
Без падения
Итоги I квартала 2021 года для сегмента школьного образования
К сегменту школьного образования можно отнести 20 компаний из топ-80 (включая SkyEng, который только вышел на этот рынок). Ни одна из этих компаний не упала в выручке по сравнению с I кварталом 2020 года.
В сумме компании этого сегмента — а это четверть участников рейтинга — за I квартал 2021 года заработали более 3,5 млрд рублей (из 11,2 млрд, которые приходятся на весь топ-80).
Место в сегменте | Место в рейтинге | Компании | I кв. 2020 года, млн руб. | I кв. 2021 года, млн руб. |
1 | 3 | «Учи.ру» | 700* | 770* |
2 | 1 | SkySmart (часть SkyEng) | 0 | 750* |
3 | 7 | «Фоксфорд» | 186,3 | 419,1 |
4 | 10 | MAXIMUM Education | 270 | 330 |
5 | 14 | InternetUrok.ru | 123,7 | 218,2 |
6 | 18 | «Тетрика» | 30 | 123,45 |
7 | 20 | «Вебиум» | 19,4 | 118,2 |
8 | 21 | «ЯКласс» | 61 | 111 |
9 | 22 | Kodland | 8,7 | 110,5 |
10 | 26 | TutorOnline | 37,4 | 89 |
11 | 27 | IntellectoKids | 24,5 | 80,9 |
12 | 30 | «Турбоподготовка» | 38 | 74 |
13 | 33 | «Алгоритмика» | 60* | 70* |
14 | 37 | Postupi.online | 28 | 58,7 |
15 | 40 | Hello world | 6,8 | 51 |
16 | 45 | «Государство детей» | 21 | 36,5 |
17 | 49 | Sciencely | 32,1 | 32,6 |
18 | 52 | «Открытая школа» | 20 | 30 |
19 | 62 | «Кодиум» | 4,1 | 23 |
20 | 77 | «Умназия» | 1 | 6 |
Итого | 972 | 3502,15 |
* Оценка Smart Ranking.
«Учи.ру»
Самой крупной компанией в сегменте, как и год назад, остается «Учи.ру» — платформа для учеников и учителей (третья строчка edtech-рейтинга по итогам I квартала 2021 года). Правда, компания не предоставляет данные о выручке, а эксперты расходятся в оценке. С одной стороны, компания с таким размером не могла не вырасти вместе со всем сегментом. С другой, по словам экспертов, с началом пандемии она серьезно выросла именно в I квартале 2020 года, когда все школьники оказались на удаленном обучении. «Таким образом, они еще год назад практически достигли потолка платежеспособного спроса и не могли серьезно расти в I квартале 2021 года, когда школьники вернулись к очному обучению», — предполагает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор edtech-акселератора Ed2.
Согласно отчетности Mail.ru, прибыль «Учи.ру» в I квартале 2021 года составила 46 млн рублей. А вот трафик по Similarweb упал по сравнению с III и IV кварталом 2020 года.
Ожидается, что скоро компания наверстает упущенное с учетом сделки с Mail.ru Group, закрытой в декабре прошлого года. На расширение «Учи.ру» направлены инвестиции в размере 3,75 млрд рублей, помимо школы в экосистему корпорации уже входят онлайн-университеты GeekBrains и Skillbox, «Сферум», «Тетрика», «Алгоритмика» и SkillFactory. Вероятно, если «Учи.ру» продемонстрирует рост, то сможет рассчитывать на покупку еще 25% компанией Mail.ru и новые инвестиции.
Предполагается, что «Учи.ру» будет масштабнее развивать и свой «Фоксфорд» — «Учи.дома» и еще два направления. Один из них — репетитор по ЕГЭ, который может составить серьезную конкуренцию компании «Турбоподготовка».
Во II квартале «Учи.ру» приобрела долю в офлайн-школе программирования для детей «КодКласс».
SkySmart
На втором месте закрепилась онлайн-школа для детей и подростков Skysmart, на которую приходится половина выручки гиганта SkyEng. Компания продолжает расширять это направление. В марте 2021 года она запустила в Skysmart несколько новых предметов: теперь там можно заниматься не только английским и математикой, но и русским языком, физикой, обществознанием, шахматами, подготовиться к начальной школе и выпускным экзаменам.
«Фоксфорд»
Тройку лидеров замыкает «Фоксфорд» — школьное подразделение, выделившееся из «Нетологии-групп». Согласно данным компании, за год почти все направления удвоили свои показатели.
Направление | I квартал 2020 года, руб. | I квартал 2021 года, руб. |
Курсы | 76 626 179 | 132 480 504 |
Репетиторы | 58 229 644 | 132 855 569 |
ЭДШ | 42 143 260 | 145 541 579 |
Учителю | 9 321 687 | 8 182 233 |
Прочее | — | 43 530 |
Итого | 186 320 770 | 419 103 415 |
CEO онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов сообщил, что выручка по итогам квартала оказалась на уровне ожидаемой.
Лидеры роста
Наибольший рост в сегменте показали онлайн-школы, занимающиеся дополнительным детским образованием, в частности — программированием.
Место | Место в сегменте | Место в общем рейтинге | Компании | I кв. 2020 года, | I кв. 2021 года, млн руб. | Рост I кв. 2021 к I кв. 2020 года, % |
1 | 9 | 22 | Kodland | 8,7 | 110,5 | 1170,11 |
2 | 15 | 40 | Hello world | 6,8 | 51 | 650,00 |
3 | 7 | 20 | «Вебиум» | 19,4 | 118,2 | 509,28 |
4 | 21 | 77 | «Умназия» | 1 | 6 | 500,00 |
5 | 20 | 62 | «Кодиум» | 4,1 | 23 | 460,98 |
6 | 6 | 18 | «Тетрика» | 30 | 123,45 | 311,50 |
7 | 11 | 27 | IntellectoKids | 24,5 | 80,9 | 230,20 |
8 | 10 | 26 | TutorOnline | 37,4 | 89 | 137,97 |
9 | 3 | 7 | «Фоксфорд» | 186,3 | 419,1 | 124,96 |
10 | 14 | 37 | Postupi.online | 28 | 58,7 | 109,64 |
Лидером по росту за год стала компания Kodland (детские digital-навыки). Прирост был обеспечен утроением англоязычной выручки и ростом русскоязычной онлайн-выручки на 86%. Существенное влияние также оказали праздники и Новый год.
«Компании росли и благодаря пандемии, и благодаря развитию маркетинга. В прошлом году в сегменте детского обучения программированию и IT-навыкам, конечно, главным трендом был масштабный переход в онлайн. Несколько месяцев удаленного обучения в школах помогли многим семьям попробовать обучение онлайн, а важность IT-навыков стала еще очевиднее», — рассказали в Kodland.
За квартал штат вырос на 450 человек. Сейчас в компании работает 1200 человек, из них около 900 — в операционном отделе.
В компании «Тетрика» (занимается подготовкой к ЕГЭ, в 2020 году выросла в 9 раз относительно 2019 года) отчасти объясняют рост сезонностью: в конце зимы — начале весны родители задумываются о подготовке детей к экзаменам, причем это касается не только выпускников. Начальная и средняя школа, например, до конца мая сдает Всероссийские проверочные работы, в связи с чем спрос на образовательные услуги только растет.
Новости компаний за I квартал 2021 года
В I квартале 2021 года онлайн-школа начала разрабатывать новый формат мини-классов. Они дополнят формат вебинаров и занятия с репетиторами. | |
| |
![]() |
|
![]() |
|
Открыто новое направление: онлайн-курсы с преподавателями по подготовке к школе для детей от 5 до 7 лет. На сегодняшний день компания работает только с англоязычной аудиторией, но планируется расширение географии. Сейчас идет запуск в Китае. | |
Запуск B2B-направления — корпоративное обучение иностранным языкам онлайн с репетитором. | |
![]() | В преддверии сдачи ВПР, ОГЭ и ЕГЭ компания запустила бесплатные образовательные онлайн-трансляции для школьников — «стримы», в рамках которых учителя и приглашенные эксперты будут в прямом эфире готовить выпускников к итоговой аттестации. Компания позиционирует это как отличную альтернативу репетиторам, так как школьники смогут подключаться к стримам в удобное для себя время и возвращаться к трудным темам сколько потребуется. |
Решение компании для автоматизации дополнительного образования «Навигатор Inlearno» начало применяться и для цифровой трансформации процессов управления сферами спорта и культуры. Поскольку большая часть данных уже есть в системе, дополнение новым функционалом позволяет быстрее и с наименьшими трудозатратами использовать возможности системы. | |
Компания, которая до пандемии работала на 100% в офлайн-формате, активно наращивает онлайн-продукты, а именно естественно-научные онлайн-кружки (курсы из 12 занятий по химии, физике, биологии, медицине, где занятия проходят онлайн, но детям домой доставляют коробку с необходимым оборудованием для экспериментов). В I квартале 2021 года по ним был рост +25% относительно предыдущего квартала. Была запущена также отдельная линейка мини-кружков — коротких курсов из 4 занятий. Кроме того, в I квартале 2021 года компания привлекла очередной раунд инвестиций, однако подробности не разглашаются. |
Тренды и события первого квартала
Замедление роста.
Ряд компаний отмечают, что выручка в I квартале 2021 года оказалась ниже ожидаемой. Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, объясняет это тем, что из-за новых санитарных правил и ограничений в школах ввели вторую и третью смены. Педагоги были заняты масштабной реорганизацией учебного процесса, и времени для обучения работе на цифровых ресурсах было мало. В марте спрос начал восстанавливаться, а значит, школы адаптировались к новой реальности.Увеличение спроса на продукты с персональным сопровождением во время обучения. Этот тренд, который отмечают сразу несколько игроков, наметился в I квартале 2021 года и будет развиваться в дальнейшем.
«Возможность подстраивать обучение под запросы конкретного пользователя, корректировать программу при необходимости с помощью технологий — это то, к чему мы стремимся в работе с нашей платформой, — говорят в «Тетрике». — Например, уже сейчас мы используем специальный алгоритм: с его помощью подбираем преподавателя, который с наибольшей вероятностью понравится пользователю, а также вызовет желание продолжить с ним занятия».
Роль онлайн-сервисов на рынке школьного образования.
Здесь мнения руководителей edtech-компаний расходятся. По мнению экспертов Sciencely, доля онлайна на рынке допобразования школьников будет продолжать расти. При этом крупные игроки edtech-рынка будут отнимать долю у государственных и небольших частных офлайн-учреждений допобразования.
В компании «Тетрика» также полагают, что будет продолжаться частичное замещение классического образования за счет онлайн-сервисов. Это особенно заметно на рынке взрослого образования: вместо магистратуры проще окончить онлайн-университет с гарантированной профессией после. В школьном сегменте набирает силу тренд на домашнее обучение благодаря возможности получать знания по основным дисциплинам в формате онлайн. Постоянные переносы экзаменов и внезапные каникулы с дистантом подталкивают пользователей к поиску альтернатив, сосредоточенных на основательной подготовке к экзаменам.
Однако в «ЯКласс» считают, что после активного пользовательского опыта дистанционного обучения на протяжении прошлого года будет активнее осуществляться отказ от исключительно очной формы обучения и переход к смешанной.
Усиление конкуренции приводит к увеличению стоимости привлечения клиентов. Об этом, например, говорят эксперты из TutorOnline и Hello World.
«Стоимость привлечения клиента будет расти, и будут выигрывать компании, которые смогут это обойти», — отмечает Константин Винников, CEO Hello World.
Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, отмечает, что, как следствие, компании будут создавать нестандартные продукты, которые смогут повысить лояльность. «Так как в мире среди пользователей возрастает все больший интерес к soft skills и liberal arts, то edtech-стартапы будут создавать различные онлайн-форматы для обучения этим навыкам, — говорит Андрей Илингин. — Цифровизация в подготовке к стандартизированным экзаменам будет усиливаться, искусственный интеллект станет более совершенным и персонализированным и также будет увеличиваться количество learning experience systems».
Онлайн-образование стало более сложным с точки зрения содержания и структуры. Это позволило появиться премиальным продуктам, где акцент делается на индивидуальном подходе и тщательной проработке навыков. Из-за стремительно возросшего спроса на онлайн-формат и конкуренции, растет качество продуктов.
Продолжает расти интерес к edtech-стартапам стратегов и инвесторов.
«Можно подумать, будто порог вхождения на рынок крайне низок: казалось бы, достаточно записать на камеру несколько лекций, и онлайн-курс уже готов. И эта кажущаяся простота привлекает на рынок онлайн-образования, особенно для взрослых, много слабых игроков с некачественным контентом, — говорит Павел Арсеньев, генеральный директор «ИнтернетУрока». — Однако в случае со школьным образованием организация дистанционного обучения представляется непростой задачей. Дело не только в технологиях, но и в строгих требованиях ФГОС, а также в понимании, что методы обучения нужно трансформировать под используемые технологии. А пока что мы видим, что такие новички в онлайн-образовании, как государственные школы и неопытные стартаперы, натягивают старые методы на новые технологии, и это не работает».
Впрочем, по словам Константина Винникова из Hello World, снятие карантинных мер немного остудило бум онлайна как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей.
Интенсивное развитие детского рынка онлайн-образования. Цифровизация общества приводит к тому, что аудитория ежегодно молодеет, из-за чего растет спрос на продукты, предназначенные для детской аудитории.
Обсуждение закона о просветительской деятельности.
«Нам видится, что закон направлен против так называемого инфобизнеса, — кажется, такие предприятия больше всего подходят под введенное определение просветительской деятельности, — считает Павел Арсеньев, генеральный директор «ИнтернетУрока». — На данный момент мы не видим серьезных рисков, связанных с применением этого закона».
По его мнению, закон преследует благие цели: большинство войн перешло в информационно-культурное поле, и России нужно учиться вести действия на этих полях.
Активизация государства
Как отмечает Александр Ларьяновский, управляющий партнер SkyEng, довольно заметны инициативы государства во всем, что касается дополнительного школьного образования: происходит укрупнение больших игроков на этом рынке (например, новость про возможное объединение Сбербанка и издательства «Просвещение»). «Мы пока не знаем, как это скажется на рынке, но это точно тенденция, за которой мы будем следить», — отмечает он.
Повышенный интерес властей к онлайн-образованию заметили и в «Государстве детей», однако, в отличие от многих других участников рейтинга, там находят в этом плюсы: «Сейчас явно прослеживается усиление внимания государства к национальным проектам и национальным целям — большая часть цифровых решений в образовании внедряется именно в рамках этих инициатив. Там, где внимание, логично развивается конкуренция, что повышает качество решений и сроки внедрения».
Дата публикации: 10 Июнь 2021

Детские онлайн-школы заработали 16,3 млрд рублей в первом полугодии 2023-го — на 32% больше, чем в прошлом году. Среди трендов, которые отмечают игроки рынка, наиболее заметен выход компаний за рамки привычных для детей и родителей школьных предметов: становятся востребованными курсы по личностным навыкам, развитию когнитивных способностей и программированию.

За первое полугодие 2023-го edtech-компании сегмента ДПО заработали 18,1 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с ростом сегмента увеличивается число студентов на курсах по дизайну, маркетингу и бухгалтерскому делу. Клиенты все чаще покупают продукты по soft skills. Среди IT-курсов лидируют профессии тестировщика и разработчика. По прогнозам онлайн-школ, эти тенденции продолжат набирать обороты. Рассказываем, как меняются предпочтения студентов в разных сферах от косметологии до программирования.
В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассказываем, за счет чего развиваются компании, какие тренды отмечают участники рынка и что ждет сегмент в будущем.
Мировой рынок ИИ оценивается более чем в $136 млрд, а к 2030 году увеличится в 13 раз — до $1,8 трлн. Активная аудитория только ChatGPT-3.5 насчитывает более 100 млн человек, а в России число пользователей различных ИИ с прошлого года выросло минимум в 5 раз. Переход на рельсы ИИ меняет ситуацию на рынке труда. Ожидается, что в 2025 году в сфере нейронных сетей будут работать 97 млн человек, которых необходимо обучить. Edtech подстраивается под тренд, а мы рассказываем про опыт зарождения новых профессий.
Представители Skillbox, «Like Центра», «Фоксфорда», «Нетологии», «ИнтернетУрока» и IThub College рассказали, как рекламируются на досках объявлений, через вебинары со звездами первой величины, полезные лонгриды, спецпроекты с крупными медийными корпорациями, амбассадорство и сарафанное радио. Загружаем видео в двух частях.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам первого полугодия 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27,5%. Во II квартале 2023 года, по данным обновленного рейтинга агентства Smart Ranking, Индекс edtechs100 составил 417 пунктов, или 25,3 млрд рублей, что на 21 пункт (4,5%) ниже I квартала и может свидетельствовать о стагнации роста рынка и пересмотре закономерностей, которые царили на нем с бума роста ковидного 2020-го.
Кроме основного рейтинга российского edtech, мы также составляем топы самых динамично растущих компаний на рынке по нашей специальной формуле. Мы поговорили с основателями, генеральными и операционными директорами топ-10 самых динамично растущих ДПО о том, какие решения привели к росту, что драйвит и сдерживает рынок и на что они делают ставку сегодня. Смотрите и слушайте наш видеоподкаст на YouTube.
Таргет на «Авито», контент-маркетинг и спецпроекты с крупными медийными личностями и корпорациями срабатывают лучше, чем оставшиеся после 2022 года performance-каналы, а большую эффективность показывает реклама отнюдь не у блогеров-миллионников. На встрече лидеров российского edtech, организованной Smart Ranking, представители онлайн-образования поделились опытом поиска эффективных маркетинговых механик.
Темпы роста рынка снижаются, конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов растет, однако даже в этих условиях можно кратно увеличивать выручку. О проверке гипотез, поиске новых рынков и о том, почему невозможно гарантировать трудоустройство, рассказал Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory.
Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

Детские онлайн-школы заработали 16,3 млрд рублей в первом полугодии 2023-го — на 32% больше, чем в прошлом году. Среди трендов, которые отмечают игроки рынка, наиболее заметен выход компаний за рамки привычных для детей и родителей школьных предметов: становятся востребованными курсы по личностным навыкам, развитию когнитивных способностей и программированию.

За первое полугодие 2023-го edtech-компании сегмента ДПО заработали 18,1 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с ростом сегмента увеличивается число студентов на курсах по дизайну, маркетингу и бухгалтерскому делу. Клиенты все чаще покупают продукты по soft skills. Среди IT-курсов лидируют профессии тестировщика и разработчика. По прогнозам онлайн-школ, эти тенденции продолжат набирать обороты. Рассказываем, как меняются предпочтения студентов в разных сферах от косметологии до программирования.

В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассказываем, за счет чего развиваются компании, какие тренды отмечают участники рынка и что ждет сегмент в будущем.

Мировой рынок ИИ оценивается более чем в $136 млрд, а к 2030 году увеличится в 13 раз — до $1,8 трлн. Активная аудитория только ChatGPT-3.5 насчитывает более 100 млн человек, а в России число пользователей различных ИИ с прошлого года выросло минимум в 5 раз. Переход на рельсы ИИ меняет ситуацию на рынке труда. Ожидается, что в 2025 году в сфере нейронных сетей будут работать 97 млн человек, которых необходимо обучить. Edtech подстраивается под тренд, а мы рассказываем про опыт зарождения новых профессий.

Представители Skillbox, «Like Центра», «Фоксфорда», «Нетологии», «ИнтернетУрока» и IThub College рассказали, как рекламируются на досках объявлений, через вебинары со звездами первой величины, полезные лонгриды, спецпроекты с крупными медийными корпорациями, амбассадорство и сарафанное радио. Загружаем видео в двух частях.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам первого полугодия 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27,5%. Во II квартале 2023 года, по данным обновленного рейтинга агентства Smart Ranking, Индекс edtechs100 составил 417 пунктов, или 25,3 млрд рублей, что на 21 пункт (4,5%) ниже I квартала и может свидетельствовать о стагнации роста рынка и пересмотре закономерностей, которые царили на нем с бума роста ковидного 2020-го.

Кроме основного рейтинга российского edtech, мы также составляем топы самых динамично растущих компаний на рынке по нашей специальной формуле. Мы поговорили с основателями, генеральными и операционными директорами топ-10 самых динамично растущих ДПО о том, какие решения привели к росту, что драйвит и сдерживает рынок и на что они делают ставку сегодня. Смотрите и слушайте наш видеоподкаст на YouTube.

Таргет на «Авито», контент-маркетинг и спецпроекты с крупными медийными личностями и корпорациями срабатывают лучше, чем оставшиеся после 2022 года performance-каналы, а большую эффективность показывает реклама отнюдь не у блогеров-миллионников. На встрече лидеров российского edtech, организованной Smart Ranking, представители онлайн-образования поделились опытом поиска эффективных маркетинговых механик.

Темпы роста рынка снижаются, конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов растет, однако даже в этих условиях можно кратно увеличивать выручку. О проверке гипотез, поиске новых рынков и о том, почему невозможно гарантировать трудоустройство, рассказал Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory.

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.