
Сложно, но можно. Как edtech сотрудничает с вузами
Edtech-компании находят все больше точек соприкосновения с университетами: запускают совместные программы, создают платформы для онлайн-курсов и предлагают услуги по сопровождению и профориентации студентов. На встрече Smart Ranking «Edtech и высшее образование» крупнейшие игроки поделились опытом работы с вузами, рассказали о плюсах и минусах запуска направления ВО, подсветили, какие факторы драйвят партнерство, а какие тормозят.
Зачем edtech работать с динозаврами рынка образования
На некоторых рынках, например, в США, edtech зародился именно в вузах — они были проводниками образовательных технологий. В России получилось иначе: новаторские практики в обучении продвигает бизнес, а не университеты. Хотя пандемия вынудила вузы освоить онлайн-форматы, уровень диджитализации высшего образования все равно низкий: у университетов нет функциональных платформ.
Edtech-компании видят в высшем образовании нишу для продвижения ПО, методов в маркетинге и образовательной экспертизе, которую онлайн-школы наработали, продавая курсы ДПО. Еще сейчас edtech-бизнес не так активно, как раньше, растет на IT-специальностях для взрослых. Лидеры рынка теперь пытаются работать с этой аудиторией через высшее онлайн-образование. Всего edtech-компании запустили 27 программ с 14 вузами-партнерами.
Пиар, исследования и маркетинг
Сотрудничество с вузами — это один из способов гарантировать студентам качество услуг за счет практико-ориентированного трека и технологий, которые дают образовательные платформы, а также сильной академической базы и диплома со стороны университетов, считают в Skillbox. В компании видят три сферы, в которых edtech-игрокам полезно партнерство с вузами:
Исследование аудитории. Партнерство помогает в создании эффективного исследовательского инструмента. Он позволяет и вузу, и онлайн-платформе лучше понять аудиторию и повысить качество продукта и сервиса. Партнерские программы актуализируют данные о студентах: что они хотят, какие есть боли, учатся ли они ради корочки или хотят закрыть уже замотивированные потребности. Совместная работа позволяет комплексно изучить портрет студента и перенести эти знания на продукт.
Обогащение образовательного опыта. Университеты и онлайн-школы совмещают, но не дублируют усилия при создании образовательных программ: фундаментальные знания, которые предлагает вуз, сочетаются с практикоориентированными методиками edtech. Онлайн-платформы имеют более прикладной подход, потому что исходят из запроса рынка.
PR и маркетинг. Маркетинг проекта зачастую остается на стороне edtech-компаний — у них большой опыт в продвижении. У вузов есть потребность в привлечении новой аудитории, поэтому им также важно использовать маркетинговые инструменты. Edtech эту потребность может закрыть.
«Здесь важно наладить диалог с университетами, учитывать особенности их внутренних процессов, майндсет», — считает Всеволод Иоффе, руководитель аналитики направления «Академическое образование» в Skillbox.
В этом году в Skillbox набрали более 300 учеников на программы высшего образования. Это в два раза больше, чем годом ранее. В 2022 году рынок с учетом влияния внешнеэкономических факторов был более стихийным. Сегодня поведение потребителя более осознанно.
«Начнется дождь — достанем зонтик»
Делать программы высшего образования edtech-компаниям в одиночку можно, но крайне сложно. Высока степень неопределенности. Например, неизвестно, как будет регулироваться переход с Болонской системы, закрепится ли система «5,5» вместо «4+2» и сохранится ли возможность выбирать магистратуру вне зависимости от направления бакалавриата. Вузы не раз проходили через такие изменения на государственном уровне, поэтому здесь у edtech-компаний есть шанс не допустить ошибок, опираясь на опыт партнеров. В коллаборации вузов и edtech-компаний есть перспективы, несмотря на турбулентную среду, считают в «Нетологии».
«К неопределенности относимся, как к погоде: начнется дождь — достанем зонтик», — говорит Оксана Апрельская, руководитель направления «Высшее образование» в «Нетологии».
«Мэтч высшего образования и ДПО»
