Smart Ranking


Сложно, но можно. Как edtech сотрудничает с вузами

Сложно, но можно. Как edtech сотрудничает с вузами

Edtech-компании находят все больше точек соприкосновения с университетами: запускают совместные программы, создают платформы для онлайн-курсов и предлагают услуги по сопровождению и профориентации студентов. На встрече Smart Ranking «Edtech и высшее образование» крупнейшие игроки поделились опытом работы с вузами, рассказали о плюсах и минусах запуска направления ВО, подсветили, какие факторы драйвят партнерство, а какие тормозят. 

Зачем edtech работать с динозаврами рынка образования

На некоторых рынках, например, в США, edtech зародился именно в вузах — они были проводниками образовательных технологий. В России получилось иначе: новаторские практики в обучении продвигает бизнес, а не университеты. Хотя пандемия вынудила вузы освоить онлайн-форматы, уровень диджитализации высшего образования все равно низкий: у университетов нет функциональных платформ.

Edtech-компании видят в высшем образовании нишу для продвижения ПО, методов в маркетинге и образовательной экспертизе, которую онлайн-школы наработали, продавая курсы ДПО. Еще сейчас edtech-бизнес не так активно, как раньше, растет на IT-специальностях для взрослых. Лидеры рынка теперь пытаются работать с этой аудиторией через высшее онлайн-образование. Всего edtech-компании запустили 27 программ с 14 вузами-партнерами.

Пиар, исследования и маркетинг 

Сотрудничество с вузами — это один из способов гарантировать студентам качество услуг за счет практико-ориентированного трека и технологий, которые дают образовательные платформы, а также сильной академической базы и диплома со стороны университетов, считают в Skillbox. В компании видят три сферы, в которых edtech-игрокам полезно партнерство с вузами: 

Исследование аудитории. Партнерство помогает в создании эффективного исследовательского инструмента. Он позволяет и вузу, и онлайн-платформе лучше понять аудиторию и повысить качество продукта и сервиса. Партнерские программы актуализируют данные о студентах: что они хотят, какие есть боли, учатся ли они ради корочки или хотят закрыть уже замотивированные потребности. Совместная работа позволяет комплексно изучить портрет студента и перенести эти знания на продукт. 

Обогащение образовательного опыта. Университеты и онлайн-школы совмещают, но не дублируют усилия при создании образовательных программ: фундаментальные знания, которые предлагает вуз, сочетаются с практикоориентированными методиками edtech. Онлайн-платформы имеют более прикладной подход, потому что исходят из запроса рынка. 

PR и маркетинг. Маркетинг проекта зачастую остается на стороне edtech-компаний — у них большой опыт в продвижении. У вузов есть потребность в привлечении новой аудитории, поэтому им также важно использовать маркетинговые инструменты. Edtech эту потребность может закрыть.

«Здесь важно наладить диалог с университетами, учитывать особенности их внутренних процессов, майндсет», — считает Всеволод Иоффе, руководитель аналитики направления «Академическое образование» в Skillbox. 

 

 

В этом году в Skillbox набрали более 300 учеников на программы высшего образования. Это в два раза больше, чем годом ранее. В 2022 году рынок с учетом влияния внешнеэкономических факторов был более стихийным. Сегодня поведение потребителя более осознанно. 

«Начнется дождь — достанем зонтик»

Делать программы высшего образования edtech-компаниям в одиночку можно, но крайне сложно. Высока степень неопределенности. Например, неизвестно, как будет регулироваться переход с Болонской системы, закрепится ли система «5,5» вместо «4+2» и сохранится ли возможность выбирать магистратуру вне зависимости от направления бакалавриата. Вузы не раз проходили через такие изменения на государственном уровне, поэтому здесь у edtech-компаний есть шанс не допустить ошибок, опираясь на опыт партнеров. В коллаборации вузов и edtech-компаний есть перспективы, несмотря на турбулентную среду, считают в «Нетологии».

«К неопределенности относимся, как к погоде: начнется дождь — достанем зонтик», — говорит Оксана Апрельская, руководитель направления «Высшее образование» в «Нетологии».

