Smart Ranking


Александр Доттер: Основные инновации развиваются на базе классических школ

Александр Доттер: Основные инновации развиваются на базе классических школ

«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов".  О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".


— Какие edtech-проекты сегодня развиваются в рамках группы компаний «Просвещение» и каких удалось достичь результатов?
 — Мы начали работать на рынке edtech чуть больше трех лет назад. Можно сказать, что данное направление — это стартап в рамках группы компаний, у которой есть большие возможности для исследований в сфере проектирования, разработки и актуализации образовательных продуктов. Прежде всего мы развиваем сервисы на нашей платформе Lecta, в том числе «К школе готов», «Я сдам ЕГЭ», «Цифровые рабочие тетради». Последний включает защиту от списывания и дает учителям возможность автоматически назначать и проверять домашние задания. Всего у нас более 10 продуктов для детей, их родителей, педагогов и учебных заведений. У платформы Lecta около 5 млн пользователей, и мы продолжаем ее развивать, взаимодействуя с разными партнерами. На протяжении трех лет мы ежегодно показывали двукратный рост.


— Как вы оцениваете такие темпы роста с учетом того, что сами назвали себя стартапом?
— Кто-то может сказать, что мы развиваемся не так быстро, как могли бы. Но важно понимать: группа компаний «Просвещение» — масштабный представитель сферы образования, который не может просто реализовывать массовые проекты без уверенности в том, что они принесут более высокие образовательные результаты. Сначала мы должны в этом убедиться с помощью апробаций и исследований. Мы не стремимся к инновациям ради инноваций.


— Какие сегодня существуют препятствия у внедрения edtech-технологий в школах? Как вы строите ваше взаимодействие с ними и другими своими потребителями?
— Сегодня основные инновации развиваются на базе классических школ. Конечно, онлайн-школы работают за счет цифровых технологий и позволяют сделать качественное образование доступным в разных условиях, но я уверен, никто и ничто не заменит живого общения с учителями. В нашей системе ценностей цифровые ресурсы не заменяют учителей или родителей, и они создаются не для того, чтобы перестроить сферу образования на новый лад. Что касается взаимодействия, то существует триада, которую формирует потребитель: это он сам, его окружение, вовлеченное в выбор продукта, и те, кто его оплачивает. Например, если продукт выбирают учителя и администрация школы, важно, чтобы он соответствовал актуальным нормам и образовательным программам. Соответственно, вопрос покупки технологий, будь то распределенный реестр или искусственный интеллект, будет упираться в целесообразность его внедрения и то, сколько ресурсов на это потребуется.

 

