ultimate?
— Это было наше с Олей решение, мы попытались растянуть себя и поработать в корпорации, многому научились и очень благодарны учителям, в итоге поняли, что хотим другого, так что ушли создавать свои новые маленькие вселенные.
— Тяжело ли вам далось решение покинуть BBE?
— Очень. Это словно отпилить руку. Я жила школой 6 лет, приносила ей людей и идеи, словно дары неведомому культу, и больше года приучала себя к мысли «Не твое, не ты». Очень полезное упражнение, кстати, чтобы не привязываться.
— На сайте школы указано: «Ключевая цель Bang Bang Education — повышать уровень визуальной культуры. Мы стремимся закрывать пробелы в существующем арт-образовании в России, формировать думающее дизайн-сообщество и популяризировать дизайн, ориентированный на человека, воспитывающий вкус и повышающий качество жизни». Как вы считаете, удалось ли ВВЕ достичь этой цели?
— О да, школа BBE сделала все это, а с потенциалом, который сейчас в ней есть, может сделать еще больше.
Уже через несколько лет после открытия черный круг (символ школы. — Прим. ред.) стал намного известнее меня с Олей, так идеологии переживают своих лидеров. В школе работают, учатся, в школу верят прекрасные люди — самое лучшее у них впереди.
— Чем вы планируете заниматься теперь? Ждать ли нового edtech-проекта?
— Мы будем продолжать развивать в России иллюстраторское агентство Bang! Bang!, а за рубежом — дизайн-студию Lunatum.
На edtech-проекты у нас есть нон-компит на какое-то время, поэтому пока мы занимаемся просветительскими проектами — общаемся с интересными нам талантливыми людьми и популяризируем философию человечности в креативной сфере.
Интервью проводила Эллина Оруджева
Дата публикации: 31 Октябрь 2022

Детские онлайн-школы заработали 16,3 млрд рублей в первом полугодии 2023-го — на 32% больше, чем в прошлом году. Среди трендов, которые отмечают игроки рынка, наиболее заметен выход компаний за рамки привычных для детей и родителей школьных предметов: становятся востребованными курсы по личностным навыкам, развитию когнитивных способностей и программированию.

За первое полугодие 2023-го edtech-компании сегмента ДПО заработали 18,1 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с ростом сегмента увеличивается число студентов на курсах по дизайну, маркетингу и бухгалтерскому делу. Клиенты все чаще покупают продукты по soft skills. Среди IT-курсов лидируют профессии тестировщика и разработчика. По прогнозам онлайн-школ, эти тенденции продолжат набирать обороты. Рассказываем, как меняются предпочтения студентов в разных сферах от косметологии до программирования.
В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассказываем, за счет чего развиваются компании, какие тренды отмечают участники рынка и что ждет сегмент в будущем.
Мировой рынок ИИ оценивается более чем в $136 млрд, а к 2030 году увеличится в 13 раз — до $1,8 трлн. Активная аудитория только ChatGPT-3.5 насчитывает более 100 млн человек, а в России число пользователей различных ИИ с прошлого года выросло минимум в 5 раз. Переход на рельсы ИИ меняет ситуацию на рынке труда. Ожидается, что в 2025 году в сфере нейронных сетей будут работать 97 млн человек, которых необходимо обучить. Edtech подстраивается под тренд, а мы рассказываем про опыт зарождения новых профессий.
Представители Skillbox, «Like Центра», «Фоксфорда», «Нетологии», «ИнтернетУрока» и IThub College рассказали, как рекламируются на досках объявлений, через вебинары со звездами первой величины, полезные лонгриды, спецпроекты с крупными медийными корпорациями, амбассадорство и сарафанное радио. Загружаем видео в двух частях.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам первого полугодия 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27,5%. Во II квартале 2023 года, по данным обновленного рейтинга агентства Smart Ranking, Индекс edtechs100 составил 417 пунктов, или 25,3 млрд рублей, что на 21 пункт (4,5%) ниже I квартала и может свидетельствовать о стагнации роста рынка и пересмотре закономерностей, которые царили на нем с бума роста ковидного 2020-го.
Кроме основного рейтинга российского edtech, мы также составляем топы самых динамично растущих компаний на рынке по нашей специальной формуле. Мы поговорили с основателями, генеральными и операционными директорами топ-10 самых динамично растущих ДПО о том, какие решения привели к росту, что драйвит и сдерживает рынок и на что они делают ставку сегодня. Смотрите и слушайте наш видеоподкаст на YouTube.
Таргет на «Авито», контент-маркетинг и спецпроекты с крупными медийными личностями и корпорациями срабатывают лучше, чем оставшиеся после 2022 года performance-каналы, а большую эффективность показывает реклама отнюдь не у блогеров-миллионников. На встрече лидеров российского edtech, организованной Smart Ranking, представители онлайн-образования поделились опытом поиска эффективных маркетинговых механик.
Темпы роста рынка снижаются, конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов растет, однако даже в этих условиях можно кратно увеличивать выручку. О проверке гипотез, поиске новых рынков и о том, почему невозможно гарантировать трудоустройство, рассказал Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory.
Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

