Smart Ranking


Возможна ли некоммерческая онлайн-школа: опыт «Образавра»

Возможна ли некоммерческая онлайн-школа: опыт «Образавра»

В феврале 2021 года свет увидела первая версия сайта «Образавр», на котором бесплатно доступны курсы, тесты и тренажеры по школьным предметам для учеников разных классов. С тех пор проект успешно привлекает внимание школьников, родителей и учителей, пополняется новыми уроками и не просит за это ни копейки. Как некоммерческая образовательная организация может жить и выживать на российском рынке, рассказывает основатель и главный программист «Образавра» 18-летний Марат Мавлиев. 

— Как зародился проект?

— Два года назад, когда я учился в 10-м классе, мне пришла идея «Образавра». Я иногда пропускал школу, и чтобы самостоятельно нагнать материал, искал уроки в интернете. Найти качественный контент было сложно: на бесплатных сайтах много рекламы, а платные сайты я даже не рассматривал.

Изначально цель была — создать платформу, где в одном месте были бы собраны бесплатные качественные текстовые уроки, тесты, какие-то другие инструменты для обучения. На зарубежном рынке такое есть, а на российском — нет.

Я начал с разработки сайта, основные функции сделал за несколько месяцев. Затем с командой авторов стали потихоньку делать уроки, разрабатывать структуру, смотреть, какие уроки читаются, а какие нет. И этот процесс еще продолжается, поэтому на «Образавре» пока не так много курсов и не так много авторов работают. Мы не гонимся за количеством уроков, а стараемся довести шаблон, все процессы и методики до высокого уровня.


Марат Мавлиев, основатель «Образавра»

— Сколько человек работают над «Образавром» и как вы распределяете ответственность?

— Над сайтом работают девять авторов уроков. Большинство из них с педагогическим образованием и опытом копирайтинга. Копирайтеры без преподавательского опыта не понимают специфику урока, а педагоги без писательского опыта напишут текст, который будет или тяжеловат для чтения, или плохо оптимизирован под поисковые системы, из-за чего материал никто не найдет. Поэтому мы ищем смесь копирайтера и педагога — это оправданно.

Еще в команде есть иллюстратор и корректор. А я их работодатель (оформлен как ИП), главный (и единственный) разработчик, а также занимаюсь продвижением платформы в соцсетях.

— По меньшей мере 13 человек работают над сайтом без монетизации. Как такое возможно?

— Правда, «Образавр» — проект некоммерческий, прибыль не приносит. Поэтому мы с моим товарищем создали другой проект — веб-студию «Сайтозавр», которая на заказ разрабатывает сайты и UX/UI-дизайн для них (среди клиентов «Завод Бетон», телеканал «Нефтекамск24», застройщик «Фаворит»). Мы с самого начала хотели продолжить развивать «Образавр» на доход от создания сайтов. И названия мы специально сделали похожими: разработчик и дизайнер у проектов один — они связаны. Также с финансированием «Образавра» мне помогают родители.

— Во сколько обходится работа команды?

— Стоимость разработки курса зависит от предмета: какие-то, как географию, проводят в школах раз в неделю, а какие-то, как математику, чуть ли не каждый день. Соответственно, и программы отличаются по объему. Самый дорогой курс у нас по физике, потому что нужно много картинок и в целом много разных тем.

В месяц же на работу команды уходит около 100 тысяч. И этого хватает, потому что большинство у нас работают не на полной ставке, да и на рекламу мы сейчас не тратимся.

— А есть ли планы монетизировать проект?

— Планируются платные подписки, но они никак не ограничат бесплатный доступ к образовательным материалам. Подписка будет больше способом поддержать коллектив и, может быть, даст какую-то VIP-функцию, которая не жизненно необходима в обучении. А весь материал останется бесплатным для всех. 

— В чем особенность контента «Образавра»?

— У нас есть тексты, тесты, тренажеры, флеш-карточки. Тесты проверяют освоение конкретной темы после урока. А в тренажерах очень большое количество вопросов — с помощью них ученики отрабатывают отдельные навыки, например устный счет или грамотность письма.

Отличие наших материалов от традиционных конспектов в том, что ученику по мере чтения сразу предлагается проверочное задание. То есть, как только человек прочитал несколько абзацев, появляется вопрос. Пока ученик на него не ответит — не сможет продолжить. Таким образом, пользователь не упускает важных моментов и сразу прорабатывает пройденный материал.

— На сайте указано, что уроки соответствуют ФГОС.

— Да, наши авторы готовят задания в соответствии с методичками, учебниками. Плюс у нас есть опытный педагог, который повторно просматривает весь материал.

