Smart Ranking


Неизбежное взросление: каковы перспективы edtech-компаний на рынке СПО

Неизбежное взросление: каковы перспективы edtech-компаний на рынке СПО

Рост популярности СПО отмечают представители и сегмента ДПО, и сегмента детского образования. Тренд на более раннее освоение профессии и улучшение имиджа колледжей и техникумов приводит к тому, что количество студентов СПО в России приближается к показателям высшего образования. За 2023 год рост этого направления составил у edtech-компаний порядка 70% в выручке. Однако многие отмечают, что работать с аудиторией 15–17-летних учеников в онлайне очень сложно.

По данным Минобразования, за последние 5 лет количество студентов СПО выросло примерно на 18,5%, приблизившись к количеству студентов вузов (3,5 млн и 4,1 млн человек соответственно).

При этом количество студентов, обучающихся в системе СПО на платной основе, росло еще более динамично. За последние 5 лет количество платников выросло почти в полтора раза, сегодня их доля в общем объеме составляет почти 35%. То есть за свои деньги учится примерно каждый третий студент колледжа 


Динамика платного образования в СПО

Год

2019

2020

2021

2022

2023

Доля студентов СПО, обучающихся на платной основе, %

28,15

30,06

32,58

33,78

34,70

Динамика платного образования в СПО отдельных регионах доля платных студентов превышает 50%, и это не только Москва, но и южные регионы, где меньше крупных городов, а соответственно, и вузов.

Регионы — лидеры по количеству платных студентов СПО

Количество студентов, тыс. человек

Доля от общего по стране, %

Количество обучающихся платно, тыс. человек

Доля платных студентов, %

Количество частных колледжей

1

Москва

217,5

6,5

126,2

58

45

2

Краснодарский край

149,6

4,2

72,2

48,2

44

3

Дагестан

78,8

2,22

46,1

58,5

34

4

Московская область

123,4

3,48

41,5

33,6

38

5

Свердловская область

123,8

3,49

38,2

30,8

22

6

Ставропольский край

72,5

2,04

36

50,02

45

7

Башкортостан

110,8

3,12

34,1

30,7

12

8

Санкт-Петербург

118,4

3,34

34

28,7

9

9

Татарстан

92

2,59

34

36,9

28

10

Ростовская область

111,1

3,13

32,7

29,4

9

Источник: Минобразования

Edtech-компании в СПО


В 2023 году компании из edtech-рейтинга заработали на СПО более 3 млрд рублей, годовой рост составил около 70%. При этом на 2024 год у многих амбициозные планы.

«В этом году мы прогнозируем кратный рост за счет региональной экспансии, — говорит Кристина Граль, директор по развитию бизнеса IThub Group. — Что касается ситуации на edtech-рынке в России, то очевидно, что сегмент СПО является стратегическим для развития в этом году». 


Среди edtech-компаний, уже активно присутствующих на рынке СПО, основных игроков четыре. Самые популярные профессии связаны с информационными технологиями и дизайном, «Синергия» обучает также предпринимательству и юриспруденции.

В этом году число игроков должно примерно удвоиться, так как начнут набор новые компании. В частности, лидер рынка ДПО Skillbox запустил Цифровой колледж Skillbox в декабре 2023 года. Как рассказали в компании, первый набор студентов пройдет летом 2024 года, а к учебе студенты приступят с сентября. Планируемый набор — от 1000 студентов, на старте будет запущено два основных направления: «Программирование» и «Графический дизайн».


«Спрос на СПО в целом растет уже несколько лет, особенно на IT-специальности, — рассказывает Сергей Попков, cооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox. — Раньше восприятие среднего профессионального образования было скорее негативным — как непопулярный образовательный трек. Сейчас же старшеклассники пересматривают необходимость получения высшего образования. Мы видим, что количество школьников, которые не хотят доучиваться до 11-го класса, далее идти в вуз и только потом на рынок труда, растет. Согласно внутреннему исследованию Skillbox, 60% школьников желают как можно раньше начать профессиональную деятельность, 30% — избежать академической траектории в школе. Среди выпускников 11-х классов и людей, уже имеющих образование, основная мотивация для поступления в колледж — смена специальности на более перспективную».


При этом edtech-компании отмечают, что онлайн-обучение в ссузах пока недостаточно развито.

