Smart Ranking


«Поддержка сообщества — неочевидная ценность, но важное отличие хорошего курса»

«Поддержка сообщества — неочевидная ценность, но важное отличие хорошего курса»

После 50%-го роста в 2021 году рынок откатился к показателям начала прошлого года. На текущий год компании ставят менее амбициозные цели: сохранение клиентов и восстановление доходов. Росту спроса поможет укрепляющийся тренд на смену профессии и глобальная диджитализация. Основательница образовательной компании Younesis Татьяна Маричева — о том, как меняться онлайн-школам, чтобы получить большую долю рынка при его нынешнем переделе. 

Сегодня хороший онлайн-курс — это не просто набор видеоуроков. Ценность и уникальность контента самого по себе сильно преувеличена. Практически любой курс может быть «слит» за 500 рублей в общий доступ, как бы ни боролись с этим юристы компаний. Как сделать образовательный продукт, за который люди готовы будут сегодня платить 20, 50, 100 и более тысяч?

  1. Создавай сообщества!

 Ценность сообщества и опыта, который генерируют сами ученики во время обучения, неочевидна. Но отличием хорошего курса помимо базовых требований вроде высокого качества контента, удобной обучающей платформы будет создание комьюнити. Поэтому компаниям, которые только продюсируют контент, сейчас придется нелегко. В первые недели марта, с начала объявления санкций, создатели онлайн-курсов стали реагировать на быстро меняющуюся ситуацию внесением изменений в текущие образовательные программы. Выигрывали те, кто в условиях неопределенности общался с аудиторией в прямых эфирах, онлайн-мастермайндах и собирал офлайн-встречи сообщества. Им удалось сохранить аудиторию даже при ограничениях работы соцсетей.

Людям важно расти среди единомышленников. Этот тренд можно использовать, создавая в городах и регионах сообщества вокруг лидеров мнений, привлекать микроэкспертов с пусть и небольшой, но лояльной аудиторией. Годовое членство в некоторых компаниях, к примеру, стоит символических денег, но за них участники получают доступ к нетворкингу, возможность создать в своем городе, регионе предпринимательское сообщество. «Школа продюсера», начинаясь как курс обучения продюсированию, тоже переросла в бизнес более чем с 4 тысячами выпускников, которые сформировали комьюнити. В кризисное время искать решения совместными усилиями гораздо эффективнее, чем в одиночку. Поэтому многие профессиональные сообщества в марте проводили очные встречи, выезды, антикризисные конференции. 

Таким образом, аудитория становится неотъемлемой частью компании. Комьюнити работает как на ученика, так и на предпринимателей. В сообществе ищут мотивацию, сотрудников и партнеров по бизнесу.

2. Поддержи в процессе обучения

Тренд на сопровождение в процессе обучения будет только укрепляться, ведь это тоже влияет на ценность продукта. Клиенту важно получить практическую пользу. Не «прослушать курс», а выполнить упражнения, соблюсти рекомендации, перенять опыт других, начать внедрять навыки уже в процессе учебы. Например, обучение предпринимательству по модели подписки неэффективно, потому что владельцу бизнеса некогда разбираться с новой информацией. А к моменту, когда он сможет ее изучить, та перестанет быть актуальной. Гораздо эффективнее работа с наставником, когда за пару часов можно вместе разобраться с составлением условного маркетингового отчета. Кроме поддержки сообщества и трекера важна выстроенная в курсе система позитивной и негативной мотивации. В первом случае, например, за выполнение домашних заданий ученики копят бонусные баллы, во втором — при невыполнении урока не получают доступ к следующему. Любая геймификация уже является большим гарантом, что человек завершит обучение. В режиме «полного погружения», а не самостоятельного изучения видеоматериала доходимость учеников до конца обучения гораздо выше. 

В условиях кризисной экономии получение бесплатных знаний кажется привлекательным, но эффективность подобного обучения мала. Метрика COR (Completion Rate), измеряющая доходимость учеников до конца, даже у самых известных массовых открытых онлайн-курсов колеблется от 5 до 15% (в курсах с платным сертификатом об окончании процент дошедших до финала гораздо выше: среди выпускников онлайн-курсов Гарварда половина завершают обучение). Среди наиболее распространенных причин низкой доходимости называются низкое качество учебных материалов и отсутствие поддержки со стороны преподавателей и организаторов. Мотивационная часть обучения помимо улучшения результата ученика влияет и на его впечатление об обучении, как следствие — растет лояльность, процент возврата учеников и прироста новых клиентов. 

