Smart Ranking


«Рынки взрослого образования и инфобизнеса большие, но холодные»

«Рынки взрослого образования и инфобизнеса большие, но холодные»

За 4 года выручка SOHO Group выросла с 10 млн до 185 млн рублей, а в 2022-м компания показала годовой рост 85%. Ее основатель Михаил Уколов рассказал про путь проекта от бизнес-школы на GetCourse до собственной LMS-платформы и об особенностях продвижения в кризис.

«Вкладывать большие деньги в платформу ради одной школы — не очень хорошая идея»

— Когда появилась платформа SOHO.LMS?

— LMS мы стали писать в начале 2021 года, а на рынок она попала весной 2022-го — это совсем молодой проект. Делали его прежде всего для себя. Наша школа SOHO.MBA полтора года до этого работала на GetCourse с 2019 года, но эта платформа с трудом подходила нашим образовательным процессам, поэтому мы решили, что нужно создавать свою.

— Если вы делали платформу для себя, зачем тогда вышли с ней на рынок?

— Делать такой продукт достаточно дорого: речь идет о сотнях миллионов рублей. Вкладывать большие деньги в платформу ради одной школы — не очень хорошая идея, ведь горизонт окупаемости будет чрезвычайно длинным. Чтобы быстрее отбить затраты, сразу решили делать для рынка. Мы понимали: если на новой платформе будет комфортно SOHO.MBA, то и другим школам тоже. У нас была идея не просто автоматизировать процессы дополнительного образования, а сделать по-настоящему классный продукт с удобным и полезным функционалом.

Чего нам не хватало на GetCourse? Несмотря на то что коллеги постарались построить для нас чрезвычайно комфортную среду и поддержку, мы не могли нормально организовать учебный процесс. Это связано с особенностями платформы. GetCourse родилась на рынке инфобизнеса и автоматизирует именно его, а инфобизнес и ДПО — совсем разные вещи. То есть на платформе удобно продавать видео, чек-листы и другие информационные продукты (по сути — учебники), но выстраивать обучение параллельных групп со своими программами, системой коммуникации преподавателей со слушателями, дашбордами по образовательным процессам — невозможно. Ну и миллиона других необходимых фишек не хватало: например, нам были доступны только тесты, а других форм контроля знаний вроде квизов, опросников, кроссвордов — не было. На нашей платформе мы создали много форматов с обучением в игровой форме.

Второй момент касается CRM. Она очень неплохая в GetCourse. Но ее писали мои коллеги из «Ютинета» и «Мегаплана» (Михаил Уколов был основателем интернет-ретейлера «Ютинет.Ру» в 2004-м и CRM-системы и таск-менеджера «Мегаплан» в 2006 году. — Прим. ред.) уже 10 лет назад. В нее заложены мысли образца 2011–2012 годов, а за это время мир ушел вперед. Самое простое и важное с точки зрения продаж — в GetCourse человек заходит в профиль по почте, а не по верифицированному телефону. Когда человек поступает в систему с телефоном, у консультантов по продажам больше шансов довести его до продажи — вероятность успешной связи растет с 15 до 90%. Если у консультантов только электронная почта, то с человеком практически нет связи. Я думаю, для GetCourse это не очень принципиально, ведь при низких средних чеках в инфобизнесе (а это 5–8 тысяч рублей по рынку) дожимаемость заказов до оплаты в любом случае будет 70–80%, и отдел продаж не очень нужен. В онлайн-образовании же чеки высокие (от 50–60 тысяч рублей и выше), поэтому работа консультантов с клиентами очень важна и отражается на объеме продаж.

Кроме того, есть еще один момент, связанный с авторизацией, который мы отработали в «Ютинете» как раз в 2012–2013-х годах в борьбе за конверсию в заказы. При заказе первым этапом нужно просить клиента ввести только номер телефона, а остальные поля вроде имени, фамилии, почты надо оставить для следующего шага. Так количество заказов, попадающих в систему, будет больше в полтора раза. Все потому, что люди часто передумывают, пока заполняют огромные анкеты. Сейчас, если школы переходят на нашу платформу, выручка становится больше на 15–30%. Они ничего при этом не делают, просто у нас эффективнее CRM.

— Какие еще платформы на рынке вы бы выделили?

