
«Выживут только те бизнес-модели, которые способны развиваться без инвестиций»
Руководитель школы «Реботика» Александр Киселев (58-е место в рейтинге EDtechs.ru по итогам II квартала) рассказал, почему решил обучать детей робототехнике, как потерпел неудачу с выходом в Великобританию, но преуспел в Индии.
— С чего начался ваш бизнес?
— В июне 2017 года я окончил Бауманку по специальности «мехатроника и робототехнические системы». Мои ожидания и реальность не совпали, я не совсем понимал, что дальше делать. При этом мне хотелось устроиться в школу педагогом, чтобы рассказывать детям о взрослой робототехнике — развеять у них иллюзии, что собирать роботов очень быстро и легко, и показать им, как роботы могут менять жизнь людей к лучшему.
Я решил открыть кружок допобразования в одной из московских школ и назвал его «Реботика». Первый год после окончания Бауманки я занимался этим. Но одно дело Lego собирать, а другое — понимать, как робот функционирует, — все оказалось не так радужно и интересно для некоторых детей. Поэтому у кружка был большой отток.
Как следствие, через год кружок дополнился другими направлениями: программирование, дизайн и блогинг, который тогда был очень популярен. И к 2018 году проект из кружка превратился в бизнес.
Я хотел развеять иллюзии, что робототехника — это легко.
— Как школа справлялась с кризисами?
— Мы столкнулись с серьезным кризисом, когда началась пандемия. Школа не была готова к резкому переходу в онлайн. Наша уникальность — персонифицированное обучение, когда уроки проходят индивидуально с каждым учеником без каких-либо записей курсов. И мы изначально не выстраивали эти процессы онлайн. Нам пришлось создавать систему почти с нуля и разбираться, как правильно налаживать работу.
Еще одна проблема — у нас не было хорошей представленности в соцсетях. В офлайне не нужен перформанс-специалист, который разрабатывает маркетинговые стратегии для работы онлайн. Поэтому нас сильно замедляло отсутствие понимания, как эффективно продвигать школу в интернете.
Мы пропустили все изменения через себя и подготовились к тому, что придется многое перестраивать, и, скорее всего, не один раз. Мы научились привлекать клиентов в онлайн, удерживать интерес учеников до конца обучения, работать с подачей содержания программ. Например, когда мы делали игры, стало ясно, что продукт будет более востребованный, если включить в него работу в 3D.
В 2021 году мы искали что-то, чем мы можем отличаться, чтобы расти дальше. В итоге мы решили, что будем специализироваться на персональном обучении — не просто на уроке в формате один на один, а именно в подаче контента. Наша цель — раскрыть IT-профессию ребенку, вызвать интерес, и для этого мы подстраиваемся под каждого ученика, персонифицируем контент.
Сейчас «Реботика» — это школа, которая помогает детям найти себя, получить по-настоящему востребованную профессию из сферы IT и, главное, самим себе ответить на вопрос, зачем им этот навык.
— Как на вашем бизнесе сказались события после 24 февраля?
— «Реботика» чувствует себя достаточно неплохо. В I квартале наша выручка составила 44 млн рублей. За II квартал мы приблизились к 50 млн, ежемесячно с марта у нас продолжается рост.
Запрет популярных каналов соцсетей для привлечения аудитории — беда для edtech. Сейчас одним из эффективных каналов, который показывает хорошие объемы, стали блогеры, которые продолжили работу в Instagram (признан экстремистской организацией. — SmR). У некоторых блогеров стоимость рекламы выросла в 1,5-2 раза, часть сохраняет привычные нам цены.
Условия привлечения клиентов изменились, сейчас один из самых эффективных каналов — это блогеры.
В нашей сфере резкое падение платежеспособного спроса маловероятно — родители стремятся не экономить на образовании. Но все равно выручка у всех участников рынка просядет. Причиной станет непонимание, как достучаться до аудитории, когда привычные рекламные каналы и инструменты недоступны.
— Привлекаете ли вы инвестиции?
— Не смотря на кризис, «Реботика» продолжает расти без инвестиций со стороны. В 2018 году я привлек совсем небольшую сумму, которую вложил в рост офлайна. Но в 2020 году бизнес-модель стала неактуальна, так как все перешло в онлайн. Мы поменяли формат, и в нем сейчас успешно растем без инвестиций, за счет собственных оборотных средств. Мы хотим вырасти еще больше, не только в России, но и в Индии и на других международных рынках. Об этом мы будем общаться с инвесторами.
— На каких иностранных рынках вы сейчас присутствуете?
— С декабря 2021 года мы работаем в Индии и именно с индийцами — и преподавателями, и учениками. И сейчас мы там регистрируем компанию.
— Почему именно Индия?
В Индии, как и в России, работа в IT — социальный лифт для ребенка.
— Мы проводили тестирование этого рынка и получили хороший отклик. Педагогам понравилась наша методика, и среди клиентов было немного отказов продолжать обучение после пробного урока. В Индии 260 млн школьников (для сравнения: в России — 17 млн), из которых около 50 млн — платежеспособные. Также в этой стране хорошо развит венчурный бизнес. И главное — в Индии не хватает программистов: на это обучение огромный спрос. Там, как и в России, родители понимают, что работа в IT станет для их ребенка социальным лифтом.
Вся разработка методологий и программ происходит в России. Потом мы их масштабируем в других странах. Так было с Индией, и так будет и в других странах, где мы планируем появиться.
— Работаете ли вы с другими иностранными рынками?
— Еще до выхода в Индию мы пробовали зайти в Великобританию, это казалось нам очень простым. Но если в России профессия программиста помогает повысить уровень жизни, то в Великобритании уровень жизни, например, сантехника и работника IT одинаковы. Выбирая, кем быть, дети в большей степени следуют за своими интересами, а не за направлениями, которые позволят им заметно повысить уровень жизни. В отличие от России, в Великобритании нет такого разброса и ощутимой разницы между доходом в разных городах. В Великобритании довольно дорого стоят услуги учителей, и наша бизнес-модель там не сложилась — наши курсы были бы дорогими и не очень востребованными, так как для британских родителей в образовании IT нет такой же значимости, как для родителей в России или Индии.
— Чем может закончиться сегодняшний кризис для рынка edtech?
— Выживут те суперустойчивые бизнес-модели, которые уже сейчас способны развиваться самостоятельно. В России рынок венчурных инвестиций либо замораживается, либо переходит в реальный сектор — в проекты, которые в первую очередь нужны экономике и смогут приносить прибыль в более короткие сроки. Международные инвесторы сейчас не готовы вкладываться в российский edtech. То есть в ближайшем времени развиваться будут те проекты, у которых есть работающая бизнес-модель с командой и продуктом, и которые не требуют дополнительных инвестиций. В более сильной позиции будут те, кто работает на международных рынках.
Виталия Чикнаева
Дата публикации: 02 Август 2022

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.
Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.
10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.
Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.
Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.