Свою же, лояльную, аудиторию можно «монетизировать» повторно, вовлекая выпускников в работу онлайн-школы: зарплата начинающих специалистов ниже, чем у опытных специалистов. Так, более 70% выпускников «Яндекс Практикума» находят работу, а некоторые школы, как SkyEng, запускают отдельные сервисы для трудоустройства джунов. Внутри сообщества выпускников Younesis есть свой «Тиндер», где начинающие и опытные эксперты и продюсеры ищут друг друга для совместных запусков. 

3. Удержать планку продаж

 В конечном счете все шаги, направленные на формирование сообщества, работают на наращивание объема продаж. На фоне 70%-го роста российского edtech-рынка 2021 года сегодняшняя ситуация выглядит как обвал. 

Выручка онлайн-школ, работающих на платформе Getcourse 

Источник: GetCourse

В марте крупные онлайн-школы меняли стратегию с акцентом на удержании выручки на том же уровне и сохранении существующей аудитории. Сейчас эксперты рекомендуют придерживаться тактики движения малыми шагами, поскольку экономическая ситуация меняется быстро. 

Чтобы не допустить большего спада продаж и постепенно начать увеличивать объемы, важно понимать такую особенность российской аудитории, как недоверчивость. Люди осторожно относятся к любым инвестициям во что-то нематериальное, коим и является образование. До недавнего времени именно поэтому онлайн-продажи на российскую аудиторию строились на долгих «прогревах». Необходимо было создать 7-10 «касаний» с аудиторией, прежде чем она примет решение о покупке: напомнить о компании в email-рассылке, рассказать о подготовке нового запуска в сторис, объяснить подробнее в постах, выступить с экспертным комментарием в СМИ и принять участие в профильном подкасте. Для сравнения: американскому потребителю, привыкшему платить за обучение, достаточно 1-2 «касаний» с продуктом для принятия решения о покупке. Другая важная особенность российской аудитории: один из самых распространенных триггеров покупки курсов — приобретение этого же обучения кем-то из ближайшего окружения. Сейчас на фоне экономии потребитель станет еще более осторожным в тратах и для принятия решения о покупке будет искать дополнительные подтверждения ценности обучения. Люди хотят учиться, чтобы больше зарабатывать, но осторожны к новому, поэтому им нужна поддержка. Онлайн-школы могут ее оказать. Сейчас аудиторию сохранили именно те школы, которые и раньше планомерно выстраивали крепкие доверительные отношения с клиентами.

  1. Убрать развлекательные продукты

Избирательность аудитории проявится не только в ее выборе конкретного образовательного продукта среди аналогов. Потребление в кризис в принципе меняется. Траты развлекательного характера отходят на второй план. К ним относится сегмент так называемого эдьютейнмента — обучения ради развлечения. У населения выросла потребность в безопасности, в том числе финансовой. Согласно статистике ВЦИОМ, после мартовских событий создавать финансовую подушку намерены 81% россиян (ранее называлась цифра 68%). Отсюда стоит ждать востребованности курсов по управлению личными накоплениями. Сохранение ментального здоровья как важнейшего ресурса для улучшения благосостояния также выйдет на первый план. Поэтому ожидаем рост ниши прикладной психологии. 

Ограничение работы некоторых соцсетей, различных интернет-сервисов и импортного программного обеспечения приведет к массовому спросу на переобучение интернет-профессиям: маркетологам, таргетологам, SMM-специалистам нужны навыки формирования новых каналов трафика, тестирования гипотез, создания контента для новых площадок. По данным мартовского опроса GeekBrains, 49,8% из 464 тысяч опрошенных прямо сейчас готовы приступить к онлайн-обучению. Растет спрос на обучение в сфере IT и изучение иностранных языков. Ожидаема и востребованность бизнес-образования. Вслед за уходом зарубежных компаний, компенсируя потребности аудитории, будут появляться российские бренды одежды, косметики, продуктов питания. Предпринимателям новой волны понадобятся новые знания и навыки для восстановления экономики. Поэтому появятся и онлайн-курсы, обучающие запуску бизнесов в востребованных нишах. 

