![«Россия находится в самом начале популяризации IT-образования»](/media/filer_public/ad/99/ad991d0e-3c42-4338-9045-d8e6a6d97b35/filer_public684d684d7d90-2c42-4cfa-8db6-d00642781dc1filer_publica1cda1cd2cc7-eccd-4ad1-8a63-aa34b9d01491filer_public407140719e20-ed46-4a2a-b8b3-3b45e170367ffiler_publica7cca7ccadf3-b0cc-_x0fikzM.webp)
«Россия находится в самом начале популяризации IT-образования»
«Компьютерная Академия ТОР» — «наследник» бизнеса академии «Шаг» в России. Ее основатель и глава Павел Специан рассказал о том, как школа развивает крупные образовательные хабы, сложно ли выходить в онлайн и как февральские события повлияли на бизнес компании.
«Компьютерная Академия ТОР» специализируется на дополнительном и профессиональном IT-образовании для взрослых и детей. Компания заняла 13-е место в рейтинге EDtechs.ru с выручкой 575 млн рублей в II квартале 2022 года.
— Как и когда была создана академия? Раньше она называлась «Шаг»?
— Академия появилась в 1999 году на Украине и до 2013 года работала только там. Затем компания вышла за рубеж: в Швейцарию, США, Бразилию, СНГ и другие страны. До 24 февраля российское представительство было частью общей системы, но после стало абсолютно самостоятельным. Основатель вышел из доли, и я стал единоличным владельцем в России. Поскольку партнеру принадлежали права на бренд «Компьютерная Академия Шаг», мы зарегистрировали новую торговую марку — «Компьютерная Академия ТОР» — и все начали заново.
![]() |
— Вы ведь изначально работали только офлайн и в гибридном формате? В апреле 2022 года мы доработали онлайн-школу, открыли доступ и продолжаем редактировать учебный материал. У нас работает система аналитики, которая ежедневно принимает обратную связь от преподавателей и студентов, позволяя быстрее находить проблемные точки. Платформа постоянно меняется, как и сама реальность: новые формы оплаты, сервисы видеодоступа, сам контент. Нельзя сказать, что мы вышли в онлайн моментально. Мы не форсируем события, все происходит органически. Сейчас доля чистого онлайна составляет около 10-12%, и она постоянно растет. Остальные курсы также доступны онлайн, однако студент имеет возможность также проходить курс офлайн — в одном из филиалов Академии. |
— Вы создали свою технологическую платформу, на которой обучаются студенты?
— Верно. Думаю, без платформ вообще невозможно управлять таким количеством процессов. У нас их более десятка — для решения разных задач. Например, мы разработали платформу для повышения квалификации более 60 тысяч сотрудников и отдельно для 1500 преподавателей. У нас работают люди из разных городов, все они должны действовать по единым правилам, иначе невозможно контролировать качество обучения. Отдельная платформа — для методического состава: тех, кто управляет контентом, дисциплиной, посещением, оценками и пр. Третью платформу используют студенты, обучающиеся в аудиториях и удаленно — там они получают домашние задания. Еще одну мы разработали непосредственно для запуска онлайн-школы. Сейчас она проходит тестирование.
Источник: https://msk.top-academy.ru/
— Сколько студентов обучаются на ваших платформах и как изменился спрос с начала года? Повлияли ли на него события февраля?
— Сейчас у нас 35 тысяч активных клиентов. Мы ожидаем, что в сентябре эта цифра вырастет вдвое. Говоря о спросе, стоит разделить направления. Во-первых, на офлайн и онлайн, во-вторых, на детское и взрослое. Итак, на наши классические продукты для детей спрос не изменился. Было недельное проседание, но после все шло по плану, составленному в конце 2021 года. Существенно просел наш отдельный проект — выездные лагеря: в этом году спрос на них сократился примерно в 2-2,5 раза. Очевидно, у родителей есть причины, по которым они не хотят отправлять детей на южное направление, в основном Сочи и Геленджик, в этом году. В остальном в детском сегменте все стабильно.