«Буквально десятки организаций способны реализовывать полноценный учебный процесс в онлайне, и единицы из них способны это делать на том уровне качества и сервиса, который принят сейчас в edtech, — продолжает Сергей Попков. — Большая часть колледжей — это государственные бюджетные организации, в которых внедрение новых технологий идет медленно. Долгое время система СПО в нашей стране была в упадке, и тогда точно было не до экспериментов с онлайном. Но надо признать, что в стране есть хорошие примеры динамично развивающихся колледжей, на опыт которых мы смотрим с большим интересом, но их возможностей объективно не хватает для удовлетворения спроса».

Другие будущие потенциально сильные игроки — Singularity Hub от основателей Skyeng и IT-колледж Maxitet от Maximum Education.

«Мы запустили свой колледж, поскольку значительный процент девятиклассников выбирает именно СПО, а не продолжение обучения в школе, — говорит Михаил Мягков, основатель и CEO MAXIMUM Education. — Мы видели, что можем создать в данной области качественный образовательный продукт».

Skyeng пока свой проект в СПО не комментирует. Обучение там проходит за счет грантов и в партнерстве с компаниями-работодателями.
О планах по развитию программ СПО рассказали также в «ИнтернетУроке».


«Нашей общеобразовательной школе в этом году 10 лет, и мы видим крепнущий интерес со стороны девятиклассников и их родителей к профессиональному образованию, — говорит Ольга Перлина, директор по маркетингу компании «ИнтернетУрок». — Наши ученики интересуются, планируем ли мы открыть колледж в ближайшем будущем. Сейчас для нас вопрос не в том, расширять ли продуктовый ряд в направлении СПО, а в том, на каких специальностях сосредоточиться. В новом направлении вы видим профессиональный вызов и в том, чтобы обеспечить качество образования для студентов на том же высоком уровне, что мы задали для наших школьников. Параллельно, с учетом накопленного опыта в онлайн-образовании, рассматриваем пути поддержки студентов (например, функцию персональных наставников) и развития soft skills».

Трудные дети


Однако в отличие от дополнительного взрослого или детского образования СПО подчиняется строгим государственным регламентам (например, аккредитацию колледж получает только после первого выпуска, то есть спустя 3–4 года после запуска). Еще одна особенность — сложный возраст обучающихся, которых труднее контролировать в онлайне. Первым игрокам было в какой-то степени легче, так как они имели некую предысторию бизнеса (у «Синергии» были ссузы в активах, основатель IThub-колледжа работал в системе государственных колледжей), а новые стараются запускать новые проекты в партнерстве с уже существующими организациями.


«Edtech активно входит в коллаборации с колледжами и вузами, — говорит Кристина Граль. — Но прогнозировать, насколько эта модель будет успешной, сложно, так как из собственного опыта мы знаем, что фокус в среднем профессиональном образовании — не на hard skills, а на soft skills, что отмечают наши индустриальные партнеры. А соответственно, в онлайн-формате это делать сложнее».

Однако есть пример «Хекслета», который сосредоточен на онлайне, так как его бизнес-модель изначально предполагает максимальную автоматизацию. 
Еще одна сложность — более ограниченный выбор профессий, подходящих для обучения в онлайне, чем в системе высшего образования.

«Важно понимать, что обучение в колледже всегда подразумевает освоение прикладных профессий, поэтому для таких программ критически важна практика, — отмечает Сергей Попков. — Именно поэтому цифровизация подходит далеко не всем специальностям (например, не подходит таким, как химические или сварочные технологии, поварское или сестринское дело). Поэтому проблемы и темп внедрения новых технологий в сегменте СПО сильно отличаются от того же высшего образования».


Тем не менее можно ожидать, что компании с этими сложностями справятся и с учетом текущих темпов рынок резко вырастет уже на рубеже 2024–2025 годов.

Дата публикации: 04 Апрель 2024


Аналитика и интервью
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%

Edtech-компаниям труднее привлекать клиентов: посещаемость сайтов падает, увеличивается стоимость лида. По оценке Smart Ranking, снижение трафика участников рынка в I квартале составило 20% по отношению к прошлому году. Компании сталкиваются с потерей каналов для продвижения и рекламными ограничениями со стороны государства. Рассказываем о том, что происходит с трафиком и как бороться с его снижением.

Аналитика23 Май 2024
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка

Оценка качества онлайн-курсов — один из основных вопросов для edtech-рынка сегодня. Единых стандартов не существует: каждая школа выбирает метрики самостоятельно. Агентство Smart Ranking совместно с мессенджером «Пачка» провело исследование и опросило игроков edtech-рынка, чтобы узнать, какие показатели они измеряют и как потом используют полученные данные. Оказалось, что компании детского сегмента считают самым значимым LTV (Lifetime Value), а взрослого — индекс удовлетворенности клиента.

