
IT-профессии еще на плаву. Edtech-рынок вырос в 2023 году на 32%
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам IV квартала и всего 2023 года. В отличие от предыдущих лет, в этом году IV квартал не дал компаниям существенного прироста выручки, показав самый низкий показатель роста 10%. По итогам года рост рынка составил 32%. В Smart Ranking ожидают, что в 2024 году он будет ниже на 10–15 п. п.
Рост на треть
Суммарная выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний России за 2023 год составила 119 млрд рублей (123 млрд — по топ-150), что на 32% выше 2022 года.
Суммарная выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний России в IV квартале текущего года составила 34 млрд рублей (36 млрд — по топ-150), что на 24% выше, чем в IV квартале прошлого года, и на 11% выше, чем за предыдущий квартал.
![]()
«Это самый низкий квартальный показатель за последние годы, однако надо помнить, что III квартал показал рекордный рост 38%, — отмечает основатель Smart Ranking Дарья Рыжкова. — Финальные значения по году совпадают с нашими прошлыми прогнозами: в диапазоне 30–35%. Мы ожидаем, что в 2024 году (в базовом сценарии, без учета внешних факторов) рост составит 15–20%».
Лидеры рынка
Интересно, что более половины выручки всего рейтинга приходится на топ-10 лидеров (более 67 млрд рублей). Лидерство сохранил Skillbox Holding.
Крупнейшие edtech-компании по выручке в 2023 году
Компания |
Выручка, IV кв. 2023, млн рублей |
Выручка, 2023 год, млн рублей |
Динамика 2022/2023, % |
Динамика IV кв. / III кв. 2023, % |
|
1 |
Skillbox Holding |
3500* |
12 340* |
11,17 |
0,00 |
2 |
Skyeng |
3350* |
12 000* |
26,32 |
8,06 |
3 |
«Синергия» |
2266 |
8473 |
24,26 |
-25,17 |
4 |
«Яндекс Практикум» |
2200* |
7050* |
26,57 |
22,22 |
5 |
Like Центр |
989 |
5963 |
13,47 |
-24,21 |
6 |
Getcourse |
1800 |
5000 |
188,52 |
28,57 |
7 |
«Учи.ру» |
1300* |
4700* |
42,42 |
4,00 |
8 |
«Компьютерная академия Top» |
1500 |
4385 |
56,61 |
0,00 |
9 |
«Фоксфорд» |
1252 |
4355 |
52,17 |
-15,41 |
10 |
«Умскул» |
960* |
3510* |
18,18 |
10,34 |
* Оценка Smart Ranking.
Основные сегменты
ДПО по-прежнему остается основным сегментом российского edtech-рынка (35%), однако детский сегмент снова показывает более высокие темпы роста (39% против 27%) и, таким образом, в 2024 году может занять первую строчку.
Лидером роста по итогам года при этом стал сегмент «Разработчики и платформы». Если в 2022 году его выручка увеличилась на 20% (а многие компании стагнировали или потеряли в показателях), то по итогам 2023-го он вырос в полтора раза. Основной вклад внесла крупнейшая платформа на рынке Getcourse, которая за год совершила самый большой рывок среди крупных компаний рейтинга, поднявшись с 16-го на 6-е место.
Стоит отметить, что годовой оборот школ, работающих на Getcourse (покрывает около 70% рынка), который практически не прибавил в 2022 году, за 2023 год отыграл упущенное и показал рекордный рост 66%, достигнув 158 млрд рублей. Таким образом, можно сказать, что впервые инфобизнес обошел по объемам компании из edtech-рейтинга (напомним, что онлайн-школы в рейтинге работают на своих LMS).
Сегмент |
Доля от суммарной выручки участников рейтинга, % |
Динамика 2022/2023, % |
|
1 |
ДПО |
35 |
27 |
2 |
Детское образование |
30 |
39 |
3 |
Разработчики и платформы |
14 |
49 |
4 |
Бизнес-образование |
7 |
17 |
5 |
Иностранные языки |
6 |
14 |
Участники рынка ДПО говорят о возросшей конкуренции, росте цены привлечения, а также в целом продолжении непростого периода для экономики. В частности, высокий рост в III квартале ряд компаний объясняли снижением уровня тревожности, в результате чего смог реализоваться отложенный спрос первой половины года. Снижение темпов роста в IV квартале может свидетельствовать об изменении характера потребления: самым прибыльным становится не период предпраздничных распродаж, а начало учебного года.
Не исключено, что приближение выборов и подведение итогов года не позволило в полной мере воспользоваться периодом в преддверии праздников, когда компании традиционно проводили «Черную пятницу».
Детское образование тоже показало снижение динамики (с 44 до 37%), однако не такое сильное, как в ДПО. Участники рынка отмечают рост спроса на продукты для средней школы, а также курсы профориентирования.
Комментарии участников рынка
ДПО
![]()
«Если раньше развитие edtech-компаний было вокруг идеи роста, то сейчас мы ориентированы на то, чтобы сделать всех наших клиентов адвокатами бренда. Мы обучаем сотни тысяч людей, и важно сделать так, чтобы все они нас любили. В 2023 году более 20 тысяч человек нашли работу после обучения в Skillbox.Уже второй год подряд нам удается быть прибыльными и вкладываться в R&D, что позволяет трансформировать продукт и технологические решения с опорой на студента. Главным из них является LMS 3.0 — нелинейная модель обучения на базе 4C/ID, благодаря которой студенты с разным уровнем могут обучаться персонализированно, это увеличивает доходимость и качество результата.
Таким образом, рентабельность, продукт, клиентоцентричность — вот три направления, которые мы намерены развивать в ближайшие годы».
Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор Skillbox
![]()
«Итоги продаж в 2023 году оказались несколько ниже планируемых значений. Мы связываем это с тем, что в целом для всего взрослого edtech год был непростым. Однако в отдельных сегментах мы замечаем хорошую динамику: например, сегмент B2B вырос в три раза по сравнению с 2022 годом».Марианна Снигирева, СЕО «Нетологии»
![]()
«В 2023 году Ultimate Education стал самым быстрорастущим edtech-проектом в сегменте ДПО. Выручка холдинга по итогам года выросла на 72% и составила 1,9 млрд рублей. Этому способствовали централизация внутренних процессов, активное расширение в рамках СНГ, развитие B2B-направления и сквозных проектов коммерции. Наша аудитория выросла до 1,4 млн участников (рост более 40%), а количество студентов — более чем на 150%. Мы продолжили расширять продуктовую матрицу и запустили 56 новых продуктов по всем направлениям. Например, в школе дизайна Bang Bang Education появились курсы по IT, а в Moscow Digital School расширяем продуктовую матрицу по смежным направлениям — финансы, аналитика и др.В 2024 году Ultimate Education планирует продолжить расти быстрее рынка с динамикой более чем в 1,5 раза».
Павел Мосейкин, CEO Ultimate Education
![]()
«2023 год мы заканчиваем хоть и с незначительным, но ростом выручки год к году на 9%. Сдержанную динамику по росту мы связываем с конкурентностью сегмента взрослого ДПО по направлению программирования, а также с тем, что многие привычные способы привлечения аудитории перестают работать и сама стоимость привлечения становится выше».Георгий Бабаян, руководитель и основатель «Эльбрус Буткемп»
![]()
В рамках 2023 года в b2c нам удалось вырасти по выручке почти в два раза.Этот рост мы мы связываем с продолжающимся ростом интереса к программам upskilling для уже уверенных специалистов midde и выше. Также мы отметили значительный рост интереса к темам стратегии и лидерства, которые напрямую связаны с волной пересмотра управления бизнесом, проектами и командой, вызванной внешней средой (рынком). Бизнес ищет новые возможности и капиталы, а грамотно сформированный лидерский подход позволяет командам и специалистам достигать этих целей.
Мария Бочарова, СЕО SETTERS EDUCATION
На рынке все еще присутствует высокий спрос на квалифицированных специалистов в нише IT, Data Science, аналитики данных, программирования. По результатам 2023 года мы наблюдаем рост, однако по динамике не такой значительный, как годом ранее. В 2022 многие события стимулировали людей инвестировать в знания, осваивать новые востребованные специальности в сфере IT, аналитики, дизайна. Однако в 2023 году произошел активный рост направления высшего образования, и это характерно для всего рынка. Так, выручка с наборов Skillfactory на онлайн-магистратуры увеличилась на 120% в сравнении с годом ранее.Егор Сорокин, директор по развитию бизнеса Skillfactory
Детское образование
![]()
«По итогам 2023 года мы перевыполнили план продаж в целом по компании примерно на 10%. В особенности это коснулось Домашней школы “Фоксфорда” и проекта “Код будущего” — здесь итоговые показатели продаж были значительно выше запланированных. Чуть ниже — в групповых форматах в сегменте дополнительного образования. Практически полностью соответствовали нашим ожиданиям продажи в репетиторском формате сегмента дополнительного образования. Эти результаты мы связываем как с устойчивым ростом рынка школьного edtech, так и с тем, что мы предлагаем аудитории действительно качественный продукт».Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд»
![]()
«2023 год показал значительный рост в сегменте продуктов для средней школы. Этот тренд мы заметили еще раньше и поэтому усилили продуктовое предложение в этом году. Также мы запустили свой колледж, поскольку значительный процент девятиклассников выбирает именно СПО, а не продолжение обучения в школе. Мы видели, что можем создать в данной области качественный образовательный продукт. В сегменте старшей школы мы стабильно росли на уровне наших планов. Что касается 5–7-х классов, я бы отметил значительный интерес к профориентационным продуктам. Во многом это объясняется большей популяризацией профориентации в школах, начиная с 5-го класса. Также можно отметить рост нашего олимпиадного направления: пока это продукт лидогенерирующий, но рост интереса очень заметен по сравнению с прошлым годом. В целом, если рассматривать весь год, я бы отметил достаточно активный рост спроса на дополнительное детское образование (в разных продуктах), начиная с 8-го класса».Михаил Мягков, основатель и CEO MAXIMUM Education
![]()
«Как мы и планировали, продолжаем расти. Рост оказался чуть ниже наших прогнозов. Один из факторов — сказался более заметный, чем раньше, отток девятиклассников, которые приняли решение закончить обучение в школе и пойти учиться в колледжи или работать».
Ольга Перлина, директор по маркетингу «ИнтернетУрока»
Платформы
![]()
«Чтобы достичь такого результата, мы очень много работали “на клиента”, как с продуктовой точки зрения, так и с маркетинговой. Еще в 2022-м мы в ответ на потребности наших клиентов расширили функциональность платформы, что существенно повлияло на нашу динамику в 2023 году.Что касается маркетинга, весь год мы очень плотно взаимодействовали с нашими клиентами на всех уровнях, чтобы создавать для них дополнительную ценность. В результате наша клиентская база росла, а текущие клиенты показывали все более значительные результаты (GMV 158 млрд рублей в 2023 году против 95 млрд рублей в 2022 году), что закономерно отразилось и на нашей выручке».
Сергей Михайлов, СЕО платформы GetCourse
Дата публикации: 01 Февраль 2024

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты пока нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.
Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.
Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.
По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты пока нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.