
Войти в IT, не умея кодить: как меняется обучение digital-дизайну в России
Лидеры рейтинга крупнейших онлайн-школ в сфере digital-дизайна рассказали Smart Ranking, из-за чего растет конкуренция между моно- и многопрофильными школами дизайна и почему россияне стремятся обучиться профессии, хотя медианная зарплата в сфере составляет всего около 50 тыс. рублей.
В 2021 году суммарная выручка топ-13 крупнейших российских игроков на рынке онлайн-обучения digital-дизайну составила около 3,3 млрд рублей. Сумма выросла примерно в три раза по сравнению с 2020 годом, когда большинство участников рейтинга только начали осваивать направление. В первом полугодии 2022 года общая выручка топ-13 компаний составила 1,6 млрд рублей, что на 16% больше того же периода 2021-го. В свою очередь, соискателей на профессию в области цифрового дизайна в первом полугодии 2022 года оказалось на 40% больше, чем в аналогичный период прошлого года, сообщили в HH.ru.
По мнению Вероники Коломкиной, руководителя направления «Дизайн и UX» «Нетологии», веб-дизайн, дизайн пользовательского интерфейса (UI), дизайн пользовательского опыта (UX), анимация, графический дизайн и многие другие направления цифрового дизайна помогают людям войти в IT-рынок без навыков кодинга — и именно эта возможность становится главным драйвером развития рынка последние годы. Как следствие интереса россиян к IT, растет и число предложений освоить профессию digital-дизайнера как в многопрофильных, так и в специализированных онлайн-школах.
Моношколы дизайна VS многопрофильные школы
Самым быстрорастущим сегментом рейтинга стали специализированные онлайн-школы дизайна. В первом полугодии 2022 года они увеличили общую выручку на 40%, до 491 млн рублей, по сравнению с тем же периодом 2021 года.
В то же время самую крупную долю рынка занимают многопрофильные edtech-игроки, преимущественно обучающие цифровым профессиям. На эти компании приходится почти 70% общей выручки за первое полугодие 2022 года — 1,1 млрд рублей. Лидерами рейтинга стали Skillbox, Компьютерная Академия ТOP и Contented (является частью школы IT-профессий SkillFactory).
Марина Тульских, руководитель Contented, рассказывает, что школе удалось добиться роста за счет грамотного маркетинга:
«Мы быстро реагировали на внешние изменения и меняли позиционирование. После ухода ряда каналов продвижения нужно было восстанавливать трафик: тестировали продвижение в таких каналах, как Telegram Ads и Twitch, а также в подкастах; опробовали разные форматы бесплатных продуктов, например интенсивы по направлениям дизайна; добавили тарифы — студент теперь может выбрать уровень поддержки и бездедлайновый формат обучения. Мы делаем ставку на персонализацию: помощь с выбором сферы, а также с получением реального опыта. На рынке на первый план выходит то, какими навыками обладает специалист, что он действительно умеет. Получение практического опыта на реальных кейсах, задачах бизнеса, а также вовлекающее обучение, которое понятно и интересно человеку, — это то, во что мы верим».
Что происходило на рынке digital-дизайна в 2022 году: summary трендов
Аналитики Smart Ranking провели опрос среди лидеров рынка и выделили ключевые тренды первой половины 2022 года.
-
На пике спроса у студентов онлайн-школ — UX/UI-дизайн
-
Бизнес искал продуктовых дизайнеров
-
При этом спрос на digital-дизайнеров со стороны работодателей постепенно снижался
-
Заработная плата сохранялась на уровне 2021 года
-
Дизайнеры столкнулись с ограничениями работы на фоне санкций
-
Требования к навыкам специалистов продолжают расти
Подробнее о российских трендах рынка digital-дизайна и результатах рейтинга читайте в статье «Нейросети и экономия: как эволюционирует обучение digital-дизайну» на РБК PRO.
Инна Рейхард
Дата публикации: 14 Февраль 2023

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.