Неизбежное взросление: каковы перспективы edtech-компаний на рынке СПО
Рост популярности СПО отмечают представители и сегмента ДПО, и сегмента детского образования. Тренд на более раннее освоение профессии и улучшение имиджа колледжей и техникумов приводит к тому, что количество студентов СПО в России приближается к показателям высшего образования. За 2023 год рост этого направления составил у edtech-компаний порядка 70% в выручке. Однако многие отмечают, что работать с аудиторией 15–17-летних учеников в онлайне очень сложно.
По данным Минобразования, за последние 5 лет количество студентов СПО выросло примерно на 18,5%, приблизившись к количеству студентов вузов (3,5 млн и 4,1 млн человек соответственно).
При этом количество студентов, обучающихся в системе СПО на платной основе, росло еще более динамично. За последние 5 лет количество платников выросло почти в полтора раза, сегодня их доля в общем объеме составляет почти 35%. То есть за свои деньги учится примерно каждый третий студент колледжа
Динамика платного образования в СПО
Год | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Доля студентов СПО, обучающихся на платной основе, % | 28,15 | 30,06 | 32,58 | 33,78 | 34,70 |
Динамика платного образования в СПО отдельных регионах доля платных студентов превышает 50%, и это не только Москва, но и южные регионы, где меньше крупных городов, а соответственно, и вузов.
Регионы — лидеры по количеству платных студентов СПО
Количество студентов, тыс. человек | Доля от общего по стране, % | Количество обучающихся платно, тыс. человек | Доля платных студентов, % | Количество частных колледжей | ||
1 | Москва | 217,5 | 6,5 | 126,2 | 58 | 45 |
2 | Краснодарский край | 149,6 | 4,2 | 72,2 | 48,2 | 44 |
3 | Дагестан | 78,8 | 2,22 | 46,1 | 58,5 | 34 |
4 | Московская область | 123,4 | 3,48 | 41,5 | 33,6 | 38 |
5 | Свердловская область | 123,8 | 3,49 | 38,2 | 30,8 | 22 |
6 | Ставропольский край | 72,5 | 2,04 | 36 | 50,02 | 45 |
7 | Башкортостан | 110,8 | 3,12 | 34,1 | 30,7 | 12 |
8 | Санкт-Петербург | 118,4 | 3,34 | 34 | 28,7 | 9 |
9 | Татарстан | 92 | 2,59 | 34 | 36,9 | 28 |
10 | Ростовская область | 111,1 | 3,13 | 32,7 | 29,4 | 9 |
Источник: Минобразования
Edtech-компании в СПО
В 2023 году компании из edtech-рейтинга заработали на СПО более 3 млрд рублей, годовой рост составил около 70%. При этом на 2024 год у многих амбициозные планы.
«В этом году мы прогнозируем кратный рост за счет региональной экспансии, — говорит Кристина Граль, директор по развитию бизнеса IThub Group. — Что касается ситуации на edtech-рынке в России, то очевидно, что сегмент СПО является стратегическим для развития в этом году».
Среди edtech-компаний, уже активно присутствующих на рынке СПО, основных игроков четыре. Самые популярные профессии связаны с информационными технологиями и дизайном, «Синергия» обучает также предпринимательству и юриспруденции.
В этом году число игроков должно примерно удвоиться, так как начнут набор новые компании. В частности, лидер рынка ДПО Skillbox запустил Цифровой колледж Skillbox в декабре 2023 года. Как рассказали в компании, первый набор студентов пройдет летом 2024 года, а к учебе студенты приступят с сентября. Планируемый набор — от 1000 студентов, на старте будет запущено два основных направления: «Программирование» и «Графический дизайн».
«Спрос на СПО в целом растет уже несколько лет, особенно на IT-специальности, — рассказывает Сергей Попков, cооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox. — Раньше восприятие среднего профессионального образования было скорее негативным — как непопулярный образовательный трек. Сейчас же старшеклассники пересматривают необходимость получения высшего образования. Мы видим, что количество школьников, которые не хотят доучиваться до 11-го класса, далее идти в вуз и только потом на рынок труда, растет. Согласно внутреннему исследованию Skillbox, 60% школьников желают как можно раньше начать профессиональную деятельность, 30% — избежать академической траектории в школе. Среди выпускников 11-х классов и людей, уже имеющих образование, основная мотивация для поступления в колледж — смена специальности на более перспективную».
При этом edtech-компании отмечают, что онлайн-обучение в ссузах пока недостаточно развито.
«Буквально десятки организаций способны реализовывать полноценный учебный процесс в онлайне, и единицы из них способны это делать на том уровне качества и сервиса, который принят сейчас в edtech, — продолжает Сергей Попков. — Большая часть колледжей — это государственные бюджетные организации, в которых внедрение новых технологий идет медленно. Долгое время система СПО в нашей стране была в упадке, и тогда точно было не до экспериментов с онлайном. Но надо признать, что в стране есть хорошие примеры динамично развивающихся колледжей, на опыт которых мы смотрим с большим интересом, но их возможностей объективно не хватает для удовлетворения спроса».