Насчет взрослых: я не готов согласиться с тем, что IT-образование резко набрало популярность. Это направление развивается ровно, рост составил не более 10%. И это несмотря на то, что исчезли эффективные каналы рекламы — Instagram и Facebook. Однозначно на 40% упали курсы интернет-маркетинга, примерно на 20% — компьютерной графики и дизайна.
Если говорить об онлайн-образовании, то я вижу прирост примерно на 10%. Думаю, падения нет, потому что мы не работаем с банками. Так, например, наше отличие от Skillbox состоит в том, что они на 90% состоят из продаж в рассрочку. У нас нет рассрочки через банк.
— Планирует ли академия выходить в зарубежные страны?
— Да, уже идет ремонт. Мы строим филиалы в трех странах дальнего зарубежья на трех континентах, обучение будет проходить в гибридном формате. Продажи стартуют через два месяца.
— А если говорить о России? — У нас множество планов по развитию. Год назад мы запустили несколько новых проектов: это общеобразовательные IT-школы в Тюмени и Сочи (в этом году появится еще 7 филиалов) и IT-колледжи. Мы получили лицензию и откроем их в 10 городах России. Параллельно работаем над школами английского языка Step2Speak, их пилотные версии были запущены в 6 городах. Теперь мы отработали гипотезы и решили масштабировать проект еще на 15-20 городов. Главная идея в том, чтобы сначала открыть филиал IT-школы, плавно расширить его и в итоге превратить в своеобразный образовательный хаб. Мы уже построили два таких: в Тюмени и Калининграде. Это огромные здания размером 2,5 тысячи квадратных метров, где люди изучают IT и языки. Такие учреждения мы будем открывать во всех городах России: к ноябрю планируется еще пять — в Ростове, Краснодаре, Новосибирске, Челябинске и Сочи. Суммарно инвестиции в проект на протяжении 2-3 лет составят около 2,5 млрд рублей. Мы хотим дать возможность студенту из любого города получать образование в любом формате: очном, онлайн или гибридном. |
![]() Павел Специан
|
— Почему в дополнение к IT вы решили выбрать именно обучение иностранным языкам?
— Во-первых, сегмент языков значительно больше, чем сегмент IT. Во-вторых, у нас сформировалась замечательная команда, которая раньше возглавляла большую профильную школу иностранных языков. Когда мы решили погрузиться в эту тему, то заметили, что в России много разработчиков, но большинство не может реализоваться из-за плохого знания английского. Вся профессиональная литература для айтишников написана на нем. От знания языка зависит их будущая стоимость на рынке, размер зарплаты, место работы и скорость, с которой они туда устроятся. Студенты приходят к нам не за специальностью. Специальность — это просто инструмент. Они приходят за сменой образа жизни, за увеличением дохода. Для того чтобы обеспечить это, нужно знание иностранного языка.
— Многие прежние работодатели IT-специалистов покинули Россию. Не будет ли у студентов проблем с трудоустройством?
— Я много общаюсь с российскими разработчиками — чаще, чем с зарубежными. И мы вообще не видим проблем. Спрос значительно превышает предложение. Практически еженедельно мы приглашаем представителей местных компаний на презентации дипломных работ наших выпускников. Они предлагают студентам трудоустройство прямо в ходе этих мероприятий.
— Какие перспективы у российского IT-образования и edtech в целом?
— В последние годы мы наблюдаем тенденцию падения среднего возраста нашего взрослого студента. Раньше сегмент составляли люди, которые уже окончили институт, где-то поработали, поняли, что выбрали не то направление, и решили переучиться. Сейчас их возраст приблизился к 20-21 году. Получается, взрослый сегмент начали «разбавлять» выпускники 9-11 классов. Они хотят получать профессию параллельно с учебой в школе, чтобы быстрее найти работу. Думаю, спрос на айтишников будет увеличиваться, но России еще далеко до той степени информированности населения и популяризации IT-профессий, какие есть в других странах. Я много работал за рубежом и могу сказать, что эта сфера в той же Беларуси «взлетела» еще в 2006 году, потому что там нет альтернативных источников дохода: например, примерно тогда же открыли Парк высоких технологий в Минске (аналог «Сколково» в России). Таким образом, в Беларуси возникло огромное количество стартапов с мировым именем. У нас же интерес к IT начал расти только в прошлом году. Думаю, мы находимся в самом начале популяризации этой сферы.
