
Тяга к глобальному
Российский edtech массово устремился на зарубежные рынки: около трети участников Рейтинга работают за пределами страны. В третьем квартале 2021 года их суммарная выручка там составила не менее 1,4 млрд рублей.
В III квартале 2021 года из российских edtech-компаний на международный рынок вышли «ИнтернетУрок» и TutorOnline. «ИнтернетУрок» — в Казахстан, TutorOnline — в Турцию и Индию. Кроме того, Mishka AI («Умный Мишка») запустила продажи локализованной версии продукта на рынке США под брендом Smart Teddy. Skillbox объявила о выходе на рынок Латинской Америки после покупки 90% бразильской онлайн-школы Mentorama.
Кроме того, несколько компаний продолжили экспансию:
-
Школы «Алгоритмики» запустились в восьми новых странах — Албании, Шри-Ланке, Новой Зеландии, Польше, Словакии, Боливии, Коста-Рике, Черногории.
-
РОББО открыла офис компании в Китае, кроме того, расширила число партнерских организаций в Беларуси (Минск, Гродно, Жодино, Борисов) и Румынии.
-
Kodland запустила обучение на местных языках в Малайзии, Индонезии и Аргентине.
В общей сложности на зарубежных рынках в настоящее время работает не менее трети участников рейтинга Edtechs.ru, представляющих и детское, и взрослое образование, а также IT-решения. Шире всего они представлены в СНГ, США, Латинской Америке и Европе. Отдельные компании работают на рынках Индии, Китая и Ближнего Востока.
По количеству стран присутствия и доле зарубежной выручки лидируют детские школы, в том числе по изучению математики, программирования и иностранных языков.
В 2014 году «Учи.ру» начала работу в США и Канаде под брендом Happy Numbers, а после запустила свои проекты в Китае, Индии, ЮАР, Бразилии и других странах. Компания развивает международный бренд математических олимпиад для стран БРИКС под брендом bricsmath.com.
У «Алгоритмики» на страны зарубежья приходится около 37% выручки, у Kodland — 25%. Последний вышел на зарубежный рынок только в прошлом году, и уже представлен в 40 странах.
«Мы начали с того, что стали предлагать курсы для русскоязычной аудитории за рубежом, — рассказывает Александр Носулич, CEO международной онлайн-школы цифровых навыков Kodland. — В мае 2020 года запустили в тестовом режиме обучение на английском языке, а активно развивать направление начали в этом году. Со второй половины 2021 года добавили тесты курсов на местных языках в части стран Азии и Латинской Америки. Нам важно собрать достаточное количество данных, чтобы расставить приоритеты в нашем развитии на глобальном рынке. Сейчас мы заинтересованы в том, чтобы проводить больше тестов в разных странах и исследовать специфику ведения бизнеса в каждом регионе».
Кроме того, высокой долей экспорта выделяются школы бизнеса (в основном в странах СНГ). Отдельно стоит рассматривать кейс игрового приложения IntellectoKids и Novakid, которые изначально были ориентированы больше на зарубежный рынок. К примеру, Novakid работает в 45 странах мира — в Европе, на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С 2017 по 2018 год ключевыми рынками для компании были Россия, Польша и Турция, в 2019 году она вышла в Западную Европу: Италию Испанию, Германию. А осенью прошлого года начала работу в Японии, Корее, Индонезии и Малайзии. Сейчас у Novakid примерно 80% выручки приходится на все европейские страны, 5-6% на Азию, а оставшуюся часть генерирует Ближний Восток.
В сегменте IT-решений на зарубежном рынке давно присутствует лидер российского рынка компания iSpring, в процессе выхода находятся еще два участника топ-3 — Getcourse и «Эквио». Высокая доля зарубежной выручки у сервиса прокторинга ProctorEdu.
Более подробно об опыте компаний по выходу в другие страны, о факторах благоприятствующих экспансии и затрудняющих ее — в отчете «Edtech-обзор Q3/2021».
Дата публикации: 22 Декабрь 2021

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.