Smart Ranking


Укрепляй и властвуй

Укрепляй и властвуй

Итоги 2020 года для российского рынка EdTech

Компания Smart Ranking при поддержке пула участников рынка составила новый рейтинг крупнейших EdTech-компаний России. По итогам 2020 года суммарная выручка топ-60 выросла более чем на 113% относительно предыдущего года, достигнув почти 34 млрд рублей.

Таким образом, участники рейтинга превысили ранее прогнозируемые для них 25 млрд рублей и теперь занимают более 60% российского рынка EdTech, который равен 53–54 млрд рублей, согласно оценкам экспертов.

«Рынок EdTech и до этого рос на 17–25% в год, а сейчас многие компании показали двух- и даже трехкратный рост за счет резкого перехода всего мира на удаленку, оставив позади прогнозные 40 млрд рублей по объему рынка в 2020 году», — отмечает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. Она прогнозирует, что в 2022 году объем рынка достигнет 60 млрд рублей. 

«Из-за карантина, перехода на удаленную работу и дистанционное образование EdTech получил много внимания и новых пользователей, — говорит Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикум». — Если в 2019 году доля тех, кто хоть раз пробовал учиться в онлайне, была около 30%, то сегодня это уже 60%. То есть весь рынок перешел на новую стадию, как было с рынком e-commerce лет 10 назад».

Эксперты уверены, что рынок продолжит расти. Он традиционно увеличивается за счет роста самого рынка образования: во-первых, образование становится старше. То есть если раньше люди прекращали учиться после вуза, то теперь учатся всю жизнь: сегмент взрослого образования — самый объемный и быстрорастущий. Во-вторых, растет спрос на новые знания и профессии, который не удовлетворяется базовым образованием.


Цифровые приоритеты

Если для одних игроков массовый переход пользователей в онлайн стал стресс-тестом, то другим позволил вырваться в лидеры. В сумме количество студентов школ из топ-10 рейтинга за год выросло в два раза и составило более 9 млн человек. Заметнее всего за год аудиторию расширили компании, специализирующиеся на цифровых профессиях. Как отмечают в «Нетология-групп», пик популярности онлайн-курсов пришелся на начало весны: только за март аудитория выросла на 345%.


 «В прошедшем году особенно отмечалась потребность в кадрах, которые умеют работать с большими данными, интернетом вещей, дополненной и виртуальной реальностью, — отмечает Марианна Снигирева, исполнительный директор образовательной компании «Нетология». — Цифровая трансформация экономики также стимулирует востребованность бизнес-образования: компаниям нужны цифровые лидеры и управленцы, способные запускать и руководить сложными IT-продуктами».


Тем не менее лидерство по итогам года сохранила школа иностранных языков Skyeng, также возглавлявшая рейтинги 2018-2019 годов. Ей уступил онлайн-университет современных профессий Skillbox, который закрепился на втором месте. На третьем месте оказалась онлайн-платформа «Учи.ру».


В целом ресурсы, обучающие цифровым профессиям, продемонстрировали наибольший рост выручки за год — по сегменту она составила почти 30% от общей суммы, которую заработали топ-60 в 2020 году. Этому не помешало даже то, что часть этих компаний замедлила рост к концу года.


Удаленный класс

Разумеется, в 2020 году рост показало и школьное образование, для которого наиболее успешным периодом традиционно стали II и IV кварталы. Переход на полное дистанционное обучение заставил учителей и школьников искать альтернативу очному образованию.

«Мы видим, что интерес к обучению онлайн постоянно растет: так, в 2020 году аудитория «Фоксфорда» выросла более чем в 2 раза. Взрывной рост был в сегменте экстерната и домашней школы — в 2020 году к нам пришло в 4 раза больше учеников, чем в 2019-м, — рассказывает исполнительный директор «Фоксфорда» Андрей Сизов. — Кроме того, мы видим большой потенциал роста в сегменте онлайн-обучения для дошкольников и начальной школы: мы протестировали некоторые новые продукты и форматы и увидели неподдельный интерес у аудитории».

Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, говорит, что за прошлый год выручка компании выросла в 2,4 раза, а число пользователей — в 4 раза. «Количество сессий на пользователя увеличилось на 69%, что показало возросшую важность цифровых ресурсов для образовательной системы», — говорит Андрей Илингин.

Старт учебного года осенью 2020-го вновь подогрел интерес пользователей, а вместе с тем и инвесторов. Самой крупной сделкой в этом сегменте стала покупка образовательной платформы «Учи.ру», в которой Mail.ru Group приобрела 25% за 3,75 млрд рублей. Также в декабре компания IntellectoKids привлекла $3 млн. По словам ее генерального директора Михаила Котлова, выручка платформы выросла за прошедший год более чем в три раза и удвоила количество пользователей: «Мы сумели адаптироваться к новым условиям, обнаружив потребность родителей в образовательных мобильных продуктах для дошкольников. Теперь наши приложения прежде всего направлены на обучение, хоть и в игровом формате. До пандемии мы были больше ориентированы на развлекательные игры с образовательными элементами».

Владельцы образовательных платформ также отмечают интерес к школьному образованию со стороны стартаперов. «Может показаться, что порог вхождения на рынок крайне низок: казалось бы, достаточно записать на камеру несколько лекций, и онлайн-курс уже готов. Однако в случае со школьным образованием организация дистанционного обучения представляется непростой задачей. Дело не только в технологиях, но и в строгих требованиях ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов. — РБК), а также в понимании, что методы обучения нужно трансформировать под используемые технологии», — говорит Павел Арсеньев, генеральный директор школы «ИнтернетУрок».


Бизнес-лидеры 

Лидером в сегменте бизнес-образования по-прежнему остается Like Центр. С начала 2020 года компания стремительно наращивала выручку и показала максимальный прирост в IV квартале, практически в два раза увеличив показатель за III квартал. Тем не менее в финальную пятерку компания так и не вошла. Аяз Шабутдинов, основатель Like Центра, уверен, что будущее сегмента бизнес-образования — за гибридным форматом, когда часть программы реализована в онлайне, но при этом обязательно присутствует офлайн-коммуникация.

В то же время самая популярная бизнес-программа в мире — MBA — все активнее теряет позиции. «В этом году мы выявили падение спроса на основные наши продукты из линейки МВА. В сложившейся ситуации длительное обучение уже не так привлекает клиентов, — отмечают в City Business School. — Сейчас увеличился спрос на краткосрочные курсы и микрообучение конкретным навыкам и компетенциям, а также на обучение по модели подписки».


Корпорация учит

Также рывок под конец года сделал сегмент корпоративного обучения. По словам Дмитрия Зацепина, директора образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР», IV квартал стал для компании самым успешным: люди осознали себя в новых реалиях, набрали обороты запущенные в прошлом году продукты по корпоративному образованию для среднего и крупного бизнеса. 

Стремительный рост показали программы, позволяющие с нуля освоить новую профессию, отмечает Светлана Кравченко, руководитель «Контур.Школы». В 2020 году компания открыла два новых направления: обучение охране труда и интернет-маркетингу (последнее прошли более 9 тыс. новых пользователей).


Офлайн-профессии под вопросом

Завершили год с минусом всего три компании — Lingualeo, Modum Lab и Sikorsky Beauty Academy. Последняя, как школа, обучающая офлайн-профессиям в beauty-сфере, так и не смогла полностью исправить ситуацию после затяжного падения во II квартале 2020 года. Впрочем, у кризиса оказались и позитивные последствия. Клиенты, которые раньше были готовы получать практические навыки только очно, пересмотрели свои взгляды и начали тестировать новые для себя форматы. По словам генерального директора Sikorsky Beauty Academy Всеволода Бельченко, это позволило расширить аудиторию и активно развивать онлайн-направление.

«Рынок beauty-мастеров существенно пострадал, упал спрос на их услуги. Это сказалось и на спросе на обучение. Многие классические учебные центры ушли с рынка, но появилось место для новых форматов обучения», — говорит он. 


Реанимация b2b

Пандемия оказалась испытанием и для компаний, специализирующихся на разработке онлайн-курсов. Во II квартале 2020 года многие игроки заявили об оттоке клиентов, которые сокращали бюджеты в условиях глобальной неопределенности. 

«Все наши действующие и потенциальные клиенты были затронуты в той или иной степени кризисом, вызванным снижением покупательского спроса и эффектом пандемии, — отмечает Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио». — Или бюджеты на закупки IT-решений были заморожены, или решение откладывалось ввиду неопределенности и неуверенности в своем будущем. Порядка 70% потенциальных планируемых закупок в 2020 году были отложены до лучших времен и наступления ясности в вопросе восстановления нормальной экономической активности. Хотя интерес к платформе и в целом к отрасли EdTech значительно вырос, этот спрос не реализовался в полной мере в реальные сделки и контракты». 

И тем не менее в IV квартале разработчикам удалось не только выровнять ситуацию, но и показать рост. В основном это связано с закрытием бюджетов в конце года, также некоторые заказчики смогли адаптироваться в ситуации с пандемией, наладить работу и отказаться от очного обучения в пользу онлайна.


Прогнозы на 2021 год

  • Увеличение влияния государства

Большинство участников рейтинга поделились позитивными ожиданиями от 2021 года. Тем не менее рынок может существенно измениться с появлением законопроекта о просветительской деятельности.

«Дальше все будет зависеть от конкретных мер: мы можем столкнуться как с мягким регулированием, когда образовательным компаниям нужно будет только информировать власть о своей деятельности, так и с жестким — если это информирование превратится в согласование, — отмечает Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox. — Это, конечно, сильно замедлит рост рынка и работающих на нем компаний. Особенно это касается небольших игроков — хотя бы потому, что увеличится порог входа из-за новых юридических расходов».

  • Потребитель станет требовательнее

Еще одним ожидаемым фактором станет увеличение требований к качеству образовательных услуг. Пользователь будет строже оценивать сервис и требовать гарантий результата.

«Клиенты все больше рассматривают онлайн-образование как одну из ключевых инвестиций в своей жизни. Это серьезная профессиональная трансформация, которая затронет многие жизненные аспекты клиента», — говорят в SkillFactory. 

«Ученики стали выбирать обучение не только по программе и преподавателям: большую роль теперь играет формат, удобство, экосистема и возможность построить собственную траекторию обучения, — отмечает Светлана Кравченко, руководитель Контур.Школы».

По мнению Евгения Лебедева, теперь рынок сосредоточится на решении таких проблем, как удержание пользователей, коллаборативное обучение и техническая стабильность.

«Пользователи уже не будут удивляться просто возможности «учиться откуда угодно». Это уже норма, — говорит он. — И вопросами, которые начнут задавать сервисам на рынке, будут: а где, собственно, сам сервис? Как оценить качество обучения? Какие гарантии результата я получаю? «Яндекс.Практикум» работает в том числе на рынке США, где пользователи уже несколько лет задают эти вопросы, так как рынок более взрослый. Мы уверены, что рынок онлайн-образования в 2021 году имеет все шансы прийти к этой взрослости». 

  • Усиление позиций крупнейших игроков

Крупные игроки продолжат активно наращивать долю рынка, а маленьким компаниям будет еще сложнее закрепиться. 

«Монополизация рынка EdTech со стороны «стратегов» в русскоязычном сегменте будет активно продолжаться и в 2021-м, и в 2022-м году, что приведет к уходу с рынка тех, кто не успеет занять 50% и более доли рынка в своем сегменте или своей нише», — считают в онлайн-школе Puzzle English.


Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель A.Partners:

Я абсолютно уверен, что основным драйвером рынка будет рост существующих игроков. Тот темп роста, который показали топ-10 игроков в 2020 году, является неким отраслевым стандартом роста для крупных игроков, который продлится еще как минимум год. В этом смысле, например, двукратное увеличение размера бизнеса любого из игроков, занимающего топовую позицию в своей нише, приносит значительно больший вклад в увеличение всего размера рынка, чем появление новых игроков. Новые игроки должны все равно пройти по определенной траектории роста — в первый-второй год существования компания не может показать выручку в миллиард рублей, должно пройти время, чтобы дойти до таких значений. 

Мы по-прежнему будем видеть новые инвестиции в этом сегменте в двух категориях.

Первая — на очень ранних стадиях в новые бизнес-модели либо в какой-то доселе отсутствующий на рынке мейнстрим, например экспорт российского EdTech. Примерами таких сделок с точки зрения бизнес-модели являются инвестиции в Educate Online от клуба AngelsDeck, соучредителем которого я являюсь, а примером экспорта является инвестиция Сергея Солонина в бразильскую EBAC Online. 

Второй тип сделок на этом рынке — сделки очень поздних стадий: крупные раунды в топ-10 — топ-15 игроков рейтинговой таблицы с чеками $5–10 млн по оценке от 1 до нескольких сотен миллионов долларов.

В 2020 году событий было очень много, и можно с разных ракурсов говорить об этом. С инвестиционной точки зрения, конечно же, важной является активность одного из стратегов в этом сегменте — Mail ru. Второе — EdTech-рынок продолжает оставаться на хайпе у инвесторов, и многие считают его очень перспективным. И последнее — влияние пандемии было переоценено и оказалось не таким значительным, как ожидалось. Но можно было наблюдать один важный эффект: многие бизнесы полностью переформатировали бизнес-модель.

Дата публикации: 27 Апрель 2021


Аналитика и интервью
Результаты премии Edtechs Awards
Результаты премии Edtechs Awards

7 декабря в Москве прошла первая офлайн-премия Edtechs Awards. Команда Smart Ranking наградила лучшие edtech-компании в 22 номинациях. Победителей определяли, основываясь на голосовании жюри и данных SmR. Компанию года выбрали гости мероприятия — ею стал «Яндекс Практикум». Лучшим СЕО объявили Андрея Сизова из «Фоксфорда», самый большой рост среди перспективных компаний показал «Профилум».

Новости07 Декабрь 2023
Объединения в edtech — новый тренд на рынке
Объединения в edtech — новый тренд на рынке

Второго ноября «Нетология», Skillfactory, Skillbox и шесть российских вузов объявили о создании Содружества онлайн-высшего образования (СОВО). Это первое объединение edtech-компаний и университетов, но на рынке есть и другие ассоциации: например, РАЦИО, АСОО и кластер «РАЭК/EdTech». Пока edtech-содружества только начинают работу: проводятся стартовые мероприятия, исследования и обсуждения стандартов онлайн-образования на государственном уровне.

Аналитика01 Декабрь 2023
«Черная пятница» уже не та. Игроки edtech заметили спад интереса к акции

Завершается «черная пятница» — самая масштабная распродажа на рынке онлайн-образования. Крупнейшие edtech-компании сообщили, что акция прошла успешно: некоторым игрокам удалось двукратно увеличить выручку по отношению к прошлому месяцу. Однако онлайн-школы отмечают: интерес к распродажам в этом году оказался ниже. Подробности о том, какой была «черная пятница» на рынке edtech в 2023 году, читайте в материале.

Аналитика30 Ноябрь 2023

Александр Згода: Наша глобальная стратегия — расти без инвестиций

В 2023 году центр образовательных технологий Advancе оказался в непростой ситуации: его покинул основатель Николай Ягодкин. Столкнувшись с падением выручки, увеличением бюрократических требований и снижением конверсий рекламных инструментов, компания смогла преодолеть кризис, возобновить рост и сегодня строит планы стать единорогом на зарубежном рынке, уже создав свой первый курс на английском языке. Об этом и о своем необычном опыте работы с государственными школами рассказал Smart Ranking генеральный директор Advance Александр Згода.

Интервью30 Ноябрь 2023

«Так дальше продолжать нельзя». Василий Алексеев, СЕО Like Центра о ситуации Аяза Шабутдинова

Владелец образовательной компании Like Центр Аяз Шабутдинов до 16 декабря остается под арестом из-за обвинений в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Согласно версии следствия, он создавал ложное впечатление у клиентов о возможности построить прибыльный бизнес благодаря его учебным программам. Василий Алексеев, СЕО Like Центра, рассказал Smart Ranking о том, что сейчас происходит в компании и как выстроена работа относительно гарантий достижения результата обучения.

Интервью27 Ноябрь 2023

Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата

Во время конференции EdCrunch X прошла панельная дискуссия на тему «Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата». Спикеры пришли к выводу, что edtech-компании могут быстрее, чем вузы адаптироваться к новым реалиям рынка, однако еще не скоро смогут заменить классические учебные заведения. Модерировал сессию Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education.

Новости16 Ноябрь 2023

Как edtech-компании ищут работу студентам: основные тезисы с кейс-сессии EdCrunch

Лидеры российского рынка и специалисты зарубежного edtech поделились практиками трудоустройства на кейс-сессии EdCrunch «Как решать проблему кадрового голода? Трудоустройство под запросы рынка». Читайте, чем отличается поиск работы джуна и миддл-специалиста, как хакатоны могут привести к офферу и как школы интегрируется с работодателями.

Новости16 Ноябрь 2023

Непрерывное обучение: на EdCrunch развеяли мифы про lifelong learning

На EdCrunch прошла панельная дискуссия на тему «”Завтра я не смогу найти работу?” Lifelong learning в мире быстрого развития индустрий». Спикеры пришли к выводу, что концепция непрерывного обучения в качестве бизнес-модели не работает, а также обсудили, что слеш-карьера может решить проблему выгорания учителей. Модерировала сессию Наталья Царевская, Директор направления EdTech ИТ-кластера, Фонд «Сколково».

Новости16 Ноябрь 2023

Главное с кейс-сессии «Как геймицифировать обучение с пользой. Лучшие практики рынка»

Во второй день конференции Edcrunch X состоялась кейс-сессия про геймификацию обучения. Модератором сессии стала Дарья Островская, руководитель департамента олимпиад в «Учи.ру».

Новости16 Ноябрь 2023

EdTech кейс-сессия GPT в образовании. Часть 2

Рассказываем об итогах второй части кейс-сессии на конференции EdCrunch X, во время которой представители edtech-компаний обсудили роль и применение ИИ в их работе. Модератором сессии стал Хиран Банерджи, генеральный директор Quizzy.

Новости16 Ноябрь 2023

Все статьи ->
Результаты премии Edtechs Awards
Результаты премии Edtechs Awards

7 декабря в Москве прошла первая офлайн-премия Edtechs Awards. Команда Smart Ranking наградила лучшие edtech-компании в 22 номинациях. Победителей определяли, основываясь на голосовании жюри и данных SmR. Компанию года выбрали гости мероприятия — ею стал «Яндекс Практикум». Лучшим СЕО объявили Андрея Сизова из «Фоксфорда», самый большой рост среди перспективных компаний показал «Профилум».

Новости07 Декабрь 2023
Объединения в edtech — новый тренд на рынке
Объединения в edtech — новый тренд на рынке

Второго ноября «Нетология», Skillfactory, Skillbox и шесть российских вузов объявили о создании Содружества онлайн-высшего образования (СОВО). Это первое объединение edtech-компаний и университетов, но на рынке есть и другие ассоциации: например, РАЦИО, АСОО и кластер «РАЭК/EdTech». Пока edtech-содружества только начинают работу: проводятся стартовые мероприятия, исследования и обсуждения стандартов онлайн-образования на государственном уровне.

Аналитика01 Декабрь 2023
«Черная пятница» уже не та. Игроки edtech заметили спад интереса к акции
«Черная пятница» уже не та. Игроки edtech заметили спад интереса к акции

Завершается «черная пятница» — самая масштабная распродажа на рынке онлайн-образования. Крупнейшие edtech-компании сообщили, что акция прошла успешно: некоторым игрокам удалось двукратно увеличить выручку по отношению к прошлому месяцу. Однако онлайн-школы отмечают: интерес к распродажам в этом году оказался ниже. Подробности о том, какой была «черная пятница» на рынке edtech в 2023 году, читайте в материале.

Аналитика30 Ноябрь 2023
Александр Згода: Наша глобальная стратегия — расти без инвестиций
Александр Згода: Наша глобальная стратегия — расти без инвестиций

В 2023 году центр образовательных технологий Advancе оказался в непростой ситуации: его покинул основатель Николай Ягодкин. Столкнувшись с падением выручки, увеличением бюрократических требований и снижением конверсий рекламных инструментов, компания смогла преодолеть кризис, возобновить рост и сегодня строит планы стать единорогом на зарубежном рынке, уже создав свой первый курс на английском языке. Об этом и о своем необычном опыте работы с государственными школами рассказал Smart Ranking генеральный директор Advance Александр Згода.

Интервью30 Ноябрь 2023
«Так дальше продолжать нельзя». Василий Алексеев, СЕО Like Центра о ситуации Аяза Шабутдинова
«Так дальше продолжать нельзя». Василий Алексеев, СЕО Like Центра о ситуации Аяза Шабутдинова

Владелец образовательной компании Like Центр Аяз Шабутдинов до 16 декабря остается под арестом из-за обвинений в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Согласно версии следствия, он создавал ложное впечатление у клиентов о возможности построить прибыльный бизнес благодаря его учебным программам. Василий Алексеев, СЕО Like Центра, рассказал Smart Ranking о том, что сейчас происходит в компании и как выстроена работа относительно гарантий достижения результата обучения.

Интервью27 Ноябрь 2023
Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата
Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата

Во время конференции EdCrunch X прошла панельная дискуссия на тему «Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата». Спикеры пришли к выводу, что edtech-компании могут быстрее, чем вузы адаптироваться к новым реалиям рынка, однако еще не скоро смогут заменить классические учебные заведения. Модерировал сессию Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education.

Новости16 Ноябрь 2023
Как edtech-компании ищут работу студентам: основные тезисы с кейс-сессии EdCrunch
Как edtech-компании ищут работу студентам: основные тезисы с кейс-сессии EdCrunch

Лидеры российского рынка и специалисты зарубежного edtech поделились практиками трудоустройства на кейс-сессии EdCrunch «Как решать проблему кадрового голода? Трудоустройство под запросы рынка». Читайте, чем отличается поиск работы джуна и миддл-специалиста, как хакатоны могут привести к офферу и как школы интегрируется с работодателями.

Новости16 Ноябрь 2023
Непрерывное обучение: на EdCrunch развеяли мифы про lifelong learning
Непрерывное обучение: на EdCrunch развеяли мифы про lifelong learning

На EdCrunch прошла панельная дискуссия на тему «”Завтра я не смогу найти работу?” Lifelong learning в мире быстрого развития индустрий». Спикеры пришли к выводу, что концепция непрерывного обучения в качестве бизнес-модели не работает, а также обсудили, что слеш-карьера может решить проблему выгорания учителей. Модерировала сессию Наталья Царевская, Директор направления EdTech ИТ-кластера, Фонд «Сколково».

Новости16 Ноябрь 2023
Главное с кейс-сессии «Как геймицифировать обучение с пользой. Лучшие практики рынка»
Главное с кейс-сессии «Как геймицифировать обучение с пользой. Лучшие практики рынка»

Во второй день конференции Edcrunch X состоялась кейс-сессия про геймификацию обучения. Модератором сессии стала Дарья Островская, руководитель департамента олимпиад в «Учи.ру».

Новости16 Ноябрь 2023
EdTech кейс-сессия GPT в образовании. Часть 2
EdTech кейс-сессия GPT в образовании. Часть 2

Рассказываем об итогах второй части кейс-сессии на конференции EdCrunch X, во время которой представители edtech-компаний обсудили роль и применение ИИ в их работе. Модератором сессии стал Хиран Банерджи, генеральный директор Quizzy.

Новости16 Ноябрь 2023
Партнеры проекта