Что касается всего edtech, подозреваю, что все стоящие компании уже куплены большими инвесторами и фондами. Сформировались 3-4 холдинга, вокруг которых все продолжит вращаться. Скорее всего, частично сократятся бюджеты на неэффективные или непрофильные продукты из-за того, что они инвестиционные. Также, думаю, те, кто занимается онлайн-образованием, уже достигли верхних пределов спроса. Что это значит? Больше они уже не потратят на маркетинг. Теперь нужно заниматься продуктом, чтобы клиенты рекомендовали школу знакомым, учились охотнее и эффективнее. В ближайшее время вся отрасль сделает большой шаг в сторону качества.
Инна Рейхард
Дата публикации: 17 Август 2022
![Быстрый рост «Эзотерики», ставка на постоянных клиентов и неоправдавшийся прогноз: главное об инфобизнесе в 2024 году](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/40/dd/40dd79d4-fc70-4b00-86e6-7a88edabcb15/snimok_ekrana_2025-01-24_v_163152.png__600x300_crop_subsampling-2.png)
В 2024 году школы на GetCourse заработали 168 млрд рублей, но не дотянули до амбициозного плана в 200 млрд рублей. Эзотерика обогнала курсы по заработку, повторные продажи впервые превзошли первые, а основные каналы привлечения лидов стали менее эффективны.
![Как edtech внедряет геймификацию: пять кейсов онлайн-школ](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c4/e6/c4e68ada-19d9-4439-be01-ccc59943fef5/eswxouonvzoupmkssyihnhhfnlyysq_1.png__600x300_crop_subsampling-2.png)
Востребованность игровых методик в edtech растет. По прогнозам Mordor Intelligence, рынок геймификации будет прирастать на 26% ежегодно. Smart Ranking изучил edtech-кейсы на российском рынке и выбрал пять решений, которые меняют подход к обучению.
Инвесторы, руководители онлайн-школ и сервисов для edtech-рынка рассказали, чего ожидают от 2025 года. Среди главных трендов: сложное начало года, консолидация и новые возможности роста для небольших компаний.
«СберОбразование» и Smart Ranking проанализировали основные тренды российского рынка edtech. В аналитическом обзоре «Edtech России 2024» выделены ключевые тенденции в стратегиях компаний, продуктовых решениях и поведении пользователей. Ниже собрали основные тренды, а полный текст доступен по ссылке.
Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.
12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.
Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.
![Быстрый рост «Эзотерики», ставка на постоянных клиентов и неоправдавшийся прогноз: главное об инфобизнесе в 2024 году](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/40/dd/40dd79d4-fc70-4b00-86e6-7a88edabcb15/snimok_ekrana_2025-01-24_v_163152.png__600x300_crop_subsampling-2.png)
В 2024 году школы на GetCourse заработали 168 млрд рублей, но не дотянули до амбициозного плана в 200 млрд рублей. Эзотерика обогнала курсы по заработку, повторные продажи впервые превзошли первые, а основные каналы привлечения лидов стали менее эффективны.
![Как edtech внедряет геймификацию: пять кейсов онлайн-школ](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c4/e6/c4e68ada-19d9-4439-be01-ccc59943fef5/eswxouonvzoupmkssyihnhhfnlyysq_1.png__600x300_crop_subsampling-2.png)
Востребованность игровых методик в edtech растет. По прогнозам Mordor Intelligence, рынок геймификации будет прирастать на 26% ежегодно. Smart Ranking изучил edtech-кейсы на российском рынке и выбрал пять решений, которые меняют подход к обучению.
![Прогнозы на 2025 год от участников edtech-рынка](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/02/76/02762b14-40ed-4591-b606-f394ca7383f8/frame_7_1.png__600x300_crop_subsampling-2.png)
Инвесторы, руководители онлайн-школ и сервисов для edtech-рынка рассказали, чего ожидают от 2025 года. Среди главных трендов: сложное начало года, консолидация и новые возможности роста для небольших компаний.
