Smart Ranking


И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

Edtech-компании в 2023 году заработали в сегменте СПО (среднего профессионального образования) на 70% больше, чем за 2022 год. Их суммарная выручка составила более 3 млрд рублей, как показало исследование Smart Ranking. Несмотря на перспективность направления, заходить в сегмент пока готовы не все — участников рынка отпугивают госстандарты и сложные бизнес-модели. На закрытой встрече Smart Ranking игроки edtech обсудили возможности онлайн-школ на рынке СПО. 

 

Дети хотят зарабатывать

Популярность СПО растет: по данным Минпросвещения, больше 60% учащихся после 9-го класса выбирают учиться в колледже. Интерес к среднему профессиональному образованию объясняется тем, что подростки боятся не сдать ЕГЭ и хотят быстрее найти работу. Это подтверждает исследование, которое провела «Нетология». Компания опросила три тысячи человек, включая студентов колледжей и преподавательский состав, и выяснила, что школьники идут в колледж по следующим причинам: 

  • низкий социально-экономический статус семьи;

  • ранний срок выхода на рынок труда;

  • отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ;

  • привлекательность учебных программ из-за бума цифровых профессий; 

  • недостаток информации о поступлении в вузы;

  • возможность поступить в университет без сдачи ЕГЭ.

Отток учеников после девятого класса подтверждают и edtech-компании, ориентированные на домашнее обучение. Например, в «ИнтернетУроке» заметили, что девятиклассники уже не так активно возвращаются в десятый класс и вместо этого поступают в колледжи. По оценкам Андрея Сизова, девятый класс в Домашней школе «Фоксфорда» закончат около 3,5 тысяч человек в 2024 году. Более 1,5 тысяч из них решат получать СПО, а не доучиваться в школе (при условии, что статистика «Фоксфорда» не будет отличаться от тенденций по всей России).

 

В государственных интересах

Кроме изменения предпочтений девятиклассников, сегмент драйвит государство: оно активно вкладывается в проекты СПО. Например, на федеральный проект «Профессионалитет» планируется потратить около 30 млрд бюджетных средств за два года. Заинтересованность в развитии сегмента связана с дефицитом рабочих рук — он составил около 5 млн человек в 2023 году, по данным института экономики РАН. 

Кроме федеральных проектов Минпросвещения разработало «Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года»: по ней планируется обновить содержание учебных программ, повысить финансовую устойчивость колледжей, обеспечить им целевую поддержку, а также улучшить квалификацию преподавателей.

 

Пока дорого 

Edtech-компании единогласно называют СПО главным драйвером рынка на ближайшие десять лет. Однако освоить нишу пока решаются немногие. Основная проблема — разработать бизнес-модель. «Сейчас мы находимся на этапе оценки объема инвестиций для запуска СПО. С одной стороны, нужны инвестиции для создания контента, с другой — для платформенного технологического решения. Также нужно учитывать регулятивные ограничения. Мы пока все еще оцениваем рынок СПО и подбираем для себя интересную бизнес-модель», — рассказала Анастасия Ильина, руководитель направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory.

В ГК WINbd сообщили о похожей проблеме. «Мы тоже просчитали бизнес-модель, учли все риски и пока оставили только офлайн-колледж, который открываем совместно с партнерами», — рассказала Александра Бюллер, директор по маркетингу и продажам ГК WINbd


Такая ситуация закономерна для молодого рынка.

«[Выход на рынок СПО] — не про быструю выручку, к сожалению, а про инвестиции в этот сегмент. Поэтому совершенно нормально сначала создать этот рынок самостоятельно, развивать его и уже только после получить продажи», — считает Валентина Куренкова, GR-директор «Нетологии».  


Полный онлайн

Не все участники рынка верят в то, что edtech может научить в онлайн-формате чему-то, кроме цифровых профессий. Это связано со спецификой отработки навыков по специальностям СПО. «Студентам нужно отработать навыки профессиональной деятельности. Воспитатель детского сада, например, может отработать навык только на реальной группе детей. Если вы пойдете в поликлинику, то захотите, чтобы медсестра попала вам в вену, а не мимо», — отметила Валерия Безуевская, проректор по развитию Сургутского государственного университета.

Также барьером для организации полностью дистанционного обучения становятся  образовательные стандарты, по которым студенты колледжей обязаны изучать физику, химию, биологию.

