Smart Ranking


Сложно, но можно. Как edtech сотрудничает с вузами

Сложно, но можно. Как edtech сотрудничает с вузами

Edtech-компании находят все больше точек соприкосновения с университетами: запускают совместные программы, создают платформы для онлайн-курсов и предлагают услуги по сопровождению и профориентации студентов. На встрече Smart Ranking «Edtech и высшее образование» крупнейшие игроки поделились опытом работы с вузами, рассказали о плюсах и минусах запуска направления ВО, подсветили, какие факторы драйвят партнерство, а какие тормозят. 

Зачем edtech работать с динозаврами рынка образования

На некоторых рынках, например, в США, edtech зародился именно в вузах — они были проводниками образовательных технологий. В России получилось иначе: новаторские практики в обучении продвигает бизнес, а не университеты. Хотя пандемия вынудила вузы освоить онлайн-форматы, уровень диджитализации высшего образования все равно низкий: у университетов нет функциональных платформ.

Edtech-компании видят в высшем образовании нишу для продвижения ПО, методов в маркетинге и образовательной экспертизе, которую онлайн-школы наработали, продавая курсы ДПО. Еще сейчас edtech-бизнес не так активно, как раньше, растет на IT-специальностях для взрослых. Лидеры рынка теперь пытаются работать с этой аудиторией через высшее онлайн-образование. Всего edtech-компании запустили 27 программ с 14 вузами-партнерами.

Пиар, исследования и маркетинг 

Сотрудничество с вузами — это один из способов гарантировать студентам качество услуг за счет практико-ориентированного трека и технологий, которые дают образовательные платформы, а также сильной академической базы и диплома со стороны университетов, считают в Skillbox. В компании видят три сферы, в которых edtech-игрокам полезно партнерство с вузами: 

Исследование аудитории. Партнерство помогает в создании эффективного исследовательского инструмента. Он позволяет и вузу, и онлайн-платформе лучше понять аудиторию и повысить качество продукта и сервиса. Партнерские программы актуализируют данные о студентах: что они хотят, какие есть боли, учатся ли они ради корочки или хотят закрыть уже замотивированные потребности. Совместная работа позволяет комплексно изучить портрет студента и перенести эти знания на продукт. 

Обогащение образовательного опыта. Университеты и онлайн-школы совмещают, но не дублируют усилия при создании образовательных программ: фундаментальные знания, которые предлагает вуз, сочетаются с практикоориентированными методиками edtech. Онлайн-платформы имеют более прикладной подход, потому что исходят из запроса рынка. 

PR и маркетинг. Маркетинг проекта зачастую остается на стороне edtech-компаний — у них большой опыт в продвижении. У вузов есть потребность в привлечении новой аудитории, поэтому им также важно использовать маркетинговые инструменты. Edtech эту потребность может закрыть.

«Здесь важно наладить диалог с университетами, учитывать особенности их внутренних процессов, майндсет», — считает Всеволод Иоффе, руководитель аналитики направления «Академическое образование» в Skillbox. 

 

 

В этом году в Skillbox набрали более 300 учеников на программы высшего образования. Это в два раза больше, чем годом ранее. В 2022 году рынок с учетом влияния внешнеэкономических факторов был более стихийным. Сегодня поведение потребителя более осознанно. 

«Начнется дождь — достанем зонтик»

Делать программы высшего образования edtech-компаниям в одиночку можно, но крайне сложно. Высока степень неопределенности. Например, неизвестно, как будет регулироваться переход с Болонской системы, закрепится ли система «5,5» вместо «4+2» и сохранится ли возможность выбирать магистратуру вне зависимости от направления бакалавриата. Вузы не раз проходили через такие изменения на государственном уровне, поэтому здесь у edtech-компаний есть шанс не допустить ошибок, опираясь на опыт партнеров. В коллаборации вузов и edtech-компаний есть перспективы, несмотря на турбулентную среду, считают в «Нетологии».

«К неопределенности относимся, как к погоде: начнется дождь — достанем зонтик», — говорит Оксана Апрельская, руководитель направления «Высшее образование» в «Нетологии».

«Мэтч высшего образования и ДПО»

Высшее образование времязатратно и не во всех вузах ориентировано на практику. При этом, сегодня цель учебы у студентов — получить высокооплачиваемую профессию в короткий срок. Поэтому в «Синергии» решили сделать ВО более прикладным за счет «мэтча» с ДПО, делится Александр Чальян, коммерческий директор Центра переподготовки Университета «Синергии».  Образовательный план выстраивается «как конструктор Lego»: несколько курсов ДПО складываются в программу высшего образования. Такой подход позволяет снизить издержки на создание программ и быстрее трудоустраивать студентов. Технологически обучение на направлении высшего образования не отличается от ДПО: 82% программ проходят в онлайне на собственной LMS-платформе.

