
«Ключевая проблема AI — он не может заставлять учиться» и другие мысли Андрея Анищенко
Живущий в Лондоне один из видных edtech-экспертов, сооснователь Skillbox Андрей Анищенко дал двухчасовое интервью Елизавете Осетинской. Кратко пересказываем его основные мысли о мировом рынке онлайн-образования и личном опыте развития онлайн-школы EBAC в Бразилии.
Предыстория: о продаже Skillbox
По словам Андрея Анищенко, в 2019 году инвесторы уже не хотели инвестировать в онлайн-образование, этот рынок считался неприбыльным. Инвестиции на Skillbox пришлось искать «по друзьям и родственникам». Однако с началом пандемии ситуация изменилась. «В какой-то момент онлайн-образование стало частью массового сознания, люди стали делиться информацией о прохождении курса как о прочитанной книге». При этом Андрей Анищенко рассказал, что от продажи второй части пакета Skillbox (изначально Mail.ru Group выкупила 50% компании, из которых пакет 10% принадлежал спикеру) его отговаривали многие инвестиционные компании, веря в то, что онлайн-образование продолжит рост. Тем не менее дальнейшее развитие ситуации показало, что решение о продаже было верным.
О мировом edtech-рынке
Ситуацию с мировыми инвестициями в edtech Анищенко называет «ледниковым периодом». «Американский рынок лежит в руинах из-за того, что мечта про онлайн-образование, которое превратится в Google, не осуществилась». Также он приводит пример кейса индийской онлайн-школы в сегменте K-12 Byju’s, которая массово привлекала инвестиции, но в итоге превратилась в финансовую дыру. Это создало дефицит доверия инвесторов к edtech, однако об участии в прибыльных проектах они по-прежнему готовы разговаривать.
По словам Андрея Анищенко, он всегда мечтал развивать бизнес в Америке, но в итоге «Америка оказалась Южной». Американский рынок онлайн-образования он называет сложным и очень отличающимся от российского из-за гораздо более дорогой рекламы. По этой причине там не выстрелил инфобиз, «быстро запустить курс имени себя невозможно». Успех Тони Робинсона он при этом связывает с американской традицией массовых проповедей.
О бизнесе в LATAM
«Все открытия происходят на стыке наук». К созданию EBAC, по словам Андрея Анищенко, его привел случай. Во время пандемии в марте 2020 года его знакомый Александр Аврамов, основатель Британской высшей школы дизайна, пожаловался, что его офлайновая школа в Сан-Паулу простаивает. Skillbox тогда, наоборот, взлетал. В итоге получилось соединить хороший офлайновый бренд и онлайн-технологии. На старте главным продуктом EBAC был курс интерьерного дизайна, который давал 75% выручки, однако основатели проекта понимали, что это была аномалия, которая скоро закончится, и расширяли матрицу. При этом создание курсов было осложнено тем, что преподаватели не хотели выходить из дома: «были ситуации, когда мы снимали стерильной камерой на крыльце». Тем не менее на оборот $1 млн школа вышла в течение года.
Цифры EBAC
Годовая выручка EBAC сегодня составляет около $30 млн, компания работает на рынке Бразилии, Мексики, Колумбии и Перу. В основном цена курсов составляет $400–500, обучение профессии стоит $1000–1200. Сейчас в базе университета 2 млн пользователей, которые конвертируются в 40 тысяч студентов. Ближайшая цель — довести базу до 10 млн пользователей и выручку до более чем $100 млн, стратегическая — «получать один доллар с жителя LATAM» (500 млн человек), как Skillbox в России. Около 30% расходов компании приходится на продвижение.
Андрей Анищенко называет рынок Бразилии максимально похожим на российский: «он чуть-чуть беднее, но и людей больше, поэтому общие размеры сопоставимы». Основным отличием как Бразилии, так и рынка LATAM в целом он называет «интеллектуальное расслоение»: общество молодое, государственное образование появилось позже и было не очень высокого качества. На шутку из Skillbox о том, что они будут обучать онлайн водителей трамваев, ему отвечали: в Бразилии это не пройдет, так как типичный водитель трамвая может не уметь читать. Также Анищенко отмечает, что в Бразилии дорогие системные менеджеры и в целом рынок опаздывает от российского лет на пять.
Про AI-технологии
По мнению Андрея Анищенко, образование для элит будет оставаться офлайновым и основываться на передаче опыта «как от мастера подмастерью». А все, что касается life long learning и «массового высшего образования», будет развиваться в blended-формате или онлайн, однако должны появиться новые виды компаний, которые будут это делать лучше других. Так, он верит, что AI-технологии могут осуществлять функцию фидбэка и рекомендаций, но ключевая их проблема в том, что они не могут мотивировать, как живой преподаватель, и не несут эмоций вовлечения: «человек идет на тренировку, потому что не хочет разочаровать тренера, но он не будет бояться подвести искусственный интеллект».
Дата публикации: 10 Июнь 2024

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.