Smart Ranking


Edtech-игроки рассказали, как прошли приемные кампании на программы СПО и ВО в 2024 году

Edtech-игроки рассказали, как прошли приемные кампании на программы СПО и ВО в 2024 году

Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.

Ставка на колледжи 

Рынок edtech замедляется: годовой рост в III квартале 2024 года составил 19,6% — это минимальный показатель с 2022 года, по данным Smart Ranking. В условиях жесткой конкуренции компании расширяют сотрудничество с вузами и колледжами-партнерами или открывают собственные учебные заведения. Среди наиболее перспективных направлений они выделяют среднее профессиональное образование (СПО), которое растет за счет господдержки и повышенного интереса со стороны девятиклассников.

«В российском образовании наметился тренд: многие школьники после девятого класса предпочитают колледжи вузам. Именно в 2024 году многие edtech-компании откликнулись на этот запрос, открывая онлайн-колледжи. Мы считаем, что за этим будущее. Как несколько лет назад “выстрелили” общеобразовательные онлайн-школы, так теперь очередь за средним профессиональным образованием», — комментирует Ольга Хасякова, генеральный директор «ИнтернетУрок».

На рынке формального образования уже активно работают такие компании, как Skillbox, Skillfactory, IThub, «Синергия», «ИнтернетУрок» и MAXIMUM Education. Новые игроки также стремятся войти в эту нишу: например, в «Алгоритмике» рассказали Smart Ranking о планах открыть собственный колледж.

Всё больше студентов

В этом году многие компании зафиксировали рост числа студентов на программах СПО и ВО. Например, в колледжи IThub поступили 2,5 тысячи студентов — на 38% больше, чем годом ранее, а MAXITET утроил число учащихся. Их количество на сентябрь текущего года достигло 560. 

Skillbox и «ИнтернетУрок» впервые провели наборы в онлайн-колледжи. В «Цифровом колледже» Skillbox на конец октября было 437 студентов, а «ИнтернетУрок» заполнил три группы.

«У нас не было конкретных планов, выраженных в количестве учеников. Наша глобальная цель — запустить это новое направление, протестировать его, понять, как и что работает. Эту цель мы достигли. Успели также адаптировать платформу под этот продукт, подготовить контент и организовать весь учебный процесс», — уточнила Ольга Хасякова.  

Корпорация «Синергия» не раскрывает статистику по числу абитуриентов, однако в III квартале текущего года доходы компании от программ СПО и ВО выросли почти на 60% год к году и достигли 4,5 млрд рублей. 

Онлайн-бакалавриат и магистратура тоже набирают популярность: так, «Яндекс Практикум» за год увеличил число студентов в три раза, а Skillfactory — на 63% (их количество составило более 1120 человек). 

«Онлайн-магистратура становится настоящим трендом. В этом году мы запустили семь новых программ в партнерстве с ведущими университетами страны, и почти в два раза приросли год к году по количеству студентов», — рассказал Егор Сорокин, управляющий директор школы IT-профессий Skillfactory. По его словам, уровень лояльности абитуриентов к онлайн-формату и осведомленности о нем вырос. 

Студентов привлек дизайн

IT-специальности по-прежнему остаются популярными, при этом многие компании отмечают рост интереса к дизайну. Так, например, в MAXITET половина абитуриентов выбрала направление «Дизайн», тогда как в прошлом году 56% выбирали «Программирование». В «Цифровом колледже» Skillbox на дизайн поступил 61% студентов. 

При этом поступающих интересует не только профессия дизайнера, но и творческие направления в целом.

«В Москве абитуриенты активно выбирают креативные индустрии: разработку игр, дизайн, кинопроизводство и маркетинг. В регионах по-прежнему лидируют IT-специальности: программирование и управление IT-продуктом», — сообщила Кристина Граль, директор по стратегическому развитию группы компаний IThub. 

О похожей тенденции в офлайн-образовании рассказала «Синергия»: каждый третий абитуриент очного колледжа выбрал творческую специальность (дизайн, реклама, гейм-индустрия, киберспорт, кино и телевидение, анимация, комиксы), отметил ректор Артем Васильев. На онлайн-программах в топ по популярности вошли юриспруденция, менеджмент и предпринимательство, IT.

Что касается совместных программ с вузами, то наиболее популярными в «Яндекс Практикуме» стали веб-разработка и DevOps, а в Skillfactory — разработка программного обеспечения, информационная безопасность и машинное обучение. 

Не без трудностей

Edtech-компании начали осваивать рынки СПО и ВО не так давно: у многих игроков выход в эту нишу состоялся в 2023 или текущем году. Следовательно, у компаний появляется задача — укрепить доверие к бренду. Об этом, в частности, рассказали в MAXITET. 

«Одним из ключевых вызовов для нашего молодого колледжа в этом году стало повышение узнаваемости и укрепление доверия к качеству образования, ведь набор студентов мы ведем лишь второй год», — отметила директор по развитию образовательных продуктов IT-колледжа MAXITET Елена Провозен.

В «Яндекс Практикуме» рассказали о сложностях с выстраиванием воронки: нужно закладывать больше времени на подготовку абитуриентов к выбору программ. «Выбор обучения на программах высшего образования совершается в течение длительного периода, поэтому требуется растить знание среди абитуриентов и выходить к ним с коммуникацией на более ранних этапах», — дополнили в компании. 

В «ИнтернетУроке» пока не смогли определить стоимость, которая была бы комфортна ученику и позволяла компании выдерживать финансовые показатели. Кроме того, оказалось трудно определить специальности, которые были бы интересны потенциальному абитуриенту: изначально компания объявила набор по четырем направлениям, но набрать группы удалось только по двум (программирование и бизнес-менеджмент). 

Планы 

Все опрошенные компании нацелены на масштабирование в направлениях СПО и ВО. IThub собирается делать это с помощью региональной экспансии и открытия университета, который будет специализироваться на приеме выпускников колледжей и предложит им сокращенную программу обучения, рассчитанную на 2,5 года, рассказала Критина Граль. 

В «ИнтернетУроке» рассчитывают  увеличить количество колледжей-партнеров и расширить спектр специальностей. «Рассчитываем на существенный рост, поскольку на следующий учебный год мы заранее начнем прогрев аудитории и привлечение студентов», — отметила Ольга Хасякова. 

В Skillfactory планируют поработать над выстраиванием бесшовного пути поступления, а в Skillbox — усовершенствовать систему сопровождения студентов.

В планы «Синергии» входит оперативное открытие новых программ, развитие персонализации и смешанных форм обучения, введение кросс-профессиональных и междисциплинарных модулей, а также привлечение индустриальных партнеров и развитие ранней профориентации.

Дата публикации: 15 Ноябрь 2024


Аналитика и интервью
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025

Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025

Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025

Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025

Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Новости 11 Февраль 2025

Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Аналитика 07 Февраль 2025

Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Новости 03 Февраль 2025

Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

Аналитика 31 Январь 2025

Все статьи ->
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025
Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали
Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Новости 11 Февраль 2025
Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать
Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Аналитика 07 Февраль 2025
Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%
Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Новости 03 Февраль 2025
Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы
Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

Аналитика 31 Январь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
FAQ Marketing

Комплекс работ по настройке, закупке и ведению рекламных кампаний, привлечение поискового трафика и работа с репутацией.

Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

Салид

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.