— Все онлайн-образование можно поделить на четыре сегмента: корпоративное, детское и взрослое дополнительное, инфобизнес. На рынке для инфобизнеса есть Zenclass, JustClick, «АнтиТренинги». Для корпоративного образования — iSpring, но они ориентируются на верхний сегмент, то есть на большие корпорации. GetCourse владеет около 70% рынка инфобизнеса и какими-то небольшими долями в детском и взрослом допобразовании. Онлайн-школам зачастую там учить клиентов неудобно, но других решений нет. Кто-то пытается перейти на «Google Класс», однако в этом случае приходится заниматься «созданием Франкенштейна»: искать отдельные платформы для CRM, рассылок, коммуникации — все это сложно собрать вместе. 

Основные сегменты нашей платформы — взрослое и детское дополнительное образование, средний и нижний корпоративный сегмент. Сегмент инфобизнеса, несмотря на его размер и динамику, нам не очень интересен: по этическим соображениями мы не поддерживаем многие методы продаж, которые там распространены. Постепенно мы собираем с GetCourse и других платформ для инфобизнеса школы со своей аудиторией, которые туда пришли, потому что не было выбора. SOHO.LMS всего 9 месяцев, сейчас среди наших клиентов 200 школ — через два года рассчитываем, что их будет уже 3 тысячи, а через четыре — уже 10 тысяч, к этому времени мы станем лидерами в своих сегментах. Но пока, если смотреть по январю, на платформу приходится около 5% выручки. Остальное приносит SOHO.MBA.

«Блогеры никуда не делись, просто охваты в три раза упали» 

— Как вы продвигаете SOHO.MBA? Изменилось ли что-то с 24 февраля 2022-го?

— У детского и корпоративного образования достаточно теплая аудитория, тут не требуется много усилий, чтобы привлечь людей. Рынки же взрослого образования и инфобизнеса большие, но холодные, поэтому классическая рекламная модель, когда школа дает рекламу, клиент попадает на сайт и там заполняет заявку, работает совсем плохо.

Кроме того, в России с прошлого года из-за исчезновения таргета в Instagram* значительно упала способность школ (да и всех малых и средних онлайн-бизнесов) привлекать ЦА — именно там обитал наиболее платежеспособный средний класс. Оставшаяся реклама стала дороже. Если до весны 2022 года контакт с человеком стоил 30 копеек, то к маю он подорожал до рубля. Раньше реклама составляла 3% от выручки, сейчас — 9%. Если бы мы жили преимущественно на таргете, возможно, это нас бы почти убило или заставило замкнуться на своей клиентской базе, как многих других. Понятно, что сейчас экономика ухудшилась, люди стали сберегать, но в тех масштабах бизнеса, которые ведет SOHO.MBA, это все пока не критично.

Любая модель продаж во взрослом онлайн-образовании должна включать внешний и внутренний прогревы. Мы не даем контекстную рекламу, не выкупаем баннеры, зато у нас есть большое внутреннее агентство по закупке трафика в социальных сетях, которое покупает у блогеров и в каналах нативные размещения. Оттуда подписчики переходят к нам и на наших площадках читают полезный и интересный контент (внутренний прогрев). Когда в школе стартует очередной набор, достаточно позвать прогретую аудиторию на поток. 

Что касается продвижения платформы — ее модель продаж еще до конца не сформирована, но будет чем-то похожей на школьную, только заинтересованную аудиторию будут приводить инструменты внешнего прогрева (PR, Product Placement, партнерские программы).

— Через какую соцсеть к вам приходит больше всего людей?

— Это иллюзия, что раз Instagram* заблокировали, то все пропало. Организовать закупку рекламы у блогеров сложнее, чем настроить таргет, но блогеры никуда не делись, просто охваты в три раза упали. Снижение трафика нас не пугает, потому что SOHO.MBA работает на огромную аудиторию: маленькие предприниматели, самозанятые и люди, которые хотят свой бизнес, — получается около 15 млн человек. А мы учим всего 5–8 тысяч человек в год. От того, что охваты в Instagram уменьшились в несколько раз, ничего глобально не изменилось: желающих учиться все равно хватает. Мы и не стремимся выпускать много учеников — для нас это невозможно без потери качества. Для этого нужно, к примеру, больше преподавателей. Каждый преподаватель в SOHO.MBA — состоявшийся предприниматель и квалифицированный педагог, который ведет свои бизнесы. Таких людей находить очень сложно.

В этом году мы больше внимания планируем уделять контенту в YouTube и Telegram. Аудитория Instagram* — хороший средний класс, однако есть особенность: там преимущественно женщины. Мужской же аудитории больше в YouTube, поэтому мы смотрим в ту сторону, ведь, по разным данным, от 55 до 60% предпринимателей — мужчины.

«Я 10 лет жил в мире инвестиций: мне хватило»

— С какими показателями планируете подойти к концу 2023 года?

