Smart Ranking


И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

Edtech-компании в 2023 году заработали в сегменте СПО (среднего профессионального образования) на 70% больше, чем за 2022 год. Их суммарная выручка составила более 3 млрд рублей, как показало исследование Smart Ranking. Несмотря на перспективность направления, заходить в сегмент пока готовы не все — участников рынка отпугивают госстандарты и сложные бизнес-модели. На закрытой встрече Smart Ranking игроки edtech обсудили возможности онлайн-школ на рынке СПО. 

 

Дети хотят зарабатывать

Популярность СПО растет: по данным Минпросвещения, больше 60% учащихся после 9-го класса выбирают учиться в колледже. Интерес к среднему профессиональному образованию объясняется тем, что подростки боятся не сдать ЕГЭ и хотят быстрее найти работу. Это подтверждает исследование, которое провела «Нетология». Компания опросила три тысячи человек, включая студентов колледжей и преподавательский состав, и выяснила, что школьники идут в колледж по следующим причинам: 

  • низкий социально-экономический статус семьи;

  • ранний срок выхода на рынок труда;

  • отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ;

  • привлекательность учебных программ из-за бума цифровых профессий; 

  • недостаток информации о поступлении в вузы;

  • возможность поступить в университет без сдачи ЕГЭ.

Отток учеников после девятого класса подтверждают и edtech-компании, ориентированные на домашнее обучение. Например, в «ИнтернетУроке» заметили, что девятиклассники уже не так активно возвращаются в десятый класс и вместо этого поступают в колледжи. По оценкам Андрея Сизова, девятый класс в Домашней школе «Фоксфорда» закончат около 3,5 тысяч человек в 2024 году. Более 1,5 тысяч из них решат получать СПО, а не доучиваться в школе (при условии, что статистика «Фоксфорда» не будет отличаться от тенденций по всей России).

 

В государственных интересах

Кроме изменения предпочтений девятиклассников, сегмент драйвит государство: оно активно вкладывается в проекты СПО. Например, на федеральный проект «Профессионалитет» планируется потратить около 30 млрд бюджетных средств за два года. Заинтересованность в развитии сегмента связана с дефицитом рабочих рук — он составил около 5 млн человек в 2023 году, по данным института экономики РАН. 

Кроме федеральных проектов Минпросвещения разработало «Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года»: по ней планируется обновить содержание учебных программ, повысить финансовую устойчивость колледжей, обеспечить им целевую поддержку, а также улучшить квалификацию преподавателей.

 

Пока дорого 

Edtech-компании единогласно называют СПО главным драйвером рынка на ближайшие десять лет. Однако освоить нишу пока решаются немногие. Основная проблема — разработать бизнес-модель. «Сейчас мы находимся на этапе оценки объема инвестиций для запуска СПО. С одной стороны, нужны инвестиции для создания контента, с другой — для платформенного технологического решения. Также нужно учитывать регулятивные ограничения. Мы пока все еще оцениваем рынок СПО и подбираем для себя интересную бизнес-модель», — рассказала Анастасия Ильина, руководитель направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory.

В ГК WINbd сообщили о похожей проблеме. «Мы тоже просчитали бизнес-модель, учли все риски и пока оставили только офлайн-колледж, который открываем совместно с партнерами», — рассказала Александра Бюллер, директор по маркетингу и продажам ГК WINbd


Такая ситуация закономерна для молодого рынка.

«[Выход на рынок СПО] — не про быструю выручку, к сожалению, а про инвестиции в этот сегмент. Поэтому совершенно нормально сначала создать этот рынок самостоятельно, развивать его и уже только после получить продажи», — считает Валентина Куренкова, GR-директор «Нетологии».  


Полный онлайн

Не все участники рынка верят в то, что edtech может научить в онлайн-формате чему-то, кроме цифровых профессий. Это связано со спецификой отработки навыков по специальностям СПО. «Студентам нужно отработать навыки профессиональной деятельности. Воспитатель детского сада, например, может отработать навык только на реальной группе детей. Если вы пойдете в поликлинику, то захотите, чтобы медсестра попала вам в вену, а не мимо», — отметила Валерия Безуевская, проректор по развитию Сургутского государственного университета.