Другие будущие потенциально сильные игроки — Singularity Hub от основателей Skyeng и IT-колледж Maxitet от Maximum Education.
«Мы запустили свой колледж, поскольку значительный процент девятиклассников выбирает именно СПО, а не продолжение обучения в школе, — говорит Михаил Мягков, основатель и CEO MAXIMUM Education. — Мы видели, что можем создать в данной области качественный образовательный продукт».
Skyeng пока свой проект в СПО не комментирует. Обучение там проходит за счет грантов и в партнерстве с компаниями-работодателями.
О планах по развитию программ СПО рассказали также в «ИнтернетУроке».
«Нашей общеобразовательной школе в этом году 10 лет, и мы видим крепнущий интерес со стороны девятиклассников и их родителей к профессиональному образованию, — говорит Ольга Перлина, директор по маркетингу компании «ИнтернетУрок». — Наши ученики интересуются, планируем ли мы открыть колледж в ближайшем будущем. Сейчас для нас вопрос не в том, расширять ли продуктовый ряд в направлении СПО, а в том, на каких специальностях сосредоточиться. В новом направлении вы видим профессиональный вызов и в том, чтобы обеспечить качество образования для студентов на том же высоком уровне, что мы задали для наших школьников. Параллельно, с учетом накопленного опыта в онлайн-образовании, рассматриваем пути поддержки студентов (например, функцию персональных наставников) и развития soft skills».
Трудные дети
Однако в отличие от дополнительного взрослого или детского образования СПО подчиняется строгим государственным регламентам (например, аккредитацию колледж получает только после первого выпуска, то есть спустя 3–4 года после запуска). Еще одна особенность — сложный возраст обучающихся, которых труднее контролировать в онлайне. Первым игрокам было в какой-то степени легче, так как они имели некую предысторию бизнеса (у «Синергии» были ссузы в активах, основатель IThub-колледжа работал в системе государственных колледжей), а новые стараются запускать новые проекты в партнерстве с уже существующими организациями.
«Edtech активно входит в коллаборации с колледжами и вузами, — говорит Кристина Граль. — Но прогнозировать, насколько эта модель будет успешной, сложно, так как из собственного опыта мы знаем, что фокус в среднем профессиональном образовании — не на hard skills, а на soft skills, что отмечают наши индустриальные партнеры. А соответственно, в онлайн-формате это делать сложнее».
Однако есть пример «Хекслета», который сосредоточен на онлайне, так как его бизнес-модель изначально предполагает максимальную автоматизацию.
Еще одна сложность — более ограниченный выбор профессий, подходящих для обучения в онлайне, чем в системе высшего образования.
«Важно понимать, что обучение в колледже всегда подразумевает освоение прикладных профессий, поэтому для таких программ критически важна практика, — отмечает Сергей Попков. — Именно поэтому цифровизация подходит далеко не всем специальностям (например, не подходит таким, как химические или сварочные технологии, поварское или сестринское дело). Поэтому проблемы и темп внедрения новых технологий в сегменте СПО сильно отличаются от того же высшего образования».
Тем не менее можно ожидать, что компании с этими сложностями справятся и с учетом текущих темпов рынок резко вырастет уже на рубеже 2024–2025 годов.
Дата публикации: 04 Апрель 2024
Дети обучаются нейросетям и soft skills, а взрослые — кибербезопасности, управлению и дизайну. Ведущие компании в сфере онлайн-образования рассказали об этих и других изменениях в поведении клиентов в 2024 году.
Корпорация «Синергия» запустила акселератор для edtech- и HRtech-стартапов. Цель программы — помочь командам провести пилотные проекты внутри корпорации. Рассказываем о восьми перспективных компаниях, которые вошли в акселератор.
Urban University — молодой edtech-проект из Иннополиса. Компания запустила образовательную платформу для изучения IT-специальностей только осенью 2023 года, но ее выручка во II квартале 2024 года уже превышает полмиллиарда рублей. Школа инвестирует в ИИ-технологии для LMS, гарантирует студентам трудоустройство и ведет нестандартную для рынка бренд-стратегию — например, владеет футбольным клубом.
Подводим промежуточные итоги: обобщаем тренды I полугодия 2024 года на основе данных Smart Ranking и мнений участников рынка. Читайте о том, как искусственный интеллект захватывает рынок, почему детский сегмент развивается быстрее взрослого, а также чем объясняют спад интереса к IT-курсам.
Замедление YouTube ударит по стратегиям продвижения edtech-компаний: им придется набирать аудиторию в других сервисах и искать новые решения для проведения трансляций. Эксперты и участники рынка рассказали, какие последствия замедления edtech ощущает уже сейчас, как изменится стоимость лида и как следует перераспределить трафик.
Венчурный фонд Synergy Ventures совместно с Московским инновационным кластером провели митап «HRtech и edtech: сотрудничество для роста». Крупные компании рассказали о том, какие продукты на стыке edtech и HRtech они готовы интегрировать в свои системы, а фаундеры стартапов провели питчинги проектов. Пересказываем главное про то, какие решения востребованы бизнесом и что предлагает рынок.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам II квартала 2024 года. Второй квартал подряд рынок демонстрирует годовую динамику на уровне +22%. Главные ожидания связаны со вторым полугодием, сегментом высшего образования и СПО, а также внедрением ИИ.
Доходы инфобизнеса растут: по статистике платформы GetCourse, в 2023 году они увеличились на 66% и составили 158 млрд рублей. Чем больше зарабатывают инфобизнесмены, тем пристальнее за ними следит государство. За прошлый год налоговая инициировала несколько громких дел против известных блогеров: Елены Блиновской, Александры Митрошиной, Валерии Чекалиной и других. Юрист и эксперт по налогам Антон Ивлев рассказал Smart Ranking, какие правила нужно соблюдать, чтобы не повторить их участь.
Smart Ranking подготовил список мероприятий edtech-рынка: в подборку вошли ивенты по всему миру. Их будет полезно посетить фаундерам, продакт-менеджерам и другим специалистам в сфере онлайн-образования, которые хотят вдохновиться, завести выгодные знакомства и внедрить новые решения в свои бизнесы.
После дела против основателя Like Центра онлайн-школа двигается к тому, чтобы стать группой компаний. О стратегии лидера ниши бизнес-образования в кризисный период рассказал Василий Алексеев, глава Like Центра.
Дети обучаются нейросетям и soft skills, а взрослые — кибербезопасности, управлению и дизайну. Ведущие компании в сфере онлайн-образования рассказали об этих и других изменениях в поведении клиентов в 2024 году.
Корпорация «Синергия» запустила акселератор для edtech- и HRtech-стартапов. Цель программы — помочь командам провести пилотные проекты внутри корпорации. Рассказываем о восьми перспективных компаниях, которые вошли в акселератор.
Urban University — молодой edtech-проект из Иннополиса. Компания запустила образовательную платформу для изучения IT-специальностей только осенью 2023 года, но ее выручка во II квартале 2024 года уже превышает полмиллиарда рублей. Школа инвестирует в ИИ-технологии для LMS, гарантирует студентам трудоустройство и ведет нестандартную для рынка бренд-стратегию — например, владеет футбольным клубом.
Подводим промежуточные итоги: обобщаем тренды I полугодия 2024 года на основе данных Smart Ranking и мнений участников рынка. Читайте о том, как искусственный интеллект захватывает рынок, почему детский сегмент развивается быстрее взрослого, а также чем объясняют спад интереса к IT-курсам.
Замедление YouTube ударит по стратегиям продвижения edtech-компаний: им придется набирать аудиторию в других сервисах и искать новые решения для проведения трансляций. Эксперты и участники рынка рассказали, какие последствия замедления edtech ощущает уже сейчас, как изменится стоимость лида и как следует перераспределить трафик.
Венчурный фонд Synergy Ventures совместно с Московским инновационным кластером провели митап «HRtech и edtech: сотрудничество для роста». Крупные компании рассказали о том, какие продукты на стыке edtech и HRtech они готовы интегрировать в свои системы, а фаундеры стартапов провели питчинги проектов. Пересказываем главное про то, какие решения востребованы бизнесом и что предлагает рынок.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам II квартала 2024 года. Второй квартал подряд рынок демонстрирует годовую динамику на уровне +22%. Главные ожидания связаны со вторым полугодием, сегментом высшего образования и СПО, а также внедрением ИИ.
Доходы инфобизнеса растут: по статистике платформы GetCourse, в 2023 году они увеличились на 66% и составили 158 млрд рублей. Чем больше зарабатывают инфобизнесмены, тем пристальнее за ними следит государство. За прошлый год налоговая инициировала несколько громких дел против известных блогеров: Елены Блиновской, Александры Митрошиной, Валерии Чекалиной и других. Юрист и эксперт по налогам Антон Ивлев рассказал Smart Ranking, какие правила нужно соблюдать, чтобы не повторить их участь.
Smart Ranking подготовил список мероприятий edtech-рынка: в подборку вошли ивенты по всему миру. Их будет полезно посетить фаундерам, продакт-менеджерам и другим специалистам в сфере онлайн-образования, которые хотят вдохновиться, завести выгодные знакомства и внедрить новые решения в свои бизнесы.
После дела против основателя Like Центра онлайн-школа двигается к тому, чтобы стать группой компаний. О стратегии лидера ниши бизнес-образования в кризисный период рассказал Василий Алексеев, глава Like Центра.