
Edtech-прогноз
Мы поговорили с руководителями крупнейших edtech-компаний об прогнозах, надеждах и обещаниях на 2022 год.
Каким будет объем и рост рынка по итогам 2022 года?
По нашим оценкам, в 2020 году он составил 113%, в 2021 — около 80%.
Большая часть опрошенных лидеров считает, что примерно таким же останется рост и по итогам 2022 года (в пределах 70-100%), но многие «голосуют» и за замедление до 50-70%.
«На российском edtech-рынке роста не будет, будет перераспределение долей среди существующих игроков», — считает Андрей Малафеев из компании Novakid.
А вот в прогнозах объема рынка, оценки сущестенно разнятся. Чаще всего в зависимости от того, какие сегменты включаются. Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng оценивает его в 50 млрд рублей по итогам 2022 года, Андрей Игнатов из Alpina Digital — 60-80 млрд, Михаил Котлов, CEO IntellectoKids — 180 млрд, Сергей Михайлов, GetCourse — 200 млрд рублей (вероятно с учетом клиентов платформы).
Евгений Лебедев из «Яндекс.Практикум» считает, что один только рынок цифровых профессий и навыков по итогам 2022 года превысит 22 млрд рублей.
«С одной стороны, есть потенциал для роста, потому что пока не все ниши в EdTech заняты крупными игроками, но, с другой стороны, объем рынка уже слишком велик для того, чтобы каждый год удивлять нас трехзначными процентами роста», — отмечает Павел Арсеньев, председатель совета директоров «ИнтернетУрока».
По оценкам SmartRanking, объем edtech-рынка по итогам 2021 года составляет 60 млрд рублей, и еще 85 млрд приходится на онлайн-школы на GetСourse.
Какой сегмент рынка вырастет быстрее всего по итогам 2022 года?
Кто будет лидером рейтинга по итогам 2022 года?
Мнения по поводу лидерства в рейтинге разделились: половина голосует за SkyEng (включая SkySmart и SkyPro), вторая — за VK (сегодня объединяет 8 компаний из рейтинга, в том числе Skillbox, GeekBrains, SkillFactory).
Если смотреть группы компаний, то такой расклад отражает и нынешнюю ситуацию на рынке. По итогам третьего квартала 2021 года, суммарная выручка проектов VK превысила 4,5 млрд рублей или 23,8% от топ-100 рейтинга, у SkyEng — 3,2 млрд и 17% соответственно.
«Я думаю, что проекты VK будут лидировать по двум ключевым причинам. Во-первых, они собрали топ игроков по ДПО, совокупно они принесут больше любого другого игрока, даже если он вырастет в три раза. Во-вторых, у них есть крупнейший игрок в школьном образовании («Учи.ру» - прим.), который жутко недомонетизирован, при этом именно в дополнительном школьном образовании — огромный потенциал роста выручки», - отмечает co-owner, СМО SkillFactory Павел Астафуров.
Василий Алексеев, генеральный директор Like Центра (лидирует в рейтинге edtech-компаний) считает, что основная доля будет у SkyEng: «На текущий момент у них самая сильная команда. Мое мнение, что на любом рынке компании конкурируют не продуктами, а системами управления».
Что станет главным технологическим прорывом года?
Эксперты выделили:
- отбор студентов и настоящее трудоустройство
- персонализированный образовательный трек под потребности и особенности восприятия человека
- построение индивидуальных траекторий обучения не на словах, а на практике
- внедрение нейросетей в образовательный процесс
Однако большинство опрошенных лидеров рынка считает, что серьезных технологических прорывов в 2022 году ожидать не стоит.
Какая сделка станет самой значимой?
Большинство опрошенных считают, что это будет новое приобретение VK. Андрей Малафеев из Novakid полагает, что VK даже может купить SkyEng или TalentTech («Нетология» «Фоксфорд»).
Лидеры также ожидают активизации M&A от SkyEng, прихода на рынок «Сбера», слияний других крупных участников сегмента ДПО, а также первые IPO на российском edtech-рынке.
Павел Арсеньев считает, что активы в образовании будут приобретать и компании-гиганты из числа банков, телекомов и IT.
В конце 2022 года все edtech-компании будут озабочены проблемой...
государственного регулирования отрасли
увеличения LTV
высокой стоимости привлечения пользователей в образовательный продукт
А также:
снижением спроса из-за перенасыщения рынка, сильным снижением; покупательной способности рубля;
качества образования и улучшения обучающего контента;
географической экспансии;
перенасыщением контента;
конкуренции с государственным образованием.
Через год я буду гордиться, что моя компания смогла...
Александр Ларьяновский, SkyEng:
… вырасти.
Андрей Анищенко, EBAC:
…стать лидером в latam.
Евгений Лебедев, «Яндекс.Практикум»:
…занять максимальную долю рынка в сегменте профессионального обучения разработчиков и аналитиков.
Александр Вальцев, SF Education:
… попасть в высшую лигу.
Павел Астафуров, SkillFactory:
…добиться, что слепое знание бренда превысит 30%.
Иван Штанько, Puzzle English:
… как настоящий EduTech добежать до 0,5 млрд рублей выручки.
Василий Алексеев, Like Центр:
… открыть 150 кампусов по всему миру и создать среду для роста 50.000+ предпринимателей
Сергей Михайлов, GetCourse:
… расти быстрее рынка.
Илья Курмышев, «Актион Университет»:
… создать устойчивый спрос на стороне крупного бизнеса.
Михаил Сумбатян, IThub college:
… создать новый продукт distant.
Андрей Малафеев, Novakid:
…увеличить капитализацию и стать брендом номер 1 в сегменте обучения детей английскому языку.
Александр Костин, «Государство детей»:
…расширить свое присутствие до 65 регионов РФ
Павел Арсеньев, «ИнтернетУрок»:
…несмотря на мощную конкуренцию и требования рынка, продолжить расти, быть лидером в своем сегменте и при этом сохранить свои фундаментальные ценности и принципы.
Михаил Котлов, IntellectoKids:
… поучаствовать в консолидации рынка.
Андрей Игнатов, Alpina Digital:
… вырасти на 50% в условиях сокращения затрат на развитие персонала.
Дата публикации: 10 Январь 2022