«Мэтч высшего образования и ДПО»

Высшее образование времязатратно и не во всех вузах ориентировано на практику. При этом, сегодня цель учебы у студентов — получить высокооплачиваемую профессию в короткий срок. Поэтому в «Синергии» решили сделать ВО более прикладным за счет «мэтча» с ДПО, делится Александр Чальян, коммерческий директор Центра переподготовки Университета «Синергии».  Образовательный план выстраивается «как конструктор Lego»: несколько курсов ДПО складываются в программу высшего образования. Такой подход позволяет снизить издержки на создание программ и быстрее трудоустраивать студентов. Технологически обучение на направлении высшего образования не отличается от ДПО: 82% программ проходят в онлайне на собственной LMS-платформе.

Как сотрудничают детский сегмент и вышка

Детский сегмент edtech также работает в разных форматах с вузами. Например, Maximum Education сотрудничает с университетами в пяти направлениях: 

  • уже 10 лет проводит выставку «Навигатор поступления»;

  • обучает студентов в 11 федеральных педагогических вузов на курсе «Эффективное преподавание онлайн»;

  • обучает учителей на программах ДПО;

  • запускает совместные с университетами курсы для абитуриентов;

  • организует бакалаврскую офлайн-программу с МГПУ.

Для MAXIMUM развитие программ высшего образования сейчас становится одним из стратегических направлений.

«Потенциально интересно экспериментировать и смотреть на разные формы сотрудничества проектного и продуктового, искать более широкие точки соприкосновения. Это как ступеньки, сейчас мы уже работаем в сегменте СПО, следующий шаг — широкий спектр совместных программ в высшем образовании», — говорит Александр Хвостов, директор по связям с образовательным сообществом.

Еще одно направление сотрудничества детского и высшего образования — профориентация. «Профилум» — онлайн-сервис карьерного развития. Компания создает цифровые сервисы профдиагностики для детей, но выходит на рынок СПО и высшего образования. На этом направлении стратегия Профилума — помощь в привлечении студентов и развитии их карьерной готовности. Компания помогает абитуриентам и выпускникам ориентироваться при выборе профессии и работодателя, формируя нужные компетенции для реализации себя на рынке труда. Вузы заинтересованы в таких продуктах, так как у них есть KPI по трудоустройству.

«Мы помогаем привлечь, сохранить и правильно адаптировать студента с выгодой для вуза: чтобы студент выбрал оптимальный трек и доучился, а после выпуска нашел работу», — комментирует продуктовую стратегию сотрудничества «Профилум» с университетами Виталий Алтухов, сооснователь компании.

На moodle далеко не уедешь

Лишь у некоторых университетов есть качественные платформы для организации онлайн-учебы, отмечают в Teachbase. Как правило, это самописные решения, в которые были вложены значительные средства.

«Рынок платформ для вузов — нулевой», — считает Владимир Щербаков, CEO компании. Университеты часто используют Moodle — с таким инструментом сложно продвигать онлайн-курсы. Для Moodle необходимы доработки — они для вузов дорого стоят.

Создание собственных функциональных платформ — точка роста для университетов. Сейчас бизнес заинтересован в онлайн-образовании: такой формат помогает обучать больше людей и преодолевать нехватку кадров. Поэтому развитие онлайн-инфраструктуры в вузах — перспективное направление еще и для коммерческих структур.

Summary

Сегодня edtech работает с вузами в разных форматах, которые зависят от сегмента компании. Например, онлайн-школы запускают совместные программы с университетами, разработчики — предлагают вузам платформы, игроки детского сегмента проводят профориентацию для абитуриентов и выпускников. Компании считают партнерство edtech и университетов перспективным, но сложным. Законодательная неопределенность, плохо развитая технологическая база, запутанность внутренних процессов и бюрократия тормозят сотрудничество. Пока партнерство с университетами не всегда коммерчески выгодно: юнит-экономика часто не сходится, хотя есть и такие курсы, которые быстро становятся рентабельными. 


 

Ксения Зайцева

Дата публикации: 17 Октябрь 2023


Аналитика и интервью
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025

Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025

Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025

Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025

Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Новости 11 Февраль 2025

Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Аналитика 07 Февраль 2025

Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Новости 03 Февраль 2025

Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

Аналитика 31 Январь 2025

Все статьи ->
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025
Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали
Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Новости 11 Февраль 2025
Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать
Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Аналитика 07 Февраль 2025
Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%
Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Новости 03 Февраль 2025
Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы
Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

Аналитика 31 Январь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
FAQ Marketing

Комплекс работ по настройке, закупке и ведению рекламных кампаний, привлечение поискового трафика и работа с репутацией.

Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

Салид

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.