Smart Ranking


Рынок хоумскулинга вырос на 70%

Рынок хоумскулинга вырос на 70%

Суммарная выручка рынка дистанционного образования школьников увеличилась на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей. Большая часть выручки приходится на трех ключевых игроков: «Фоксфорд», «ИнтернетУрок» и «Онлайн-школу №1». Smart Ranking пообщался с компаниями сегмента и узнал перспективы рынка, его тренды, драйверы и барьеры.


Драйверы: сначала локдаун, потом релокация 

Спрос на домашнее обучение растет со времен локдауна. По данным Мониторинга экономики образования ВШЭ, в 2019 году учебу в семейном формате окончили 30 тысяч школьников. А в 2020 году их число увеличилось в полтора раза и составило 45 тысяч человек.

«Пандемия, которая привела к вынужденной изоляции и необходимости учиться дистанционно, изменила представление людей об онлайн-образовании. Они стали привыкать к нему и убедились, что обучение онлайн либо в гибридном формате тоже может быть эффективным и качественным», — считает Екатерина Латыпова, руководитель Домашней школы «Фоксфорда».

Релокация россиян за рубеж стала еще одним драйвером сегмента. Спрос на хоумскулинг (освоение программы без посещения традиционной школы) вырос в первые месяцы после начала СВО и мобилизации: тогда родители переводили детей на домашнее обучение, прежде чем устроить их в очную школу по новому месту жительства.

Однако тенденция роста не оказалась продолжительной. «Хотя после февраля 2022 года мы наблюдали увеличение интереса к услугам дистанционного обучения, в настоящее время спрос на них стабилизировался и вернулся к уровням, существовавшим до начала пандемии», — комментирует Никита Ильинский, директор по маркетингу экосистемы IBLS. По словам Ольги Перлиной из «ИнтернетУрока», всплеск интереса со стороны релоцировавшихся семей в 2022 году действительно был, однако основные пользователи остаются внутри страны.


Родители недовольны образованием в обычной школе

По опросам ФОМ, 45% россиян считают качество школьного образования в стране средним, 25% — плохим и 20% — хорошим. Некачественное школьное образование — одна из причин, почему родители выбирают хоумскулинг. Их не устраивает недостаточная квалификация преподавателей, чрезмерная нагрузка на детей, отсутствие индивидуального подхода к обучению и невозможность выстроить удобный для ребенка график, считают в «Фоксфорде».

Мнение игроков рынка подтверждает исследование МЭО ВШЭ: родители переводят детей на домашнее обучение из-за того, что традиционная школьная модель образования не соответствует их ожиданиям. 


Растет информированность о домашнем формате

Все больше родителей узнают о хоумскулинге. По словам участников рынка, сарафанное радио успешно работает — родители готовы переходить на новый формат учебы по рекомендации. «И как только родитель узнает от своего окружения, из рекламы или иногда от самих учителей о семейной форме обучения, он начинает глубже погружаться в эту тему, обсуждать с друзьями и родственниками, и работает эффект сарафанного радио», — комментирует Анастасия Коновалова, руководитель Домашнего лицея Skyeng. О том же эффекте сообщили в «Доме знаний»: хорошо работают личные рекомендации и реферальные программы, потому что людям важно отдавать детей учиться в проверенную школу.


Дети часто становятся жертвами травли

Большая часть (57%) детей сталкиваются с буллингом в школе, по словам Яны Лантратовой, первого зампредседателя Комитета Госдумы по просвещению. Травля и токсичные условия в школе вынуждают родителей искать для ребенка более дружелюбную среду — выходом становится хоумскулинг. «Дискомфортная психологическая обстановка в школе и буллинг — еще одна частая причина ухода из офлайн-школы», — подтверждает Екатерина Латыпова.


Барьеры: демографическая яма

По данным Росстата, с 2014 года число родившихся в России ежегодно снижается. Отрицательная динамика уже влияет на онлайн-школы — рынок начинает «сужаться». Участники рынка утверждают, что сейчас это наиболее заметно в начальной школе, но со временем будет распространяться и на более старшие возрастные сегменты. 


Недоверие к качеству

Часто родители не доверяют домашнему обучению и опасаются, что такой формат учебы принесет меньше результатов, чем традиционный. Игроки рынка объясняют недоверие к услугам хоумскулинга так:

На рынке есть поставщики некачественных образовательных услуг, которые портят репутацию всего сегмента. По словам Ольги Перлиной, директора по маркетингу в «ИнтернетУроке», школы устраивают гонку маркетинговых бюджетов вслед за игроками ДПО. В этой гонке зачастую страдает качество образовательного продукта. «И в результате потребитель разочаровывается не в услуге конкретной школы, а в онлайн-формате в целом: “Были мы в онлайн-школе, как же! В обычных-то получше учат”», — комментирует Ольга Перлина. 