7 декабря в Москве прошла первая офлайн-премия Edtechs Awards. Команда Smart Ranking наградила лучшие edtech-компании в 22 номинациях. Победителей определяли, основываясь на голосовании жюри и данных SmR. Компанию года выбрали гости мероприятия — ею стал «Яндекс Практикум». Лучшим СЕО объявили Андрея Сизова из «Фоксфорда», самый большой рост среди перспективных компаний показал «Профилум».

Второго ноября «Нетология», Skillfactory, Skillbox и шесть российских вузов объявили о создании Содружества онлайн-высшего образования (СОВО). Это первое объединение edtech-компаний и университетов, но на рынке есть и другие ассоциации: например, РАЦИО, АСОО и кластер «РАЭК/EdTech». Пока edtech-содружества только начинают работу: проводятся стартовые мероприятия, исследования и обсуждения стандартов онлайн-образования на государственном уровне.
Завершается «черная пятница» — самая масштабная распродажа на рынке онлайн-образования. Крупнейшие edtech-компании сообщили, что акция прошла успешно: некоторым игрокам удалось двукратно увеличить выручку по отношению к прошлому месяцу. Однако онлайн-школы отмечают: интерес к распродажам в этом году оказался ниже. Подробности о том, какой была «черная пятница» на рынке edtech в 2023 году, читайте в материале.
В 2023 году центр образовательных технологий Advancе оказался в непростой ситуации: его покинул основатель Николай Ягодкин. Столкнувшись с падением выручки, увеличением бюрократических требований и снижением конверсий рекламных инструментов, компания смогла преодолеть кризис, возобновить рост и сегодня строит планы стать единорогом на зарубежном рынке, уже создав свой первый курс на английском языке. Об этом и о своем необычном опыте работы с государственными школами рассказал Smart Ranking генеральный директор Advance Александр Згода.
Владелец образовательной компании Like Центр Аяз Шабутдинов до 16 декабря остается под арестом из-за обвинений в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Согласно версии следствия, он создавал ложное впечатление у клиентов о возможности построить прибыльный бизнес благодаря его учебным программам. Василий Алексеев, СЕО Like Центра, рассказал Smart Ranking о том, что сейчас происходит в компании и как выстроена работа относительно гарантий достижения результата обучения.
Во время конференции EdCrunch X прошла панельная дискуссия на тему «Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата». Спикеры пришли к выводу, что edtech-компании могут быстрее, чем вузы адаптироваться к новым реалиям рынка, однако еще не скоро смогут заменить классические учебные заведения. Модерировал сессию Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education.
Лидеры российского рынка и специалисты зарубежного edtech поделились практиками трудоустройства на кейс-сессии EdCrunch «Как решать проблему кадрового голода? Трудоустройство под запросы рынка». Читайте, чем отличается поиск работы джуна и миддл-специалиста, как хакатоны могут привести к офферу и как школы интегрируется с работодателями.
На EdCrunch прошла панельная дискуссия на тему «”Завтра я не смогу найти работу?” Lifelong learning в мире быстрого развития индустрий». Спикеры пришли к выводу, что концепция непрерывного обучения в качестве бизнес-модели не работает, а также обсудили, что слеш-карьера может решить проблему выгорания учителей. Модерировала сессию Наталья Царевская, Директор направления EdTech ИТ-кластера, Фонд «Сколково».
Во второй день конференции Edcrunch X состоялась кейс-сессия про геймификацию обучения. Модератором сессии стала Дарья Островская, руководитель департамента олимпиад в «Учи.ру».
Рассказываем об итогах второй части кейс-сессии на конференции EdCrunch X, во время которой представители edtech-компаний обсудили роль и применение ИИ в их работе. Модератором сессии стал Хиран Банерджи, генеральный директор Quizzy.

