Smart Ranking


«Россия находится в самом начале популяризации IT-образования»

«Россия находится в самом начале популяризации IT-образования»

«Компьютерная Академия ТОР» — «наследник» бизнеса академии «Шаг» в России. Ее основатель и глава Павел Специан рассказал о том, как школа развивает крупные образовательные хабы, сложно ли выходить в онлайн и как февральские события повлияли на бизнес компании.

«Компьютерная Академия ТОР» специализируется на дополнительном и профессиональном IT-образовании для взрослых и детей. Компания заняла 13-е место в рейтинге EDtechs.ru с выручкой 575 млн рублей в II квартале 2022 года.

— Как и когда была создана академия? Раньше она называлась «Шаг»?

— Академия появилась в 1999 году на Украине и до 2013 года работала только там. Затем компания вышла за рубеж: в Швейцарию, США, Бразилию, СНГ и другие страны. До 24 февраля российское представительство было частью общей системы, но после стало абсолютно самостоятельным. Основатель вышел из доли, и я стал единоличным владельцем в России. Поскольку партнеру принадлежали права на бренд «Компьютерная Академия Шаг», мы зарегистрировали новую торговую марку — «Компьютерная Академия ТОР» — и все начали заново.

Павел Специан

— Вы ведь изначально работали только офлайн и в гибридном формате?
— Да. Откровенно говоря, переход в онлайн произошел вынужденно. До 2020 года мы вообще не верили в онлайн-образование. Точнее говоря, в его доходность. В марте, когда объявили карантин, у нас все было в офлайне. В итоге мы перевели на удаленку около 20 тысяч студентов за неделю! Уже тогда стало понятно, что без онлайна мы больше не сможем. Началась активная разработка платформ, адаптация материалов для обучения. С тех пор академия эволюционировала.

В апреле 2022 года мы доработали онлайн-школу, открыли доступ и продолжаем редактировать учебный материал. У нас работает система аналитики, которая ежедневно принимает обратную связь от преподавателей и студентов, позволяя быстрее находить проблемные точки. Платформа постоянно меняется, как и сама реальность: новые формы оплаты, сервисы видеодоступа, сам контент. Нельзя сказать, что мы вышли в онлайн моментально. Мы не форсируем события, все происходит органически. Сейчас доля чистого онлайна составляет около 10-12%, и она постоянно растет. Остальные курсы также доступны онлайн, однако студент имеет возможность также проходить курс офлайн — в одном из филиалов Академии.

— Вы создали свою технологическую платформу, на которой обучаются студенты?

— Верно. Думаю, без платформ вообще невозможно управлять таким количеством процессов. У нас их более десятка — для решения разных задач. Например, мы разработали платформу для повышения квалификации более 60 тысяч сотрудников и отдельно для 1500 преподавателей. У нас работают люди из разных городов, все они должны действовать по единым правилам, иначе невозможно контролировать качество обучения. Отдельная платформа — для методического состава: тех, кто управляет контентом, дисциплиной, посещением, оценками и пр. Третью платформу используют студенты, обучающиеся в аудиториях и удаленно — там они получают домашние задания. Еще одну мы разработали непосредственно для запуска онлайн-школы. Сейчас она проходит тестирование.

Источник: https://msk.top-academy.ru/

— Сколько студентов обучаются на ваших платформах и как изменился спрос с начала года? Повлияли ли на него события февраля? 

— Сейчас у нас 35 тысяч активных клиентов. Мы ожидаем, что в сентябре эта цифра вырастет вдвое. Говоря о спросе, стоит разделить направления. Во-первых, на офлайн и онлайн, во-вторых, на детское и взрослое. Итак, на наши классические продукты для детей спрос не изменился. Было недельное проседание, но после все шло по плану, составленному в конце 2021 года. Существенно просел наш отдельный проект — выездные лагеря: в этом году спрос на них сократился примерно в 2-2,5 раза. Очевидно, у родителей есть причины, по которым они не хотят отправлять детей на южное направление, в основном Сочи и Геленджик, в этом году. В остальном в детском сегменте все стабильно.

Насчет взрослых: я не готов согласиться с тем, что IT-образование резко набрало популярность. Это направление развивается ровно, рост составил не более 10%. И это несмотря на то, что исчезли эффективные каналы рекламы — Instagram и Facebook. Однозначно на 40% упали курсы интернет-маркетинга, примерно на 20% — компьютерной графики и дизайна. 

Если говорить об онлайн-образовании, то я вижу прирост примерно на 10%. Думаю, падения нет, потому что мы не работаем с банками. Так, например, наше отличие от Skillbox состоит в том, что они на 90% состоят из продаж в рассрочку. У нас нет рассрочки через банк. 