Также барьером для организации полностью дистанционного обучения становятся  образовательные стандарты, по которым студенты колледжей обязаны изучать физику, химию, биологию.

«Первые два курса у студентов должны проходить лабораторные занятия, например по физике и химии. Как их делать оптимально по финансовым затратам и результативно с требуемым качеством для студента в онлайн, пока не понятно», — отметила Александра Бюллер. Возможным выходом становятся программы с колледжами-партнерами.

 

Тем не менее, участники рынка видят перспективы не только в диджитал-специальностях. Михаил Мягков, СЕО и основатель MAXIMUM Education, предположил, что кроме IT, дизайна и маркетинга можно преподавать юридические, экономические и педагогические специальности.

«У нас уже есть партнерские программы по обучению педагогов младших классов: мы создаем модули для онлайн-обучения, технологии для преподавателей. На следующем этапе можно заниматься направлениями, которые требуют больше практики, но обучать им в гибридном формате или с колледжами партнерами», — дополнил Михаил Мягков.

​​

Пока в профессиональном сообществе продолжаются дискуссии о возможности перевести СПО полностью в дистанционный формат, лидер рынка Skillbox первым запустил лицензированный Цифровой колледж, обучение в котором построено в онлайн-формате. В 2024 году пройдет первый набор студентов на пять программ обучения цифровым профессиям: графический дизайн и программирование. По словам Виктории Хохряковой, руководителя продуктовой команды Цифрового колледжа, онлайн открывает возможности для студентов даже в самых отдаленных уголках страны и позволяет образовательным учреждениям привлекать квалифицированных преподавателей-практиков также без оглядки на их местоположение. Так, онлайн-обучение делает уникальные знания и навыки доступными для больших масс людей.

 

Кто раскачает рынок

Участники рынка ожидают, что сегмент СПО смогут развить компании, изначально ориентированные на детей: у них уже сформировалась лояльная аудитория школьников и родителей. Свои программы с колледжами-партнерами есть у MAXIMUM Education. Андрей Сизов сообщил, что «Фоксфорд» собирается начать сотрудничество с колледжами в ближайшем будущем: компания планирует интегрировать свои курсы по общеобразовательным дисциплинам в их программы.

 

На стыке

Edtech-компании не только открывают свои колледжи или запускают партнерские программы СПО, но и создают другие продукты, связанные с сегментом. Например, «Профилум» предлагает колледжам карьерные консультации для выпускников. MAXIMUM Education проводит «Навигатор поступления: колледжи» — ивент с выставкой московских колледжей. «Нетология» устраивала бесплатный вебинар для преподавателей сферы СПО. 

 

Итого

Edtech-игроки видят перспективы в СПО: его драйвит как спрос среди школьников, так и федеральные бюджеты. Тем не менее, компании не спешат выходить на рынок: им сложно рассчитать прибыльную бизнес-модель. Дополнительными барьерами становятся образовательные госстандарты и несочетаемость некоторых специальностей с онлайн-форматом. Несмотря на это, многие участники рынка исследуют свои возможности в сегменте.

Дата публикации: 19 Апрель 2024


Аналитика и интервью
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025

Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025

Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025

Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025

Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Новости 11 Февраль 2025

Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Аналитика 07 Февраль 2025

Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Новости 03 Февраль 2025

Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

Аналитика 31 Январь 2025

Все статьи ->
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025
Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали
Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Новости 11 Февраль 2025
Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать
Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Аналитика 07 Февраль 2025
Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%
Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Новости 03 Февраль 2025
Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы
Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

Аналитика 31 Январь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
FAQ Marketing

Комплекс работ по настройке, закупке и ведению рекламных кампаний, привлечение поискового трафика и работа с репутацией.

Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

Салид

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.