
Отрасль верит в коллаборацию с государством
Участник рейтинга EDtechs.ru — «ЯКласс» (50-я позиция) — стал частью российского сервиса «Учи.ру», который занимается развитием онлайн-платформ для школьного образования. Директор «ЯКласс» Екатерина Рыжова рассказала, что компания получит от этого объединения, как современным образовательным проектам оставаться востребованными и как изменилось поведение сегодняшних учеников.
— Почему было решено продать 100% «ЯКласса» «Учи.ру»?
— Мы поняли, что синергия наших компаний приведет к успеху. Объединение экспертиз позволит дать школам и детям лучший контент, разработать новые направления и больше персонифицировать сам процесс обучения.
Мы остаемся отдельной компанией, которая при этом открыто работает с «Учи.ру». У нас остался наш личный бренд, и появилось больше возможностей и инвестиций для улучшения технологий и процессов под меняющееся поведение пользователей.
У нас изменилась стратегия, акционеры и цель. Если раньше стратегия ЯКласс была направлена на активное освоение новых рынков (например, Индии и СНГ), то после объединения с Учи.ру мы еще больше сфокусировались на повышении качества контента и развитии цифровых навыков учителей.
— Как изменились образовательные привычки ваших клиентов?
— С начала пандемии педагоги начали активнее развивать свои цифровые компетенции. Раньше они были скорее против работы с техникой, сейчас же все понимают эту необходимость, ходят на мастер-классы и учатся пользоваться компьютерами. Они готовы задавать вопросы и разбираться в новом. Если бы не обстоятельства, эти изменения, вероятно, заняли бы больше времени .
Педагоги понимают важность персонифицированного обучения и необходимость изменения системы оценок — нужно подбирать под детей систему обучения и оценивания. Наши платформы как раз позволяют индивидуально заниматься с детьми, чтобы всем было комфортно. Можно выдавать проверочные работы или домашние задания разного уровня для разных учеников. Если делать задания всегда максимальной сложности, дети, которые медленнее усваивают предмет, будут чувствовать дискомфорт и могут навсегда разлюбить этот предмет. Поэтому так важно практиковать подход, учитывающий индивидуальные способности каждого ребенка.
Также дети начали намного быстрее обрабатывать большой поток информации, но при этом упали их усидчивость и концентрация. Сейчас школьникам очень тяжело отсидеть 40 минут урока, зато они могут за это же время пройти сразу несколько тем по двум или трем предметам, если материал подается в увлекательной и интерактивной форме. Из-за этого, возможно, сами уроки станут короче, а подача информации - основана на использовании потенциала информационных технологий.
— Как edtech-компаниям встроиться в государственные системы образования и нужно ли это делать?
— Такое взаимодействие необходимо, потому что в итоге выигрывают пользователи — ученики и педагоги. Сейчас в России существует программа Минпросвещения и Министерства цифрового развития «Цифровой образовательный контент», на котором собран контент разных образовательных компаний. Школьники и педагоги могут там зарегистрироваться и бесплатно проходить занятия. Сейчас к программе уже присоединились «Учи.ру», «Фоксфорд», «1С: Урок» и еще несколько проектов. «ЯКласс» в этом году прошел тендер и занял первое место — скоро и наш контент появится на платформе. Пока что мы готовимся к проверке нашего контента на соответствие государственным стандартам.
Подобные программы помогут детям из маленьких поселков и небогатых семей получать бесплатно качественное дополнительное образование. Радует, что EdTech-отрасль верит в эту коллаборацию и растет число участников тендеров. Основной критерий и возможность предоставлять контент учителям — его соответствие государственным стандартам. Это правильно, потому что мы должны понимать, какую информацию транслируем.
— Как повышать прибыль edtech-компании в условиях большой конкуренции?
— Нужно выбирать интересное для пользователей направление. Если дети хотят смотреть видео и перетаскивать ответы в виде картинок, лекции и тексты не выведут вас вперед. Чем больше технологичных решений в обучении, тем интереснее ребенку. А если ребенку интересно, он лучше воспринимает информацию и все понимает.
Персонифицированные технологии могут вывести любую компанию вперед. Детей нужно суметь заинтересовать в предмете. Им нужны наглядные примеры, интерактивные занятия — цифровая подача контента. Если развиваться в этом направлении, то можно ничего не бояться. На рынке вам хватит места.
Например, у нас для соответствия интересам пользователей продуктовый отдел изучает форматы, которые пользуются наибольшей популярностью у школьников. Благодаря им мы понимаем, что дети идут учиться, когда их что-то завораживает. Поэтому мы периодически проводим стримы и приглашаем на них интересных людей, снимаем видео с обучающими экспериментами или делаем мультфильмы, чтобы повышать их вовлеченность в образовательный процесс.
— Что выделяет «ЯКласс» от других образовательных компаний?
— У нас есть генератор заданий, который позволяет подбирать индивидуальные проверочные и домашние задания. У нас несколько миллионов задач и ни одно не повторяется — списать у одноклассника невозможно. Также у нас очень подробно объясняются ошибки и мы помогаем закрепить информацию. Еще у нас на сайте теперь нельзя копировать текст. Закрыв копирование, мы движемся к тому, чтобы дети сами все делали и лучше усваивали контент.
Дата публикации: 17 Февраль 2022

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.