О новых технологиях


— Какие направления edtech вы считаете перспективными? Во что планируете вкладываться?
— Прежде всего, нам интересны решения, которые помогают готовиться и готовить к экзаменам, формировать индивидуальные задания. Кроме того, мы видим большой потенциал цифровых помощников, которые не относятся непосредственно к образованию, но связаны с ним. Например, может быть востребован органайзер педагога-репетитора. Вторая сфера наших интересов — новые образовательные форматы. Мы вдохновляемся опытом лучших российских педагогов, которые повышают эффективность обучения с помощью оригинальных активностей. Например, дополнительные учебные материалы могут быть представлены в виде подкаста. Издательство «Просвещение» уже выпускает учебники и рабочие тетради с цифровым дополнением, которое включает авторские видеолекции, познавательные видеоролики, 3D-модели, интерактивные упражнения с автопроверкой, алгоритмы использования разных сервисов и приложений и многое другое. Это существенно расширяет возможности учителя в подготовке и подборе материала для уроков и делает процесс обучения более интересным для детей.
— Вы верите в массовое внедрение ИИ-технологий в образовании?
— Нейросети открывают широкие возможности для новых подходов к обучению, контролю знаний, мониторингу качества образования на уровне государства. Сегодня они уже обеспечивают визуальный контроль на ЕГЭ, выступают основой системы прокторинга, автоматизированной диагностики и оценки усвоения материала. ИИ дает возможность организовать обучение по индивидуальной траектории. Он может быть задействован в диагностике знаний, выборе контента, корректировке и адаптации образовательного трека. Обучение в таком формате уже предлагают в премиум-сегменте, а нейросети сделают его доступным для всех. Также ИИ-технологии позволяют создавать открытые образовательные пространства, где обучение идет нелинейно и непредсказуемо (в том числе для педагога) для обеспечения наилучшего образовательного результата.
Но есть и более «приземленное» применение нейросетей — например, разметка контента. Тематические планы периодически меняются, поэтому было бы полезно, если бы контент, подавляющий объем которого составляют учебники, пособия, лекции, имел гибкое оглавление. Текст должен быть протегирован, а перечень и структура тегов должны постоянно меняться. Масштаб этой задачи невероятен. При этом искусственный интеллект, который способен анализировать и каталогизировать огромные объемы текста и графики за считаные секунды, может решить ее быстро. Для государства могут быть также полезны решения, которые позволяют формировать статистику эффективности образования, для управленцев — инструменты автоматического анализа учебных планов, заданий, оценок и т. д.
— А каковы риски массового использования нейросетей?
— При безответственном массовом внедрении технологий мы можем упустить самое главное — качество обучения. Например, если совсем не будет живого общения, высока вероятность, что многим ученикам будет сложнее осваивать трудные темы, запоминать пройденное, самостоятельно расширять кругозор. Также есть риск, что, работая исключительно в цифровой среде, ученики и учителя будут повышать в основном свою цифровую грамотность, а уровень предметных, практических, функциональных и гибких навыков будет снижаться. Если весь учебный процесс выстроить исключительно вокруг одного-двух устройств, то велика вероятность, что будут сходить на нет такие навыки, как креативность, аналитическое мышление, прогнозирование, решение нетривиальных задач и многие другие. Кроме того, ученик и учитель не будут знать, предположим, как работать с микроскопом или как в реальности выстроить электрическую цепь.
Помимо проблем с обучением нам может грозить цифровой разрыв, при котором у людей будет разный уровень доступа к искусственному интеллекту. А еще до сих пор не закрыты отдельные этические вопросы. Например, вопрос авторства и ответственности за содержание материала, созданного посредством нейросети. Однако надо подчеркнуть: сегодня нейросети уверенно находят применение в сфере образования, и многие задачи цифрового мира невозможно решить без ИИ. Главное — здраво и осознанно подходить к использованию технологий и следить, чтобы они не диктовали, как трансформировать обучение, а служили достижению как маленьких, так и глобальных образовательных целей.
О планах
— К вам приходят стартапы с предложениями о покупке? Вам интересно развиваться через M&A?
— К нам часто приходят как стартапы, так и уже коммерчески успешные компании с предложениями о партнерстве в различных формах. Например, в рамках сотрудничества с компанией Startech мы учредили номинацию «Лучший проект в сфере образования» премии Startech.Awards. Мы получили порядка 80 заявок от стартапов и рассмотрели их вместе с коллегами из Skillbox, «Яндекс Практикума» и других edtech-компаний. Мы искали уникальные продукты с понятной оригинальной идеей, с новым подходом к содержанию, формату, методологии обучения и развития детей, с конкретной целевой аудиторией. Нам было важно, чтобы продукт уже оценили пользователи, чтобы он был востребованным и обладал потенциалом для масштабирования.
— Каким вы видите будущее «Просвещения» в edtech? Есть ли у вас образец для подражания?
— Мы ориентируемся на те ценности, которые легли в основу работы «Просвещения» почти 100 лет назад. Мы проводим множество исследований и апробаций, активно работаем с педагогическим сообществом. Наши продукты учитывают потребности всех участников учебного процесса, актуальные задачи образования, психологию и особенности восприятия современных детей, уровень технологического развития, региональную повестку и многое-многое другое.
 

Дата публикации: 12 Ноябрь 2024


Аналитика и интервью
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Аналитика 04 Июнь 2025
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

Новости 29 Май 2025
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Аналитика 21 Май 2025

Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Аналитика 09 Май 2025

Edtech-рынок подрос за счет экзаменов

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

Аналитика 29 Апрель 2025

Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Аналитика 25 Апрель 2025

Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аналитика 18 Апрель 2025

Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Аналитика 14 Апрель 2025

Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

Аналитика 04 Апрель 2025

Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025

Все статьи ->
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Аналитика 04 Июнь 2025
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

Новости 29 Май 2025
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Аналитика 21 Май 2025
Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Аналитика 09 Май 2025
Edtech-рынок подрос за счет экзаменов
Edtech-рынок подрос за счет экзаменов

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

Аналитика 29 Апрель 2025
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Аналитика 25 Апрель 2025
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аналитика 18 Апрель 2025
Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи
Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Аналитика 14 Апрель 2025
Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения
Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

Аналитика 04 Апрель 2025
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.