
Edtech-рынок подрос за счет экзаменов
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объему ДПО.
По итогам I квартала 2025 года суммарная выручка ТОП-100 крупнейших edtech-компаний России составила 37,6 млрд рублей, годовой прирост составил 16%. Этот показатель превышает как общую динамику за 2024 год (+15%), так и результаты предыдущего квартала (+12%). В течение 2024 года наблюдалось последовательное замедление темпов роста: с более чем 20% в начале года до 12,3% в IV квартале. Такая динамика отражала общее охлаждение рынка на фоне макроэкономических факторов и снижения ажиотажа вокруг edtech. Однако в I квартале 2025 года тренд на замедление был прерван: рост составил 16%, что выше показателей предыдущего квартала. Это может свидетельствовать о стабилизации рынка и начале новой волны восстановления, поддержанной адаптацией игроков к новым условиям и их ориентацией на повышение маржинальности.
Многие игроки продолжают отмечать усиление конкуренции, рост демпинга и снижение доступности образовательных услуг на фоне высокой ключевой ставки. Вместе с тем, вероятно, позитивный информационный фон и ожидания разрешения внешнеполитического кризиса способствовали улучшению потребительских настроений, которые остаются ключевым фактором, влияющим на динамику рынка.
Данные позволяют ожидать, что в 2025 году рынок вернется к устойчивому росту на уровне 15–20% в год.
![]()
Дарья Рыжкова, основатель Smart Ranking
«Итоги первого квартала можно назвать позитивными для рынка. Многие крупные компании говорят, что результаты превзошли их ожидания. Хочется надеяться, что некое дно пройдено, хотя в течение года возможно еще колебания. Как мы и прогнозировали ранее, детский сегмент в объеме топ-100 превзошел ДПО, и теперь становится драйвером рынка».
Лидеры рынка
Лидером рынка остается «Синергия», удерживая минимальное преимущество перед Skillbox Holding. Впервые в ТОП-10 вошла компания «100балльный репетитор», продемонстрировав впечатляющий рост Y2Y на 175,8%. Второе место по динамике в первой десятке занимает «Умскул», что подтверждает высокую активность сегмента подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Основные сегменты
-
Детское образование продолжает оставаться одним из самых быстрорастущих сегментов: в I квартале 2025 года рост составил 31,6%. Объем рынка в рублях при этом превысил объем рынка ДПО сразу на 11%.
-
Сегмент ДПО показал примерно такую же динамику, что и в конце 2024 года, рост составил всего 10,4%.
-
Сегмент «Разработчики и платформы» сохранил положительную динамику (+7,2%), однако фактически вышел на уровень стагнации. Ряд компаний отмечают сокращение расходов на edtech в корпоративном сегменте, обусловленное общей оптимизацией бюджетов.
Комментарии участников рынка
Детское образование
![]()
Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд»
«В I квартале 2025 года результаты продаж превзошли наши ожидания. Основными факторами роста стали высокое количество пролонгаций учеников “Домашней школы” на следующий учебный год, а также увеличение среднего размера пакета и чека в сегменте репетиторских услуг. Основной тренд периода — продолжение горизонтального продуктового развития крупных и средних игроков, выражающееся в выходе на новые возрастные сегменты аудитории».
![]()
Эрик Ковалев, CEO «100балльный репетитор»
«В I квартале нам удалось перевыполнить плановые показатели. На это повлияло несколько факторов: успешный набор учеников в начале года, которые продолжают оплачивать обучение по подписочной модели, высокий уровень удержания благодаря качественному продукту и клиентскому сервису, а также активные продажи коротких курсов в конце учебного года».
ДПО
![]()
Илья Курмышев, CEO Яндекс Практикума
«В целом, продажи в первом квартале соответствовали нашим ожиданиям. В I квартале 2025 года мы сосредоточились на внутренних улучшениях платформы и запустили первые когорты обучения по новым курсам — как для тех, кто планирует сменить профессию, так и для тех, кто стремится повысить квалификацию. В начале 2025 года на edtech-рынке сохранялся высокий интерес к технологиям искусственного интеллекта — как с точки зрения их внедрения, так и в контексте разработки новых образовательных программ».
![]()
Павел Мосейкин, СЕО Ultimate Education
«Внешние экономические факторы приводят к существенным изменениям на рынке и спроса со стороны студентов. Это побуждает EdTech-компании постоянно улучшать пользовательский опыт и адаптировать образовательные программы, смещая фокус с длинных программ обучения на короткие, с одной стороны, и сокращать time-to-market (время от начала разработки до запуска продуктов), с другой.
