И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования
Edtech-компании в 2023 году заработали в сегменте СПО (среднего профессионального образования) на 70% больше, чем за 2022 год. Их суммарная выручка составила более 3 млрд рублей, как показало исследование Smart Ranking. Несмотря на перспективность направления, заходить в сегмент пока готовы не все — участников рынка отпугивают госстандарты и сложные бизнес-модели. На закрытой встрече Smart Ranking игроки edtech обсудили возможности онлайн-школ на рынке СПО.
Дети хотят зарабатывать
Популярность СПО растет: по данным Минпросвещения, больше 60% учащихся после 9-го класса выбирают учиться в колледже. Интерес к среднему профессиональному образованию объясняется тем, что подростки боятся не сдать ЕГЭ и хотят быстрее найти работу. Это подтверждает исследование, которое провела «Нетология». Компания опросила три тысячи человек, включая студентов колледжей и преподавательский состав, и выяснила, что школьники идут в колледж по следующим причинам:
низкий социально-экономический статус семьи;
ранний срок выхода на рынок труда;
отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ;
привлекательность учебных программ из-за бума цифровых профессий;
недостаток информации о поступлении в вузы;
возможность поступить в университет без сдачи ЕГЭ.
Отток учеников после девятого класса подтверждают и edtech-компании, ориентированные на домашнее обучение. Например, в «ИнтернетУроке» заметили, что девятиклассники уже не так активно возвращаются в десятый класс и вместо этого поступают в колледжи. По оценкам Андрея Сизова, девятый класс в Домашней школе «Фоксфорда» закончат около 3,5 тысяч человек в 2024 году. Более 1,5 тысяч из них решат получать СПО, а не доучиваться в школе (при условии, что статистика «Фоксфорда» не будет отличаться от тенденций по всей России).
В государственных интересах
Кроме изменения предпочтений девятиклассников, сегмент драйвит государство: оно активно вкладывается в проекты СПО. Например, на федеральный проект «Профессионалитет» планируется потратить около 30 млрд бюджетных средств за два года. Заинтересованность в развитии сегмента связана с дефицитом рабочих рук — он составил около 5 млн человек в 2023 году, по данным института экономики РАН.
Кроме федеральных проектов Минпросвещения разработало «Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года»: по ней планируется обновить содержание учебных программ, повысить финансовую устойчивость колледжей, обеспечить им целевую поддержку, а также улучшить квалификацию преподавателей.
Пока дорого
Edtech-компании единогласно называют СПО главным драйвером рынка на ближайшие десять лет. Однако освоить нишу пока решаются немногие. Основная проблема — разработать бизнес-модель. «Сейчас мы находимся на этапе оценки объема инвестиций для запуска СПО. С одной стороны, нужны инвестиции для создания контента, с другой — для платформенного технологического решения. Также нужно учитывать регулятивные ограничения. Мы пока все еще оцениваем рынок СПО и подбираем для себя интересную бизнес-модель», — рассказала Анастасия Ильина, руководитель направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory.
В ГК WINbd сообщили о похожей проблеме. «Мы тоже просчитали бизнес-модель, учли все риски и пока оставили только офлайн-колледж, который открываем совместно с партнерами», — рассказала Александра Бюллер, директор по маркетингу и продажам ГК WINbd.
Такая ситуация закономерна для молодого рынка.
«[Выход на рынок СПО] — не про быструю выручку, к сожалению, а про инвестиции в этот сегмент. Поэтому совершенно нормально сначала создать этот рынок самостоятельно, развивать его и уже только после получить продажи», — считает Валентина Куренкова, GR-директор «Нетологии».
Полный онлайн
Не все участники рынка верят в то, что edtech может научить в онлайн-формате чему-то, кроме цифровых профессий. Это связано со спецификой отработки навыков по специальностям СПО. «Студентам нужно отработать навыки профессиональной деятельности. Воспитатель детского сада, например, может отработать навык только на реальной группе детей. Если вы пойдете в поликлинику, то захотите, чтобы медсестра попала вам в вену, а не мимо», — отметила Валерия Безуевская, проректор по развитию Сургутского государственного университета.
Также барьером для организации полностью дистанционного обучения становятся образовательные стандарты, по которым студенты колледжей обязаны изучать физику, химию, биологию.
«Первые два курса у студентов должны проходить лабораторные занятия, например по физике и химии. Как их делать оптимально по финансовым затратам и результативно с требуемым качеством для студента в онлайн, пока не понятно», — отметила Александра Бюллер. Возможным выходом становятся программы с колледжами-партнерами.
Тем не менее, участники рынка видят перспективы не только в диджитал-специальностях. Михаил Мягков, СЕО и основатель MAXIMUM Education, предположил, что кроме IT, дизайна и маркетинга можно преподавать юридические, экономические и педагогические специальности.
«У нас уже есть партнерские программы по обучению педагогов младших классов: мы создаем модули для онлайн-обучения, технологии для преподавателей. На следующем этапе можно заниматься направлениями, которые требуют больше практики, но обучать им в гибридном формате или с колледжами партнерами», — дополнил Михаил Мягков.
Пока в профессиональном сообществе продолжаются дискуссии о возможности перевести СПО полностью в дистанционный формат, лидер рынка Skillbox первым запустил лицензированный Цифровой колледж, обучение в котором построено в онлайн-формате. В 2024 году пройдет первый набор студентов на пять программ обучения цифровым профессиям: графический дизайн и программирование. По словам Виктории Хохряковой, руководителя продуктовой команды Цифрового колледжа, онлайн открывает возможности для студентов даже в самых отдаленных уголках страны и позволяет образовательным учреждениям привлекать квалифицированных преподавателей-практиков также без оглядки на их местоположение. Так, онлайн-обучение делает уникальные знания и навыки доступными для больших масс людей.
Кто раскачает рынок
Участники рынка ожидают, что сегмент СПО смогут развить компании, изначально ориентированные на детей: у них уже сформировалась лояльная аудитория школьников и родителей. Свои программы с колледжами-партнерами есть у MAXIMUM Education. Андрей Сизов сообщил, что «Фоксфорд» собирается начать сотрудничество с колледжами в ближайшем будущем: компания планирует интегрировать свои курсы по общеобразовательным дисциплинам в их программы.
На стыке
Edtech-компании не только открывают свои колледжи или запускают партнерские программы СПО, но и создают другие продукты, связанные с сегментом. Например, «Профилум» предлагает колледжам карьерные консультации для выпускников. MAXIMUM Education проводит «Навигатор поступления: колледжи» — ивент с выставкой московских колледжей. «Нетология» устраивала бесплатный вебинар для преподавателей сферы СПО.
Итого
Edtech-игроки видят перспективы в СПО: его драйвит как спрос среди школьников, так и федеральные бюджеты. Тем не менее, компании не спешат выходить на рынок: им сложно рассчитать прибыльную бизнес-модель. Дополнительными барьерами становятся образовательные госстандарты и несочетаемость некоторых специальностей с онлайн-форматом. Несмотря на это, многие участники рынка исследуют свои возможности в сегменте.
Дата публикации: 19 Апрель 2024
В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.
В этой статье вы узнаете о самых популярных онлайн-школах и их особенностях. Мы расскажем вам о преимуществах дистанционного обучения и поможем выбрать подходящую школу.
«Сбер» купил «Нетологию» и «Фоксфорд». Теперь его экосистема займет около 7% edtech-рынка и составит конкуренцию крупным игрокам: VK, «Яндексу» Skyeng и другим.
Сервис «Пачка» стал активно продвигаться в edtech в 2022 году на волне импортозамещения. Сегодня у мессенджера на сферу образования приходится около 20% выручки, притом что владельцы сознательно не развивают специализированный функционал, сохраняя универсальность мессенджера. О том, как влияет на разработчиков тренд на снижение издержек, как работать с государственным сектором и какие новые технологии сегодня еще можно внедрять, в интервью SmR рассказал сооснователь мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.
Одними из самых острых проблем для онлайн-школ остаются стоимость трафика и привлечение новой аудитории. О том, какие ошибки были допущены онлайн-школами в период активного роста, где сейчас наиболее выгодная аудитория и каких продуктов сегодня не хватает на рынке, в интервью SmR рассказала Ксения Скобеева, руководитель агентства FAQMarketing.
В I полугодии 2024 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 83 млрд рублей. Ожидается, что до конца года они заработают еще 117 млрд. Несмотря на сохранение положительных показателей, школы сталкиваются с вызовами: средний чек уже не растет так активно, а трафик незначительно снижается. При этом повторные продажи приносят все больше дохода.
На Edtech Expo Андрей Ромашов, CPO «Алгоритмики», поделился опытом запуска международного направления в edtech-бизнесе. Пересказываем, какие модели ведения бизнеса бывают, как выбрать страну для экспансии и успешно выйти на новый рынок.
27 сентября Smart Ranking опубликует рейтинг растущих tech-компаний Smart 500. В материале — истории успеха ведущих edtech-проектов, вошедших в список: кто их основал, какие бизнес-стратегии они используют и что помогло им вырасти в 2023 году.
Дети обучаются нейросетям и soft skills, а взрослые — кибербезопасности, управлению и дизайну. Ведущие компании в сфере онлайн-образования рассказали об этих и других изменениях в поведении клиентов в 2024 году.
В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.
В этой статье вы узнаете о самых популярных онлайн-школах и их особенностях. Мы расскажем вам о преимуществах дистанционного обучения и поможем выбрать подходящую школу.
«Сбер» купил «Нетологию» и «Фоксфорд». Теперь его экосистема займет около 7% edtech-рынка и составит конкуренцию крупным игрокам: VK, «Яндексу» Skyeng и другим.
Сервис «Пачка» стал активно продвигаться в edtech в 2022 году на волне импортозамещения. Сегодня у мессенджера на сферу образования приходится около 20% выручки, притом что владельцы сознательно не развивают специализированный функционал, сохраняя универсальность мессенджера. О том, как влияет на разработчиков тренд на снижение издержек, как работать с государственным сектором и какие новые технологии сегодня еще можно внедрять, в интервью SmR рассказал сооснователь мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.
Одними из самых острых проблем для онлайн-школ остаются стоимость трафика и привлечение новой аудитории. О том, какие ошибки были допущены онлайн-школами в период активного роста, где сейчас наиболее выгодная аудитория и каких продуктов сегодня не хватает на рынке, в интервью SmR рассказала Ксения Скобеева, руководитель агентства FAQMarketing.
В I полугодии 2024 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 83 млрд рублей. Ожидается, что до конца года они заработают еще 117 млрд. Несмотря на сохранение положительных показателей, школы сталкиваются с вызовами: средний чек уже не растет так активно, а трафик незначительно снижается. При этом повторные продажи приносят все больше дохода.
На Edtech Expo Андрей Ромашов, CPO «Алгоритмики», поделился опытом запуска международного направления в edtech-бизнесе. Пересказываем, какие модели ведения бизнеса бывают, как выбрать страну для экспансии и успешно выйти на новый рынок.
27 сентября Smart Ranking опубликует рейтинг растущих tech-компаний Smart 500. В материале — истории успеха ведущих edtech-проектов, вошедших в список: кто их основал, какие бизнес-стратегии они используют и что помогло им вырасти в 2023 году.
Дети обучаются нейросетям и soft skills, а взрослые — кибербезопасности, управлению и дизайну. Ведущие компании в сфере онлайн-образования рассказали об этих и других изменениях в поведении клиентов в 2024 году.