
«Ключевая проблема AI — он не может заставлять учиться» и другие мысли Андрея Анищенко
Живущий в Лондоне один из видных edtech-экспертов, сооснователь Skillbox Андрей Анищенко дал двухчасовое интервью Елизавете Осетинской. Кратко пересказываем его основные мысли о мировом рынке онлайн-образования и личном опыте развития онлайн-школы EBAC в Бразилии.
Предыстория: о продаже Skillbox
По словам Андрея Анищенко, в 2019 году инвесторы уже не хотели инвестировать в онлайн-образование, этот рынок считался неприбыльным. Инвестиции на Skillbox пришлось искать «по друзьям и родственникам». Однако с началом пандемии ситуация изменилась. «В какой-то момент онлайн-образование стало частью массового сознания, люди стали делиться информацией о прохождении курса как о прочитанной книге». При этом Андрей Анищенко рассказал, что от продажи второй части пакета Skillbox (изначально Mail.ru Group выкупила 50% компании, из которых пакет 10% принадлежал спикеру) его отговаривали многие инвестиционные компании, веря в то, что онлайн-образование продолжит рост. Тем не менее дальнейшее развитие ситуации показало, что решение о продаже было верным.
О мировом edtech-рынке
Ситуацию с мировыми инвестициями в edtech Анищенко называет «ледниковым периодом». «Американский рынок лежит в руинах из-за того, что мечта про онлайн-образование, которое превратится в Google, не осуществилась». Также он приводит пример кейса индийской онлайн-школы в сегменте K-12 Byju’s, которая массово привлекала инвестиции, но в итоге превратилась в финансовую дыру. Это создало дефицит доверия инвесторов к edtech, однако об участии в прибыльных проектах они по-прежнему готовы разговаривать.
По словам Андрея Анищенко, он всегда мечтал развивать бизнес в Америке, но в итоге «Америка оказалась Южной». Американский рынок онлайн-образования он называет сложным и очень отличающимся от российского из-за гораздо более дорогой рекламы. По этой причине там не выстрелил инфобиз, «быстро запустить курс имени себя невозможно». Успех Тони Робинсона он при этом связывает с американской традицией массовых проповедей.
О бизнесе в LATAM
«Все открытия происходят на стыке наук». К созданию EBAC, по словам Андрея Анищенко, его привел случай. Во время пандемии в марте 2020 года его знакомый Александр Аврамов, основатель Британской высшей школы дизайна, пожаловался, что его офлайновая школа в Сан-Паулу простаивает. Skillbox тогда, наоборот, взлетал. В итоге получилось соединить хороший офлайновый бренд и онлайн-технологии. На старте главным продуктом EBAC был курс интерьерного дизайна, который давал 75% выручки, однако основатели проекта понимали, что это была аномалия, которая скоро закончится, и расширяли матрицу. При этом создание курсов было осложнено тем, что преподаватели не хотели выходить из дома: «были ситуации, когда мы снимали стерильной камерой на крыльце». Тем не менее на оборот $1 млн школа вышла в течение года.
Цифры EBAC
Годовая выручка EBAC сегодня составляет около $30 млн, компания работает на рынке Бразилии, Мексики, Колумбии и Перу. В основном цена курсов составляет $400–500, обучение профессии стоит $1000–1200. Сейчас в базе университета 2 млн пользователей, которые конвертируются в 40 тысяч студентов. Ближайшая цель — довести базу до 10 млн пользователей и выручку до более чем $100 млн, стратегическая — «получать один доллар с жителя LATAM» (500 млн человек), как Skillbox в России. Около 30% расходов компании приходится на продвижение.
Андрей Анищенко называет рынок Бразилии максимально похожим на российский: «он чуть-чуть беднее, но и людей больше, поэтому общие размеры сопоставимы». Основным отличием как Бразилии, так и рынка LATAM в целом он называет «интеллектуальное расслоение»: общество молодое, государственное образование появилось позже и было не очень высокого качества. На шутку из Skillbox о том, что они будут обучать онлайн водителей трамваев, ему отвечали: в Бразилии это не пройдет, так как типичный водитель трамвая может не уметь читать. Также Анищенко отмечает, что в Бразилии дорогие системные менеджеры и в целом рынок опаздывает от российского лет на пять.
Про AI-технологии
По мнению Андрея Анищенко, образование для элит будет оставаться офлайновым и основываться на передаче опыта «как от мастера подмастерью». А все, что касается life long learning и «массового высшего образования», будет развиваться в blended-формате или онлайн, однако должны появиться новые виды компаний, которые будут это делать лучше других. Так, он верит, что AI-технологии могут осуществлять функцию фидбэка и рекомендаций, но ключевая их проблема в том, что они не могут мотивировать, как живой преподаватель, и не несут эмоций вовлечения: «человек идет на тренировку, потому что не хочет разочаровать тренера, но он не будет бояться подвести искусственный интеллект».
Дата публикации: 10 Июнь 2024

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.
По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.
Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.