
Дорогие сотрудники
Французский рынок Edtech считается молодым — 60% участников были созданы менее 5 лет назад. Тем не менее у него уже есть прочная основа, созданная благодаря традиции инвестирования в персонал.
Структура французского EdTech обусловлена особенностями французской экономики в целом: крупной долей частного бизнеса, его присутствием на международных рынках, а также высокой стоимостью сотрудников, которая стимулирует инвестиции в персонал.
Поэтому французский EdTech — это прежде всего LMS-платформы и рынок корпоративного обучения. Только 20% французских EdTech-компаний относят себя к MOOC, то есть занимаются разработкой «решений для дистрибуции», зато LMS занимаются 45%, мобильными приложениями — 40%, технологиями виртуального класса — 32% и AI-технологиями — 28%.
Ключевые цифры (на основании исследования EY-Parthenon):
— Оборот французского EdTech в 2019–2020 финансовом году составил 650 млн евро.
— Из них 61,2% приходится на сегмент дополнительного профессионального образования, 19,3% — высшего и 19,5% — школьного (К12).
— На рынке работает порядка 430 компаний. 65% оборота приходится на топ-20 компаний с выручкой от 5 млн евро.
— Но большая часть игроков — это малый бизнес. 60% французских EdTech-компаний имеют оборот менее 500 тыс. евро, 65% — менее 10 сотрудников, 20% являются стартапами.
— 78% компаний работают на рынке B2B. Их основные клиенты в порядке убывания: частные компании, учебные организации и школы.
— 48% EdTech-компаний работают на международном рынке, 28% планируют выход на него.
Из топ-5 две компании, OpenClassrooms и 360Learning, работают на рынке B2B с такими гигантами, как Airobus, Danone, Bpifrance, Orange и т. д. Причем если брать пример OpenClassrooms, то она начинала с B2C, но потом перешла на B2B, буквально за год увеличив число корпоративных клиентов с 400 до 1500. Сегодня число ее пользователей составляет около 2 млн в 140 странах. В 2020 году рост оборота компании составил 150%, и она привлекла $80 млн от нескольких фондов, включая Chan Zuckerberg Initiative LLC (фонд, созданный Марком Цукербергом и его женой). 360Learning также не занимается производством контента и тоже нацелена на международный рынок. В 2019 году компания привлекла 41 млн на открытие офисов в Лондоне и Нью-Йорке. Аналогичный путь сейчас пытается повторить более молодой игрок Kokoroe, который прославился тем, что бесплатно открыл свою базу курсов для безработных, состоящих на учете в государственной службе занятости. Еще один гигант — компания Index-Education, позиционирующая себя как «первый цифровой партнер школ Франции» и покрывающая все звенья от школьного до высшего образования.
Ориентация на международный рынок — еще одна особенность французских компаний. Так, OpenClassrooms собирается покорять рынок Азии, а для мобильных приложений открывается огромный рынок франкоязычной Африки, где распространено обучение со смартфонов.
COVID-19
Как и на российском рынке, в период пандемии большая часть компаний французского EdTech увеличила выручку: каждая третья компания заявила о росте более чем на 100% и каждая пятая — о росте минимум на 50%. Точно так же как и на российском рынке, ситуация неравномерная: около трети компаний прибегли к помощи государства из-за проблем в бизнесе (отсрочки платежей и гарантированные кредиты). Объясняется это тем, что переход на дистанционное образование для многих ограничивался поиском решений для онлайн-конференций, которые французские компании не производят.
Боль французского EdTech — это B2G, а именно практически полное отсутствие инвестиций со стороны государства. Именно с этим сегментом аналитики связывают основные надежды на дальнейший рост.
Маргарита Арановская
Дата публикации: 20 Май 2021

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.
Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.