Smart Ranking


«Когда мы достигнем критической массы, рост будет бомбический»

«Когда мы достигнем критической массы, рост будет бомбический»

СЕО университета «Зерокодер» Кирилл Пшинник рассказал, как превратить сообщество по интересам в бизнес с выручкой 100 млн в год, в чем преимущества экспертного комьюнити и почему профессия no-code-разработчика будет в числе самых востребованных в 2030 году.

— Как был основан «Зерокодер» и почему вы пришли к сегодняшней бизнес-модели?

— Изначально возникло бесплатное открытое сообщество единомышленников «На коленке», где люди общались и делились информацией о no-code-инструментах. У команды возникла идея делать недорогие образовательные курсы по конкретным инструментам, но целевая аудитория была узкая, много денег проект не приносил. Тогда мы подумали о продукте для широкой аудитории и пришли к модели обучения не просто инструментам, а профессии, которая позволит зарабатывать на навыках в будущем. Это решение кардинально изменило все: во-первых, аудитория из нескольких тысяч человек выросла до нескольких миллионов по всем регионам России и СНГ; во-вторых, мы стали захватывать людей с помощью рекламы — даже тех, кто еще не знает, что такое зерокод; и в-третьих, мы собрали аудиторию, которая хотела бы освоить IT-профессию, но по тем или иным причинам не хочет заниматься классическим программированием и иметь привязки к офису. Позиционирование сработало: начали с февраля 2021 года, а сейчас у нас больше 100 млн годовой выручки, активно участвуем во многих правительственных и частных коллаборациях и фактически являемся монополистами no-code-движения в России с многотысячным комьюнити, своей экосистемой — университетом, экспертной поддержкой, карьерным центром и большими ресурсами для продвижения выпускников. Даже конкуренты отправляют своих студентов к нам в экосистему искать заказы и поддержку, просто потому, что больше некуда — такой движухи нет нигде.

— То есть экспертное комьюнити — это такая закрытая тусовка ребят, которые уже отучились и хотят двигаться дальше?

— Эти тусовки разные — с разным уровнем поддержки, детализации, времени, которое мы на них тратим. Есть закрытая тусовка для выпускников, есть отдельный VIP-тариф с индивидуальной поддержкой, есть общая группа для наших выпускников и студентов, и есть открытое комьюнити для всех. 

— А кто, собственно, выступает экспертами в комьюнити? 

— Экспертам в больших чатах деньги мы не платим: комьюнити позволяет пользователю получить доступ к профессионалам сферы. Это как на конференцию прийти — с ходу к какому-то топовому представителю большой компании не пробьешься через секретаря, а тут можно подойти в кулуарах пообщаться. У нас в сообществе есть владельцы всех российских no-code-сервисов. Думаю, если написать им в личку, они могут и не ответить. А вот в сообществе всегда отвечают. Фактически сообщество само себя и замыкает: если ты что-то делаешь, ты туда приходишь, чтобы пообщаться с кем-то и, с другой стороны, кому-то помочь.

В комьюнити «Зерокодера» участники общаются по теме, находят интересные проекты и инструменты, знакомятся с единомышленниками и помогают друг другу советами

— Расскажите, с помощью каких инструментов вы привлекали целевую аудиторию в прошлом году — что оказалось эффективнее?

— Мы активно использовали рекламу в Facebook* и Instagram* как самую простую, масштабируемую и эффективную на русскоязычном рынке — 80% маркетингового бюджета было рассчитано на нее. После февраля мы практически полностью переключились на инфлюэнс-маркетинг — сейчас около 70-80% нашего трафика идет с инфлюэнсеров из YouTube и Telegram. Целевую аудиторию находим среди блогеров — делаем слепые тесты: если видим возвратность маркетинга, то выкупаем рекламу у похожих блогов. 

— Есть ли в мире что-то похожее на «Зерокодер»?

— В России, на мой взгляд, достаточно уникальный путь — он немножко повторяет Латам, Индию, Индонезию, потому что сейчас там развивается та же история с рескиллингом и трудоустройством. В США активно работает система Income share agreement (ISA), позволяющая клиентам оплачивать обучение после трудоустройства на заранее оговоренную зарплатную вилку. Мы в университете тоже пытались ее внедрить, но не получается — в России она не работает, потому что у нас нет прозрачных систем учета з/п, как в Америке. 

Если посмотреть на рынок США, то там большие образовательные комьюнити собираются вокруг вендоров конкретных решений. Платные образовательные программы чаще всего представляют собой доступ к набору огромного количества материалов за небольшую стоимость. А чего-то, что обучало бы именно профессии зерокодера, в чистом виде я не видел. 

— Сможете ли вы в сегодняшних условиях масштабировать бизнес без инвестиций?

— Мы стартанули на изначальные инвестиции 5 млн рублей — наша экономика построена на том, чтобы активно расти до определенного периода и после выходить на точку безубыточности и дальше показывать прибыль. Пока мы этой точки не достигли, мы провели первый раунд инвестиций и доказали, что умеем масштабироваться: выросли в два раза с февраля по апрель, с августа по ноябрь — в 2,5-3 раза, несмотря на все политические и экономические события. И сейчас нужен второй раунд, чтобы в итоге дойти до точки безубыточности. Без инвестиций развиваться на свои средства сможем, просто скорость будет меньше.

— А насколько рискованно вообще привлекать инвестиции от государства?

— Сейчас государство имеет сильный контроль над образовательной сферой. Если вы создаете образовательную компанию в России, нужно понимать, что, скорее всего, вам придется работать с государством. В 2022-м множество компаний выжили благодаря участию в программе «Цифровые профессии», кратно увеличившей рынок. 

Поэтому, если компания планирует оставаться в России, — наверное, ничего страшного в государственных деньгах нет. А если планирует выход на международный рынок — то стоит подумать, просто из-за того, что многие фонды находятся под санкциями США. Например, если вы берете деньги из Фонда «Сколково» напрямик, то, скорее всего, ни на какой Запад вы не выйдете. 

— А вы не собираетесь выходить за рубеж?

— Собираемся, но, скорее всего, это будет другая структура компании. 

— Как думаете, что ждет edtech в 2023 году? 

— IT сейчас поддерживается государством на всех уровнях — думаю, курсы по программированию будут чувствовать себя лучше, чем другие сферы экономики. А если говорить про эдтех в широком смысле и включать инфобиз, обучение хобби и прочее — думаю, стоит ожидать падения: с падением общей экономической ситуации люди будут инвестировать в будущее и выбирать то, что будет приносить прибыль.
Сами в целом смотрим позитивно — рынок зерокода растет как за границей, так и в России. Недавно атлас новых профессий добавил зерокодинг в число востребованных профессий 2030 года — думаю, к тому времени штатного зерокодера нужно будет иметь, как штатного бухгалтера, экономиста, юриста или кого-то еще.

— Поделитесь своими планами на 2023 год. 

— Планы очень сильно зависят от того, получим мы финансирование или нет: если быстро получим, то планируем вырасти по выручке в три раза и к концу года уже выйти на точку безубыточности и дальше строить прибыльный бизнес.

А глобально у нас по планам запуск новых продуктов, в том числе для детей, в том числе — в работе с господдержкой. У нас есть очень классный проект в Республике Татарстан: обучаем 50 учителей информатики, которые в свою очередь будут обучать 2000 детей разработке мобильных приложений. Это классная связка, которую мы проведем в январе-феврале и планируем отмасштабировать на другие регионы. Также мы движемся в Казахстан и Узбекистан, потому что это большие рынки с интересом к no-code-разработке и перспективами поддержки от государства.

Мы еще не дошли до критической массы знаний общества о том, что такое зерокодинг. Малый бизнес зачастую не может себе позволить мобильное приложение за 2 млн, спроектированное в агентстве, а за 200 тысяч — может и просто не знает, что можно сделать за эту цену. Нам важно, чтобы люди узнавали о профессии не только из нашей рекламы, поэтому параллельно мы хотим развивать региональные проекты с точки зрения прокачивания информации о направлении. Вроде нашего недавнего хакатона в Самаре, где бизнесмены участвовали в олимпиаде по no-code-кейсам. Когда мы достигнем критической массы знания о профессии, думаю, рост будет бомбический.

* Meta, которой принадлежат Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией.

Яна Климова

 

Дата публикации: 27 Январь 2023


Аналитика и интервью
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Аналитика 04 Июнь 2025

Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

Новости 29 Май 2025

Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Аналитика 21 Май 2025

Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Аналитика 09 Май 2025

Edtech-рынок подрос за счет экзаменов

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

Аналитика 29 Апрель 2025

Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Аналитика 25 Апрель 2025

Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аналитика 18 Апрель 2025

Все статьи ->
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Аналитика 04 Июнь 2025
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

Новости 29 Май 2025
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Аналитика 21 Май 2025
Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Аналитика 09 Май 2025
Edtech-рынок подрос за счет экзаменов
Edtech-рынок подрос за счет экзаменов

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

Аналитика 29 Апрель 2025
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Аналитика 25 Апрель 2025
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аналитика 18 Апрель 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.