7 декабря в Москве прошла первая офлайн-премия Edtechs Awards. Команда Smart Ranking наградила лучшие edtech-компании в 22 номинациях. Победителей определяли, основываясь на голосовании жюри и данных SmR. Компанию года выбрали гости мероприятия — ею стал «Яндекс Практикум». Лучшим СЕО объявили Андрея Сизова из «Фоксфорда», самый большой рост среди перспективных компаний показал «Профилум».

Второго ноября «Нетология», Skillfactory, Skillbox и шесть российских вузов объявили о создании Содружества онлайн-высшего образования (СОВО). Это первое объединение edtech-компаний и университетов, но на рынке есть и другие ассоциации: например, РАЦИО, АСОО и кластер «РАЭК/EdTech». Пока edtech-содружества только начинают работу: проводятся стартовые мероприятия, исследования и обсуждения стандартов онлайн-образования на государственном уровне.

Завершается «черная пятница» — самая масштабная распродажа на рынке онлайн-образования. Крупнейшие edtech-компании сообщили, что акция прошла успешно: некоторым игрокам удалось двукратно увеличить выручку по отношению к прошлому месяцу. Однако онлайн-школы отмечают: интерес к распродажам в этом году оказался ниже. Подробности о том, какой была «черная пятница» на рынке edtech в 2023 году, читайте в материале.

В 2023 году центр образовательных технологий Advancе оказался в непростой ситуации: его покинул основатель Николай Ягодкин. Столкнувшись с падением выручки, увеличением бюрократических требований и снижением конверсий рекламных инструментов, компания смогла преодолеть кризис, возобновить рост и сегодня строит планы стать единорогом на зарубежном рынке, уже создав свой первый курс на английском языке. Об этом и о своем необычном опыте работы с государственными школами рассказал Smart Ranking генеральный директор Advance Александр Згода.

Владелец образовательной компании Like Центр Аяз Шабутдинов до 16 декабря остается под арестом из-за обвинений в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Согласно версии следствия, он создавал ложное впечатление у клиентов о возможности построить прибыльный бизнес благодаря его учебным программам. Василий Алексеев, СЕО Like Центра, рассказал Smart Ranking о том, что сейчас происходит в компании и как выстроена работа относительно гарантий достижения результата обучения.

Во время конференции EdCrunch X прошла панельная дискуссия на тему «Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата». Спикеры пришли к выводу, что edtech-компании могут быстрее, чем вузы адаптироваться к новым реалиям рынка, однако еще не скоро смогут заменить классические учебные заведения. Модерировал сессию Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education.

Лидеры российского рынка и специалисты зарубежного edtech поделились практиками трудоустройства на кейс-сессии EdCrunch «Как решать проблему кадрового голода? Трудоустройство под запросы рынка». Читайте, чем отличается поиск работы джуна и миддл-специалиста, как хакатоны могут привести к офферу и как школы интегрируется с работодателями.

На EdCrunch прошла панельная дискуссия на тему «”Завтра я не смогу найти работу?” Lifelong learning в мире быстрого развития индустрий». Спикеры пришли к выводу, что концепция непрерывного обучения в качестве бизнес-модели не работает, а также обсудили, что слеш-карьера может решить проблему выгорания учителей. Модерировала сессию Наталья Царевская, Директор направления EdTech ИТ-кластера, Фонд «Сколково».

Во второй день конференции Edcrunch X состоялась кейс-сессия про геймификацию обучения. Модератором сессии стала Дарья Островская, руководитель департамента олимпиад в «Учи.ру».

Рассказываем об итогах второй части кейс-сессии на конференции EdCrunch X, во время которой представители edtech-компаний обсудили роль и применение ИИ в их работе. Модератором сессии стал Хиран Банерджи, генеральный директор Quizzy.