«Первые два курса у студентов должны проходить лабораторные занятия, например по физике и химии. Как их делать оптимально по финансовым затратам и результативно с требуемым качеством для студента в онлайн, пока не понятно», — отметила Александра Бюллер. Возможным выходом становятся программы с колледжами-партнерами.

 

Тем не менее, участники рынка видят перспективы не только в диджитал-специальностях. Михаил Мягков, СЕО и основатель MAXIMUM Education, предположил, что кроме IT, дизайна и маркетинга можно преподавать юридические, экономические и педагогические специальности.

«У нас уже есть партнерские программы по обучению педагогов младших классов: мы создаем модули для онлайн-обучения, технологии для преподавателей. На следующем этапе можно заниматься направлениями, которые требуют больше практики, но обучать им в гибридном формате или с колледжами партнерами», — дополнил Михаил Мягков.

​​

Пока в профессиональном сообществе продолжаются дискуссии о возможности перевести СПО полностью в дистанционный формат, лидер рынка Skillbox первым запустил лицензированный Цифровой колледж, обучение в котором построено в онлайн-формате. В 2024 году пройдет первый набор студентов на пять программ обучения цифровым профессиям: графический дизайн и программирование. По словам Виктории Хохряковой, руководителя продуктовой команды Цифрового колледжа, онлайн открывает возможности для студентов даже в самых отдаленных уголках страны и позволяет образовательным учреждениям привлекать квалифицированных преподавателей-практиков также без оглядки на их местоположение. Так, онлайн-обучение делает уникальные знания и навыки доступными для больших масс людей.

 

Кто раскачает рынок

Участники рынка ожидают, что сегмент СПО смогут развить компании, изначально ориентированные на детей: у них уже сформировалась лояльная аудитория школьников и родителей. Свои программы с колледжами-партнерами есть у MAXIMUM Education. Андрей Сизов сообщил, что «Фоксфорд» собирается начать сотрудничество с колледжами в ближайшем будущем: компания планирует интегрировать свои курсы по общеобразовательным дисциплинам в их программы.

 

На стыке

Edtech-компании не только открывают свои колледжи или запускают партнерские программы СПО, но и создают другие продукты, связанные с сегментом. Например, «Профилум» предлагает колледжам карьерные консультации для выпускников. MAXIMUM Education проводит «Навигатор поступления: колледжи» — ивент с выставкой московских колледжей. «Нетология» устраивала бесплатный вебинар для преподавателей сферы СПО. 

 

Итого

Edtech-игроки видят перспективы в СПО: его драйвит как спрос среди школьников, так и федеральные бюджеты. Тем не менее, компании не спешат выходить на рынок: им сложно рассчитать прибыльную бизнес-модель. Дополнительными барьерами становятся образовательные госстандарты и несочетаемость некоторых специальностей с онлайн-форматом. Несмотря на это, многие участники рынка исследуют свои возможности в сегменте.

Дата публикации: 19 Апрель 2024


Аналитика и интервью
Быстрый рост «Эзотерики», ставка на постоянных клиентов и неоправдавшийся прогноз: главное об инфобизнесе в 2024 году
Быстрый рост «Эзотерики», ставка на постоянных клиентов и неоправдавшийся прогноз: главное об инфобизнесе в 2024 году

В 2024 году школы на GetCourse заработали 168 млрд рублей, но не дотянули до амбициозного плана в 200 млрд рублей. Эзотерика обогнала курсы по заработку, повторные продажи впервые превзошли первые, а основные каналы привлечения лидов стали менее эффективны.

Аналитика 24 Январь 2025
Как edtech внедряет геймификацию: пять кейсов онлайн-школ
Как edtech внедряет геймификацию: пять кейсов онлайн-школ

Востребованность игровых методик в edtech растет. По прогнозам Mordor Intelligence, рынок геймификации будет прирастать на 26% ежегодно. Smart Ranking изучил edtech-кейсы на российском рынке и выбрал пять решений, которые меняют подход к обучению.

Аналитика 17 Январь 2025
Прогнозы на 2025 год от участников edtech-рынка

Инвесторы, руководители онлайн-школ и сервисов для edtech-рынка рассказали, чего ожидают от 2025 года. Среди главных трендов: сложное начало года, консолидация и новые возможности роста для небольших компаний.