Детские онлайн-школы заработали 16,3 млрд рублей в первом полугодии 2023-го — на 32% больше, чем в прошлом году. Среди трендов, которые отмечают игроки рынка, наиболее заметен выход компаний за рамки привычных для детей и родителей школьных предметов: становятся востребованными курсы по личностным навыкам, развитию когнитивных способностей и программированию.

За первое полугодие 2023-го edtech-компании сегмента ДПО заработали 18,1 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с ростом сегмента увеличивается число студентов на курсах по дизайну, маркетингу и бухгалтерскому делу. Клиенты все чаще покупают продукты по soft skills. Среди IT-курсов лидируют профессии тестировщика и разработчика. По прогнозам онлайн-школ, эти тенденции продолжат набирать обороты. Рассказываем, как меняются предпочтения студентов в разных сферах от косметологии до программирования.

В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассказываем, за счет чего развиваются компании, какие тренды отмечают участники рынка и что ждет сегмент в будущем.

Мировой рынок ИИ оценивается более чем в $136 млрд, а к 2030 году увеличится в 13 раз — до $1,8 трлн. Активная аудитория только ChatGPT-3.5 насчитывает более 100 млн человек, а в России число пользователей различных ИИ с прошлого года выросло минимум в 5 раз. Переход на рельсы ИИ меняет ситуацию на рынке труда. Ожидается, что в 2025 году в сфере нейронных сетей будут работать 97 млн человек, которых необходимо обучить. Edtech подстраивается под тренд, а мы рассказываем про опыт зарождения новых профессий.

Представители Skillbox, «Like Центра», «Фоксфорда», «Нетологии», «ИнтернетУрока» и IThub College рассказали, как рекламируются на досках объявлений, через вебинары со звездами первой величины, полезные лонгриды, спецпроекты с крупными медийными корпорациями, амбассадорство и сарафанное радио. Загружаем видео в двух частях.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам первого полугодия 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27,5%. Во II квартале 2023 года, по данным обновленного рейтинга агентства Smart Ranking, Индекс edtechs100 составил 417 пунктов, или 25,3 млрд рублей, что на 21 пункт (4,5%) ниже I квартала и может свидетельствовать о стагнации роста рынка и пересмотре закономерностей, которые царили на нем с бума роста ковидного 2020-го.

Кроме основного рейтинга российского edtech, мы также составляем топы самых динамично растущих компаний на рынке по нашей специальной формуле. Мы поговорили с основателями, генеральными и операционными директорами топ-10 самых динамично растущих ДПО о том, какие решения привели к росту, что драйвит и сдерживает рынок и на что они делают ставку сегодня. Смотрите и слушайте наш видеоподкаст на YouTube.

Таргет на «Авито», контент-маркетинг и спецпроекты с крупными медийными личностями и корпорациями срабатывают лучше, чем оставшиеся после 2022 года performance-каналы, а большую эффективность показывает реклама отнюдь не у блогеров-миллионников. На встрече лидеров российского edtech, организованной Smart Ranking, представители онлайн-образования поделились опытом поиска эффективных маркетинговых механик.

Темпы роста рынка снижаются, конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов растет, однако даже в этих условиях можно кратно увеличивать выручку. О проверке гипотез, поиске новых рынков и о том, почему невозможно гарантировать трудоустройство, рассказал Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory.

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.