В первом полугодии мы уже традиционно делаем фокус на адаптацию внутренних процессов и стратегии. В этом году в ответ на вызовы рынка мы существенно упростили систему управления, чтобы увеличить скорость принятия решений, создать еще более управляемую структуру и расширить индустриальное присутствие. В рамках новой организационной структуры мы объединили школы со схожей аудиторией и комплементарными продуктовыми матрицами в два кластера».
![]()
Сергей Попков, сооснователь и генеральный директор холдинга Skillbox
«2024 год был для нас годом трансформации, когда мы адаптировались к новым экономическим условиям, повысили операционную эффективность и оптимизировали бизнес-процессы. Первый квартал 2025 года стал точкой переориентации и адаптации к текущей экономической реальности. Сегодня мы видим, что спрос стабилизируется, но не падает. Бизнес-модель продолжает выдерживать внешнее давление, особенно в сегментах с высоким чеком и рассрочкой. Мы улучшили воронки, использовали новые каналы, и находимся в хорошем положении для роста, особенно с учетом возможного снижения ключевой ставки.
В первом квартале мы сосредоточились на качестве обработки входящих запросов и оптимизации воронки продаж. Мы продолжаем собственные разработки и тесты AI-инструментов, например, ИИ-ассистента для онбординга и продаж для автоматизиции взаимодействия с клиентами и инструмента для помощи пользователям в получении точной информации по продуктам, быстрого поиска подходящего решения.
ИТ-направления прошли пик интереса и сейчас переживают охлаждение. На фоне этого стабильно растёт интерес к маркетингу, менеджменту и дизайну — профессиям, сочетающим практику и креатив. Особенно активна аудитория из так называемых нецифровых сфер, где сохраняется большой потенциал вовлечения и результатов. В нашем случае диверсифицированная матрица компенсирует снижение в одних сегментах за счет роста в других».
![]()
Игорь Жаборовский, основатель, СЕО образовательной платформы «Инфоурок»
«По результатам первого квартала 2025 года нам удалось не только достичь, но и существенно превзойти плановые показатели: квартальный план выполнен на 110,8%. Если же смотреть в динамике год к году (квартал к кварталу 2025 и 2024 годов), то выручка компании выросла более чем в 2 раза, что подтверждает эффективность нашей стратегии и устойчивость бизнес-модели».
СПО
![]()
Кристина Граль, Исполнительный директор ГК IThub, генеральный директор УК франчайзинга ООО «Образовательный хаб»
«В текущем квартале мы видим, что ключевым драйвером остается интеграция образования с реальным сектором экономики. Запрос на программы, которые готовят специалистов под конкретные задачи рынка (например, коллаборация IThub с Wildberries), продолжает расти. Этот тренд усиливает роль практико-ориентированного подхода и партнерств между образовательными платформами и бизнесом. Более детальные выводы о формирующихся трендах можно будет сделать по итогам полугодия».
Разработчики и платформы
![]()
Артур Захарян, директор по стратегии Websoft
«В начале 2025 года компания продемонстрировала стабильные результаты, полностью оправдав прогнозные ожидания. Мы фиксируем устойчивый рост ключевых показателей квартал к кварталу. В вендорском сегменте бизнеса рост составил 42% по сравнению с I кварталом прошлого года, что почти вдвое превысило наши плановые ориентиры. Считаем, что такие результаты обусловлены сохраняющимся высоким спросом на решения по автоматизации HR-процессов.
На наш взгляд, рынок edtech продолжает консолидироваться: усиливаются позиции крупных игроков, которые активно расширяют продуктовые линейки и выходят на новые рынки, а также растёт востребованность нишевых решений, ориентированных на конкретные отрасли и функции. Мы внимательно следим за этими изменениями и адаптируем нашу стратегию, чтобы оставаться конкурентоспособными».
![]()
Леонид Бутаков, коммерческий директор «Эквио»
«Плановых показателей достичь не удалось. Интересно, что несколько клиентов завершили с нами проекты, но никто из них не выбрал другую платформу — бюджеты на обучение сотрудников были просто заморожены, и от HR-платформ временно отказались. Стало ли это устойчивым трендом, пока сказать сложно, но проблема с бюджетированием у клиентов уже очевидна. В этом квартале особенно заметен демпинг со стороны конкурентов: клиентам предлагают скидки до 50% от якорных цен, что оказывает давление на рынок и ослабляет его».
Дата публикации: 29 Апрель 2025

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.
Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.