Smart Ranking


Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Что такое «М-Чекап»

«М-Чекап» — некоммерческий проект, который помогает российским образовательным компаниям эффективнее работать с данными и повышать качество продуктов. 

Разработал «М-Чекап» Дмитрий Аббакумов, доктор наук об образовании и автор книги «Психометрика в EdTech: первые шаги».

В рамках исследования он предложил edtech-компаниям пройти опрос, чтобы выяснить: 

  • Какие данные о студентах собирают образовательные проекты и как проверяют их достоверность.

  • Какие метрики они используют для оценки качества обучения.

  • Какие специалисты работают с данными и какими компетенциями они обладают.

В исследовании участвовали 47 образовательных проектов из разных сегментов: дополнительное профессиональное образование, детское обучение, подготовка к экзаменам, высшее и среднее образование. 

Как оценивали результаты 

Дмитрий сравнил ответы школ с международными бенчмарками — стандартами работы с данными и метриками, принятыми в мировом EdTech. Они основаны на научных исследованиях из ключевых журналов (Computers in Education и др.), рекомендациях профильных сообществ (Society for Learning Analytics Research) и опыте зарубежных компаний.

Бенчмарки делятся на два уровня: 

  • Достаточный — необходимый минимум для контроля качества;

  • Перспективный — продвинутый уровень для устойчивого развития, тестирования новых гипотез и более глубоких и продуманных решений. 

Ключевые выводы исследования

Данные: что собирают школы

Бенчмарки. В рамках «М-Чекапа» у образовательных проектов спросили, какие данные о процессе обучения они собирают. По международным бенчмаркам, на базовом уровне школы должны фиксировать начало и завершение взаимодействия с учебным контентом. На продвинутом — регистрировать более сложные характеристики: сколько времени студент тратит на урок, делает ли паузы, возвращается ли к сложным темам.

Такие данные важно собирать: они помогают понять, как студент осваивает материал, и предсказать его успеваемость. Например, можно заранее выявить студентов, которым нужна поддержка, и вовремя предложить помощь.

Результат. Оказалось, что 11 проектов из 47 не фиксируют процессные данные вовсе: они не отслеживают, просмотрел ли студент урок и взаимодействовал ли он с ним. Детальную активность отслеживают 8 проектов из 47. При этом не все проверяют качество собранных данных. Это значит, что цифры могут быть неточными и вводить в заблуждение при интерпретации. 

Рекомендации. Внедрить международные стандарты логирования данных (записи действий пользователей в системе), например, xAPI, — это позволит проверить достоверность собранных данных.

Метрики: субъективные vs объективные

Бенчмарки. В международной практике основной упор при оценке качества делается на объективные показатели: метрики активности (например, CRR, COR) и психометрические показатели (результаты экзаменов, прогресс студентов). 

Результат. В основном российские онлайн-школы опираются на обратную связь от студентов и используют такие метрики, как CSI и NPS — 37 ответов из 47. Так, выходит, что онлайн-школы в качестве главного инструмента оценки используют субъективный показатель. NPS и CSI показывают лишь отношение студентов к курсу, но не говорят о том, насколько он действительно полезен. К примеру, студенты могут быть довольны легкостью курса, но не получить реальных знаний. 

Рекомендации. Использовать сочетание поведенческих и психометрических данных.

Кадры: нехватка психометриков 

Бенчмарки. Международная практика предполагает, что в школе работает специалист, отвечающий за работу с образовательными данными и разработку инструментов оценивания. Это может быть:

  • Аналитик образовательных данных — собирает и интерпретирует данные о студентах.

  • Data scientist — строит прогнозные модели, анализирует поведение пользователей.

  • Психометрик — разрабатывает и валидирует инструменты оценки знаний, проверяет их надежность.

Для базового уровня достаточно аналитика. Для перспективного развития необходимы data scientist и психометрик.

Результат. В 24 проектах нет специалистов по работе с образовательными данными. В 25 проектах с образовательными данными работает аналитик — и это соответствует базовой международной бенчмарке. В 4 проектах работают data scientist и в 5 — психометрик — это соответствует перспективной международной бенчмарке. Таким образом, обеспечение хотя бы аналитика для работы с образовательными данными стоит усилить.

Рекомендации. Для работы с кадрами есть много стратегий. Вот некоторые из них: 

  1. Подготовить штатного психометрика — для этого его можно обучить, например, в магистратуре «Образование и оценивание как наука» НИУ ВШЭ.

  2. Прокачать экспертизу имеющегося аналитика: в этом поможет книга «Психометрика в EdTech: первые шаги». 

Выводы 

Итак, российские образовательные проекты активно используют данные, но в основном на базовом уровне. Половина участников не проверяет достоверность собираемых данных, а главными метриками качества остаются субъективные показатели (NPS, CSI). Нехватка специалистов и компетенций по образовательным данным и психометрике ограничивают развитие аналитики. Чтобы изменить ситуацию, компаниям рекомендуется внедрить международные стандарты сбора, проверки и анализа данных.

Если вам интересно узнать, как ваш образовательный проект соотносится с международными бенчмарками в области аналитической и психометрической культуры, — участвуйте в третьей волне «М-Чекапа». Заполнить анкету нужно до 27 марта. 

Дата публикации: 28 Февраль 2025


Аналитика и интервью
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Аналитика 04 Июнь 2025
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

Новости 29 Май 2025

Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Аналитика 21 Май 2025

Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Аналитика 09 Май 2025

Edtech-рынок подрос за счет экзаменов

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

Аналитика 29 Апрель 2025

Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Аналитика 25 Апрель 2025

Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аналитика 18 Апрель 2025

Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Аналитика 14 Апрель 2025

Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

Аналитика 04 Апрель 2025

Все статьи ->
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Аналитика 04 Июнь 2025
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

Новости 29 Май 2025
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Аналитика 21 Май 2025
Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Аналитика 09 Май 2025
Edtech-рынок подрос за счет экзаменов
Edtech-рынок подрос за счет экзаменов

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

Аналитика 29 Апрель 2025
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Аналитика 25 Апрель 2025
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аналитика 18 Апрель 2025
Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи
Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Аналитика 14 Апрель 2025
Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения
Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

Аналитика 04 Апрель 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.