![Главные тренды edtech-рынка в 2024 году: исследование от «СберОбразования» и Smart Ranking](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/cb/83/cb836b9c-e821-4963-87fc-575dd70da1b7/snimok_ekrana_2024-12-27_v_122818.png__600x300_crop_subsampling-2.png)
«СберОбразование» и Smart Ranking проанализировали основные тренды российского рынка edtech. В аналитическом обзоре «Edtech России 2024» выделены ключевые тенденции в стратегиях компаний, продуктовых решениях и поведении пользователей. Ниже собрали основные тренды, а полный текст доступен по ссылке.
![Топ-10 событий edtech-рынка 2024 года](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ee/6d/ee6d5062-7161-430d-ae9b-a43730e10644/filer_public986b986be9af-ef39-439b-bf78-703af982269afiler_publice555e5555574-2074-4776-860f-974ff6efd388filer_public9efe9efe4d72-d1e0-46f1-97f8-24885452432dfiler_public8d4e8d4e1044-ba8c-_OFLizMx.webp__600x300_q85_crop_subsampling-2.jpg)
Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.
![Лучшие edtech-компании 2024 года: результаты премии Edtechs Awards от Smart Ranking](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8f/d7/8fd7ec3c-b45f-419c-8977-20d8496cf64e/filer_public6b2c6b2cec22-8302-448e-b6c5-97e1f356a01ffiler_public421e421e19ca-29a1-46aa-a805-2a266d05ee30filer_public388438848e91-384a-4f2f-a471-b7d76fac235dfiler_publicc3e2c3e25e82-e215-_Yefmxcw.webp__600x300_q85_crop_subsampling-2.jpg)
12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.
![Длинные скидки и спрос от текущих клиентов — итоги «Черной пятницы» на edtech-рынке](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/72/7c/727ccbb1-6801-4826-bdf6-43d4f81269cb/filer_public35073507fb10-b843-4363-887d-d8a3b598e0b5filer_public48d448d4feb8-4157-4bb8-93b7-0d417e93bfaffiler_public8e0e8e0e9493-eef5-4c00-ac5b-30d6dc6bf377filer_public3aeb3aebda1d-0164-_UyFoJH6.webp__600x300_q85_crop_subsampling-2.jpg)
Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.
![Евгений Чекушкин, CEO Livedigital: «Победит не ИИ, а автоматизация»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0c/5b/0c5b56ba-af47-4e59-a7d8-5ed18dcf1d7f/filer_publicfd79fd797861-93e3-4e5a-8ba2-ef9c3aaa8ecbfiler_public902c902c7204-3bd9-40c2-8caf-7797095cb87bfiler_public20c420c408ee-ee34-48cf-9d9d-c82ddeabf8b7filer_publicf559f5595cfb-fce7-_Lk14Iyd.webp__600x300_q85_crop_subsampling-2.jpg)
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
![Средняя цена онлайн-курса достигла 52 тысяч рублей](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/76/66/76667b7c-7a03-46f9-ae8f-2e1435262338/filer_publicd02ed02ee2a6-89c1-49af-8e7f-d185d8b1d1d0filer_public104210428d0b-2721-4afa-9120-c6b24466b013filer_publicaa72aa7233a9-8d00-4698-907b-66a609b4ab2ffiler_public0a2a0a2a678f-4c66-_jU4wv4G.webp__600x300_q85_crop_subsampling-2.jpg)
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
![Казанский феномен: почему растут edtech-проекты из Татарстана](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1b/fa/1bfa817a-7e05-459d-a84e-c60e37224191/filer_public6d126d127f5b-3e03-474f-97a0-19a25de22f03filer_public277127715cf7-f342-4c67-8c1a-be3698a8d3abfiler_publicba72ba726a1f-0110-4018-92d9-0a26aef2767bfiler_publica6f4a6f4342e-8e67-_GYxlgy8.webp__600x300_q85_crop_subsampling-2.jpg)
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.