Аналитика16 Май 2024
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech

Edtech-рынок Европы развивался медленно во многом из-за большого разнообразия национальных образовательных систем и крайне неравномерного развития стран. Тем не менее технологии проникают даже на небольшие локальные рынки. Европейский EdTech Alliance выпустил отчет о роли государств во внедрении edtech-технологий и развитии экосистем. Пересказываем обзор по некоторым европейским государствам.

Аналитика02 Май 2024

Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs

Аналитическое агентство Smart Ranking регулярно расширяет рейтинг крупнейших edtech-компаний России. Знакомим вас с проектами, которые добавили в топ за I квартал 2024 года, и рассказываем об их драйверах роста.

Аналитика02 Май 2024

Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2024 года. Общая динамика вернулась к показателям начала 2023 года и составила +22,5% (Y2Y). Лидером роста стала разработка образовательного ПО, прибавив больше 70%. Впервые за долгое время фактически сравнялась динамика двух основных сегментов — ДПО и детского образования.

Аналитика26 Апрель 2024

Рынок хоумскулинга вырос на 70%

Суммарная выручка рынка дистанционного образования школьников увеличилась на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей. Большая часть выручки приходится на трех ключевых игроков: «Фоксфорд», «ИнтернетУрок» и «Онлайн-школу №1». Smart Ranking пообщался с компаниями сегмента и узнал перспективы рынка, его тренды, драйверы и барьеры.

Аналитика25 Апрель 2024

Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников

Академия Softline в партнерстве с Softline Venture Partners запустила инвестиционную программу: небольшие edtech-компании и стартапы получат миллиард рублей на развитие своих проектов. Преимущество будет на стороне тех компаний, которые ориентируются на B2B, — Академия Softline включит их решения в свой портфель. Так, сегмент корпоративного обучения может стать самой привлекательной нишей для инвесторов в 2024 году.

Аналитика24 Апрель 2024

И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

Edtech-компании в 2023 году заработали в сегменте СПО (среднего профессионального образования) на 70% больше, чем за 2022 год. Их суммарная выручка составила более 3 млрд рублей, как показало исследование Smart Ranking. Несмотря на перспективность направления, заходить в сегмент пока готовы не все — участников рынка отпугивают госстандарты и сложные бизнес-модели. На закрытой встрече Smart Ranking игроки edtech обсудили возможности онлайн-школ на рынке СПО.

Аналитика19 Апрель 2024

«Сбер» покупает образовательные активы Алексея Мордашова — «Нетологию» и «Фоксфорд»

«Сбер» завершает сделку по покупке активов TalentTech — крупного игрока ДПО «Нетологии» и одного из лидеров детского сегмента «Фоксфорда». По оценке Smart Ranking, сумма сделки может составить не менее 7 млрд рублей. Покупка школ закономерна: «Сбер» стремится усилить экосистему крупными образовательными проектами. На рынке грядет рост конкуренции и битва экосистем.

Новости15 Апрель 2024

Создатель инфобизнесменов. Как школа EDPRO доросла до миллиардных оборотов

Выручка онлайн-школы EDPRO, которая обучает нутрициологи, сексологии, коучингу, дизайну интерьеров и психологии, превысила миллиард рублей в 2023 году — это на 114% больше, чем годом ранее. Как рассказал СЕО компании Сергей Астафьев, такого роста удалось добиться в основном за счет двух каналов трафика (помимо стандартных SЕО, СРС, СРА, инфлюэнс-маркетинга, СРМ): реферальной программы в B2C и привлечения из офлайна.

Интервью10 Апрель 2024

Все статьи ->
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%
Трафик — главная боль рынка. Посещаемость сайтов edtech-игроков упала на 20%

Edtech-компаниям труднее привлекать клиентов: посещаемость сайтов падает, увеличивается стоимость лида. По оценке Smart Ranking, снижение трафика участников рынка в I квартале составило 20% по отношению к прошлому году. Компании сталкиваются с потерей каналов для продвижения и рекламными ограничениями со стороны государства. Рассказываем о том, что происходит с трафиком и как бороться с его снижением.

Аналитика23 Май 2024
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка
На пути к единой системе: на какие метрики смотрят лидеры edtech-рынка

Оценка качества онлайн-курсов — один из основных вопросов для edtech-рынка сегодня. Единых стандартов не существует: каждая школа выбирает метрики самостоятельно. Агентство Smart Ranking совместно с мессенджером «Пачка» провело исследование и опросило игроков edtech-рынка, чтобы узнать, какие показатели они измеряют и как потом используют полученные данные. Оказалось, что компании детского сегмента считают самым значимым LTV (Lifetime Value), а взрослого — индекс удовлетворенности клиента.

Аналитика16 Май 2024
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech
Единорог от младшего Блэра, бумажные журналы в румынских школах и стартапы Латвии: особенности европейского edtech

Edtech-рынок Европы развивался медленно во многом из-за большого разнообразия национальных образовательных систем и крайне неравномерного развития стран. Тем не менее технологии проникают даже на небольшие локальные рынки. Европейский EdTech Alliance выпустил отчет о роли государств во внедрении edtech-технологий и развитии экосистем. Пересказываем обзор по некоторым европейским государствам.

Аналитика02 Май 2024
Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs
Soft skills для детей, модель по подписке и разработка в B2G: новички рейтинга edtechs

Аналитическое агентство Smart Ranking регулярно расширяет рейтинг крупнейших edtech-компаний России. Знакомим вас с проектами, которые добавили в топ за I квартал 2024 года, и рассказываем об их драйверах роста.

Аналитика02 Май 2024
Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей
Edtech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2024 года. Общая динамика вернулась к показателям начала 2023 года и составила +22,5% (Y2Y). Лидером роста стала разработка образовательного ПО, прибавив больше 70%. Впервые за долгое время фактически сравнялась динамика двух основных сегментов — ДПО и детского образования.

Аналитика26 Апрель 2024
Рынок хоумскулинга вырос на 70%
Рынок хоумскулинга вырос на 70%

Суммарная выручка рынка дистанционного образования школьников увеличилась на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей. Большая часть выручки приходится на трех ключевых игроков: «Фоксфорд», «ИнтернетУрок» и «Онлайн-школу №1». Smart Ranking пообщался с компаниями сегмента и узнал перспективы рынка, его тренды, драйверы и барьеры.

Аналитика25 Апрель 2024
Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников
Корпобучение привлекает инвесторов. Softline вложится в edtech-стартапы по обучению сотрудников

Академия Softline в партнерстве с Softline Venture Partners запустила инвестиционную программу: небольшие edtech-компании и стартапы получат миллиард рублей на развитие своих проектов. Преимущество будет на стороне тех компаний, которые ориентируются на B2B, — Академия Softline включит их решения в свой портфель. Так, сегмент корпоративного обучения может стать самой привлекательной нишей для инвесторов в 2024 году.

Аналитика24 Апрель 2024
И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования
И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

Edtech-компании в 2023 году заработали в сегменте СПО (среднего профессионального образования) на 70% больше, чем за 2022 год. Их суммарная выручка составила более 3 млрд рублей, как показало исследование Smart Ranking. Несмотря на перспективность направления, заходить в сегмент пока готовы не все — участников рынка отпугивают госстандарты и сложные бизнес-модели. На закрытой встрече Smart Ranking игроки edtech обсудили возможности онлайн-школ на рынке СПО.

Аналитика19 Апрель 2024
«Сбер» покупает образовательные активы Алексея Мордашова — «Нетологию» и «Фоксфорд»
«Сбер» покупает образовательные активы Алексея Мордашова — «Нетологию» и «Фоксфорд»

«Сбер» завершает сделку по покупке активов TalentTech — крупного игрока ДПО «Нетологии» и одного из лидеров детского сегмента «Фоксфорда». По оценке Smart Ranking, сумма сделки может составить не менее 7 млрд рублей. Покупка школ закономерна: «Сбер» стремится усилить экосистему крупными образовательными проектами. На рынке грядет рост конкуренции и битва экосистем.

Новости15 Апрель 2024
Создатель инфобизнесменов. Как школа EDPRO доросла до миллиардных оборотов
Создатель инфобизнесменов. Как школа EDPRO доросла до миллиардных оборотов

Выручка онлайн-школы EDPRO, которая обучает нутрициологи, сексологии, коучингу, дизайну интерьеров и психологии, превысила миллиард рублей в 2023 году — это на 114% больше, чем годом ранее. Как рассказал СЕО компании Сергей Астафьев, такого роста удалось добиться в основном за счет двух каналов трафика (помимо стандартных SЕО, СРС, СРА, инфлюэнс-маркетинга, СРМ): реферальной программы в B2C и привлечения из офлайна.

Интервью10 Апрель 2024

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка