Без падения
Итоги I квартала 2021 года для сегмента школьного образования
К сегменту школьного образования можно отнести 20 компаний из топ-80 (включая SkyEng, который только вышел на этот рынок). Ни одна из этих компаний не упала в выручке по сравнению с I кварталом 2020 года.
В сумме компании этого сегмента — а это четверть участников рейтинга — за I квартал 2021 года заработали более 3,5 млрд рублей (из 11,2 млрд, которые приходятся на весь топ-80).
Место в сегменте |
Место в рейтинге |
Компании |
I кв. 2020 года, млн руб. |
I кв. 2021 года, млн руб. |
1 |
3 |
«Учи.ру» |
700* |
770* |
2 |
1 |
SkySmart (часть SkyEng) |
0 |
750* |
3 |
7 |
«Фоксфорд» |
186,3 |
419,1 |
4 |
10 |
MAXIMUM Education |
270 |
330 |
5 |
14 |
InternetUrok.ru |
123,7 |
218,2 |
6 |
18 |
«Тетрика» |
30 |
123,45 |
7 |
20 |
«Вебиум» |
19,4 |
118,2 |
8 |
21 |
«ЯКласс» |
61 |
111 |
9 |
22 |
Kodland |
8,7 |
110,5 |
10 |
26 |
TutorOnline |
37,4 |
89 |
11 |
27 |
IntellectoKids |
24,5 |
80,9 |
12 |
30 |
«Турбоподготовка» |
38 |
74 |
13 |
33 |
«Алгоритмика» |
60* |
70* |
14 |
37 |
Postupi.online |
28 |
58,7 |
15 |
40 |
Hello world |
6,8 |
51 |
16 |
45 |
«Государство детей» |
21 |
36,5 |
17 |
49 |
Sciencely |
32,1 |
32,6 |
18 |
52 |
«Открытая школа» |
20 |
30 |
19 |
62 |
«Кодиум» |
4,1 |
23 |
20 |
77 |
«Умназия» |
1 |
6 |
Итого
|
|
972 |
3502,15 |
* Оценка Smart Ranking.
«Учи.ру»
Самой крупной компанией в сегменте, как и год назад, остается «Учи.ру» — платформа для учеников и учителей (третья строчка edtech-рейтинга по итогам I квартала 2021 года). Правда, компания не предоставляет данные о выручке, а эксперты расходятся в оценке. С одной стороны, компания с таким размером не могла не вырасти вместе со всем сегментом. С другой, по словам экспертов, с началом пандемии она серьезно выросла именно в I квартале 2020 года, когда все школьники оказались на удаленном обучении. «Таким образом, они еще год назад практически достигли потолка платежеспособного спроса и не могли серьезно расти в I квартале 2021 года, когда школьники вернулись к очному обучению», — предполагает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор edtech-акселератора Ed2.
Согласно отчетности Mail.ru, прибыль «Учи.ру» в I квартале 2021 года составила 46 млн рублей. А вот трафик по Similarweb упал по сравнению с III и IV кварталом 2020 года.
Ожидается, что скоро компания наверстает упущенное с учетом сделки с Mail.ru Group, закрытой в декабре прошлого года. На расширение «Учи.ру» направлены инвестиции в размере 3,75 млрд рублей, помимо школы в экосистему корпорации уже входят онлайн-университеты GeekBrains и Skillbox, «Сферум», «Тетрика», «Алгоритмика» и SkillFactory. Вероятно, если «Учи.ру» продемонстрирует рост, то сможет рассчитывать на покупку еще 25% компанией Mail.ru и новые инвестиции.
Предполагается, что «Учи.ру» будет масштабнее развивать и свой «Фоксфорд» — «Учи.дома» и еще два направления. Один из них — репетитор по ЕГЭ, который может составить серьезную конкуренцию компании «Турбоподготовка».
Во II квартале «Учи.ру» приобрела долю в офлайн-школе программирования для детей «КодКласс».
SkySmart
На втором месте закрепилась онлайн-школа для детей и подростков Skysmart, на которую приходится половина выручки гиганта SkyEng. Компания продолжает расширять это направление. В марте 2021 года она запустила в Skysmart несколько новых предметов: теперь там можно заниматься не только английским и математикой, но и русским языком, физикой, обществознанием, шахматами, подготовиться к начальной школе и выпускным экзаменам.
«Фоксфорд»
Тройку лидеров замыкает «Фоксфорд» — школьное подразделение, выделившееся из «Нетологии-групп». Согласно данным компании, за год почти все направления удвоили свои показатели.
Направление |
I квартал 2020 года, руб. |
I квартал 2021 года, руб. |
Курсы |
76 626 179 |
132 480 504 |
Репетиторы |
58 229 644 |
132 855 569 |
ЭДШ |
42 143 260 |
145 541 579 |
Учителю |
9 321 687 |
8 182 233 |
Прочее |
— |
43 530 |
Итого |
186 320 770 |
419 103 415 |
CEO онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов сообщил, что выручка по итогам квартала оказалась на уровне ожидаемой.
Лидеры роста
Наибольший рост в сегменте показали онлайн-школы, занимающиеся дополнительным детским образованием, в частности — программированием.
Место |
Место в сегменте |
Место в общем рейтинге |
Компании |
I кв. 2020 года, |
I кв. 2021 года, млн руб. |
Рост I кв. 2021 к I кв. 2020 года, % |
1 |
9 |
22 |
Kodland |
8,7 |
110,5 |
1170,11 |
2 |
15 |
40 |
Hello world |
6,8 |
51 |
650,00 |
3 |
7 |
20 |
«Вебиум» |
19,4 |
118,2 |
509,28 |
4 |
21 |
77 |
«Умназия» |
1 |
6 |
500,00 |
5 |
20 |
62 |
«Кодиум» |
4,1 |
23 |
460,98 |
6 |
6 |
18 |
«Тетрика» |
30 |
123,45 |
311,50 |
7 |
11 |
27 |
IntellectoKids |
24,5 |
80,9 |
230,20 |
8 |
10 |
26 |
TutorOnline |
37,4 |
89 |
137,97 |
9 |
3 |
7 |
«Фоксфорд» |
186,3 |
419,1 |
124,96 |
10 |
14 |
37 |
Postupi.online |
28 |
58,7 |
109,64 |
Лидером по росту за год стала компания Kodland (детские digital-навыки). Прирост был обеспечен утроением англоязычной выручки и ростом русскоязычной онлайн-выручки на 86%. Существенное влияние также оказали праздники и Новый год.
«Компании росли и благодаря пандемии, и благодаря развитию маркетинга. В прошлом году в сегменте детского обучения программированию и IT-навыкам, конечно, главным трендом был масштабный переход в онлайн. Несколько месяцев удаленного обучения в школах помогли многим семьям попробовать обучение онлайн, а важность IT-навыков стала еще очевиднее», — рассказали в Kodland.
За квартал штат вырос на 450 человек. Сейчас в компании работает 1200 человек, из них около 900 — в операционном отделе.
В компании «Тетрика» (занимается подготовкой к ЕГЭ, в 2020 году выросла в 9 раз относительно 2019 года) отчасти объясняют рост сезонностью: в конце зимы — начале весны родители задумываются о подготовке детей к экзаменам, причем это касается не только выпускников. Начальная и средняя школа, например, до конца мая сдает Всероссийские проверочные работы, в связи с чем спрос на образовательные услуги только растет.
Новости компаний за I квартал 2021 года
В I квартале 2021 года онлайн-школа начала разрабатывать новый формат мини-классов. Они дополнят формат вебинаров и занятия с репетиторами. |
|
|
|
|
|
|
|
Открыто новое направление: онлайн-курсы с преподавателями по подготовке к школе для детей от 5 до 7 лет. На сегодняшний день компания работает только с англоязычной аудиторией, но планируется расширение географии. Сейчас идет запуск в Китае. |
|
Запуск B2B-направления — корпоративное обучение иностранным языкам онлайн с репетитором. |
|
В преддверии сдачи ВПР, ОГЭ и ЕГЭ компания запустила бесплатные образовательные онлайн-трансляции для школьников — «стримы», в рамках которых учителя и приглашенные эксперты будут в прямом эфире готовить выпускников к итоговой аттестации. Компания позиционирует это как отличную альтернативу репетиторам, так как школьники смогут подключаться к стримам в удобное для себя время и возвращаться к трудным темам сколько потребуется. |
|
Решение компании для автоматизации дополнительного образования «Навигатор Inlearno» начало применяться и для цифровой трансформации процессов управления сферами спорта и культуры. Поскольку большая часть данных уже есть в системе, дополнение новым функционалом позволяет быстрее и с наименьшими трудозатратами использовать возможности системы. |
|
Компания, которая до пандемии работала на 100% в офлайн-формате, активно наращивает онлайн-продукты, а именно естественно-научные онлайн-кружки (курсы из 12 занятий по химии, физике, биологии, медицине, где занятия проходят онлайн, но детям домой доставляют коробку с необходимым оборудованием для экспериментов). В I квартале 2021 года по ним был рост +25% относительно предыдущего квартала. Была запущена также отдельная линейка мини-кружков — коротких курсов из 4 занятий. Кроме того, в I квартале 2021 года компания привлекла очередной раунд инвестиций, однако подробности не разглашаются. |
Тренды и события первого квартала
-
Замедление роста.
Ряд компаний отмечают, что выручка в I квартале 2021 года оказалась ниже ожидаемой. Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, объясняет это тем, что из-за новых санитарных правил и ограничений в школах ввели вторую и третью смены. Педагоги были заняты масштабной реорганизацией учебного процесса, и времени для обучения работе на цифровых ресурсах было мало. В марте спрос начал восстанавливаться, а значит, школы адаптировались к новой реальности. -
Увеличение спроса на продукты с персональным сопровождением во время обучения. Этот тренд, который отмечают сразу несколько игроков, наметился в I квартале 2021 года и будет развиваться в дальнейшем.
«Возможность подстраивать обучение под запросы конкретного пользователя, корректировать программу при необходимости с помощью технологий — это то, к чему мы стремимся в работе с нашей платформой, — говорят в «Тетрике». — Например, уже сейчас мы используем специальный алгоритм: с его помощью подбираем преподавателя, который с наибольшей вероятностью понравится пользователю, а также вызовет желание продолжить с ним занятия».
-
Роль онлайн-сервисов на рынке школьного образования.
Здесь мнения руководителей edtech-компаний расходятся. По мнению экспертов Sciencely, доля онлайна на рынке допобразования школьников будет продолжать расти. При этом крупные игроки edtech-рынка будут отнимать долю у государственных и небольших частных офлайн-учреждений допобразования.
В компании «Тетрика» также полагают, что будет продолжаться частичное замещение классического образования за счет онлайн-сервисов. Это особенно заметно на рынке взрослого образования: вместо магистратуры проще окончить онлайн-университет с гарантированной профессией после. В школьном сегменте набирает силу тренд на домашнее обучение благодаря возможности получать знания по основным дисциплинам в формате онлайн. Постоянные переносы экзаменов и внезапные каникулы с дистантом подталкивают пользователей к поиску альтернатив, сосредоточенных на основательной подготовке к экзаменам.
Однако в «ЯКласс» считают, что после активного пользовательского опыта дистанционного обучения на протяжении прошлого года будет активнее осуществляться отказ от исключительно очной формы обучения и переход к смешанной.
-
Усиление конкуренции приводит к увеличению стоимости привлечения клиентов. Об этом, например, говорят эксперты из TutorOnline и Hello World.
«Стоимость привлечения клиента будет расти, и будут выигрывать компании, которые смогут это обойти», — отмечает Константин Винников, CEO Hello World.
Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, отмечает, что, как следствие, компании будут создавать нестандартные продукты, которые смогут повысить лояльность. «Так как в мире среди пользователей возрастает все больший интерес к soft skills и liberal arts, то edtech-стартапы будут создавать различные онлайн-форматы для обучения этим навыкам, — говорит Андрей Илингин. — Цифровизация в подготовке к стандартизированным экзаменам будет усиливаться, искусственный интеллект станет более совершенным и персонализированным и также будет увеличиваться количество learning experience systems».
Онлайн-образование стало более сложным с точки зрения содержания и структуры. Это позволило появиться премиальным продуктам, где акцент делается на индивидуальном подходе и тщательной проработке навыков. Из-за стремительно возросшего спроса на онлайн-формат и конкуренции, растет качество продуктов.
-
Продолжает расти интерес к edtech-стартапам стратегов и инвесторов.
«Можно подумать, будто порог вхождения на рынок крайне низок: казалось бы, достаточно записать на камеру несколько лекций, и онлайн-курс уже готов. И эта кажущаяся простота привлекает на рынок онлайн-образования, особенно для взрослых, много слабых игроков с некачественным контентом, — говорит Павел Арсеньев, генеральный директор «ИнтернетУрока». — Однако в случае со школьным образованием организация дистанционного обучения представляется непростой задачей. Дело не только в технологиях, но и в строгих требованиях ФГОС, а также в понимании, что методы обучения нужно трансформировать под используемые технологии. А пока что мы видим, что такие новички в онлайн-образовании, как государственные школы и неопытные стартаперы, натягивают старые методы на новые технологии, и это не работает».
Впрочем, по словам Константина Винникова из Hello World, снятие карантинных мер немного остудило бум онлайна как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей.
-
Интенсивное развитие детского рынка онлайн-образования. Цифровизация общества приводит к тому, что аудитория ежегодно молодеет, из-за чего растет спрос на продукты, предназначенные для детской аудитории.
-
Обсуждение закона о просветительской деятельности.
«Нам видится, что закон направлен против так называемого инфобизнеса, — кажется, такие предприятия больше всего подходят под введенное определение просветительской деятельности, — считает Павел Арсеньев, генеральный директор «ИнтернетУрока». — На данный момент мы не видим серьезных рисков, связанных с применением этого закона».
По его мнению, закон преследует благие цели: большинство войн перешло в информационно-культурное поле, и России нужно учиться вести действия на этих полях.
-
Активизация государства
Как отмечает Александр Ларьяновский, управляющий партнер SkyEng, довольно заметны инициативы государства во всем, что касается дополнительного школьного образования: происходит укрупнение больших игроков на этом рынке (например, новость про возможное объединение Сбербанка и издательства «Просвещение»). «Мы пока не знаем, как это скажется на рынке, но это точно тенденция, за которой мы будем следить», — отмечает он.
Повышенный интерес властей к онлайн-образованию заметили и в «Государстве детей», однако, в отличие от многих других участников рейтинга, там находят в этом плюсы: «Сейчас явно прослеживается усиление внимания государства к национальным проектам и национальным целям — большая часть цифровых решений в образовании внедряется именно в рамках этих инициатив. Там, где внимание, логично развивается конкуренция, что повышает качество решений и сроки внедрения».
Дата публикации: 10 Июнь 2021
Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.
12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.
Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.
Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.
«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов". О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".
В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.
Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.
12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.
Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.
Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.
«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов". О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".
В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.