
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.
Что такое «М-Чекап»
«М-Чекап» — некоммерческий проект, который помогает российским образовательным компаниям эффективнее работать с данными и повышать качество продуктов.
![]()
Разработал «М-Чекап» Дмитрий Аббакумов, доктор наук об образовании и автор книги «Психометрика в EdTech: первые шаги».
В рамках исследования он предложил edtech-компаниям пройти опрос, чтобы выяснить:
-
Какие данные о студентах собирают образовательные проекты и как проверяют их достоверность.
-
Какие метрики они используют для оценки качества обучения.
-
Какие специалисты работают с данными и какими компетенциями они обладают.
В исследовании участвовали 47 образовательных проектов из разных сегментов: дополнительное профессиональное образование, детское обучение, подготовка к экзаменам, высшее и среднее образование.
Как оценивали результаты
Дмитрий сравнил ответы школ с международными бенчмарками — стандартами работы с данными и метриками, принятыми в мировом EdTech. Они основаны на научных исследованиях из ключевых журналов (Computers in Education и др.), рекомендациях профильных сообществ (Society for Learning Analytics Research) и опыте зарубежных компаний.
Бенчмарки делятся на два уровня:
-
Достаточный — необходимый минимум для контроля качества;
-
Перспективный — продвинутый уровень для устойчивого развития, тестирования новых гипотез и более глубоких и продуманных решений.
Ключевые выводы исследования
Данные: что собирают школы
Бенчмарки. В рамках «М-Чекапа» у образовательных проектов спросили, какие данные о процессе обучения они собирают. По международным бенчмаркам, на базовом уровне школы должны фиксировать начало и завершение взаимодействия с учебным контентом. На продвинутом — регистрировать более сложные характеристики: сколько времени студент тратит на урок, делает ли паузы, возвращается ли к сложным темам.
Такие данные важно собирать: они помогают понять, как студент осваивает материал, и предсказать его успеваемость. Например, можно заранее выявить студентов, которым нужна поддержка, и вовремя предложить помощь.
Результат. Оказалось, что 11 проектов из 47 не фиксируют процессные данные вовсе: они не отслеживают, просмотрел ли студент урок и взаимодействовал ли он с ним. Детальную активность отслеживают 8 проектов из 47. При этом не все проверяют качество собранных данных. Это значит, что цифры могут быть неточными и вводить в заблуждение при интерпретации.
Рекомендации. Внедрить международные стандарты логирования данных (записи действий пользователей в системе), например, xAPI, — это позволит проверить достоверность собранных данных.
Метрики: субъективные vs объективные
Бенчмарки. В международной практике основной упор при оценке качества делается на объективные показатели: метрики активности (например, CRR, COR) и психометрические показатели (результаты экзаменов, прогресс студентов).
Результат. В основном российские онлайн-школы опираются на обратную связь от студентов и используют такие метрики, как CSI и NPS — 37 ответов из 47. Так, выходит, что онлайн-школы в качестве главного инструмента оценки используют субъективный показатель. NPS и CSI показывают лишь отношение студентов к курсу, но не говорят о том, насколько он действительно полезен. К примеру, студенты могут быть довольны легкостью курса, но не получить реальных знаний.
Рекомендации. Использовать сочетание поведенческих и психометрических данных.
Кадры: нехватка психометриков
Бенчмарки. Международная практика предполагает, что в школе работает специалист, отвечающий за работу с образовательными данными и разработку инструментов оценивания. Это может быть:
-
Аналитик образовательных данных — собирает и интерпретирует данные о студентах.
-
Data scientist — строит прогнозные модели, анализирует поведение пользователей.
-
Психометрик — разрабатывает и валидирует инструменты оценки знаний, проверяет их надежность.
Для базового уровня достаточно аналитика. Для перспективного развития необходимы data scientist и психометрик.
Результат. В 24 проектах нет специалистов по работе с образовательными данными. В 25 проектах с образовательными данными работает аналитик — и это соответствует базовой международной бенчмарке. В 4 проектах работают data scientist и в 5 — психометрик — это соответствует перспективной международной бенчмарке. Таким образом, обеспечение хотя бы аналитика для работы с образовательными данными стоит усилить.
Рекомендации. Для работы с кадрами есть много стратегий. Вот некоторые из них:
-
Подготовить штатного психометрика — для этого его можно обучить, например, в магистратуре «Образование и оценивание как наука» НИУ ВШЭ.
-
Прокачать экспертизу имеющегося аналитика: в этом поможет книга «Психометрика в EdTech: первые шаги».
Выводы
Итак, российские образовательные проекты активно используют данные, но в основном на базовом уровне. Половина участников не проверяет достоверность собираемых данных, а главными метриками качества остаются субъективные показатели (NPS, CSI). Нехватка специалистов и компетенций по образовательным данным и психометрике ограничивают развитие аналитики. Чтобы изменить ситуацию, компаниям рекомендуется внедрить международные стандарты сбора, проверки и анализа данных.
Если вам интересно узнать, как ваш образовательный проект соотносится с международными бенчмарками в области аналитической и психометрической культуры, — участвуйте в третьей волне «М-Чекапа». Заполнить анкету нужно до 27 марта.
Дата публикации: 28 Февраль 2025

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.
Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.
По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.
Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.