
Тяга к глобальному
Российский edtech массово устремился на зарубежные рынки: около трети участников Рейтинга работают за пределами страны. В третьем квартале 2021 года их суммарная выручка там составила не менее 1,4 млрд рублей.
В III квартале 2021 года из российских edtech-компаний на международный рынок вышли «ИнтернетУрок» и TutorOnline. «ИнтернетУрок» — в Казахстан, TutorOnline — в Турцию и Индию. Кроме того, Mishka AI («Умный Мишка») запустила продажи локализованной версии продукта на рынке США под брендом Smart Teddy. Skillbox объявила о выходе на рынок Латинской Америки после покупки 90% бразильской онлайн-школы Mentorama.
Кроме того, несколько компаний продолжили экспансию:
-
Школы «Алгоритмики» запустились в восьми новых странах — Албании, Шри-Ланке, Новой Зеландии, Польше, Словакии, Боливии, Коста-Рике, Черногории.
-
РОББО открыла офис компании в Китае, кроме того, расширила число партнерских организаций в Беларуси (Минск, Гродно, Жодино, Борисов) и Румынии.
-
Kodland запустила обучение на местных языках в Малайзии, Индонезии и Аргентине.
В общей сложности на зарубежных рынках в настоящее время работает не менее трети участников рейтинга Edtechs.ru, представляющих и детское, и взрослое образование, а также IT-решения. Шире всего они представлены в СНГ, США, Латинской Америке и Европе. Отдельные компании работают на рынках Индии, Китая и Ближнего Востока.
По количеству стран присутствия и доле зарубежной выручки лидируют детские школы, в том числе по изучению математики, программирования и иностранных языков.
В 2014 году «Учи.ру» начала работу в США и Канаде под брендом Happy Numbers, а после запустила свои проекты в Китае, Индии, ЮАР, Бразилии и других странах. Компания развивает международный бренд математических олимпиад для стран БРИКС под брендом bricsmath.com.
У «Алгоритмики» на страны зарубежья приходится около 37% выручки, у Kodland — 25%. Последний вышел на зарубежный рынок только в прошлом году, и уже представлен в 40 странах.
«Мы начали с того, что стали предлагать курсы для русскоязычной аудитории за рубежом, — рассказывает Александр Носулич, CEO международной онлайн-школы цифровых навыков Kodland. — В мае 2020 года запустили в тестовом режиме обучение на английском языке, а активно развивать направление начали в этом году. Со второй половины 2021 года добавили тесты курсов на местных языках в части стран Азии и Латинской Америки. Нам важно собрать достаточное количество данных, чтобы расставить приоритеты в нашем развитии на глобальном рынке. Сейчас мы заинтересованы в том, чтобы проводить больше тестов в разных странах и исследовать специфику ведения бизнеса в каждом регионе».
Кроме того, высокой долей экспорта выделяются школы бизнеса (в основном в странах СНГ). Отдельно стоит рассматривать кейс игрового приложения IntellectoKids и Novakid, которые изначально были ориентированы больше на зарубежный рынок. К примеру, Novakid работает в 45 странах мира — в Европе, на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С 2017 по 2018 год ключевыми рынками для компании были Россия, Польша и Турция, в 2019 году она вышла в Западную Европу: Италию Испанию, Германию. А осенью прошлого года начала работу в Японии, Корее, Индонезии и Малайзии. Сейчас у Novakid примерно 80% выручки приходится на все европейские страны, 5-6% на Азию, а оставшуюся часть генерирует Ближний Восток.
В сегменте IT-решений на зарубежном рынке давно присутствует лидер российского рынка компания iSpring, в процессе выхода находятся еще два участника топ-3 — Getcourse и «Эквио». Высокая доля зарубежной выручки у сервиса прокторинга ProctorEdu.
Более подробно об опыте компаний по выходу в другие страны, о факторах благоприятствующих экспансии и затрудняющих ее — в отчете «Edtech-обзор Q3/2021».
Дата публикации: 22 Декабрь 2021

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.
Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.