
Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата
Во время конференции EdCrunch X прошла панельная дискуссия на тему «Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата». Спикеры пришли к выводу, что edtech-компании могут быстрее, чем вузы адаптироваться к новым реалиям рынка, однако еще не скоро смогут заменить классические учебные заведения. Модерировал сессию Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education.
Спикеры:
-Марианна Снигирева, генеральный директор Нетологии, Россия
-Виталий Клопот, главный операционный директор британского онлайн университета Future Learn, Великобритания
-Сергей Попков, сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox, Россия
-Александр Родионов, бизнес-разработчик Яндекс Практикум, Россия
Дискуссию открыл Александр Родионов, бизнес-разработчик «Яндекс.Практикума». По его словам, edtech-компании и вузы должны дополнять дополнять друг друга, а не конкурировать. В 2023 году состоялся дебют компании в сфере высшего образования. Так, «Яндекс Практикум» открыл две совместные магистратуры с ТГУ и МИСиС. Также компания запустила ускоренный онлайн-бакалавриат с ИТМО по frontend- и mobile-разработке, куда могут поступить выпускники колледжей с помощью перезачета некоторых дисциплин.
«Университеты богаты фундаментальной, научно-исследовательской базой — в этом edtech пока не сможет догнать вузы в ближайшие годы», — отметил Родионов. К тому же вузы играют роль социального лифта, а диплом о высшем образовании все еще ценится работодателями по всему миру. Преимущество edtech-компаний в другом: они могут предложить практическую отработку навыков и самые актуальные программы: например, некоторые курсы в «Яндексе» обновляются меньше чем за полгода.
Edtech и вузы усиливают друг друга благодаря разным компетенциям, заметил спикер. Компании могут помочь вузам с маркетингом и актуализацией учебной программы.
У «Яндекс Практикума» есть кастомизированные решения для вузов,например, интерактивный учебник для вузов, библиотека курсов для преподавателей и студентов и тренажеры.
Компания запустила пилотный кейс с Сеченовским университетом — интерактивный учебник по программированию и анализу данных, связанных с медициной. Учебник можно адаптировать и для других тем.
Спикеры заявили, что обычно их вклад в разработку учебной программы и вузов примерно равный. «Обычно 50 на 50, но пропорция и меняться», — сказал Родионов. Снигирева назвала схожее распределение: 50–60%. Edtech-компании добавляют блоки, актуальные для современного рынка труда, клиентский сервис, внедряют образовательные метрики и платформу, объяснил эксперт. Кроме того, компании приглашают к сотрудничеству и работодателей, которые помогают студентам найти работу еще во время учебы.
Снигирева также рассказала, что недавно по инициативе «Нетологии» было создано Содружество онлайн-высшего образования (СОВО). Это не коммерческое сообщество и не ассоциация. В рамках этого объединения edtech обсуждает стандарты качества, как собирать метрики, как вырабатывать форматы, как делать PR: еще не все знают, что в топовых вузах можно получить онлайн-магистратуру.
Сергей Попков описал портрет потребителя программ совместных с вузами (например, с РАНХиГС) программ онлайн-образования. «Для меня это оказалось неожиданным: к нам идут учиться ребята старше 21 года, многие уже закончили колледж, университет или не имеют высшего образования», — сказал Попков.
Спрос на такие программы растет, так как онлайн-образование комфортнее для этой аудитории. Она может подстроить расписание под свой образ жизни.
Также у Skillbox есть совместная программа с МПГУ — проектирование образовательного опыта. «В этом году мы побили рекорд по набору», — отметил Попков.
Спикер выделил главную сложность, которая возникает у edtech-компаний при взаимодействии с вузами — разница темпов работы. Скорость создания образовательной программы компаниями выше, например,она может быть готова уже через три месяца. С вузами же приходится около года вести переговоры и только в следующем году получается начать продажи.
Виталий Клопот прогнозирует, что в русскоговорящем мире образования в будущем спрос на IT-специальности начнет снижаться. На более зрелых рынках, например, в Великобритании самый высокий спрос наблюдается на программы по психологии.
Попков заметил, что через год-два рынок уже будет перенасыщен программами для подготовки IT-профессионалов. Skillbox ищет возможности развития других направлений: той же психологии, медицины и др.
Дата публикации: 16 Ноябрь 2023

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.
По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.
Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.