Высшее образование времязатратно и не во всех вузах ориентировано на практику. При этом, сегодня цель учебы у студентов — получить высокооплачиваемую профессию в короткий срок. Поэтому в «Синергии» решили сделать ВО более прикладным за счет «мэтча» с ДПО, делится Александр Чальян, коммерческий директор Центра переподготовки Университета «Синергии». Образовательный план выстраивается «как конструктор Lego»: несколько курсов ДПО складываются в программу высшего образования. Такой подход позволяет снизить издержки на создание программ и быстрее трудоустраивать студентов. Технологически обучение на направлении высшего образования не отличается от ДПО: 82% программ проходят в онлайне на собственной LMS-платформе.
Как сотрудничают детский сегмент и вышка
Детский сегмент edtech также работает в разных форматах с вузами. Например, Maximum Education сотрудничает с университетами в пяти направлениях:
уже 10 лет проводит выставку «Навигатор поступления»;
обучает студентов в 11 федеральных педагогических вузов на курсе «Эффективное преподавание онлайн»;
обучает учителей на программах ДПО;
запускает совместные с университетами курсы для абитуриентов;
организует бакалаврскую офлайн-программу с МГПУ.
Для MAXIMUM развитие программ высшего образования сейчас становится одним из стратегических направлений.
«Потенциально интересно экспериментировать и смотреть на разные формы сотрудничества проектного и продуктового, искать более широкие точки соприкосновения. Это как ступеньки, сейчас мы уже работаем в сегменте СПО, следующий шаг — широкий спектр совместных программ в высшем образовании», — говорит Александр Хвостов, директор по связям с образовательным сообществом.
Еще одно направление сотрудничества детского и высшего образования — профориентация. «Профилум» — онлайн-сервис карьерного развития. Компания создает цифровые сервисы профдиагностики для детей, но выходит на рынок СПО и высшего образования. На этом направлении стратегия Профилума — помощь в привлечении студентов и развитии их карьерной готовности. Компания помогает абитуриентам и выпускникам ориентироваться при выборе профессии и работодателя, формируя нужные компетенции для реализации себя на рынке труда. Вузы заинтересованы в таких продуктах, так как у них есть KPI по трудоустройству.
«Мы помогаем привлечь, сохранить и правильно адаптировать студента с выгодой для вуза: чтобы студент выбрал оптимальный трек и доучился, а после выпуска нашел работу», — комментирует продуктовую стратегию сотрудничества «Профилум» с университетами Виталий Алтухов, сооснователь компании.
На moodle далеко не уедешь
Лишь у некоторых университетов есть качественные платформы для организации онлайн-учебы, отмечают в Teachbase. Как правило, это самописные решения, в которые были вложены значительные средства.
«Рынок платформ для вузов — нулевой», — считает Владимир Щербаков, CEO компании. Университеты часто используют Moodle — с таким инструментом сложно продвигать онлайн-курсы. Для Moodle необходимы доработки — они для вузов дорого стоят.
Создание собственных функциональных платформ — точка роста для университетов. Сейчас бизнес заинтересован в онлайн-образовании: такой формат помогает обучать больше людей и преодолевать нехватку кадров. Поэтому развитие онлайн-инфраструктуры в вузах — перспективное направление еще и для коммерческих структур.
Summary
Сегодня edtech работает с вузами в разных форматах, которые зависят от сегмента компании. Например, онлайн-школы запускают совместные программы с университетами, разработчики — предлагают вузам платформы, игроки детского сегмента проводят профориентацию для абитуриентов и выпускников. Компании считают партнерство edtech и университетов перспективным, но сложным. Законодательная неопределенность, плохо развитая технологическая база, запутанность внутренних процессов и бюрократия тормозят сотрудничество. Пока партнерство с университетами не всегда коммерчески выгодно: юнит-экономика часто не сходится, хотя есть и такие курсы, которые быстро становятся рентабельными.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 17 Октябрь 2023

