
Как изменились подходы инвесторов в российский edtech и чего ожидать от 2023 года
Игроки и эксперты рынка рассказали, как они общаются с инвесторами после 24 февраля, есть ли у компаний шансы на выгодные экзиты и что будет с рынком инвестиций в 2023 году.
Признаки оттока были еще в 2021-м
Из-за экономического кризиса в российском edtech произошел серьезный отток инвестиций — за 2022 год фонды и частные инвесторы вложили в него около $27 млн, что примерно в семь раз меньше, чем в 2021 году. Тем не менее общая сумма сделок в российском edtech в 2022 году составила около $53,8 млн за счет крупной покупки: МТС полностью приобрела платформу для проведения онлайн-вебинаров Webinar за 2 млрд рублей. «В мире ситуация не лучше: в Штатах, например, она даже немного хуже: объем сделок в edtech снизился на 71% и составил $1,7 млрд», — рассказал основатель DSight Арсений Даббах. Директор направления edtech Фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина подчеркивает, что дело, безусловно, не только в edtech, а во всем рынке — объем российских венчурных инвестиций за первое полугодие 2022 года приравнивается к показателям Эстонии.
После начала СВО интересы инвесторов изменились — многие сделки сейчас заморожены. Однако эксперты подчеркивают, что падение началось еще в конце 2021 года.
![]()
«Экономический цикл закончился. Рецессия или какие-то ее признаки начались еще тогда — публичные компании, как Facebook, стали падать. В основном замедление затронуло глобальный венчурный рынок поздних стадий — их стало меньше. В нашей стране это все накладывается еще и на геополитику», — говорит Арсений Даббах из DSight.
У малых компаний есть шанс, но лучше развиваться без инвестиций
Есть ли у стартапов и небольших компаний шансы выжить в таких условиях? Игроки рынка считают, что это вполне реально, в том числе потому, что маленькие компании более гибкие — им проще подстроиться под происходящее. Привлечь инвестиции сейчас сложно, но возможно.
Несмотря на то что ушли многие венчурные фонды и иностранные инвесторы, в стране остались меры государственной поддержки, семейные офисы и бизнес-ангелы, у которых есть средства на инвестиции, хотя они менее активны, чем до 24 февраля. Поэтому, по мнению Арсения Даббаха и других экспертов рынка, ранняя стадия в России не пропадет — новые компании продолжат появляться.
Однако сейчас важно уметь существовать без инвестиций. Кирилл Пшинник из «Зерокодера» отмечает: если есть возможность, лучше отказаться от сделок и строить бизнес-модель так, чтобы она могла существовать и развиваться без них.
![]()
«Для небольших проектов крайне важно быть рентабельными, иметь возможность расти „на свои“. Больше шансов будет у тех, у кого есть достаточный объем трафика и востребованный продукт при низких коммерческих расходах — по нашему опыту, не более 40-45% к выручке», — объясняет Никита Подлипский из Ultimate Education.
На что теперь смотрят инвесторы
Подход к инвестированию, по мнению экспертов и представителей компаний, изменился.
![]()
«Сейчас больше шансов на привлечение инвестиций у компаний, чья бизнес-модель уже работает и приносит доход, чем у высокотехнологичных продуктов на стадии MVP, — говорит Виталий Алтухов, Head of RnD компании «Профилум». — Работающему бизнесу инвестиции нужны скорее на масштабирование, чем на отработку гипотез».
Никита Подлипский из Ultimate Education отмечает, что раньше инвесторы смотрели на долгосрочную перспективу и потенциал капитализации бизнеса, а сейчас больше обращают внимание на возможности роста в текущей ситуации и прибыльность компании.
Причины привлечения инвестиций у компаний тоже изменились: «Раньше edtech-проекты привлекали инвестиции для масштабирования на новые, в первую очередь международные рынки. Сейчас они сосредоточились на трансформации текущей модели, включая масштабирование продуктовой матрицы „вглубь“, адаптацию маркетинговой стратегии, рост конверсий и борьбу за удержание клиента на локальном рынке».
Наталья Царевская-Дякина отмечает, что раньше все смотрели на «национальных чемпионов» и компании с перспективой выхода на глобальный рынок. Однако сейчас неизвестно, куда заведут переговоры с первыми, поэтому инвесторы обращают внимание на компании с российской выручкой: «При этом важно понимать, что инвесторы, готовые вкладываться в компании с российской и иностранной выручкой, — это разные инвесторы, которые не пересекаются».
«Тяжело говорить про капитализацию, потому что сделок практически нет»
Во II квартале директор по инвестициям «Синергии» Сергей Четвериков рассказал, что из-за снижения темпов прироста бизнеса инвесторы уже начали переоценку стоимости компаний в меньшую сторону: «Сразу несколько фаундеров в последнем квартале выставили свои edtech-компании на продажу».
Так, в апреле TutGood привлек инвестиции от сервиса поиска специалистов «Профи» через дочку «Тьюторион» в обмен на 10% проекта. Тогда, например, оценки стоимости всей компании от разных экспертов колебались от 100 млн до 500 млн рублей, а суммы сделки — от 20 млн до 50 млн. Уже в августе стало известно, что «Профи» купил 94% платформы. СЕО TutGood Иван Коланьков оценивает сделку как удачную, хотя признается, что до 24 февраля она могла быть более выигрышной для инвесторов и основателей компании, которые владели долями.
Иван Коланьков отмечает, что в текущей ситуации не приходится говорить о капитализации:
![]()
«До всем известных событий среднерыночный мультипликатор оценки стартапов в edtech в России был в среднем по рынку 4х выручки. После 24 февраля стало сложно говорить о мультипликаторах: общепринятые формулы оценки бизнеса, которые были ранее, сейчас не работают. Сейчас речь идет скорее о мультипликаторах к EBITDA, так как мысли инвесторов сместились в сторону приобретения финансово устойчивых компаний».
Кирилл Пшинник из «Зерокодера» тоже подчеркивает, что сейчас сложно говорить о мультипликаторах, потому что сделок очень мало. Однако, по его наблюдениям, мультипликатор все же колеблется в пределах 1–3х к годовой выручке: «Это очень мало, поэтому небольшой бизнес, который имеет выручку 3–5 млн в год, автоматически не попадает под инвестиции, так как, чтобы развиваться и привлекать существенные деньги, ему нужно отдать половину компании, а это бессмысленно».
Компании и эксперты отмечают, что шансов на выгодный экзит сегодня практически нет. Это связано с тем, что оценки сейчас значительно ниже, а требования к проектам у инвесторов — выше. «Знаем о некоторых экзитах, которые планируются на ближайшие недели и месяцы, — видим, что оценки очень низкие. Даже по низким мультипликаторам нет сделок», — рассказывает Арсений Даббах из DSight. Он также отметил, что стратегов, нацеленных на поглощения, сейчас стало меньше.
Государственная поддержка достанется не всем
Чтобы выжить и развиваться, можно обращать внимание на меры господдержки: гранты, льготные кредиты и прочее. Некоторым это действительно помогает. У компании «Мобильное электронное образование» за II квартал выручка выросла на 588%, так как на этот период пришлись выплаты от государственного проекта «Цифровые профессии» (с университетом «Иннополис»).
Эксперты считают, что если компании планируют оставаться в России, то нет ничего страшного в деньгах от государства. Однако если проект планирует выход на международный рынок, могут возникнуть сложности, потому что некоторые фонды находятся под санкциями.
Однако госфинансирование поможет далеко не всем — его получает небольшое количество компаний. Среди опрошенных Smart Ranking во II квартале в сегменте детского образования таких проектов всего 20%, а в ДПО — 30%. Как утверждает Кирилл Пшинник, CEO «Зерокодера», госфонды не очень активны, а также скорость совершения сделки большая по сравнению с частными фондами.
Ждать улучшений пока не стоит
Опрошенные эксперты и компании не считают, что в ближайшее время не стоит ожидать существенных улучшений. Наталья Царевская-Дякина указала на три причины падения объемов венчурных инвестиций:
Венчурные сделки — долгий процесс, а срок прогнозирования в нашей стране существенно снизился, поэтому многие инвесторы вряд ли будут рисковать.
Сейчас сложно посчитать стоимость денег. Раньше это делали в долларах, но при нынешней ситуации это невозможно.
Юридические риски в последнее время особенно велики. Трудно предугадать, не попадет ли кто-то под санкции или не мобилизуют ли часть команды.
Как видно, эти пункты неисправимы к концу 2022-го. Поэтому компаниям следует не полагаться на деньги инвесторов, а стараться развиваться своими силами и строить рентабельные бизнес-модели.
«По нашим ожиданиям, в мире до середины 2023 года будут продолжаться кризисные явления. Может быть, даже продолжатся падения. Однако со второго полугодия 2023-го, возможно, начнется восстановление, — делится прогнозами Арсений Даббах из DSight. — При этом сложно прогнозировать, что будет в России. Все экономические связи точно не восстановятся, поэтому, я думаю, наш рынок будет лихорадить до конца следующего года. Однако если произойдут улучшения в политике, то к концу 2023 года появятся признаки восстановления: придут азиатские инвесторы, возвратится частный капитал или появятся новые частные фонды».
Анна Швецова
Дата публикации: 12 Январь 2023

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.
Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.