Как сотрудничают детский сегмент и вышка

Детский сегмент edtech также работает в разных форматах с вузами. Например, Maximum Education сотрудничает с университетами в пяти направлениях: 

  • уже 10 лет проводит выставку «Навигатор поступления»;

  • обучает студентов в 11 федеральных педагогических вузов на курсе «Эффективное преподавание онлайн»;

  • обучает учителей на программах ДПО;

  • запускает совместные с университетами курсы для абитуриентов;

  • организует бакалаврскую офлайн-программу с МГПУ.

Для MAXIMUM развитие программ высшего образования сейчас становится одним из стратегических направлений.

«Потенциально интересно экспериментировать и смотреть на разные формы сотрудничества проектного и продуктового, искать более широкие точки соприкосновения. Это как ступеньки, сейчас мы уже работаем в сегменте СПО, следующий шаг — широкий спектр совместных программ в высшем образовании», — говорит Александр Хвостов, директор по связям с образовательным сообществом.

Еще одно направление сотрудничества детского и высшего образования — профориентация. «Профилум» — онлайн-сервис карьерного развития. Компания создает цифровые сервисы профдиагностики для детей, но выходит на рынок СПО и высшего образования. На этом направлении стратегия Профилума — помощь в привлечении студентов и развитии их карьерной готовности. Компания помогает абитуриентам и выпускникам ориентироваться при выборе профессии и работодателя, формируя нужные компетенции для реализации себя на рынке труда. Вузы заинтересованы в таких продуктах, так как у них есть KPI по трудоустройству.

«Мы помогаем привлечь, сохранить и правильно адаптировать студента с выгодой для вуза: чтобы студент выбрал оптимальный трек и доучился, а после выпуска нашел работу», — комментирует продуктовую стратегию сотрудничества «Профилум» с университетами Виталий Алтухов, сооснователь компании.

На moodle далеко не уедешь

Лишь у некоторых университетов есть качественные платформы для организации онлайн-учебы, отмечают в Teachbase. Как правило, это самописные решения, в которые были вложены значительные средства.

«Рынок платформ для вузов — нулевой», — считает Владимир Щербаков, CEO компании. Университеты часто используют Moodle — с таким инструментом сложно продвигать онлайн-курсы. Для Moodle необходимы доработки — они для вузов дорого стоят.

Создание собственных функциональных платформ — точка роста для университетов. Сейчас бизнес заинтересован в онлайн-образовании: такой формат помогает обучать больше людей и преодолевать нехватку кадров. Поэтому развитие онлайн-инфраструктуры в вузах — перспективное направление еще и для коммерческих структур.

Summary

Сегодня edtech работает с вузами в разных форматах, которые зависят от сегмента компании. Например, онлайн-школы запускают совместные программы с университетами, разработчики — предлагают вузам платформы, игроки детского сегмента проводят профориентацию для абитуриентов и выпускников. Компании считают партнерство edtech и университетов перспективным, но сложным. Законодательная неопределенность, плохо развитая технологическая база, запутанность внутренних процессов и бюрократия тормозят сотрудничество. Пока партнерство с университетами не всегда коммерчески выгодно: юнит-экономика часто не сходится, хотя есть и такие курсы, которые быстро становятся рентабельными. 


 

Ксения Зайцева

Дата публикации: 17 Октябрь 2023


Аналитика и интервью
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Аналитика 04 Июнь 2025
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

Новости 29 Май 2025

Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Аналитика 21 Май 2025

Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Аналитика 09 Май 2025

Edtech-рынок подрос за счет экзаменов

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

Аналитика 29 Апрель 2025

Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Аналитика 25 Апрель 2025

Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аналитика 18 Апрель 2025

Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Аналитика 14 Апрель 2025

Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

Аналитика 04 Апрель 2025

Все статьи ->
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%
Мягкие навыки на жестком рынке: совместное исследование Smart Ranking и Alpina Digital выявило рост выручки сегмента soft skills на 16%

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Аналитика 04 Июнь 2025
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента
Ultimate Education объявил об изменениях в составе топ-менеджмента

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

Новости 29 Май 2025
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма
Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Аналитика 21 Май 2025
Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Топ-5 онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Аналитика 09 Май 2025
Edtech-рынок подрос за счет экзаменов
Edtech-рынок подрос за счет экзаменов

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

Аналитика 29 Апрель 2025
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%
Образование на здоровье: топ-20 компаний нарастили выручку на 18%

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Аналитика 25 Апрель 2025
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры
Перезагрузка индийского онлайн-образования: как рынок ищет новые опоры

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аналитика 18 Апрель 2025
Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи
Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Аналитика 14 Апрель 2025
Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения
Топ-5 разработчиков платформ для корпоративного обучения

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

Аналитика 04 Апрель 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.