Дата публикации: 03 Июнь 2022


Аналитика и интервью
«Ключевая проблема AI — он не может заставлять учиться» и другие мысли Андрея Анищенко
«Ключевая проблема AI — он не может заставлять учиться» и другие мысли Андрея Анищенко

Живущий в Лондоне один из видных edtech-экспертов, сооснователь Skillbox Андрей Анищенко дал двухчасовое интервью Елизавете Осетинской. Кратко пересказываем его основные мысли о мировом рынке онлайн-образования и личном опыте развития онлайн-школы EBAC в Бразилии.

Интервью10 Июнь 2024
Топ растущих edtech-компаний по итогам I квартала 2024 года
Топ растущих edtech-компаний по итогам I квартала 2024 года

В I квартале 2024 года активный рост показали edtech-игроки из детского сегмента и образовательные платформы. Рассказываем, за счет чего развиваются быстрорастущие компании, и делимся фрагментом нового отчета от Smart Ranking.

Аналитика07 Июнь 2024
Алексей Корольков: В нынешних условиях сохранять кадры — это значит сохранять миллиарды

Разработчики и платформы демонстрируют самый высокий рост среди всех сегментов edtech. Одна из причин — уход зарубежных вендоров. О том, как будет расти конкуренция, какие возможности открывает кадровый голод и спрос на какие инструменты будет расти активнее всего, в интервью SmR рассказал CEO Websoft Алексей Корольков.

Интервью05 Июнь 2024

Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%

Edtech-компаниям труднее привлекать клиентов: посещаемость сайтов падает, увеличивается стоимость лида. По оценке Smart Ranking, снижение трафика участников рынка в I квартале составило 20% по отношению к прошлому году. Компании сталкиваются с потерей каналов для продвижения и рекламными ограничениями со стороны государства. Рассказываем о том, что происходит с трафиком и как бороться с его снижением.

Аналитика23 Май 2024

На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка

Оценка качества онлайн-курсов — один из основных вопросов для edtech-рынка сегодня. Единых стандартов не существует: каждая школа выбирает метрики самостоятельно. Агентство Smart Ranking совместно с мессенджером «Пачка» провело исследование и опросило игроков edtech-рынка, чтобы узнать, какие показатели они измеряют и как потом используют полученные данные. Оказалось, что компании детского сегмента считают самым значимым LTV (Lifetime Value), а взрослого — индекс удовлетворенности клиента.

Аналитика16 Май 2024

Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech

Edtech-рынок Европы развивался медленно во многом из-за большого разнообразия национальных образовательных систем и крайне неравномерного развития стран. Тем не менее технологии проникают даже на небольшие локальные рынки. Европейский EdTech Alliance выпустил отчет о роли государств во внедрении edtech-технологий и развитии экосистем. Пересказываем обзор по некоторым европейским государствам.

Аналитика02 Май 2024

Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs

Аналитическое агентство Smart Ranking регулярно расширяет рейтинг крупнейших edtech-компаний России. Знакомим вас с проектами, которые добавили в топ за I квартал 2024 года, и рассказываем об их драйверах роста.

Аналитика02 Май 2024

Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2024 года. Общая динамика вернулась к показателям начала 2023 года и составила +22,5% (Y2Y). Лидером роста стала разработка образовательного ПО, прибавив больше 70%. Впервые за долгое время фактически сравнялась динамика двух основных сегментов — ДПО и детского образования.

Аналитика26 Апрель 2024

Рынок хоумскулинга вырос на 70%

Суммарная выручка рынка дистанционного образования школьников увеличилась на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей. Большая часть выручки приходится на трех ключевых игроков: «Фоксфорд», «ИнтернетУрок» и «Онлайн-школу №1». Smart Ranking пообщался с компаниями сегмента и узнал перспективы рынка, его тренды, драйверы и барьеры.

Аналитика25 Апрель 2024

Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников

Академия Softline в партнерстве с Softline Venture Partners запустила инвестиционную программу: небольшие edtech-компании и стартапы получат миллиард рублей на развитие своих проектов. Преимущество будет на стороне тех компаний, которые ориентируются на B2B, — Академия Softline включит их решения в свой портфель. Так, сегмент корпоративного обучения может стать самой привлекательной нишей для инвесторов в 2024 году.

