
Главные тренды edtech-рынка в 2024 году: исследование от «СберОбразования» и Smart Ranking
«СберОбразование» и Smart Ranking проанализировали основные тренды российского рынка edtech. В аналитическом обзоре «Edtech России 2024» выделены ключевые тенденции в стратегиях компаний, продуктовых решениях и поведении пользователей. Ниже собрали основные тренды, а полный текст доступен по ссылке.
1. Пересмотр бизнес-стратегий и консолидация активов
Инвестиционная активность снижается: компаниям приходится оптимизировать расходы и объединять ресурсы. Малые игроки либо уходят с рынка, либо ищут партнерства с крупными компаниями.
![]()
Андрей Ромашов из «Алгоритмики» подчеркивает: «С учетом того что рынок насыщается, сейчас становится сложнее расти. И это ведет к консолидации активов. Все надеялись на рост стоимости и привлечение инвестиций. Сейчас финансирование стало сложнее привлекать. И на рынке edtech перестал происходить такой бурный рост. Соответственно, это все по базовым правилам ведет к консолидации».
Так, из-за роста конкуренции и спада финансирования бизнес-стратегии игроков меняются: они не только консолидируются, но и переориентируются на базу текущих клиентов, фокусируются на локальном рынке и планируют выход на биржу.
2. Поиск новых ниш
Насыщенность рынка вынуждает игроков искать возможности в новых направлениях.
Среди примеров — выход Ultimate Education в нишу здоровья через приобретение Международного института интегративной нутрициологии. «Школа 21», в свою очередь, открыла совместный кампус с Сеченовским университетом, адаптировав программы под медицинских специалистов.
Более того, edtech экспериментирует не только с новыми направлениями, но и со смежными рынками и форматами, например с офлайном.
3. Диверсификация крупного бизнеса
Компании из других отраслей инвестируют в edtech, чтобы развивать собственные образовательные продукты. Такой подход позволяет расширять экосистемы и удерживать пользователей.
По словам Павла Арсеньева, сооснователя «ИнтернетУрока», корпорации с большими возможностями сразу думают, как не только охватить всю линейку, но и включить ее во что-то большее — вместе с HRtech, например, не только учить человека с раннего возраста, но и, проведя его по всем уровням образования, трудоустроить, а потом еще всю жизнь помогать с повышением квалификации или переобучением.
4. Интеграция искусственного интеллекта
ИИ становится неотъемлемой частью edtech-продуктов: его функционал используется и в персонализации обучения, и в автоматизации работы педагогов, и в аналитике.
![]()
Марианна Снигирева, СЕО «Нетологии» отмечает: «Поскольку в edtech очень сильная технологическая составляющая, это абсолютный must-have — использовать ИИ-помощников в разных сегментах бизнеса: в генерации контента, помощи студентам, маркетинге и т. д.».
5. Укрепление связей edtech и HRtech
Edtech-компании развивают B2B-направление: из-за кадрового голода работодатели всерьез взялись за обучение сотрудников. В B2C онлайн-школы также нацеливаются на трудоустройство студентов: усиливают взаимодействие с работодателями, создают практико-ориентированные программы и гарантируют наем после обучения.
6. ИИ-грамотность как отдельное направление образования
Онлайн-курсы по основам ИИ становятся одним из самых востребованных направлений обучения. Спрос на ИИ-грамотность растет, и компании запускают новые продукты для различных аудиторий: детей и взрослых. Марианна Снигирева, глава «Нетологии», прогнозирует, что в 2025 году появится еще больше узкоспециализированных курсов, ориентированных на развитие ИИ-компетенций для конкретных профессий. Компании будут искать сотрудников, способных применять инструменты ИИ для улучшения рабочих процессов.
7. Непрерывное образование как базовая модель поведения
93% россиян согласны, что постоянное обучение — неотъемлемая часть современной жизни. Люди все чаще ищут возможности освоить новые компетенции, чтобы оставаться востребованными на рынке труда. Спрос на гибкое и оперативное обучение растет, и микроформаты становятся решением: они позволяют создавать образовательные «конструкторы» под конкретные задачи и осваивать нужные навыки в короткие сроки.
Сигнализируют о развитии тренда, например, следующие кейсы:
-
Etisalat and (e&) представила платформу GoLearning для непрерывного обучения, на которой размещено более 10 тысяч курсов.
-
Подразделение «Яндекса» «Яндекс Образование» открыло набор на IT-студкемпы — бесплатные сверхинтенсивные программы для студентов IT-специальностей продолжительностью 2 недели.
-
«Сбер» развивает «Серебряный клуб» для старшего поколения.
8. Сообщества как инструмент масштабирования
Edtech-компании активно развивают пользовательские сообщества: в них студенты общаются, обмениваются опытом и идеями. Егор Сорокин, управляющий директор школы IT-профессий Skillfactory, комментирует: «Образование не заканчивается с завершением курса, и у многих выпускников edtech есть запрос на то, чтобы их окружение помогало им развиваться во время учебы и после нее. Поэтому мы вкладываемся в развитие более активного сообщества и ожидаем увеличения числа его участников».
Кроме того, организация комьюнити повышает лояльность студентов.
9. Развитие мягких навыков
Мягкие навыки становятся ключом к успеху в мире технологий. Прогнозируется, что к 2030 году объем рынка обучения soft skills достигнет $63,6 млрд (среднегодовой прирост +12%).
Обучение мягким навыкам стало трендом и во взрослом, и в детском образовании. Родители хотят, чтобы дети умели общаться, решать проблемы и находить креативные решения, — это помогает адаптироваться к современным вызовам. Работодатели ищут сотрудников с критическим мышлением, развитыми коммуникативными навыками и умением быстро подстраиваться под изменения.
![]()
Владислав Кожемякин, глава «СберОбразования», считает: «Мягкие навыки — это еще одна часть фундамента, который влияет на успешность и востребованность в современном мире вне зависимости от возраста. Если посмотреть на 2024 год, очень много компаний в детском сегменте стали делать акцент на важности развития мягких навыков у детей. Все больше людей отмечают то, как эти навыки помогают детям решать задачи, развивают эмпатию и уверенность в себе».
10. Рост СПО, ВО и направления подготовки к экзаменам
Драйверами edtech-рынка стали сразу несколько направлений: формальное образование, подготовка к выпускным экзаменам и хоумскулинг.
Важным фактором роста направления подготовки к ОГЭ является увеличение числа поступающих в колледжи. Этот сектор, почти не охваченный цифровыми технологиями, становится одним из главных драйверов роста отрасли. В сфере высшего образования укрепляют свои позиции онлайн-магистратуры — они удовлетворяют потребность студентов в гибкости и практико-ориентированности.
Дата публикации: 27 Декабрь 2024

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.