Из edtech в тайский девелопмент: Максим Спиридонов о своем бизнес-пути и перспективах рынка онлайн-образования
Максим Спиридонов, основатель бизнес-клуба Reforma и проектов «Нетология» и «Фоксфорд», на Edtechs Awards объяснил, как запустить стартап, рассказал про истоки edtech-рынка и спрогнозировал освоение новых форматов. Мы собрали самые важные тезисы его выступления.
Рецепт построения стартапа
В 2010-х годах мы оказались в нужное время в нужном месте: когда мы основали «Нетологию», рынок был еще совсем пустой. Своевременно заметили тренды и поняли, как их «оседлать». Ключевой тренд — рост спроса на новые специальности. Мы вовремя осознали, что желающих обучаться диджитал-профессиям становится больше, а вузы не могут ответить на их запросы. Это связано с тем, что преподавать маркетинг, программирование, аналитику не могут специалисты, «оторванные» от производства. Поэтому идея была в том, чтобы научить преподавать именно практикующих специалистов.
Еще один важный тренд начала 2010-х — переход всего в онлайн. Тогда это была свежая и неочевидная мысль.
Так что рецепт построения стартапа остается прежним: раньше других обнаруживаешь тренд, прогнозируешь, как он будет развиваться, и «оседлываешь» его.
Что нельзя было предвидеть в 2010-е
Ковид был таким бустом для рынка, который никто не мог предсказать. При этом пандемия не сыграла решающей роли: edtech-компании росли и до, и после нее. Локдаун действительно подогрел рынок, развернул скептиков лицом к возможностям онлайн-образования. Но после него был откат, «похмелье» — люди говорили: «Дайте мне что угодно, но только не онлайн».
Еще заранее нельзя было предвидеть, каких объемов достигнет рынок. Я даже не верил, что сегодняшние десятки миллиардов возможны. Также я не предполагал, что наше направление так быстро «повзрослеет». Edtech с точки зрения управления, инструментов маркетинга и базовых составляющих бизнеса находится сегодня на неожиданно высоком уровне.
Что ждет edtech
Все больше будет востребовано образование, ориентированное на результат: корпоративное обучение, освоение новых профессий, подготовка к ЕГЭ или олимпиадам для школьников, обучение языкам.
Я ожидаю «революцию в онлайн-образовании 2.0», когда появятся методические решения именно для онлайна. Пока их очень мало: мы просто перетащили методички офлайн-образования в edtech.
Самое интересное начнется, когда новые методики станут использовать в виртуальной и дополненной реальности: там новый мир и для развлечений, и для образования.
Про планы: новый карьерный трек и инвестиции в edtech
Я бы продолжал инвестировать в интересные edtech-стартапы, но при этом как инвестор я сам себе не очень нравлюсь. Деньги с экзита из «Нетологии» вложил в венчурные стартапы. Инвестировать — значит занимать пассивную позицию. Сидишь и смотришь, как твои деньги сгорают в руках команд, к которым хочется подойти и сказать: «Давайте я сам сделаю, я знаю, как правильно».
Так что мне больше нравится «делать руками»: сегодня у меня есть американский стартап в e-commerce, бизнес-клуб Reforma. Также я рассматриваю вариант заняться девелоперским проектом в Таиланде — возглавить компанию, которая строит недвижимость. Захотелось осуществить красивый переход и проверить качества бизнес-лидера. По сути дела, базовые инструменты предпринимателя одинаковы в любой отрасли.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 09 Январь 2024
В 2024 году школы на GetCourse заработали 168 млрд рублей, но не дотянули до амбициозного плана в 200 млрд рублей. Эзотерика обогнала курсы по заработку, повторные продажи впервые превзошли первые, а основные каналы привлечения лидов стали менее эффективны.
Востребованность игровых методик в edtech растет. По прогнозам Mordor Intelligence, рынок геймификации будет прирастать на 26% ежегодно. Smart Ranking изучил edtech-кейсы на российском рынке и выбрал пять решений, которые меняют подход к обучению.
Инвесторы, руководители онлайн-школ и сервисов для edtech-рынка рассказали, чего ожидают от 2025 года. Среди главных трендов: сложное начало года, консолидация и новые возможности роста для небольших компаний.
«СберОбразование» и Smart Ranking проанализировали основные тренды российского рынка edtech. В аналитическом обзоре «Edtech России 2024» выделены ключевые тенденции в стратегиях компаний, продуктовых решениях и поведении пользователей. Ниже собрали основные тренды, а полный текст доступен по ссылке.
Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.
12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.
Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.
В 2024 году школы на GetCourse заработали 168 млрд рублей, но не дотянули до амбициозного плана в 200 млрд рублей. Эзотерика обогнала курсы по заработку, повторные продажи впервые превзошли первые, а основные каналы привлечения лидов стали менее эффективны.
Востребованность игровых методик в edtech растет. По прогнозам Mordor Intelligence, рынок геймификации будет прирастать на 26% ежегодно. Smart Ranking изучил edtech-кейсы на российском рынке и выбрал пять решений, которые меняют подход к обучению.
Инвесторы, руководители онлайн-школ и сервисов для edtech-рынка рассказали, чего ожидают от 2025 года. Среди главных трендов: сложное начало года, консолидация и новые возможности роста для небольших компаний.
«СберОбразование» и Smart Ranking проанализировали основные тренды российского рынка edtech. В аналитическом обзоре «Edtech России 2024» выделены ключевые тенденции в стратегиях компаний, продуктовых решениях и поведении пользователей. Ниже собрали основные тренды, а полный текст доступен по ссылке.
Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.
12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.
Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.