
Клиенты меньше думают о здоровье и больше о финансах: как инфобизнес растет после длительного падения
В III квартале 2022 года выручка инфобизнесменов выросла на 16,5% по сравнению с предыдущим кварталом — до 22,5 млрд руб. После кризисного полугодия падение закончилось.
Smart Ranking и GetCourse составили новый рейтинг инфобизнесменов. В него вошли онлайн-школы, работающие на платформе (охватывает 70% рынка) и готовые раскрывать свой оборот по итогам третьего квартала.
Общая выручка онлайн-школ на платформе GetCourse составила 22,5 млрд руб., увеличившись на 16,5% по сравнению со вторым кварталом. Таким образом, школы приблизились по этому показателю к результату третьего квартала 2021 года — 24,3 млрд руб. Самый большой рост с января 2022 года был отмечен в августе — выручка поднялась с 6,6 млрд руб. до 7,9 млрд руб. За год (по результатам третьих кварталов 2021 и 2022) суммарная выручка участников рейтинга выросла на 18%.
Участники рейтинга ожидают, что до конца года рынок продолжит расти. Почти все они планируют запустить новые продукты — курсы или марафоны — и увеличить доходы. В GetCourse прогнозируют, что по итогам 2022 года рынок повторит прошлогодний результат, когда суммарная выручка онлайн-школ, работающих на платформе, составила 93 млрд. руб.
Доля повторных продаж упала на несколько процентов по сравнению со вторым кварталом — с 50% до 48%. Однако этот показатель все еще выше среднемесячного в 2021 году, где доля повторных продаж не превышала 45%.
Число клиентов онлайн-школ значительно увеличилось. По данным GetCourse, среднесуточное количество посетителей за месяц на платформе выросло на 9% — с 3,3 млн. человек в июле до 3,6 млн. в сентябре. Данные свидетельствуют о том, что продолжительный кризис инфобизнеса закончился.
Сергей Михайлов, совладелец и управляющий партнер GetCourse, отмечает, что мобилизация повлияла на ситуацию незначительно:
«Рынок качнуло несравнимо меньше, чем в конце февраля — марте. Если тогда мы наблюдали резкое падение трафика сразу на треть, то в сентябре видели лишь небольшие колебания в масштабах отдельных дней, в целом же в сентябре-октябре не было просадки ни по трафику, ни по выручке».
По итогам третьего квартала упало количество лидов у школ, которые специализируются на:
-
здоровье — 28% (со 112,5 тысячи в июле до 80,5 тысячи в сентябре),
-
фитнесе — 19% (с 33 тысяч в июле до 26,5 тысячи в сентябре),
-
эзотерических практиках — 19% (45,9 тысячи в ибле до 36,9 тысячи в сентябре)
При этом вырос интерес к курсам по финансовой грамотности (21% — с 35,2 тысячи в июле до 42,7 тысячи в сентябре), новым профессиям (18,5% — со 145 тысяч в июле до 181,8 тысячи в сентябре) и психологии (9% — с 59,6 тысячи в июле до 65 тысяч в сентябре).
Из полного текста исследования, опубликованного на РБК Pro (необходима подписка), вы узнаете, какие школы продолжают падение и почему это происходит, у каких инфобизнесменов будут преимущества в грядущем году, как изменилась работа с рекламой и почему Telegram пока не может заменить Instagram*.
Виталия Чикнаева
* Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией
Дата публикации: 24 Декабрь 2022

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.
Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.
10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.
Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.
Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.