О схожей проблеме заявили в IBLS: там считают, что рост компаний сдерживает конкуренция с недобросовестными школами, низкий уровень образования в которых бросает тень на весь сегмент.

Во время пандемии не у всех очных школ получилось наладить дистанционный формат — это испортило представление некоторых родителей об обучении на дому.

«[В период ковида] очная школа не смогла выстроить качественное образование в онлайне за столь короткий и экстремальный период времени», — резюмирует Екатерина Латыпова.


Тренды: персонализация и ИИ

Персонализация обучения — тренд не только в хоумскулинге, но и во всем детском образовании. Чем выше персонализация, тем лучше результаты ребенка, отмечают в компаниях.

Существуют разные способы обеспечить персонализированный подход: например, проведение занятий в мини-группах, создание собственного образовательного маршрута, возможность выбрать формат уроков. Среди кейсов на рынке — опыт «Фоксфорда», где школьник может выбирать педагога самостоятельно, а учебный план предполагает гибкий график обучения и аттестации.

Также в индивидуализации образовательного трека применяются технологии ИИ: с их помощью можно анализировать прогресс ребенка, определять, какие темы ему нужно подтянуть, чтобы достичь своих образовательных целей. Также ИИ интегрируется в полезные материалы: к примеру, в «ИнтернетУроке» работает чат-бот, который отвечает на вопросы по школьной программе и подбирает подходящие видеоуроки. 


Геймификация

Онлайн-школы вводят в обучение игровые практики: так удается удерживать внимание ребенка и увеличивать его вовлеченность. Например, в «Фоксфорде» ученики зарабатывают очки, рейтинги, переходят на новые уровни, как в компьютерной игре. Также геймифицируют процесс учебы в «Онлайн-школе №1», «Онлайн-гимназии №1» и других компаниях.


Гибридное обучение

У родителей все чаще появляется запрос на смешанный формат учебы: когда школьник учится онлайн, но при этом имеет возможность посещать кампус школы. При таком подходе решается вопрос недостаточной социализации ребенка, который учится только онлайн.

В IBLS заметили, что у детей, которые учатся в гибридном формате, выше академические результаты. «Наши ученики имеют возможность обучаться дополнительно офлайн на территории школы, посещать офлайн-курсы внеурочной деятельности, а также посещать образовательные коворкинги, где ребята общаются, знакомятся и тем самым получают необходимую социализацию. По нашим исследованиям и наблюдениям, обучение в смешанном формате позволяет лучше усвоить материал и достичь более высоких результатов», — считает Никита Ильинский, директор по маркетингу экосистемы IBLS.


Прогнозы

Участники рынка считают, что сегмент домашнего обучения еще довольно молодой и только начинает активно развиваться. Конкуренция пока не достигла тех масштабов, которые существуют в детском дополнительном образовании и сегменте ДПО для взрослых.

«Конкуренция увеличивается, но рост отдельных игроков идет пока еще не в формате "отобрать клиента у конкурента". Сейчас сегмент [домашнего онлайн-образования] растет за счет новых пользователей, уходящих из обычных школ», — считает Ольга Перлина.

Все участники рынка ставят на то, что рост продолжится. Этому поспособствуют сарафанное радио и работа компаний на разрушение стереотипов о домашнем обучении. Результаты этой работы заметны уже сейчас: все больше родителей доверяют домашнему образованию и отказываются от традиционного формата. «Если ранее родители решались отдать ребенка на семейную форму обучения только с 6–8-го класса, то в этом году мы видим часто запросы на семейное обучение для первоклассников», — отмечает Анастасия Коновалова.

Большие перспективы для сегмента может открыть господдержка, считают игроки рынка. «При поддержке государства сегмент онлайн-образования в РФ имеет шансы не только занять лидирующие позиции в мире, но и поставлять качественное образование за пределы нашей страны», — прокомментировал возможности для роста Никита Ильинский из IBLS.

Дата публикации: 25 Апрель 2024


Аналитика и интервью
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025

Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025

Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025

Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025

Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Новости 11 Февраль 2025

Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Аналитика 07 Февраль 2025

Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Новости 03 Февраль 2025

Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

Аналитика 31 Январь 2025

Все статьи ->
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025
Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали
Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Новости 11 Февраль 2025
Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать
Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Аналитика 07 Февраль 2025
Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%
Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Новости 03 Февраль 2025
Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы
Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

Аналитика 31 Январь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
FAQ Marketing

Комплекс работ по настройке, закупке и ведению рекламных кампаний, привлечение поискового трафика и работа с репутацией.

Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

Салид

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.