— В школе мы планируем вырасти в полтора раза. Получится больше — хорошо, если вырастем чуть меньше — тоже сильно не расстроимся. SOHO.MBA для нас в первую очередь любимый продукт и только во вторую — прибыльный проект. В этом смысле качество образовательного продукта для нас важнее, чем дополнительные 10–20% роста. Хотя я не думаю, что выручки будет меньше, чем в прошлом году. Однако сейчас всякое может произойти: вдруг закроют YouTube, заблокируют все VPN. Значит, будем больше ориентироваться на русскоязычную аудиторию за рубежом. 

— Будете выходить со школой или платформой на иностранные рынки?

— Для школы это сложно. Несмотря на то что малый бизнес работает везде одинаково, продукт, который мы делаем, по-настоящему понятен только русскоязычной аудитории. Я мыслю на русском языке, учился в русскоязычной системе образования, поэтому знаю все ее достоинства и недостатки. А чтобы знания были по-настоящему полезны, они должны быть изложены в рамках мировоззрения клиента. 

Платформы можно выводить на международные рынки, но надо понимать, что наша LMS еще молода: сначала соберем все, что нам положено на российском рынке, потом будем думать об экспансии. Если тут мы явные лидеры по функциональности платформы для процессов обучения, то там пока таковыми не будем. Для этого нам нужно еще несколько лет инвестировать в развитие системы.

— Пытаетесь ли вы привлечь инвестиции?

— Я 10 лет жил в мире инвестиций: мне хватило. Когда в тебя вкладывают, ты больше времени уделяешь отношениям с акционерами, чем бизнесу, а хорошо получается в первую очередь то, куда ты инвестируешь свое время. В 2007–2010 годах мы были молодыми и зелеными руководителями, наших денег не хватало для роста, и мы покупали скорость развития на деньги инвесторов. На текущую инвестиционную программу нам хватает своего денежного потока, и дополнительные деньги можно разве что сложить себе в карман. Но в продукт это ничего не добавит, только станет сложнее его делать, потому что появятся партнеры со своим видением и интересами.

* Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией.

Анна Швецова

Дата публикации: 01 Март 2023


Аналитика и интервью
Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»
Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»

Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.

Интервью29 Ноябрь 2024
Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей
Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей

Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».

Аналитика29 Ноябрь 2024
Казанский феномен: почему растут edtech-проекты из Татарстана

Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.

Аналитика22 Ноябрь 2024

Edtech-игроки рассказали, как прошли приемные кампании на программы СПО и ВО в 2024 году

Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.

Аналитика15 Ноябрь 2024

Александр Доттер: Основные инновации развиваются на базе классических школ

«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов". О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".

Интервью12 Ноябрь 2024

Edtech-рынок Казахстана в 2023 году: падение на пятую часть из-за кризиса разработчиков

В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.

Аналитика07 Ноябрь 2024

Edtech всерьез берется за колледжи и вузы

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.

Аналитика01 Ноябрь 2024

Почти половину рынка занимают пять экосистем: расстановка сил после последних покупок «Сбера»

«Сбер» купил «Нетологию» и «Фоксфорд». Теперь его экосистема займет около 7% edtech-рынка и составит конкуренцию крупным игрокам: VK, «Яндексу» Skyeng и другим.

Аналитика21 Октябрь 2024

Григорий Любачев, сооснователь мессенджера «Пачка»: Нас используют как средство снижения издержек

Сервис «Пачка» стал активно продвигаться в edtech в 2022 году на волне импортозамещения. Сегодня у мессенджера на сферу образования приходится около 20% выручки, притом что владельцы сознательно не развивают специализированный функционал, сохраняя универсальность мессенджера. О том, как влияет на разработчиков тренд на снижение издержек, как работать с государственным сектором и какие новые технологии сегодня еще можно внедрять, в интервью SmR рассказал сооснователь мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.

Интервью18 Октябрь 2024

Ксения Скобеева, руководитель FAQMarketing: Больше всего мне жаль потерянную аудиторию 2019–2021 годов, на нее было потрачено много денег

Одними из самых острых проблем для онлайн-школ остаются стоимость трафика и привлечение новой аудитории. О том, какие ошибки были допущены онлайн-школами в период активного роста, где сейчас наиболее выгодная аудитория и каких продуктов сегодня не хватает на рынке, в интервью SmR рассказала Ксения Скобеева, руководитель агентства FAQMarketing.

Интервью17 Октябрь 2024

Все статьи ->
Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»
Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»

Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.

Интервью29 Ноябрь 2024
Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей
Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей

Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».

