«Ключевая проблема AI — он не может заставлять учиться» и другие мысли Андрея Анищенко
Живущий в Лондоне один из видных edtech-экспертов, сооснователь Skillbox Андрей Анищенко дал двухчасовое интервью Елизавете Осетинской. Кратко пересказываем его основные мысли о мировом рынке онлайн-образования и личном опыте развития онлайн-школы EBAC в Бразилии.
Предыстория: о продаже Skillbox
По словам Андрея Анищенко, в 2019 году инвесторы уже не хотели инвестировать в онлайн-образование, этот рынок считался неприбыльным. Инвестиции на Skillbox пришлось искать «по друзьям и родственникам». Однако с началом пандемии ситуация изменилась. «В какой-то момент онлайн-образование стало частью массового сознания, люди стали делиться информацией о прохождении курса как о прочитанной книге». При этом Андрей Анищенко рассказал, что от продажи второй части пакета Skillbox (изначально Mail.ru Group выкупила 50% компании, из которых пакет 10% принадлежал спикеру) его отговаривали многие инвестиционные компании, веря в то, что онлайн-образование продолжит рост. Тем не менее дальнейшее развитие ситуации показало, что решение о продаже было верным.
О мировом edtech-рынке
Ситуацию с мировыми инвестициями в edtech Анищенко называет «ледниковым периодом». «Американский рынок лежит в руинах из-за того, что мечта про онлайн-образование, которое превратится в Google, не осуществилась». Также он приводит пример кейса индийской онлайн-школы в сегменте K-12 Byju’s, которая массово привлекала инвестиции, но в итоге превратилась в финансовую дыру. Это создало дефицит доверия инвесторов к edtech, однако об участии в прибыльных проектах они по-прежнему готовы разговаривать.
По словам Андрея Анищенко, он всегда мечтал развивать бизнес в Америке, но в итоге «Америка оказалась Южной». Американский рынок онлайн-образования он называет сложным и очень отличающимся от российского из-за гораздо более дорогой рекламы. По этой причине там не выстрелил инфобиз, «быстро запустить курс имени себя невозможно». Успех Тони Робинсона он при этом связывает с американской традицией массовых проповедей.
О бизнесе в LATAM
«Все открытия происходят на стыке наук». К созданию EBAC, по словам Андрея Анищенко, его привел случай. Во время пандемии в марте 2020 года его знакомый Александр Аврамов, основатель Британской высшей школы дизайна, пожаловался, что его офлайновая школа в Сан-Паулу простаивает. Skillbox тогда, наоборот, взлетал. В итоге получилось соединить хороший офлайновый бренд и онлайн-технологии. На старте главным продуктом EBAC был курс интерьерного дизайна, который давал 75% выручки, однако основатели проекта понимали, что это была аномалия, которая скоро закончится, и расширяли матрицу. При этом создание курсов было осложнено тем, что преподаватели не хотели выходить из дома: «были ситуации, когда мы снимали стерильной камерой на крыльце». Тем не менее на оборот $1 млн школа вышла в течение года.
Цифры EBAC
Годовая выручка EBAC сегодня составляет около $30 млн, компания работает на рынке Бразилии, Мексики, Колумбии и Перу. В основном цена курсов составляет $400–500, обучение профессии стоит $1000–1200. Сейчас в базе университета 2 млн пользователей, которые конвертируются в 40 тысяч студентов. Ближайшая цель — довести базу до 10 млн пользователей и выручку до более чем $100 млн, стратегическая — «получать один доллар с жителя LATAM» (500 млн человек), как Skillbox в России. Около 30% расходов компании приходится на продвижение.
Андрей Анищенко называет рынок Бразилии максимально похожим на российский: «он чуть-чуть беднее, но и людей больше, поэтому общие размеры сопоставимы». Основным отличием как Бразилии, так и рынка LATAM в целом он называет «интеллектуальное расслоение»: общество молодое, государственное образование появилось позже и было не очень высокого качества. На шутку из Skillbox о том, что они будут обучать онлайн водителей трамваев, ему отвечали: в Бразилии это не пройдет, так как типичный водитель трамвая может не уметь читать. Также Анищенко отмечает, что в Бразилии дорогие системные менеджеры и в целом рынок опаздывает от российского лет на пять.
Про AI-технологии
По мнению Андрея Анищенко, образование для элит будет оставаться офлайновым и основываться на передаче опыта «как от мастера подмастерью». А все, что касается life long learning и «массового высшего образования», будет развиваться в blended-формате или онлайн, однако должны появиться новые виды компаний, которые будут это делать лучше других. Так, он верит, что AI-технологии могут осуществлять функцию фидбэка и рекомендаций, но ключевая их проблема в том, что они не могут мотивировать, как живой преподаватель, и не несут эмоций вовлечения: «человек идет на тренировку, потому что не хочет разочаровать тренера, но он не будет бояться подвести искусственный интеллект».
Дата публикации: 10 Июнь 2024
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.
Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.
«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов". О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".
В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.
«Сбер» купил «Нетологию» и «Фоксфорд». Теперь его экосистема займет около 7% edtech-рынка и составит конкуренцию крупным игрокам: VK, «Яндексу» Skyeng и другим.
Сервис «Пачка» стал активно продвигаться в edtech в 2022 году на волне импортозамещения. Сегодня у мессенджера на сферу образования приходится около 20% выручки, притом что владельцы сознательно не развивают специализированный функционал, сохраняя универсальность мессенджера. О том, как влияет на разработчиков тренд на снижение издержек, как работать с государственным сектором и какие новые технологии сегодня еще можно внедрять, в интервью SmR рассказал сооснователь мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.
Одними из самых острых проблем для онлайн-школ остаются стоимость трафика и привлечение новой аудитории. О том, какие ошибки были допущены онлайн-школами в период активного роста, где сейчас наиболее выгодная аудитория и каких продуктов сегодня не хватает на рынке, в интервью SmR рассказала Ксения Скобеева, руководитель агентства FAQMarketing.
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.
Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.
«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов". О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".
В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.
«Сбер» купил «Нетологию» и «Фоксфорд». Теперь его экосистема займет около 7% edtech-рынка и составит конкуренцию крупным игрокам: VK, «Яндексу» Skyeng и другим.
Сервис «Пачка» стал активно продвигаться в edtech в 2022 году на волне импортозамещения. Сегодня у мессенджера на сферу образования приходится около 20% выручки, притом что владельцы сознательно не развивают специализированный функционал, сохраняя универсальность мессенджера. О том, как влияет на разработчиков тренд на снижение издержек, как работать с государственным сектором и какие новые технологии сегодня еще можно внедрять, в интервью SmR рассказал сооснователь мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.
Одними из самых острых проблем для онлайн-школ остаются стоимость трафика и привлечение новой аудитории. О том, какие ошибки были допущены онлайн-школами в период активного роста, где сейчас наиболее выгодная аудитория и каких продуктов сегодня не хватает на рынке, в интервью SmR рассказала Ксения Скобеева, руководитель агентства FAQMarketing.