— А еще на сайте сказано, что учебный процесс напоминает игру, а ученики зарабатывают игровую валюту. Расскажите подробнее.

— За прохождение уроков, тренажеров — любых занятий на сайте — ученики зарабатывают внутреннюю валюту и очки опыта, благодаря которым можно развивать своего персонажа в личном кабинете. При регистрации у пользователя есть виртуальное яйцо, из которого вылупляется и постепенно, по ходу прохождения программы, растет динозавр. Есть несколько видов валюты: за одну можно купить нового персонажа, за другую — поменять одежду, внешний вид — всё как в видеоиграх.

Есть сапфиры — они добываются при прохождении уроков, то есть когда ученик получает новые знания. Есть очки опыта — они зарабатываются при любых активностях и показывают не уровень знания, а уровень старания, активности: сколько ученик занимается. Еще есть «обракоины», они даются за любую активность, и за них можно кастомизировать своего динозавра.

Такая задумка была изначально. Я же сам школьником был и попытался посмотрел на все глазами ученика, например, 7-го класса. Мне показалось, что было бы интересно: ты решаешь примеры, а у тебя что-то копится, растет твой персонаж. Формируется психологическая привязанность, появляется желание развивать свой аккаунт и проходить уроки дальше. Такое часто встречается и в мобильных играх, и в образовательных платформах. Например, у Duolingo очень хорошо реализована работа с персонажем: те же мемы, как сова напоминает ученикам об уроках, завирусились в соцсетях. И у Duolingo есть исследование, рассказывающее, что расстроенный от пропущенных уроков персонаж вызывает у пользователей чувство стыда и подталкивает продолжить учебу.

— На «Образавре» представлен широкий перечень курсов, но рассчитаны они на разный возраст. Например, биология и история представлены с 5-го по 6-й класс, физика — с 7-го по 9-й, а русский язык — за 5-й класс, а потом сразу к ЕГЭ. Чем продиктован такой разброс?

— У нас план — охватить всю школьную программу. Сейчас на сайте действительной большой разброс по годам, потому что мы начинаем с того момента, как предмет появляется в школьной программе (обществознание с 6-го класса, алгебра, геометрия и физика — с 7-го). Курсы для следующих возрастных ступеней пока в разработке.

По русскому языку еще есть подготовка к ЕГЭ с тренажерами. Эти тренажеры появились спонтанно, в творческом порыве, когда я сам готовился к экзамену. Я увидел, что структура ЕГЭ подходит под наш формат тренажера — где бы быстро сменялись задания и ученик должен был быстро отвечать. В планах сделать похожие тренажеры и по другим предметам.

— В описании сайта указано, что в месяц вас посещают 250 тысяч учеников, родителей и учителей. Это число сейчас актуально?

— Да, и аудитория у нас постоянно растет. Для «Образавра» 2022 год был успешным. Учителя нас рекомендуют, количество посетителей выросло в несколько раз — нас было 1,15 млн уникальных посетителей. Конечно, на каникулах трафик ожидаемо просел, но после новогодних праздников снова вырос.

— Вы говорили, что занимались продвижением проекта в соцсетях и что сейчас не тратитесь на рекламу.

— Да, на первых порах были небольшие вложения в контекстную рекламу в поисковике «Яндекса», в социальных сетях. Но бюджет был слишком мал, да и на том этапе работы смысла в рекламе особо не было, а сейчас уже стоит задуматься.

Как вариант продвижения — в будущем планируем сотрудничать с образовательными организациями. Сейчас думаем отправить в несколько университетов заявку на экспертизу.

— Какие точки роста вы видите у проекта? Чего ждать от «Образавра» в 2023 году?

— Мы близко подобрались к пониманию того, каким должен быть текстовый контент. Недавно у нас вышло обновление для учителей и родителей: учитель может создавать свои классы, добавлять учеников, давать им задания; родители могут с одного аккаунта добавить всех своих детей. Также учителя и родители могут отслеживать статистику, а ученики в классах — соревноваться между собой на платформе. И конечно, будем интенсивно создавать новые курсы, в том числе для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

 Константин Петров

Дата публикации: 10 Февраль 2023


Аналитика и интервью
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Аналитика 25 Апрель 2025
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аналитика 18 Апрель 2025
Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Аналитика 14 Апрель 2025

Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

Аналитика 04 Апрель 2025

Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025

Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025

Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025

Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025

Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025

Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025

Все статьи ->
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Аналитика 25 Апрель 2025
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аналитика 18 Апрель 2025
Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи
Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Аналитика 14 Апрель 2025
Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения
Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

Аналитика 04 Апрель 2025
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

Салид

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.