Аналитика29 Ноябрь 2024
Казанский феномен: почему растут edtech-проекты из Татарстана
Казанский феномен: почему растут edtech-проекты из Татарстана

Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.

Аналитика22 Ноябрь 2024
Edtech-игроки рассказали, как прошли приемные кампании на программы СПО и ВО в 2024 году
Edtech-игроки рассказали, как прошли приемные кампании на программы СПО и ВО в 2024 году

Формальное образование стало драйвером edtech-рынка: компании фиксируют рост числа студентов в несколько раз. Тем не менее, многим еще предстоит укрепить позиции на рынке и повысить доверие к услугам в новой нише.

Аналитика15 Ноябрь 2024
Александр Доттер: Основные инновации развиваются на базе классических школ
Александр Доттер: Основные инновации развиваются на базе классических школ

«Группа компаний «Просвещение», имеющая почти 100-летнюю историю работы в системе государственного образования, в последние годы вышла на рынок edtech: внедряет цифровые технологии и интегрирует в свой состав такие компании как "Профилум" и "99 баллов". О том, как внедряются инновации у крупнейшего издателя школьных учебников и какие перспективы развития открываются с помощью ИИ, Smart Ranking рассказал Александр Доттер, генеральный директор ООО «Образовательные технологии ПРО», входящего в группу компаний «Просвещение»".

Интервью12 Ноябрь 2024
Edtech-рынок Казахстана в 2023 году: падение на пятую часть из-за кризиса разработчиков
Edtech-рынок Казахстана в 2023 году: падение на пятую часть из-за кризиса разработчиков

В 2023 году рынок edtech в Казахстане сократился на 21%, упав до 52,4 млрд тенге. Основной причиной падения стало снижение выручки ведущих игроков сферы разработки. Тем не менее другие сегменты показали рост. Рынок сталкивается с нехваткой инвестиций, недоверием к инфобизнесу и экспансией зарубежных компаний. Самым перспективным направлением остается сегмент детского образования, а главными трендами — растущая конкуренция и ИИ.

Аналитика07 Ноябрь 2024
Edtech всерьез берется за колледжи и вузы
Edtech всерьез берется за колледжи и вузы

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2024 года. Годовой рост составил 19,6% — это более низкий результат, чем за первое полугодие 2024 года (22%), и минимальный рост с 2022 года. При этом динамика ДПО, основного сегмента рынка, упала до 13%. Основными точками роста стали СПО и высшее образование, которые будут драйвить рынок и в 2025 году.

Аналитика01 Ноябрь 2024
Почти половину рынка занимают пять экосистем: расстановка сил после последних покупок «Сбера»
Почти половину рынка занимают пять экосистем: расстановка сил после последних покупок «Сбера»

«Сбер» купил «Нетологию» и «Фоксфорд». Теперь его экосистема займет около 7% edtech-рынка и составит конкуренцию крупным игрокам: VK, «Яндексу» Skyeng и другим.

Аналитика21 Октябрь 2024
Григорий Любачев, сооснователь мессенджера «Пачка»: Нас используют как средство снижения издержек
Григорий Любачев, сооснователь мессенджера «Пачка»: Нас используют как средство снижения издержек

Сервис «Пачка» стал активно продвигаться в edtech в 2022 году на волне импортозамещения. Сегодня у мессенджера на сферу образования приходится около 20% выручки, притом что владельцы сознательно не развивают специализированный функционал, сохраняя универсальность мессенджера. О том, как влияет на разработчиков тренд на снижение издержек, как работать с государственным сектором и какие новые технологии сегодня еще можно внедрять, в интервью SmR рассказал сооснователь мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.

Интервью18 Октябрь 2024
Ксения Скобеева, руководитель FAQMarketing: Больше всего мне жаль потерянную аудиторию 2019–2021 годов, на нее было потрачено много денег
Ксения Скобеева, руководитель FAQMarketing: Больше всего мне жаль потерянную аудиторию 2019–2021 годов, на нее было потрачено много денег

Одними из самых острых проблем для онлайн-школ остаются стоимость трафика и привлечение новой аудитории. О том, какие ошибки были допущены онлайн-школами в период активного роста, где сейчас наиболее выгодная аудитория и каких продуктов сегодня не хватает на рынке, в интервью SmR рассказала Ксения Скобеева, руководитель агентства FAQMarketing.

Интервью17 Октябрь 2024

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
FAQ Marketing

Комплекс работ по настройке, закупке и ведению рекламных кампаний, привлечение поискового трафика и работа с репутацией.

Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

Салид

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.