
«Ключевая проблема AI — он не может заставлять учиться» и другие мысли Андрея Анищенко
Живущий в Лондоне один из видных edtech-экспертов, сооснователь Skillbox Андрей Анищенко дал двухчасовое интервью Елизавете Осетинской. Кратко пересказываем его основные мысли о мировом рынке онлайн-образования и личном опыте развития онлайн-школы EBAC в Бразилии.
Предыстория: о продаже Skillbox
По словам Андрея Анищенко, в 2019 году инвесторы уже не хотели инвестировать в онлайн-образование, этот рынок считался неприбыльным. Инвестиции на Skillbox пришлось искать «по друзьям и родственникам». Однако с началом пандемии ситуация изменилась. «В какой-то момент онлайн-образование стало частью массового сознания, люди стали делиться информацией о прохождении курса как о прочитанной книге». При этом Андрей Анищенко рассказал, что от продажи второй части пакета Skillbox (изначально Mail.ru Group выкупила 50% компании, из которых пакет 10% принадлежал спикеру) его отговаривали многие инвестиционные компании, веря в то, что онлайн-образование продолжит рост. Тем не менее дальнейшее развитие ситуации показало, что решение о продаже было верным.
О мировом edtech-рынке
Ситуацию с мировыми инвестициями в edtech Анищенко называет «ледниковым периодом». «Американский рынок лежит в руинах из-за того, что мечта про онлайн-образование, которое превратится в Google, не осуществилась». Также он приводит пример кейса индийской онлайн-школы в сегменте K-12 Byju’s, которая массово привлекала инвестиции, но в итоге превратилась в финансовую дыру. Это создало дефицит доверия инвесторов к edtech, однако об участии в прибыльных проектах они по-прежнему готовы разговаривать.
По словам Андрея Анищенко, он всегда мечтал развивать бизнес в Америке, но в итоге «Америка оказалась Южной». Американский рынок онлайн-образования он называет сложным и очень отличающимся от российского из-за гораздо более дорогой рекламы. По этой причине там не выстрелил инфобиз, «быстро запустить курс имени себя невозможно». Успех Тони Робинсона он при этом связывает с американской традицией массовых проповедей.
О бизнесе в LATAM
«Все открытия происходят на стыке наук». К созданию EBAC, по словам Андрея Анищенко, его привел случай. Во время пандемии в марте 2020 года его знакомый Александр Аврамов, основатель Британской высшей школы дизайна, пожаловался, что его офлайновая школа в Сан-Паулу простаивает. Skillbox тогда, наоборот, взлетал. В итоге получилось соединить хороший офлайновый бренд и онлайн-технологии. На старте главным продуктом EBAC был курс интерьерного дизайна, который давал 75% выручки, однако основатели проекта понимали, что это была аномалия, которая скоро закончится, и расширяли матрицу. При этом создание курсов было осложнено тем, что преподаватели не хотели выходить из дома: «были ситуации, когда мы снимали стерильной камерой на крыльце». Тем не менее на оборот $1 млн школа вышла в течение года.
Цифры EBAC
Годовая выручка EBAC сегодня составляет около $30 млн, компания работает на рынке Бразилии, Мексики, Колумбии и Перу. В основном цена курсов составляет $400–500, обучение профессии стоит $1000–1200. Сейчас в базе университета 2 млн пользователей, которые конвертируются в 40 тысяч студентов. Ближайшая цель — довести базу до 10 млн пользователей и выручку до более чем $100 млн, стратегическая — «получать один доллар с жителя LATAM» (500 млн человек), как Skillbox в России. Около 30% расходов компании приходится на продвижение.
Андрей Анищенко называет рынок Бразилии максимально похожим на российский: «он чуть-чуть беднее, но и людей больше, поэтому общие размеры сопоставимы». Основным отличием как Бразилии, так и рынка LATAM в целом он называет «интеллектуальное расслоение»: общество молодое, государственное образование появилось позже и было не очень высокого качества. На шутку из Skillbox о том, что они будут обучать онлайн водителей трамваев, ему отвечали: в Бразилии это не пройдет, так как типичный водитель трамвая может не уметь читать. Также Анищенко отмечает, что в Бразилии дорогие системные менеджеры и в целом рынок опаздывает от российского лет на пять.
Про AI-технологии
По мнению Андрея Анищенко, образование для элит будет оставаться офлайновым и основываться на передаче опыта «как от мастера подмастерью». А все, что касается life long learning и «массового высшего образования», будет развиваться в blended-формате или онлайн, однако должны появиться новые виды компаний, которые будут это делать лучше других. Так, он верит, что AI-технологии могут осуществлять функцию фидбэка и рекомендаций, но ключевая их проблема в том, что они не могут мотивировать, как живой преподаватель, и не несут эмоций вовлечения: «человек идет на тренировку, потому что не хочет разочаровать тренера, но он не будет бояться подвести искусственный интеллект».
Дата публикации: 10 Июнь 2024

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.