Аналитика24 Апрель 2024

Все статьи ->
«Ключевая проблема AI — он не может заставлять учиться» и другие мысли Андрея Анищенко
«Ключевая проблема AI — он не может заставлять учиться» и другие мысли Андрея Анищенко

Живущий в Лондоне один из видных edtech-экспертов, сооснователь Skillbox Андрей Анищенко дал двухчасовое интервью Елизавете Осетинской. Кратко пересказываем его основные мысли о мировом рынке онлайн-образования и личном опыте развития онлайн-школы EBAC в Бразилии.

Интервью10 Июнь 2024
Топ растущих edtech-компаний по итогам I квартала 2024 года
Топ растущих edtech-компаний по итогам I квартала 2024 года

В I квартале 2024 года активный рост показали edtech-игроки из детского сегмента и образовательные платформы. Рассказываем, за счет чего развиваются быстрорастущие компании, и делимся фрагментом нового отчета от Smart Ranking.

Аналитика07 Июнь 2024
Алексей Корольков: В нынешних условиях сохранять кадры — это значит сохранять миллиарды
Алексей Корольков: В нынешних условиях сохранять кадры — это значит сохранять миллиарды

Разработчики и платформы демонстрируют самый высокий рост среди всех сегментов edtech. Одна из причин — уход зарубежных вендоров. О том, как будет расти конкуренция, какие возможности открывает кадровый голод и спрос на какие инструменты будет расти активнее всего, в интервью SmR рассказал CEO Websoft Алексей Корольков.

Интервью05 Июнь 2024
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%

Edtech-компаниям труднее привлекать клиентов: посещаемость сайтов падает, увеличивается стоимость лида. По оценке Smart Ranking, снижение трафика участников рынка в I квартале составило 20% по отношению к прошлому году. Компании сталкиваются с потерей каналов для продвижения и рекламными ограничениями со стороны государства. Рассказываем о том, что происходит с трафиком и как бороться с его снижением.

Аналитика23 Май 2024
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка

Оценка качества онлайн-курсов — один из основных вопросов для edtech-рынка сегодня. Единых стандартов не существует: каждая школа выбирает метрики самостоятельно. Агентство Smart Ranking совместно с мессенджером «Пачка» провело исследование и опросило игроков edtech-рынка, чтобы узнать, какие показатели они измеряют и как потом используют полученные данные. Оказалось, что компании детского сегмента считают самым значимым LTV (Lifetime Value), а взрослого — индекс удовлетворенности клиента.

Аналитика16 Май 2024
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech

Edtech-рынок Европы развивался медленно во многом из-за большого разнообразия национальных образовательных систем и крайне неравномерного развития стран. Тем не менее технологии проникают даже на небольшие локальные рынки. Европейский EdTech Alliance выпустил отчет о роли государств во внедрении edtech-технологий и развитии экосистем. Пересказываем обзор по некоторым европейским государствам.

Аналитика02 Май 2024
Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs
Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs

Аналитическое агентство Smart Ranking регулярно расширяет рейтинг крупнейших edtech-компаний России. Знакомим вас с проектами, которые добавили в топ за I квартал 2024 года, и рассказываем об их драйверах роста.

Аналитика02 Май 2024
Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей
Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2024 года. Общая динамика вернулась к показателям начала 2023 года и составила +22,5% (Y2Y). Лидером роста стала разработка образовательного ПО, прибавив больше 70%. Впервые за долгое время фактически сравнялась динамика двух основных сегментов — ДПО и детского образования.

Аналитика26 Апрель 2024
Рынок хоумскулинга вырос на 70%
Рынок хоумскулинга вырос на 70%

Суммарная выручка рынка дистанционного образования школьников увеличилась на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей. Большая часть выручки приходится на трех ключевых игроков: «Фоксфорд», «ИнтернетУрок» и «Онлайн-школу №1». Smart Ranking пообщался с компаниями сегмента и узнал перспективы рынка, его тренды, драйверы и барьеры.

Аналитика25 Апрель 2024
Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников
Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников

Академия Softline в партнерстве с Softline Venture Partners запустила инвестиционную программу: небольшие edtech-компании и стартапы получат миллиард рублей на развитие своих проектов. Преимущество будет на стороне тех компаний, которые ориентируются на B2B, — Академия Softline включит их решения в свой портфель. Так, сегмент корпоративного обучения может стать самой привлекательной нишей для инвесторов в 2024 году.

Аналитика24 Апрель 2024

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка