 
                        
                    Как изменились подходы инвесторов в российский edtech и чего ожидать от 2023 года
Игроки и эксперты рынка рассказали, как они общаются с инвесторами после 24 февраля, есть ли у компаний шансы на выгодные экзиты и что будет с рынком инвестиций в 2023 году.
Признаки оттока были еще в 2021-м
Из-за экономического кризиса в российском edtech произошел серьезный отток инвестиций — за 2022 год фонды и частные инвесторы вложили в него около $27 млн, что примерно в семь раз меньше, чем в 2021 году. Тем не менее общая сумма сделок в российском edtech в 2022 году составила около $53,8 млн за счет крупной покупки: МТС полностью приобрела платформу для проведения онлайн-вебинаров Webinar за 2 млрд рублей. «В мире ситуация не лучше: в Штатах, например, она даже немного хуже: объем сделок в edtech снизился на 71% и составил $1,7 млрд», — рассказал основатель DSight Арсений Даббах. Директор направления edtech Фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина подчеркивает, что дело, безусловно, не только в edtech, а во всем рынке — объем российских венчурных инвестиций за первое полугодие 2022 года приравнивается к показателям Эстонии.
После начала СВО интересы инвесторов изменились — многие сделки сейчас заморожены. Однако эксперты подчеркивают, что падение началось еще в конце 2021 года.

«Экономический цикл закончился. Рецессия или какие-то ее признаки начались еще тогда — публичные компании, как Facebook, стали падать. В основном замедление затронуло глобальный венчурный рынок поздних стадий — их стало меньше. В нашей стране это все накладывается еще и на геополитику», — говорит Арсений Даббах из DSight.
У малых компаний есть шанс, но лучше развиваться без инвестиций
Есть ли у стартапов и небольших компаний шансы выжить в таких условиях? Игроки рынка считают, что это вполне реально, в том числе потому, что маленькие компании более гибкие — им проще подстроиться под происходящее. Привлечь инвестиции сейчас сложно, но возможно.
Несмотря на то что ушли многие венчурные фонды и иностранные инвесторы, в стране остались меры государственной поддержки, семейные офисы и бизнес-ангелы, у которых есть средства на инвестиции, хотя они менее активны, чем до 24 февраля. Поэтому, по мнению Арсения Даббаха и других экспертов рынка, ранняя стадия в России не пропадет — новые компании продолжат появляться.
Однако сейчас важно уметь существовать без инвестиций. Кирилл Пшинник из «Зерокодера» отмечает: если есть возможность, лучше отказаться от сделок и строить бизнес-модель так, чтобы она могла существовать и развиваться без них.

«Для небольших проектов крайне важно быть рентабельными, иметь возможность расти „на свои“. Больше шансов будет у тех, у кого есть достаточный объем трафика и востребованный продукт при низких коммерческих расходах — по нашему опыту, не более 40-45% к выручке», — объясняет Никита Подлипский из Ultimate Education.
На что теперь смотрят инвесторы
Подход к инвестированию, по мнению экспертов и представителей компаний, изменился.

«Сейчас больше шансов на привлечение инвестиций у компаний, чья бизнес-модель уже работает и приносит доход, чем у высокотехнологичных продуктов на стадии MVP, — говорит Виталий Алтухов, Head of RnD компании «Профилум». — Работающему бизнесу инвестиции нужны скорее на масштабирование, чем на отработку гипотез».
Никита Подлипский из Ultimate Education отмечает, что раньше инвесторы смотрели на долгосрочную перспективу и потенциал капитализации бизнеса, а сейчас больше обращают внимание на возможности роста в текущей ситуации и прибыльность компании.
Причины привлечения инвестиций у компаний тоже изменились: «Раньше edtech-проекты привлекали инвестиции для масштабирования на новые, в первую очередь международные рынки. Сейчас они сосредоточились на трансформации текущей модели, включая масштабирование продуктовой матрицы „вглубь“, адаптацию маркетинговой стратегии, рост конверсий и борьбу за удержание клиента на локальном рынке».
Наталья Царевская-Дякина отмечает, что раньше все смотрели на «национальных чемпионов» и компании с перспективой выхода на глобальный рынок. Однако сейчас неизвестно, куда заведут переговоры с первыми, поэтому инвесторы обращают внимание на компании с российской выручкой: «При этом важно понимать, что инвесторы, готовые вкладываться в компании с российской и иностранной выручкой, — это разные инвесторы, которые не пересекаются».
«Тяжело говорить про капитализацию, потому что сделок практически нет»
Во II квартале директор по инвестициям «Синергии» Сергей Четвериков рассказал, что из-за снижения темпов прироста бизнеса инвесторы уже начали переоценку стоимости компаний в меньшую сторону: «Сразу несколько фаундеров в последнем квартале выставили свои edtech-компании на продажу».
Так, в апреле TutGood привлек инвестиции от сервиса поиска специалистов «Профи» через дочку «Тьюторион» в обмен на 10% проекта. Тогда, например, оценки стоимости всей компании от разных экспертов колебались от 100 млн до 500 млн рублей, а суммы сделки — от 20 млн до 50 млн. Уже в августе стало известно, что «Профи» купил 94% платформы. СЕО TutGood Иван Коланьков оценивает сделку как удачную, хотя признается, что до 24 февраля она могла быть более выигрышной для инвесторов и основателей компании, которые владели долями.
Иван Коланьков отмечает, что в текущей ситуации не приходится говорить о капитализации:

«До всем известных событий среднерыночный мультипликатор оценки стартапов в edtech в России был в среднем по рынку 4х выручки. После 24 февраля стало сложно говорить о мультипликаторах: общепринятые формулы оценки бизнеса, которые были ранее, сейчас не работают. Сейчас речь идет скорее о мультипликаторах к EBITDA, так как мысли инвесторов сместились в сторону приобретения финансово устойчивых компаний».
 
 
Кирилл Пшинник из «Зерокодера» тоже подчеркивает, что сейчас сложно говорить о мультипликаторах, потому что сделок очень мало. Однако, по его наблюдениям, мультипликатор все же колеблется в пределах 1–3х к годовой выручке: «Это очень мало, поэтому небольшой бизнес, который имеет выручку 3–5 млн в год, автоматически не попадает под инвестиции, так как, чтобы развиваться и привлекать существенные деньги, ему нужно отдать половину компании, а это бессмысленно».
Компании и эксперты отмечают, что шансов на выгодный экзит сегодня практически нет. Это связано с тем, что оценки сейчас значительно ниже, а требования к проектам у инвесторов — выше. «Знаем о некоторых экзитах, которые планируются на ближайшие недели и месяцы, — видим, что оценки очень низкие. Даже по низким мультипликаторам нет сделок», — рассказывает Арсений Даббах из DSight. Он также отметил, что стратегов, нацеленных на поглощения, сейчас стало меньше.
Государственная поддержка достанется не всем
Чтобы выжить и развиваться, можно обращать внимание на меры господдержки: гранты, льготные кредиты и прочее. Некоторым это действительно помогает. У компании «Мобильное электронное образование» за II квартал выручка выросла на 588%, так как на этот период пришлись выплаты от государственного проекта «Цифровые профессии» (с университетом «Иннополис»).
Эксперты считают, что если компании планируют оставаться в России, то нет ничего страшного в деньгах от государства. Однако если проект планирует выход на международный рынок, могут возникнуть сложности, потому что некоторые фонды находятся под санкциями.
Однако госфинансирование поможет далеко не всем — его получает небольшое количество компаний. Среди опрошенных Smart Ranking во II квартале в сегменте детского образования таких проектов всего 20%, а в ДПО — 30%. Как утверждает Кирилл Пшинник, CEO «Зерокодера», госфонды не очень активны, а также скорость совершения сделки большая по сравнению с частными фондами.
Ждать улучшений пока не стоит
Опрошенные эксперты и компании не считают, что в ближайшее время не стоит ожидать существенных улучшений. Наталья Царевская-Дякина указала на три причины падения объемов венчурных инвестиций:
 
Венчурные сделки — долгий процесс, а срок прогнозирования в нашей стране существенно снизился, поэтому многие инвесторы вряд ли будут рисковать.
Сейчас сложно посчитать стоимость денег. Раньше это делали в долларах, но при нынешней ситуации это невозможно.
Юридические риски в последнее время особенно велики. Трудно предугадать, не попадет ли кто-то под санкции или не мобилизуют ли часть команды.
Как видно, эти пункты неисправимы к концу 2022-го. Поэтому компаниям следует не полагаться на деньги инвесторов, а стараться развиваться своими силами и строить рентабельные бизнес-модели.
«По нашим ожиданиям, в мире до середины 2023 года будут продолжаться кризисные явления. Может быть, даже продолжатся падения. Однако со второго полугодия 2023-го, возможно, начнется восстановление, — делится прогнозами Арсений Даббах из DSight. — При этом сложно прогнозировать, что будет в России. Все экономические связи точно не восстановятся, поэтому, я думаю, наш рынок будет лихорадить до конца следующего года. Однако если произойдут улучшения в политике, то к концу 2023 года появятся признаки восстановления: придут азиатские инвесторы, возвратится частный капитал или появятся новые частные фонды».
Анна Швецова
Дата публикации: 12 Январь 2023
 
                        ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
 
                        В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
 
                    ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
 
                    В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
 
                    Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
 
                    Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
 
                    Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
 
                    Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
 
                    Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
 
                    I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
 
                    Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
 
                    Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            