
Дорогие сотрудники
Французский рынок Edtech считается молодым — 60% участников были созданы менее 5 лет назад. Тем не менее у него уже есть прочная основа, созданная благодаря традиции инвестирования в персонал.
Структура французского EdTech обусловлена особенностями французской экономики в целом: крупной долей частного бизнеса, его присутствием на международных рынках, а также высокой стоимостью сотрудников, которая стимулирует инвестиции в персонал.
Поэтому французский EdTech — это прежде всего LMS-платформы и рынок корпоративного обучения. Только 20% французских EdTech-компаний относят себя к MOOC, то есть занимаются разработкой «решений для дистрибуции», зато LMS занимаются 45%, мобильными приложениями — 40%, технологиями виртуального класса — 32% и AI-технологиями — 28%.
Ключевые цифры (на основании исследования EY-Parthenon):
— Оборот французского EdTech в 2019–2020 финансовом году составил 650 млн евро.
— Из них 61,2% приходится на сегмент дополнительного профессионального образования, 19,3% — высшего и 19,5% — школьного (К12).
— На рынке работает порядка 430 компаний. 65% оборота приходится на топ-20 компаний с выручкой от 5 млн евро.
— Но большая часть игроков — это малый бизнес. 60% французских EdTech-компаний имеют оборот менее 500 тыс. евро, 65% — менее 10 сотрудников, 20% являются стартапами.
— 78% компаний работают на рынке B2B. Их основные клиенты в порядке убывания: частные компании, учебные организации и школы.
— 48% EdTech-компаний работают на международном рынке, 28% планируют выход на него.
Из топ-5 две компании, OpenClassrooms и 360Learning, работают на рынке B2B с такими гигантами, как Airobus, Danone, Bpifrance, Orange и т. д. Причем если брать пример OpenClassrooms, то она начинала с B2C, но потом перешла на B2B, буквально за год увеличив число корпоративных клиентов с 400 до 1500. Сегодня число ее пользователей составляет около 2 млн в 140 странах. В 2020 году рост оборота компании составил 150%, и она привлекла $80 млн от нескольких фондов, включая Chan Zuckerberg Initiative LLC (фонд, созданный Марком Цукербергом и его женой). 360Learning также не занимается производством контента и тоже нацелена на международный рынок. В 2019 году компания привлекла 41 млн на открытие офисов в Лондоне и Нью-Йорке. Аналогичный путь сейчас пытается повторить более молодой игрок Kokoroe, который прославился тем, что бесплатно открыл свою базу курсов для безработных, состоящих на учете в государственной службе занятости. Еще один гигант — компания Index-Education, позиционирующая себя как «первый цифровой партнер школ Франции» и покрывающая все звенья от школьного до высшего образования.
Ориентация на международный рынок — еще одна особенность французских компаний. Так, OpenClassrooms собирается покорять рынок Азии, а для мобильных приложений открывается огромный рынок франкоязычной Африки, где распространено обучение со смартфонов.
COVID-19
Как и на российском рынке, в период пандемии большая часть компаний французского EdTech увеличила выручку: каждая третья компания заявила о росте более чем на 100% и каждая пятая — о росте минимум на 50%. Точно так же как и на российском рынке, ситуация неравномерная: около трети компаний прибегли к помощи государства из-за проблем в бизнесе (отсрочки платежей и гарантированные кредиты). Объясняется это тем, что переход на дистанционное образование для многих ограничивался поиском решений для онлайн-конференций, которые французские компании не производят.
Боль французского EdTech — это B2G, а именно практически полное отсутствие инвестиций со стороны государства. Именно с этим сегментом аналитики связывают основные надежды на дальнейший рост.
Маргарита Арановская
Дата публикации: 20 Май 2021

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.