
«Ключевая проблема AI — он не может заставлять учиться» и другие мысли Андрея Анищенко
Живущий в Лондоне один из видных edtech-экспертов, сооснователь Skillbox Андрей Анищенко дал двухчасовое интервью Елизавете Осетинской. Кратко пересказываем его основные мысли о мировом рынке онлайн-образования и личном опыте развития онлайн-школы EBAC в Бразилии.
Предыстория: о продаже Skillbox
По словам Андрея Анищенко, в 2019 году инвесторы уже не хотели инвестировать в онлайн-образование, этот рынок считался неприбыльным. Инвестиции на Skillbox пришлось искать «по друзьям и родственникам». Однако с началом пандемии ситуация изменилась. «В какой-то момент онлайн-образование стало частью массового сознания, люди стали делиться информацией о прохождении курса как о прочитанной книге». При этом Андрей Анищенко рассказал, что от продажи второй части пакета Skillbox (изначально Mail.ru Group выкупила 50% компании, из которых пакет 10% принадлежал спикеру) его отговаривали многие инвестиционные компании, веря в то, что онлайн-образование продолжит рост. Тем не менее дальнейшее развитие ситуации показало, что решение о продаже было верным.
О мировом edtech-рынке
Ситуацию с мировыми инвестициями в edtech Анищенко называет «ледниковым периодом». «Американский рынок лежит в руинах из-за того, что мечта про онлайн-образование, которое превратится в Google, не осуществилась». Также он приводит пример кейса индийской онлайн-школы в сегменте K-12 Byju’s, которая массово привлекала инвестиции, но в итоге превратилась в финансовую дыру. Это создало дефицит доверия инвесторов к edtech, однако об участии в прибыльных проектах они по-прежнему готовы разговаривать.
По словам Андрея Анищенко, он всегда мечтал развивать бизнес в Америке, но в итоге «Америка оказалась Южной». Американский рынок онлайн-образования он называет сложным и очень отличающимся от российского из-за гораздо более дорогой рекламы. По этой причине там не выстрелил инфобиз, «быстро запустить курс имени себя невозможно». Успех Тони Робинсона он при этом связывает с американской традицией массовых проповедей.
О бизнесе в LATAM
«Все открытия происходят на стыке наук». К созданию EBAC, по словам Андрея Анищенко, его привел случай. Во время пандемии в марте 2020 года его знакомый Александр Аврамов, основатель Британской высшей школы дизайна, пожаловался, что его офлайновая школа в Сан-Паулу простаивает. Skillbox тогда, наоборот, взлетал. В итоге получилось соединить хороший офлайновый бренд и онлайн-технологии. На старте главным продуктом EBAC был курс интерьерного дизайна, который давал 75% выручки, однако основатели проекта понимали, что это была аномалия, которая скоро закончится, и расширяли матрицу. При этом создание курсов было осложнено тем, что преподаватели не хотели выходить из дома: «были ситуации, когда мы снимали стерильной камерой на крыльце». Тем не менее на оборот $1 млн школа вышла в течение года.
Цифры EBAC
Годовая выручка EBAC сегодня составляет около $30 млн, компания работает на рынке Бразилии, Мексики, Колумбии и Перу. В основном цена курсов составляет $400–500, обучение профессии стоит $1000–1200. Сейчас в базе университета 2 млн пользователей, которые конвертируются в 40 тысяч студентов. Ближайшая цель — довести базу до 10 млн пользователей и выручку до более чем $100 млн, стратегическая — «получать один доллар с жителя LATAM» (500 млн человек), как Skillbox в России. Около 30% расходов компании приходится на продвижение.
Андрей Анищенко называет рынок Бразилии максимально похожим на российский: «он чуть-чуть беднее, но и людей больше, поэтому общие размеры сопоставимы». Основным отличием как Бразилии, так и рынка LATAM в целом он называет «интеллектуальное расслоение»: общество молодое, государственное образование появилось позже и было не очень высокого качества. На шутку из Skillbox о том, что они будут обучать онлайн водителей трамваев, ему отвечали: в Бразилии это не пройдет, так как типичный водитель трамвая может не уметь читать. Также Анищенко отмечает, что в Бразилии дорогие системные менеджеры и в целом рынок опаздывает от российского лет на пять.
Про AI-технологии
По мнению Андрея Анищенко, образование для элит будет оставаться офлайновым и основываться на передаче опыта «как от мастера подмастерью». А все, что касается life long learning и «массового высшего образования», будет развиваться в blended-формате или онлайн, однако должны появиться новые виды компаний, которые будут это делать лучше других. Так, он верит, что AI-технологии могут осуществлять функцию фидбэка и рекомендаций, но ключевая их проблема в том, что они не могут мотивировать, как живой преподаватель, и не несут эмоций вовлечения: «человек идет на тренировку, потому что не хочет разочаровать тренера, но он не будет бояться подвести искусственный интеллект».
Дата публикации: 10 Июнь 2024

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.
Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.
10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.
Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.
Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.