
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Методология
В рейтинг вошли онлайн-школы, которые работают в нише обучения врачей (предлагают курсы НМО, повышение квалификации, образовательные материалы для студентов-медиков) и нише «Здоровье» — к ней относятся курсы по нутрициологии, биохакингу, anti-age и другим wellness-тематикам. В топе представлены как крупные игроки, работающие на собственных LMS, так и заметные игроки с платформы GetCourse.
Лидеры рейтинга
На первом месте «Актион Медицина» — образовательная платформа для медиков. Выручка в 2024 году увеличилась на 11% до 1,4 млрд рублей. «Актион Медицина» помогает дистанционно повышать квалификацию по всем врачебным специальностям. Ежегодно на платформе обучается более 120 тыс. медработников всех уровней, порядка 2 тысяч клиентов пользуются сервисом сопровождения периодической аккредитации.
На втором месте онлайн-школа PRO-Здоровье — онлайн-школа нутрициологии от Ксении Чёрной. По оценке Smart Ranking, выручка компании составила 985 млн рублей (+10% год к году). Школа работает на платформе GetCourse, в 2023 году она становилась главной школой в нише «Здоровье и фитнес» по версии платформы.
На третьем месте МИИН — Международный Институт Интегративной Нутрициологии. Школа заработала 683 млн рублей в 2024 году — на 68% больше, чем годом ранее, по оценке Smart Ranking. В 2024 году школа стала частью холдинга Ultimate Education. В том же году флагманский продукт МИИН — курс «Превентивный нутрициолог» — получил аккредитацию Союза «Здоровье здоровых» — организации при поддержке РАН и инициатора HealthNet.
Четвертая строка за Skillbox — крупнейший в России образовательный edtech-холдинг заработал в нише здоровья 300 млн рублей, по оценке Smart Ranking. На данный момент на сайте компании в разделе «Здоровье» — программы по health-коучингу, нутрициологии и биохакингу, разработанные совместно с Сеченовским университетом, а также профессия «Консультант по материнству и детскому здоровью» в партнерстве с РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
На пятом месте по выручке — EDPRO. Онлайн-школа заработала 277 млн рублей в нише здоровья (–16% год к году). В портфеле — курсы-профессии и программы повышения квалификации по нутрициологии, anti-age и парафармацевтике. За отдельные курсы начисляются баллы НМО, а ряд программ разработан совместно с МГМУ им. И.М. Сеченова.
При этом объем рынка не ограничивается 20 игроками: по данным GetCourse, выручка онлайн-школ в нише «Здоровье», представленных на платформе, в 2024 году составила 17,3 млрд рублей. Уже несколько лет подряд оборот школ этой ниши увеличивается на треть. Это может свидетельствовать о расширении аудитории и успешных маркетинговых активностях игроков рынка. Кроме того, «Здоровье» стабильно входит в тройку ниш по доходам.
По данным платежной системы Prodamus, ниша «Здоровье» входит в топ-5 по обороту — в 2024 году он составил 2 млрд рублей.
Тренды рынка
«Осознанный» потребитель
Участники рынка считают драйвером сегмента тренд на осознанность.
![]()
«Еще буквально 10 лет назад подобные образовательные продукты вызывали интерес только у продвинутых и интересующихся, — а сейчас это всеобщий тренд, который стал активно развиваться после пандемии. Люди хотят разбираться в нутрициологии и health-коучинге», — считает Анна Тимофеева, руководитель wellness кластера холдинга Ultimate Education.
В EDPRO также считают, что спрос на курсы по нутрициологии стимулирует рост числа людей, которые стремятся профилактировать заболевания.
Школы усиливают экспертизу
Заметно, что онлайн-школы ищут способы усилить экспертизу через совместные программы с вузами и научными сообществами. Это становится необходимостью в эпоху низкокачественных продуктов, широко представленных на рынке.
«Видим тренд на сетевые программы с государственными вузами, которые позволяют повысить доверие среди клиентов к обучению и дают возможность получить диплом. Такие программы сочетают академическое качество с практической направленностью — это делает их особенно привлекательными для тех, кто ценит прикладные знания и официальное признание своей квалификации», — объяснила Аида Гаджиева, продуктовый маркетолог направления Нутрициология Академии EDPRO.
Так, некоторые курсы Skillbox и EDPRO созданы совместно с Сеченовским университетом, флагманский курс МИИН аккредитован Союзом «Здоровье здоровых», а часть программ «Нетологии» разработана с научным сообществом терапевтов Москвы.
Государство ужесточает правила дистанционного медобразования
Формат онлайн-обучения медицине и фармацевтике теперь под более жестким контролем. В Госдуме единогласно приняли закон, который дает Минздраву право определять, какие дисциплины можно проходить дистанционно — остальные придется изучать очно. Это радикально меняет рынок медицинского edtech.
«В 2025 году изменится система обучения медработников — будет введено очное обучение по ряду направлений, сертификация образовательных программ и центров. В целом, мы поддерживаем эти изменения, так как они направлены на повышение качества обучения медработников и оказания медпомощи. Конечно, нам придется серьезно перестроить свою модель обучения, интегрировать в программы очные блоки», — рассказали в «Актион Медицине».
Врачи заинтересовались курсами по ИИ
Искусственный интеллект все активнее внедряется в цифровую медицину — и это меняет подход к обучению специалистов. По данным «Докстарклаб», специалисты быстро осваивают цифровые инструменты: электронные медицинские карты, телемедицинские сервисы и решения на базе ИИ. Это связано с растущей цифровизацией клиник и усилением интереса государства к трансформации здравоохранения.
![]()
Евгений Машковский, руководитель направления «Медицина» в «Нетологии» также отмечает: «Один из главных трендов — интерес клиник и врачей к развитию через цифровую трансформацию. Кроме того, заметно внимание к возможностям искусственного интеллекта в медицине».
Трендовые ниши
В 2024 году «Нетология» провела исследование рынка онлайн-образования в медицине. Согласно данным, наибольший интерес вызывает тема неотложной и экстренной медицинской помощи. На втором месте — организация здравоохранения, а в тройку лидеров также вошли курсы по нутрициологии и питанию.
В EDPRO отмечают рост интереса к профессиональной переподготовке — особенно в направлениях интегративной нутрициологии, нутрициологии семейного здоровья и превентивного управления здоровьем. Стабильный спрос сохраняется и на узкие специализации вроде гормонального здоровья — они позволяют быстро применять знания и усиливают позиции студентов на рынке. Программы также привлекают врачей, стремящихся повысить доверие пациентов и средний чек за счет интегративного подхода.
О росте спроса на курсы повышения квалификации для врачей рассказали и в «Докстарклаб». По данным компании, интерес к таким программам вырос на 15–20% по сравнению с предыдущим годом. Особенно активно обучаются специалисты, проходящие непрерывное медицинское образование.
![]()
«Специалисты и раньше проходили курсы каждые пять лет, но в основном их предлагал работодатель. Сейчас же все чаще выбирают обучение самостоятельно, чтобы не тратить время впустую, а к заветным баллам НМО получить новые знания и навыки», — отметил Юрий Демкин, генеральный директор академии дополнительного медицинского образования «Докстарклаб».
Барьеры рынка
Несмотря на рост рынка, у онлайн-образования в нише здоровья остаются ощутимые барьеры. Среди главных ограничений — высокая стоимость курсов без возможности рассрочки, нехватка времени у специалистов, недостаточная информированность о системе НМО, недоверие к новым образовательным платформам, перечисляют в «Докстарклаб».
Отдельный вызов — низкий порог входа на рынок: появляются проекты, не соответствующие научным стандартам. Так, в Ultimate Education отмечают появление неквалифицированных образовательных проектов, которые формируют неверный взгляд на профессию и вызывают скептицизм со стороны аудитории. Это делает академический подход и доказательность ключевым конкурентным преимуществом для зрелых игроков.
Игроки также фиксируют потенциальные угрозы со стороны государства. «Для нас как для частной компании основным вызовом будущего может быть только принудительное ограничение работы с медицинскими организациями со стороны регулятора», — говорят в компании «Актион Медицина». Тем не менее, в сервисе уверены, что без частных компаний государству будет сложно качественно внедрять изменения и развивать систему здравоохранения с той динамикой, которая наблюдается сейчас.
Выводы и прогнозы
Онлайн-образование в медицине и wellness-сфере сохраняет устойчивый рост, поддерживаемый интересом к профилактике заболеваний, ЗОЖ и профессиональному развитию. Однако рынок становится все более требовательным: пользователи ждут высокой экспертизы, а государство вводит ограничения. Выигрывают те, кто умеет объединять академическое качество с удобными форматами и реальной пользой.
Ожидается, что в 2025 году рост продолжится, но темпы могут снизиться из-за регуляторных изменений. «Трудно спрогнозировать дальнейшую динамику рынка из-за ряда факторов, в том числе изменений законодательства. Скорее всего, будет некий период стагнации, в ходе которого произойдет смена ключевых игроков», — считает Евгений Машковский, руководитель направления «Медицина» в «Нетологии».
Дата публикации: 25 Апрель 2025

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.