Аналитика 10 Январь 2025

Главные тренды edtech-рынка в 2024 году: исследование от «СберОбразования» и Smart Ranking

«СберОбразование» и Smart Ranking проанализировали основные тренды российского рынка edtech. В аналитическом обзоре «Edtech России 2024» выделены ключевые тенденции в стратегиях компаний, продуктовых решениях и поведении пользователей. Ниже собрали основные тренды, а полный текст доступен по ссылке.

Аналитика 27 Декабрь 2024

Топ-10 событий edtech-рынка 2024 года

Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.

Аналитика 20 Декабрь 2024

Лучшие edtech-компании 2024 года: результаты премии Edtechs Awards от Smart Ranking

12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.

Новости 12 Декабрь 2024

Длинные скидки и спрос от текущих клиентов — итоги «Черной пятницы» на edtech-рынке

Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.

Аналитика 06 Декабрь 2024

Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»

Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.

Интервью 29 Ноябрь 2024

Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей

Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».

Аналитика 29 Ноябрь 2024

Казанский феномен: почему растут edtech-проекты из Татарстана

Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.

Аналитика 22 Ноябрь 2024

Все статьи ->
Быстрый рост «Эзотерики», ставка на постоянных клиентов и неоправдавшийся прогноз: главное об инфобизнесе в 2024 году
Быстрый рост «Эзотерики», ставка на постоянных клиентов и неоправдавшийся прогноз: главное об инфобизнесе в 2024 году

В 2024 году школы на GetCourse заработали 168 млрд рублей, но не дотянули до амбициозного плана в 200 млрд рублей. Эзотерика обогнала курсы по заработку, повторные продажи впервые превзошли первые, а основные каналы привлечения лидов стали менее эффективны.

Аналитика 24 Январь 2025
Как edtech внедряет геймификацию: пять кейсов онлайн-школ
Как edtech внедряет геймификацию: пять кейсов онлайн-школ

Востребованность игровых методик в edtech растет. По прогнозам Mordor Intelligence, рынок геймификации будет прирастать на 26% ежегодно. Smart Ranking изучил edtech-кейсы на российском рынке и выбрал пять решений, которые меняют подход к обучению.

Аналитика 17 Январь 2025
Прогнозы на 2025 год от участников edtech-рынка
Прогнозы на 2025 год от участников edtech-рынка

Инвесторы, руководители онлайн-школ и сервисов для edtech-рынка рассказали, чего ожидают от 2025 года. Среди главных трендов: сложное начало года, консолидация и новые возможности роста для небольших компаний.

Аналитика 10 Январь 2025
Главные тренды edtech-рынка в 2024 году: исследование от «СберОбразования» и Smart Ranking
Главные тренды edtech-рынка в 2024 году: исследование от «СберОбразования» и Smart Ranking

«СберОбразование» и Smart Ranking проанализировали основные тренды российского рынка edtech. В аналитическом обзоре «Edtech России 2024» выделены ключевые тенденции в стратегиях компаний, продуктовых решениях и поведении пользователей. Ниже собрали основные тренды, а полный текст доступен по ссылке.

Аналитика 27 Декабрь 2024
Топ-10 событий edtech-рынка 2024 года
Топ-10 событий edtech-рынка 2024 года

Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.

Аналитика 20 Декабрь 2024
Лучшие edtech-компании 2024 года: результаты премии Edtechs Awards от Smart Ranking
Лучшие edtech-компании 2024 года: результаты премии Edtechs Awards от Smart Ranking

12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.

Новости 12 Декабрь 2024
Длинные скидки и спрос от текущих клиентов — итоги «Черной пятницы» на edtech-рынке
Длинные скидки и спрос от текущих клиентов — итоги «Черной пятницы» на edtech-рынке

Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.

Аналитика 06 Декабрь 2024
Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»
Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»

Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.

Интервью 29 Ноябрь 2024
Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей
Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей

Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».

Аналитика 29 Ноябрь 2024
Казанский феномен: почему растут edtech-проекты из Татарстана
Казанский феномен: почему растут edtech-проекты из Татарстана

Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.

Аналитика 22 Ноябрь 2024
x

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
FAQ Marketing

Комплекс работ по настройке, закупке и ведению рекламных кампаний, привлечение поискового трафика и работа с репутацией.

Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

Салид

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.