7 декабря в Москве прошла первая офлайн-премия Edtechs Awards. Команда Smart Ranking наградила лучшие edtech-компании в 22 номинациях. Победителей определяли, основываясь на голосовании жюри и данных SmR. Компанию года выбрали гости мероприятия — ею стал «Яндекс Практикум». Лучшим СЕО объявили Андрея Сизова из «Фоксфорда», самый большой рост среди перспективных компаний показал «Профилум».

Второго ноября «Нетология», Skillfactory, Skillbox и шесть российских вузов объявили о создании Содружества онлайн-высшего образования (СОВО). Это первое объединение edtech-компаний и университетов, но на рынке есть и другие ассоциации: например, РАЦИО, АСОО и кластер «РАЭК/EdTech». Пока edtech-содружества только начинают работу: проводятся стартовые мероприятия, исследования и обсуждения стандартов онлайн-образования на государственном уровне.
Завершается «черная пятница» — самая масштабная распродажа на рынке онлайн-образования. Крупнейшие edtech-компании сообщили, что акция прошла успешно: некоторым игрокам удалось двукратно увеличить выручку по отношению к прошлому месяцу. Однако онлайн-школы отмечают: интерес к распродажам в этом году оказался ниже. Подробности о том, какой была «черная пятница» на рынке edtech в 2023 году, читайте в материале.
В 2023 году центр образовательных технологий Advancе оказался в непростой ситуации: его покинул основатель Николай Ягодкин. Столкнувшись с падением выручки, увеличением бюрократических требований и снижением конверсий рекламных инструментов, компания смогла преодолеть кризис, возобновить рост и сегодня строит планы стать единорогом на зарубежном рынке, уже создав свой первый курс на английском языке. Об этом и о своем необычном опыте работы с государственными школами рассказал Smart Ranking генеральный директор Advance Александр Згода.
Владелец образовательной компании Like Центр Аяз Шабутдинов до 16 декабря остается под арестом из-за обвинений в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Согласно версии следствия, он создавал ложное впечатление у клиентов о возможности построить прибыльный бизнес благодаря его учебным программам. Василий Алексеев, СЕО Like Центра, рассказал Smart Ranking о том, что сейчас происходит в компании и как выстроена работа относительно гарантий достижения результата обучения.
Во время конференции EdCrunch X прошла панельная дискуссия на тему «Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата». Спикеры пришли к выводу, что edtech-компании могут быстрее, чем вузы адаптироваться к новым реалиям рынка, однако еще не скоро смогут заменить классические учебные заведения. Модерировал сессию Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education.
Лидеры российского рынка и специалисты зарубежного edtech поделились практиками трудоустройства на кейс-сессии EdCrunch «Как решать проблему кадрового голода? Трудоустройство под запросы рынка». Читайте, чем отличается поиск работы джуна и миддл-специалиста, как хакатоны могут привести к офферу и как школы интегрируется с работодателями.
На EdCrunch прошла панельная дискуссия на тему «”Завтра я не смогу найти работу?” Lifelong learning в мире быстрого развития индустрий». Спикеры пришли к выводу, что концепция непрерывного обучения в качестве бизнес-модели не работает, а также обсудили, что слеш-карьера может решить проблему выгорания учителей. Модерировала сессию Наталья Царевская, Директор направления EdTech ИТ-кластера, Фонд «Сколково».
Во второй день конференции Edcrunch X состоялась кейс-сессия про геймификацию обучения. Модератором сессии стала Дарья Островская, руководитель департамента олимпиад в «Учи.ру».
Рассказываем об итогах второй части кейс-сессии на конференции EdCrunch X, во время которой представители edtech-компаний обсудили роль и применение ИИ в их работе. Модератором сессии стал Хиран Банерджи, генеральный директор Quizzy.

7 декабря в Москве прошла первая офлайн-премия Edtechs Awards. Команда Smart Ranking наградила лучшие edtech-компании в 22 номинациях. Победителей определяли, основываясь на голосовании жюри и данных SmR. Компанию года выбрали гости мероприятия — ею стал «Яндекс Практикум». Лучшим СЕО объявили Андрея Сизова из «Фоксфорда», самый большой рост среди перспективных компаний показал «Профилум».

Второго ноября «Нетология», Skillfactory, Skillbox и шесть российских вузов объявили о создании Содружества онлайн-высшего образования (СОВО). Это первое объединение edtech-компаний и университетов, но на рынке есть и другие ассоциации: например, РАЦИО, АСОО и кластер «РАЭК/EdTech». Пока edtech-содружества только начинают работу: проводятся стартовые мероприятия, исследования и обсуждения стандартов онлайн-образования на государственном уровне.

Завершается «черная пятница» — самая масштабная распродажа на рынке онлайн-образования. Крупнейшие edtech-компании сообщили, что акция прошла успешно: некоторым игрокам удалось двукратно увеличить выручку по отношению к прошлому месяцу. Однако онлайн-школы отмечают: интерес к распродажам в этом году оказался ниже. Подробности о том, какой была «черная пятница» на рынке edtech в 2023 году, читайте в материале.

В 2023 году центр образовательных технологий Advancе оказался в непростой ситуации: его покинул основатель Николай Ягодкин. Столкнувшись с падением выручки, увеличением бюрократических требований и снижением конверсий рекламных инструментов, компания смогла преодолеть кризис, возобновить рост и сегодня строит планы стать единорогом на зарубежном рынке, уже создав свой первый курс на английском языке. Об этом и о своем необычном опыте работы с государственными школами рассказал Smart Ranking генеральный директор Advance Александр Згода.

Владелец образовательной компании Like Центр Аяз Шабутдинов до 16 декабря остается под арестом из-за обвинений в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Согласно версии следствия, он создавал ложное впечатление у клиентов о возможности построить прибыльный бизнес благодаря его учебным программам. Василий Алексеев, СЕО Like Центра, рассказал Smart Ranking о том, что сейчас происходит в компании и как выстроена работа относительно гарантий достижения результата обучения.

Во время конференции EdCrunch X прошла панельная дискуссия на тему «Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата». Спикеры пришли к выводу, что edtech-компании могут быстрее, чем вузы адаптироваться к новым реалиям рынка, однако еще не скоро смогут заменить классические учебные заведения. Модерировал сессию Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education.

Лидеры российского рынка и специалисты зарубежного edtech поделились практиками трудоустройства на кейс-сессии EdCrunch «Как решать проблему кадрового голода? Трудоустройство под запросы рынка». Читайте, чем отличается поиск работы джуна и миддл-специалиста, как хакатоны могут привести к офферу и как школы интегрируется с работодателями.

На EdCrunch прошла панельная дискуссия на тему «”Завтра я не смогу найти работу?” Lifelong learning в мире быстрого развития индустрий». Спикеры пришли к выводу, что концепция непрерывного обучения в качестве бизнес-модели не работает, а также обсудили, что слеш-карьера может решить проблему выгорания учителей. Модерировала сессию Наталья Царевская, Директор направления EdTech ИТ-кластера, Фонд «Сколково».

Во второй день конференции Edcrunch X состоялась кейс-сессия про геймификацию обучения. Модератором сессии стала Дарья Островская, руководитель департамента олимпиад в «Учи.ру».

Рассказываем об итогах второй части кейс-сессии на конференции EdCrunch X, во время которой представители edtech-компаний обсудили роль и применение ИИ в их работе. Модератором сессии стал Хиран Банерджи, генеральный директор Quizzy.