Бизнес — не только про контент
Руководитель «Яндекс Практикума» в России (6-я позиция в рейтинге) Евгений Лебедев рассказал, как компания развивается на американском рынке и что отличает пользователя США от российского, какие планы у «Практикума» на 2022 год в России и какие специалисты могут зарабатывать по 200 тысяч рублей даже на начальных позициях, а также о том, почему образовательные проекты должны сосредотачиваться не только на контенте, но и на среде, которую они формируют.
— Какие кадровые изменения у вас недавно произошли?
— Мы решили сильнее сосредоточиться на расширении на зарубежные рынки. Одно из наших важнейших направлений — США. Михаил Янович, который изначально разрабатывал «Практикум» внутри «Яндекса», теперь полностью сосредоточился на США и даже переехал туда. Мы поняли, что такая большая и сложная задача провисает, если на нее сосредотачиваться не полностью. Я же присматриваю за Россией, где мы научились создавать хорошую обучающую модель — доучивать и трудоустраивать студентов. Здесь стоит задача поддерживать и масштабировать все уже существующее.
— Чем отличается работа компании на российском рынке от американского?
— Чтобы запустить курс в США, мы берем российский контент, который до этого разрабатывали от года до двух, переводим его и локализуем под американские реалии. Мы делаем контент актуальным именно жителям Штатов — добавляем кейсы, связанные с американским бизнесом, и привлекаем местных партнеров. У этих партнеров мы берем практические задания, чтобы студенты смогли после выпуска устроиться в небольшую или среднюю IT-компанию в США. Все практики по созданию продукта остаются одинаковыми в России и Штатах, отличается только локализация.
Однако полностью отличается маркетинг, потому что американский пользователь по-другому принимает решения. В США лучше развит институт репутации, больше важны отзывы и качество взаимодействия со студентом. Сам рынок в Америке более структурирован и четко поделен на сегменты. Мы, например, входим в структуру bootcamp, которая подразумевает, что человек учится онлайн примерно по 20 часов в неделю и на выходе получает профессию. Стоят подобные курсы десять тысяч долларов. Это дорого, но и зарплата, на которую студенты будут претендовать после выпуска очень высокая. В США специалист на начальных позициях в IT-компании получает от $100 тыс в год.
— Насколько «Яндекс Практикум» уже успешен в США?
— Пока что мы не особо известны на американском рынке. Будем говорить про успех компании, когда попадем во все рейтинги. Есть тезис «компания», но также есть «образовательный продукт». С образовательным продуктом у нас все хорошо — наши студенты трудоустраиваются и растут по карьерной лестнице. Несколько учеников, например, сейчас работают в Tesla. Трудоустроенность — наш ключевой показатель.
Мы поняли, что наш проект помогает людям, теперь наша задача — научиться его эффективно продавать и построить достаточно большой бизнес в масштабах США.
— Как вы способствуете трудоустройству студентов?
— С первого дня мы помогаем людям влиться в профессиональную среду. Это не просто подготовка резюме, мы используем специальную лексику, которую студенты потом услышат на работе, работаем в Slack и выполняем задания в том формате, в котором выполняют рабочие задачи в IT-компаниях. Человек может быть не готов после работы, например, водителем автобуса сразу перейти в IT-среду.
78% наших студентов находят работу. Бизнес заключается не в продаже контента, а в создании той атмосферы, что создает профессионала.
— Какие планы у «Практикума» на 2022 год?
— Главный вызов года — научиться все, что мы делаем в России, экспортировать в другие страны. Нас интересуют развивающиеся страны: Бразилия, Мексика, Индонезия, другие. Рынки, где edtech как таковой еще не очень сильно развит, но разница между зарплатами, например, среднего водителя такси, и среднего разработчика уже очень большая. В России этот пробел составляет 5-10 раз, есть страны, где он достигает 20 раз. Чем больше эта разница, тем нужнее мы как образовательная институция, чтобы человек смог получить востребованную профессию.
В России на этот год стоит задача запустить больше профессий. Мы хотим дать весь спектр возможных путей в IT. Сейчас мы работаем над курсом по мобильной разработке. На нее присутствует высокий спрос, при этом специалистов на рынке мало. Даже на начальных этапах в этой профессии можно претендовать на зарплату в 200 тысяч рублей. Когда закроем линейку, начнем учить специалистов среднего уровня, так как это тоже важно — технологии быстро меняются, учиться нужно постоянно.
— Собираетесь ли вы переходить на модель обучения ISA, которая набирает популярность в Европе и США?
— Мне кажется, что это нежизнеспособная модель, потому что в ней заключено очень важное противоречие. Она красиво звучит и ее удобно использовать для рекламы, но для работы компании нужно зарабатывать. Получается, при такой модели нужно успешно трудоустраивать всех студентов. Но по мере роста числа студентов все сложнее трудоустроить абсолютно всех, так как это зависит не только от образовательной компании, но и от студента. Получается, что те, кто находят работу в итоге платят за тех, кто не смог. Итоговая стоимость обучения по ISA становится в три раза выше, чем обычная и в эту программу идут те, кто меньше в себе уверен. Процент трудоустройств опять падает, цена растет. Если человек сам полностью оплачивает свое обучение, он больше замотивирован.
Еще одна проблема — обучаться по ISA чаще идут те, кто меньше всех в себе уверен, так как модель гарантирует трудоустройство. Но с такими студентами выше риск, что они не закончат обучение или не смогут быстро найти работу. Также падает качество обучения, так как компания тратит все силы, чтобы как можно быстрее найти вакансии студентам, а денег все это время не прибавляется. Пионеры этой модели Lambda School были замешаны в скандалах — они завышали процент трудоустроенных студентов, чтобы привлечь новых клиентов. Недавно они переименовались в Bloom Institute of Technology и отказались от ISA как единственного способа оплаты.
— Какие модели, по-вашему, работают эффективнее всего?
— Профессия — вопрос очень серьезный, к нему относятся часто как к выбору квартиры или автомобиля. Поэтому люди, только входящие в новую специальность, относятся к этому решению очень скрупулезно. И если человек сам полностью оплатит свое обучение, он будет больше замотивирован на прохождение его до конца.
С обучением профессионалов другая ситуация. Тут лучше сработает подписка на курсы и статьи по узким темам. Это подходит для тех, кто уже очень хорошо и четко понимает себя и свою специальность. Для остальных важнее всего поддерживать мотивацию.
Дата публикации: 23 Февраль 2022
Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.
12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.
Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.
Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.
«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов". О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".
В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.
Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.
12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.
Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.
Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.
«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов". О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".
В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.