— Планирует ли академия выходить в зарубежные страны?

— Да, уже идет ремонт. Мы строим филиалы в трех странах дальнего зарубежья на трех континентах, обучение будет проходить в гибридном формате. Продажи стартуют через два месяца.

— А если говорить о России?

— У нас множество планов по развитию. Год назад мы запустили несколько новых проектов: это общеобразовательные IT-школы в Тюмени и Сочи (в этом году появится еще 7 филиалов) и IT-колледжи. Мы получили лицензию и откроем их в 10 городах России. Параллельно работаем над школами английского языка Step2Speak, их пилотные версии были запущены в 6 городах. Теперь мы отработали гипотезы и решили масштабировать проект еще на 15-20 городов.

Главная идея в том, чтобы сначала открыть филиал IT-школы, плавно расширить его и в итоге превратить в своеобразный образовательный хаб. Мы уже построили два таких: в Тюмени и Калининграде. Это огромные здания размером 2,5 тысячи квадратных метров, где люди изучают IT и языки. Такие учреждения мы будем открывать во всех городах России: к ноябрю планируется еще пять — в Ростове, Краснодаре, Новосибирске, Челябинске и Сочи. Суммарно инвестиции в проект на протяжении 2-3 лет составят около 2,5 млрд рублей. Мы хотим дать возможность студенту из любого города получать образование в любом формате: очном, онлайн или гибридном.

Павел Специан

— Почему в дополнение к IT вы решили выбрать именно обучение иностранным языкам?

— Во-первых, сегмент языков значительно больше, чем сегмент IT. Во-вторых, у нас сформировалась замечательная команда, которая раньше возглавляла большую профильную школу иностранных языков. Когда мы решили погрузиться в эту тему, то заметили, что в России много разработчиков, но большинство не может реализоваться из-за плохого знания английского. Вся профессиональная литература для айтишников написана на нем. От знания языка зависит их будущая стоимость на рынке, размер зарплаты, место работы и скорость, с которой они туда устроятся. Студенты приходят к нам не за специальностью. Специальность — это просто инструмент. Они приходят за сменой образа жизни, за увеличением дохода. Для того чтобы обеспечить это, нужно знание иностранного языка. 

— Многие прежние работодатели IT-специалистов покинули Россию. Не будет ли у студентов проблем с трудоустройством?

— Я много общаюсь с российскими разработчиками — чаще, чем с зарубежными. И мы вообще не видим проблем. Спрос значительно превышает предложение. Практически еженедельно мы приглашаем представителей местных компаний на презентации дипломных работ наших выпускников. Они предлагают студентам трудоустройство прямо в ходе этих мероприятий. 

— Какие перспективы у российского IT-образования и edtech в целом? 

— В последние годы мы наблюдаем тенденцию падения среднего возраста нашего взрослого студента. Раньше сегмент составляли люди, которые уже окончили институт, где-то поработали, поняли, что выбрали не то направление, и решили переучиться. Сейчас их возраст приблизился к 20-21 году. Получается, взрослый сегмент начали «разбавлять» выпускники 9-11 классов. Они хотят получать профессию параллельно с учебой в школе, чтобы быстрее найти работу. Думаю, спрос на айтишников будет увеличиваться, но России еще далеко до той степени информированности населения и популяризации IT-профессий, какие есть в других странах. Я много работал за рубежом и могу сказать, что эта сфера в той же Беларуси «взлетела» еще в 2006 году, потому что там нет альтернативных источников дохода: например, примерно тогда же открыли Парк высоких технологий в Минске (аналог «Сколково» в России). Таким образом, в Беларуси возникло огромное количество стартапов с мировым именем. У нас же интерес к IT начал расти только в прошлом году. Думаю, мы находимся в самом начале популяризации этой сферы.

Что касается всего edtech, подозреваю, что все стоящие компании уже куплены большими инвесторами и фондами. Сформировались 3-4 холдинга, вокруг которых все продолжит вращаться. Скорее всего, частично сократятся бюджеты на неэффективные или непрофильные продукты из-за того, что они инвестиционные. Также, думаю, те, кто занимается онлайн-образованием, уже достигли верхних пределов спроса. Что это значит? Больше они уже не потратят на маркетинг. Теперь нужно заниматься продуктом, чтобы клиенты рекомендовали школу знакомым, учились охотнее и эффективнее. В ближайшее время вся отрасль сделает большой шаг в сторону качества. 

Инна Рейхард

Дата публикации: 17 Август 2022


Аналитика и интервью
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году

Детские онлайн-школы заработали 16,3 млрд рублей в первом полугодии 2023-го — на 32% больше, чем в прошлом году. Среди трендов, которые отмечают игроки рынка, наиболее заметен выход компаний за рамки привычных для детей и родителей школьных предметов: становятся востребованными курсы по личностным навыкам, развитию когнитивных способностей и программированию.

Аналитика22 Сентябрь 2023
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года

За первое полугодие 2023-го edtech-компании сегмента ДПО заработали 18,1 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с ростом сегмента увеличивается число студентов на курсах по дизайну, маркетингу и бухгалтерскому делу. Клиенты все чаще покупают продукты по soft skills. Среди IT-курсов лидируют профессии тестировщика и разработчика. По прогнозам онлайн-школ, эти тенденции продолжат набирать обороты. Рассказываем, как меняются предпочтения студентов в разных сферах от косметологии до программирования.

Аналитика19 Сентябрь 2023
Шесть миллиардов, all inclusive и российское ПО: главные цифры и тренды сегмента разработчиков и платформ за полгода

В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассказываем, за счет чего развиваются компании, какие тренды отмечают участники рынка и что ждет сегмент в будущем.

Аналитика21 Август 2023

Профессии будущего. Как нейросети открывают новые направления в edtech

Мировой рынок ИИ оценивается более чем в $136 млрд, а к 2030 году увеличится в 13 раз — до $1,8 трлн. Активная аудитория только ChatGPT-3.5 насчитывает более 100 млн человек, а в России число пользователей различных ИИ с прошлого года выросло минимум в 5 раз. Переход на рельсы ИИ меняет ситуацию на рынке труда. Ожидается, что в 2025 году в сфере нейронных сетей будут работать 97 млн человек, которых необходимо обучить. Edtech подстраивается под тренд, а мы рассказываем про опыт зарождения новых профессий.

Аналитика14 Август 2023

Как продает edtech. Видео о кейсах крупнейших игроков

Представители Skillbox, «Like Центра», «Фоксфорда», «Нетологии», «ИнтернетУрока» и IThub College рассказали, как рекламируются на досках объявлений, через вебинары со звездами первой величины, полезные лонгриды, спецпроекты с крупными медийными корпорациями, амбассадорство и сарафанное радио. Загружаем видео в двух частях.

Аналитика07 Август 2023

Российский edtech-рынок стагнирует, но по итогам года все же превысит 100 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам первого полугодия 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27,5%. Во II квартале 2023 года, по данным обновленного рейтинга агентства Smart Ranking, Индекс edtechs100 составил 417 пунктов, или 25,3 млрд рублей, что на 21 пункт (4,5%) ниже I квартала и может свидетельствовать о стагнации роста рынка и пересмотре закономерностей, которые царили на нем с бума роста ковидного 2020-го.

Аналитика02 Август 2023

Рецепты успеха самых быстрорастущих ДПО. Интервью Smart Ranking с руководителями динамичных проектов

Кроме основного рейтинга российского edtech, мы также составляем топы самых динамично растущих компаний на рынке по нашей специальной формуле. Мы поговорили с основателями, генеральными и операционными директорами топ-10 самых динамично растущих ДПО о том, какие решения привели к росту, что драйвит и сдерживает рынок и на что они делают ставку сегодня. Смотрите и слушайте наш видеоподкаст на YouTube.

Интервью14 Июль 2023

Топ-7 нетривиальных кейсов маркетинга в edtech. Опыт крупнейших школ

Таргет на «Авито», контент-маркетинг и спецпроекты с крупными медийными личностями и корпорациями срабатывают лучше, чем оставшиеся после 2022 года performance-каналы, а большую эффективность показывает реклама отнюдь не у блогеров-миллионников. На встрече лидеров российского edtech, организованной Smart Ranking, представители онлайн-образования поделились опытом поиска эффективных маркетинговых механик.

Аналитика12 Июль 2023

«Трудоустройство — это следствие того, что умеет студент»

Темпы роста рынка снижаются, конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов растет, однако даже в этих условиях можно кратно увеличивать выручку. О проверке гипотез, поиске новых рынков и о том, почему невозможно гарантировать трудоустройство, рассказал Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory.

Интервью29 Июнь 2023

Российская ISA: ожидания и реальность

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

Аналитика13 Июнь 2023

Все статьи ->
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году

Детские онлайн-школы заработали 16,3 млрд рублей в первом полугодии 2023-го — на 32% больше, чем в прошлом году. Среди трендов, которые отмечают игроки рынка, наиболее заметен выход компаний за рамки привычных для детей и родителей школьных предметов: становятся востребованными курсы по личностным навыкам, развитию когнитивных способностей и программированию.

Аналитика22 Сентябрь 2023
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года

За первое полугодие 2023-го edtech-компании сегмента ДПО заработали 18,1 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с ростом сегмента увеличивается число студентов на курсах по дизайну, маркетингу и бухгалтерскому делу. Клиенты все чаще покупают продукты по soft skills. Среди IT-курсов лидируют профессии тестировщика и разработчика. По прогнозам онлайн-школ, эти тенденции продолжат набирать обороты. Рассказываем, как меняются предпочтения студентов в разных сферах от косметологии до программирования.

Аналитика19 Сентябрь 2023
Шесть миллиардов, all inclusive и российское ПО: главные цифры и тренды сегмента разработчиков и платформ за полгода
Шесть миллиардов, all inclusive и российское ПО: главные цифры и тренды сегмента разработчиков и платформ за полгода

В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассказываем, за счет чего развиваются компании, какие тренды отмечают участники рынка и что ждет сегмент в будущем.

Аналитика21 Август 2023
Профессии будущего. Как нейросети открывают новые направления в edtech
Профессии будущего. Как нейросети открывают новые направления в edtech

Мировой рынок ИИ оценивается более чем в $136 млрд, а к 2030 году увеличится в 13 раз — до $1,8 трлн. Активная аудитория только ChatGPT-3.5 насчитывает более 100 млн человек, а в России число пользователей различных ИИ с прошлого года выросло минимум в 5 раз. Переход на рельсы ИИ меняет ситуацию на рынке труда. Ожидается, что в 2025 году в сфере нейронных сетей будут работать 97 млн человек, которых необходимо обучить. Edtech подстраивается под тренд, а мы рассказываем про опыт зарождения новых профессий.

Аналитика14 Август 2023
Как продает edtech. Видео о кейсах крупнейших игроков
Как продает edtech. Видео о кейсах крупнейших игроков

Представители Skillbox, «Like Центра», «Фоксфорда», «Нетологии», «ИнтернетУрока» и IThub College рассказали, как рекламируются на досках объявлений, через вебинары со звездами первой величины, полезные лонгриды, спецпроекты с крупными медийными корпорациями, амбассадорство и сарафанное радио. Загружаем видео в двух частях.

Аналитика07 Август 2023
Российский edtech-рынок стагнирует, но по итогам года все же превысит 100 млрд рублей
Российский edtech-рынок стагнирует, но по итогам года все же превысит 100 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам первого полугодия 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27,5%. Во II квартале 2023 года, по данным обновленного рейтинга агентства Smart Ranking, Индекс edtechs100 составил 417 пунктов, или 25,3 млрд рублей, что на 21 пункт (4,5%) ниже I квартала и может свидетельствовать о стагнации роста рынка и пересмотре закономерностей, которые царили на нем с бума роста ковидного 2020-го.

Аналитика02 Август 2023
Рецепты успеха самых быстрорастущих ДПО.  Интервью Smart Ranking с руководителями динамичных проектов
Рецепты успеха самых быстрорастущих ДПО. Интервью Smart Ranking с руководителями динамичных проектов

Кроме основного рейтинга российского edtech, мы также составляем топы самых динамично растущих компаний на рынке по нашей специальной формуле. Мы поговорили с основателями, генеральными и операционными директорами топ-10 самых динамично растущих ДПО о том, какие решения привели к росту, что драйвит и сдерживает рынок и на что они делают ставку сегодня. Смотрите и слушайте наш видеоподкаст на YouTube.

Интервью14 Июль 2023
Топ-7 нетривиальных кейсов маркетинга в edtech. Опыт крупнейших школ
Топ-7 нетривиальных кейсов маркетинга в edtech. Опыт крупнейших школ

Таргет на «Авито», контент-маркетинг и спецпроекты с крупными медийными личностями и корпорациями срабатывают лучше, чем оставшиеся после 2022 года performance-каналы, а большую эффективность показывает реклама отнюдь не у блогеров-миллионников. На встрече лидеров российского edtech, организованной Smart Ranking, представители онлайн-образования поделились опытом поиска эффективных маркетинговых механик.

Аналитика12 Июль 2023
«Трудоустройство — это следствие того, что умеет студент»
«Трудоустройство — это следствие того, что умеет студент»

Темпы роста рынка снижаются, конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов растет, однако даже в этих условиях можно кратно увеличивать выручку. О проверке гипотез, поиске новых рынков и о том, почему невозможно гарантировать трудоустройство, рассказал Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory.

Интервью29 Июнь 2023
Российская ISA: ожидания и реальность
Российская ISA: ожидания и реальность

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

Аналитика13 Июнь 2023
Партнеры проекта