Итоги 2021 года и новая реальность 2022
По итогам 2021 года выручка топ-100 из рейтинга крупнейших edtech-компаний России составила 73 млрд рублей, что на 70% выше, чем в 2020 году. Если ранее участники рейтинга на 2022 год прогнозировали по крайней мере рост на 50%, то сейчас большинство ожидают стагнации и даже падения.
Объем суммарной выручки крупнейших edtech-компаний России в IV квартале составил 25,9 млрд рублей, что на 69,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это существенное замедление — рост в III квартале составлял 90,9%.
73 млрд. руб |
- суммарная выручка по итогам 2021 года.
Таким образом, объем выручки за год достиг 73 млрд рублей. Рост за год — 69,7%, что меньше, чем в 2020 году, когда на фоне пандемии рынок показал плюс 113%. Компании связывали это прежде всего с насыщением.
«Объем рынка уже слишком велик для того, чтобы каждый год удивлять нас трехзначными процентами роста», — говорит Ольга Хасякова, генеральный директор компании «ИнтернетУрок».
Компании сетуют, что уже видят конечность своей аудитории — людей, готовых обучаться онлайн. По словам Александра Ларьяновского, управляющего партнера Skyeng, сейчас образовательные площадки конкурируют всего за 1–2% взрослых россиян (примерно 1 млн человек). «Количество тех, кто учит, растет быстрее, чем количество тех, кого учат, — добавляет он. — И чаще всего бороться за клиента приходится с помощью рекламы».
Новым лидером рейтинга стал Skillbox Holding Limited из объединенных одним собственником (VK) компаний Skillbox, Geekbrains, SkillFactory, Mentorama и Lerna.
«Интерес пользователей к ИТ-специальностям стабилен — количество пользователей на наших платформах в среднем прирастает более чем на 20% каждый квартал, — говорит Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox Holding Limited. — Появляются новые профессии на стыке разных индустрий (дата-журналист, science-художник и другие). В связи с чем мы корректируем существующие образовательные треки и предлагаем новые. Так, только в 2021 году мы запустили более 25 курсов по направлению «Программирование», в том числе актуальные для креативной индустрии».
Образование для взрослых
Средний рост онлайн-школ в сегменте ДПО за год составил 67,9%. Лидером роста стал «Яндекс.Практикум» (+148,2%), на втором месте — «Нетология» (+93,5%). Основным двигателем остаются ИТ-специальности.
Лидеры рейтинга edtech в сегменте ДПО, млн руб.
Компания |
Выручка в IV квартале 2021 года |
Выручка в 2020 году |
Выручка в 2021 году |
Рост за год, % |
|
1 |
Skillbox Holding Limited |
3600 |
6738 |
10 400* |
54,35 |
2 |
«Яндекс.Практикум» |
1760* |
1370* |
3400* |
148,18 |
3 |
«Актион Университет» |
519 |
1130 |
1889 |
67,17 |
4 |
«Нетология» |
765 |
930 |
1800 |
93,55 |
5 |
«Специалист» |
314,33 |
735,51 |
985,75 |
34,02 |
* Оценка Smart Ranking
В то же время в сегменте довольно много небольших игроков, которые говорят, что пока места на рынке хватает всем. «Сколько бы студентов мы ни обучали, спрос все равно выше предложения, — говорит Кирилл Мокевнин, Founder и CEO Школы программирования «Хекслет». — Дефицит опытных разработчиков приводит к тому, что большие компании готовы массово нанимать джуниоров и помогать им расти».
Сразу несколько компаний также отметили, что дополнительным драйвером стали проекты государственного финансирования, нацеленные на переобучение людей с исчезающих специальностей на востребованные.
«Одним из интересных драйверов для рынка онлайн-обучения стал проект «Цифровые профессии» Минцифры России, — рассказывает Игорь Морозов, ректор «Академии АйТи». — Проект, который помогает решать задачи в области подготовки ИТ-кадров для цифровой экономики. Но есть опасения, что эффект от проекта может быть нивелирован маркетинговыми играми ряда крупных брендов и сама идея по переподготовке и обучению цифровым профессиям будет страдать от наплыва «попсовых» профессий, таких как, например, SMM».
Несмотря на кризис в экономике, участники сегмента ДПО верят в то, что именно этот сегмент останется востребованным. Евгений Лебедев, CEO «Яндекс.Практикум», отмечает, что необходимость переобучения людей в текущей ситуации больше, чем когда бы то ни было. Однако он не исключает роста цен, так как в стоимость продукта придется закладывать стоимость рассрочки.
Бизнес-образование
В сегменте бизнес-образования в 2021 году отмечался традиционно очень высокий рост, но стоит учитывать, что это консолидированный рынок, и рост обеспечивается в основном двумя первыми игроками. Лидером стала компания Like Центр, развивающая гибридный формат и открывающая кампусы в 150 городах России и зарубежья.
Лидеры рейтинга edtech в сегменте бизнес-образования, млн руб.
Компания |
Выручка в IV квартале 2021 года |
Выручка в 2020 году |
Выручка в 2021 году |
Рост за год, % |
|
1 |
Like Центр |
2849 |
1883 |
7561 |
301,54 |
2 |
Visotsky Consulting CIS |
304 |
571 |
980 |
71,63 |
3 |
Бизнес-школа «Сколково» |
188 |
558 |
622 |
11,47 |
4 |
«Синергия» |
41,5 |
360* |
619,3 |
72,04 |
5 |
City Business School |
105 |
325 |
402 |
23,69 |
* Оценка Smart Ranking
«В 2022 году мы будем наблюдать и появление новых участников рынка, и рост технологий у крупных игроков, — говорит Василий Алексеев, генеральный директор Like Центра. — Молодые игроки будут пытаться дизраптить рынок, потому что он только зарождается, а крупные — создавать и покупать технологии и прогрессивные команды. В любом случае выиграет потребитель».
Образование для детей
Рост детского сегмента по итогам 2021 года составил около 70%. Лидером стала SkySmart, которая, по оценкам экспертов, за год более чем удвоила выручку.
Лидеры рейтинга edtech в сегменте детского образования, млн руб.
Компания |
Выручка в IV квартале |
Выручка в 2020 году |
Выручка в 2021 году |
Рост за год, % |
|
1 |
SkySmart |
2100* |
1800* |
4000* |
122,22 |
2 |
«Учи.ру» |
1050* |
2500* |
2900* |
16,00 |
3 |
«Умскул» |
750* |
1500* |
2100* |
40,00 |
4 |
«Фоксфорд» |
534 |
1093 |
1765 |
61,48 |
5 |
MAXIMUM Education |
440* |
1000 |
1605* |
60,50 |
* Оценка Smart Ranking
При этом окончание эпидемиологических ограничений, по мнению экспертов, существенного влияния на рост не окажет.
«Если ситуация с коронавирусной инфекцией будет улучшаться, возможно усиление развития смешанных форматов обучения, — говорит Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд». — Мы продолжим усиливать домашнюю школу и экспериментировать с разными форматами обучения внутри курсов и мини-групп. В маркетинге продолжим развивать охватные каналы, в том числе направленные на регионы, а также офлайн-каналы».
Другие участники рынка подтверждают, что ему еще есть куда расти. «Мы пилотируем несколько проектов, нацеленных на более плотную работу со школами и сегментами учеников в зонах риска (отстающие, проживающие в отдаленных районах), — рассказывает Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education. — Так у нас стартовал проект «MAXIMUM поддержка», который реализуется совместно с Министерством образования Якутии и Институтом образования ВШЭ и направлен на помощь слабым ученикам».
В целом сегменте К-12 участники рынка отмечают рост госрегулирования. К примеру, с 2023 года в образовательных организациях общего образования будет допускаться только контент, верифицированный Минпросвещения и бесплатный для конечного пользователя. Таким образом, будет увеличиваться количество контента, доступ к которому финансируется государством. Проверка контента может также начать постепенно распространяться не только на школьное, но и на дополнительное детское образование.
«Доля государственного регулирования будет существенно увеличиваться, — говорит Александр Кондаков, генеральный директор платформы «Мобильное электронное образование». — Это скажется на рынке двояко. С одной стороны, количество ресурсов, которые присутствуют в сети и которые не смогут пройти процедуру верификации, естественно сократится. С другой стороны, это будет способствовать развитию рынка edtech в направлении повышения качества и ответственности производителей за тот продукт, который они выпускают в сеть, в том числе из-за роста культуры потребителя».
«Основным трендом на рынке школьного, дополнительного и среднего профессионального образования будет запуск проектов Цифровой образовательной среды, профессионалитета, что, безусловно, затруднит конкуренцию негосударственных решений на этом рынке», — говорит Александр Костин, основатель ООО «Государство детей» (Inlearno).
Также многие компании выразили разочарование закрытием рынка Китая, так как именно в сегменте детского образования российские игроки имели планы по международной экспансии.
«Это сильно повлияло на сегмент обучения английскому языку, — признает Андрей Малафеев, представитель NovaKid, — произвело тектонические изменения в части спроса и предложения на услуги квалифицированных носителей английского языка».
Мнения насчет ущерба от нынешнего кризиса для школьного сегмента разделились.
Нурлан Киясов, основатель EdCrunch, уверен, что денег не будет ни у школ ни у родителей, экономически активная часть населения уезжает, а значит, рынок неуклонно будет сжиматься.
«Абсолютно точно будет падение год к году, но сама динамика развития edtech-рынка сохранится, — считает Михаил Мягков. — Школьный сегмент — один из самых устойчивых в этой ситуации. Возможно, пострадает больше всех дополнительное образование, не связанное со школьными предметами, навыковые курсы. Условно говоря, репетиторы по математике и русскому и подготовка к экзаменам будет всегда, а вот нужно ли в режиме жесткой экономии программирование для 12 летнего ребенка — вопрос». Он допускает, что в коротком моменте может просесть рынок английского для детей, но потом восстановиться.
Однако Андрей Малафеев напоминает: все предыдущие кризисы показали, что на детях экономят в последнюю очередь, и здесь пострадает скорее офлайн, так как репетиторы в основном дороже онлайн-курсов.
Платформы: меньше роста — ниже падать
Рынок ПО в 2021 году традиционно рос менее высокими темпами — на 27,7%. «На сегмент корпоративного обучения должен повлиять отложенный спрос, — предполагает Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио». — За два года пандемия вызвала интерес к онлайн-курсам в сегменте B2С, но мало повлияла на более консервативный сегмент B2B».
Тем не менее этому сегменту принадлежит рекорд инвестиций в российский edtech за 2021 год, когда Getcourse привлек $50 млн от Winter Capital Partners, Baring Vostok и Goldman Sachs. По словам Сергея Михайлова, CEO Getcourse, это дало компании толчок к развитию за рубежом — к концу года компания уже вышла на рынки четырех новых стран. Присутствует на международных рынках также и лидер iSpring.
Впрочем, все эксперты сходятся в том, что сейчас этот сегмент пострадает в первую очередь. Алексей Вагин прогнозирует падение рынка на 50% и уверен, что многие компании не смогут пережить этот кризис: «Полностью уйдут стартапы и провайдеры, живущие за счет инвестиций. Опыт показывает, что крупные клиенты наиболее устойчивы, но далеко не все поставщики умеют с такими клиентами работать. Для рынка это плохо, так как у малого и среднего бизнеса совсем другие потребности, но работать на этот сегмент во время кризиса самоубийственно».
Лидеры рейтинга edtech в сегменте ПО, млн руб.
Компания |
Выручка в IV квартале |
Выручка в 2020 году |
Выручка в 2021 году |
Рост за год, % |
|
1 |
iSpring |
552 |
1399 |
1843 |
31,74 |
2 |
Getcourse |
300* |
900 |
1020 |
13,33 |
3 |
Webinar Group |
315 |
716 |
923 |
28,91 |
4 |
«Дневник.ру» |
195* |
730* |
500* |
-31,51 |
5 |
«Эквио» |
120 |
218 |
373 |
71,10 |
* Оценка Smart Ranking
Основные тренды
-
Консолидация
Основным трендом на рынке остается укрупнение — приобретение активов компаниями-гигантами. Позиции небольших игроков еще больше ослабнут вследствие оттока инвестиций.
«Еще несколько лет назад на рынке преобладали небольшие компании и стартапы, — продолжает Ольга Хасякова. — Теперь же практически все компании из топа — это или гиганты, которые зашли на рынок edtech из совершенно другой области, или компании, в которых проинвестировали те же гиганты».
При этом, как отмечают в «Фоксфорде», в более выгодной позиции сейчас оказываются компании, у которых в капитале присутствуют стратегические (а не финансовые) инвесторы. «Существенная часть игроков на рынке на текущий момент инвестирует в рост и планово операционно не зарабатывает. Что нормально, так как рынок растет, — отмечает Диана Змиенко, директор по маркетингу в «Фоксфорд». — Доступ к капиталу снизится, и, как следствие, инвестиции в рост замедлятся».
-
Перераспределение маркетинговых каналов
Сохраняется и гонка маркетинговых бюджетов, что еще более ослабляет позиции небольших игроков. Потеряны такие каналы продвижения, как Google, Facebook, Instagram и YouTube, и эти объемы невозможно компенсировать «Яндексом».
«Маркетинг остается ключевым драйвером роста для edtech. На B2C-рынке бюджет все равно будет решать больше, чем продукт. Ведь инвестиции в развитие продукта сейчас под большим вопросом, — говорит Марианна Снигирева, генеральный директор образовательной платформы «Нетология». — Небольшие и средние игроки и так теряли скорость роста и конкурентоспособность из-за ограниченности рекламных бюджетов. А сейчас мы видим, что они уже отваливаются из аукционов».
-
Поиск своих ниш небольшими игроками
Небольшие игроки при этом понимают, что конкуренция будет ужесточаться, и ищут решения. «Рынок edtech очень конкурентный, скорее всего, крупные игроки будут выходить на новые ниши и вытеснять более слабых, — говорит Екатерина Пичелатова, директор по маркетингу «Контур.Школы». — Чтобы удержать свои позиции, небольшим учебным центрам крайне важно основное внимание уделять качеству обучения и работать над возвращаемостью учеников».
Александр Вальцев, СЕО SF Education, отмечает, что если ранее компания планировала делать ставку на B2B-направление, то сейчас фокус изменился. «Мы будем делать контент на английском языке: переводить то, что у нас есть, и то, что актуально. И продавать на весь мир», — отметил он.
-
Выход на вузы
Многие участники рынка видят свободную нишу в сегменте высшего образования. «Примечательно, что до сих пор ни один вуз не занял серьезную долю на рынке онлайн-образования», — говорит Александр Згода, генеральный директор ЦОТ Адванс.
О своих планах, например, рассказали «Нетология» и MAXIMUM Education (в сегменте довузовской подготовки).
«Мы планируем усиление направления высшего образования с помощью запуска новых совместных программ обучения с вузами по всей России, — рассказала Марианна Снигирева. — В 2022 году у нас большие планы в этом направлении».
-
Внедрение технологий
Высокотехнологичные стартапы пока по-настоящему не выстрелили и встретили уникальную ситуацию. Как рассказывает Александр Згода, резкий уход поставщиков высокотехнологичного оборудования и компонентов привел к резкому росту цен на них. Рост курсов валют обострил эту ситуацию. С другой стороны, уход крупных игроков с рынка разработки приводит к резкому высвобождению разработчиков ПО, нанять которых стартапам ранее было очень трудно. «Также эта ситуация высвобождает много талантливых маркетологов и продукт-менеджеров, которых всегда так не хватает основателям стартапов. А уход крупных операторов рынка вроде Meta, Figma и ряда других высвобождает эти доли рынка для активной экспансии, — добавляет Александр Згода. — Все это происходит в условиях, когда падение покупательной способности и рост закредитованности людей будет делать неактуальными многие продукты остающихся компаний». По его мнению, картина рынка изменится кардинально и больше всего шансов сейчас не у крупных игроков, а у среднего и малого бизнеса.
«В корпоративном сегменте мы прогнозируем интенсивное развитие технологий, того самого понятия edtech, которое складывается из терминов education и technologies, — говорит Игорь Морозов. — К примеру, VR/AR-технологии, цифровые двойники в обучении интересны сейчас на крупных производствах, в добывающей и обрабатывающей промышленности».
«Нецифровые» профессии при этом считаются интересной нишей среди лидеров рынка. «В 2022 году мы продолжаем разрушать барьеры прошлых лет — сегодня люди готовы учиться таким профессиям онлайн, хотя бы частично, — говорит Дмитрий Крутов. — Особенно это важно для регионов, где топовых экспертов практически нет, а обучение в Москве обходится недешево. Мы уже доказали перспективность этой ниши на образовательных продуктах разных направлений — в 2021 году лидерами по росту у нас становились курсы для будущих дизайнеров интерьеров, поваров-кондитеров, флористов».
-
Развитие гибридного формата
Этот тренд был обозначен ранее, но компании продолжают заявлять о его актуальности. К примеру, Михаил Сумбатян, CEO & Founder IThub College, называет постоянно действующий гибридный формат основным трендом на своем рынке (образование для детей). Чистый онлайн, по его словам, привел к спаду уровня образования после школы. «Дети пандемии, которые практически 6 месяцев были в онлайне, пришли к нам», — говорит он.
Новые прогнозы 2022
Однако в связи с экономическим спадом, вызванным событиями на Украине и последующими санкциями, основной задачей для рынка становится в первую очередь сохранение аудитории и объемов продаж: только 10% опрошенных Smart Ranking компаний не зафиксировали падение после 24 февраля. Большая часть отметила снижение в диапазоне 20–50%.
Опрос Smart Ranking. «Зафиксировали ли вы снижение продаж ваших продуктов после 24 февраля? Насколько?»
При этом все участники рынка единодушны во мнении о негативном влиянии нынешних событий на рынок. Если в январе компании прогнозировали рост на 50–70% относительно 2021 года (то есть около 120 млрд рублей), то сейчас большая часть (67%) опрошенных уверены, что роста вообще не будет. Из них треть считает, что рынок останется на уровне 2021 года, остальные прогнозируют падение не менее 50%. В небольшой рост — до 50% относительно 2021 года — верит лишь 15% опрошенных участников рынка.
«Я думаю, что по итогам этого года не будет никакого роста на рынка онлайн-образования, поскольку этот кризис будет иметь затяжную фазу, которая продлится не один год, — считает Максим Спиридонов, венчурный инвестор и серийный технологический предприниматель. — Сейчас все образовательные проекты будут испытывать трудности с новыми клиентами, поскольку в такой ситуации люди стремятся сократить до нуля любые расходы за исключением базовых. И я думаю, что эта экономия сохранится в России еще долго».
Среди проблем, с которым столкнулись участники рынка, — падение продаж, перебои в работе интернет-сервисов, отказы со стороны зарубежных клиентов, отказы в рассрочке от банков, проблемы с оплатами из других стран. Многие говорят о том, что приостановлены контракты с иностранными партнерами. Некоторые занимаются обеспечением безопасности сотрудников, находящихся на территории Украины.
Есть ли у вас иностранные партнеры или инвесторы?
Планировали ли вы международную экспансию в 2022 году? Как вы считаете, сможете ли реализовать эти планы?
Источник: Опрос Smart Ranking, март 2022
«У нас полностью остановились продажи курсов в инстаграме, снизился средний чек оплаты платформы, люди не готовы платить на длительные сроки вперед», — отмечает Антон Ельницкий, основатель платформы «Антитренинги.Ру».
Многие компании приостановили любые новые проекты. Как отметил Александр Ларьяновский, горизонт планирования сейчас составляет не более 2–3 дней.
Впрочем, есть и те немногие, кто выиграл от ситуации. Так, видеоплатформа для бизнеса Kinescope неожиданно оказалась на пике импортозамещения видеорешений.
Как рассказывает Александр Павлычев, основатель Kinescope, за первые полторы недели кризиса на 50% выросло число заявок от российских компаний, преимущественно крупных. «Конечно, мы ожидаем органическое падение трафика в некоторых сегментах рынка, особенно сфокусированных на дополнительном образовании, обучении онлайн-профессиям, — добавляет он. — Но тем не менее у российского edtech есть запасы надежности и российские варианты сервисов, которые компенсируют уход иностранных компаний».
Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education (объединяет школы Bang Bang Education, MAED Academy, Fashion Factory, XYZ, Genius Education и Psychodemiа), также в верит в запас прочности рынка: он отмечает, что компания не планирует пересматривать свои долгосрочные планы: «Образование — та сфера, где качество особенно раскрывается в трудной экономической ситуации. Поэтому основной вызов для отрасли — не потерять суть того, чем мы занимаемся, продолжить исследовательскую работу в профессиональных областях, не потерять качество, сокращая издержки на продукт и сервис, в страхе банкротства».
Маргарита Арановская
Дарья Рыжкова
Дата публикации: 14 Март 2022
В 2024 году школы на GetCourse заработали 168 млрд рублей, но не дотянули до амбициозного плана в 200 млрд рублей. Эзотерика обогнала курсы по заработку, повторные продажи впервые превзошли первые, а основные каналы привлечения лидов стали менее эффективны.
Востребованность игровых методик в edtech растет. По прогнозам Mordor Intelligence, рынок геймификации будет прирастать на 26% ежегодно. Smart Ranking изучил edtech-кейсы на российском рынке и выбрал пять решений, которые меняют подход к обучению.
Инвесторы, руководители онлайн-школ и сервисов для edtech-рынка рассказали, чего ожидают от 2025 года. Среди главных трендов: сложное начало года, консолидация и новые возможности роста для небольших компаний.
«СберОбразование» и Smart Ranking проанализировали основные тренды российского рынка edtech. В аналитическом обзоре «Edtech России 2024» выделены ключевые тенденции в стратегиях компаний, продуктовых решениях и поведении пользователей. Ниже собрали основные тренды, а полный текст доступен по ссылке.
Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.
12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.
Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.
В 2024 году школы на GetCourse заработали 168 млрд рублей, но не дотянули до амбициозного плана в 200 млрд рублей. Эзотерика обогнала курсы по заработку, повторные продажи впервые превзошли первые, а основные каналы привлечения лидов стали менее эффективны.
Востребованность игровых методик в edtech растет. По прогнозам Mordor Intelligence, рынок геймификации будет прирастать на 26% ежегодно. Smart Ranking изучил edtech-кейсы на российском рынке и выбрал пять решений, которые меняют подход к обучению.
Инвесторы, руководители онлайн-школ и сервисов для edtech-рынка рассказали, чего ожидают от 2025 года. Среди главных трендов: сложное начало года, консолидация и новые возможности роста для небольших компаний.
«СберОбразование» и Smart Ranking проанализировали основные тренды российского рынка edtech. В аналитическом обзоре «Edtech России 2024» выделены ключевые тенденции в стратегиях компаний, продуктовых решениях и поведении пользователей. Ниже собрали основные тренды, а полный текст доступен по ссылке.
Smart Ranking собрал ключевые события 2024 года, которые стали значимыми для рынка edtech: повлияли на привлечение клиентов, расстановку сил и будущие стратегии роста компаний.
12 декабря прошла ежегодная офлайн-премия Edtechs Awards. Smart Ranking наградил лучшие компании edtech-рынка в 20 номинациях: проектом года стал IThub college, самым быстрорастущим лидером — «Синергия», а заметным дебютантом — TutorPlace.
Акция длилась дольше привычных двух дней, и потребители стали менее активны в основные дни распродажи. Лидеры edtech-рынка отмечают рост повторных продаж в период скидок.
Livedigital создавался во время пандемии для проведения онлайн-ивентов, а сегодня это один из основных сервисов видеосвязи для онлайн-обучения, с которым работают лидеры российского edtech. О том, какие тренды видны с режиссерского пульта, о перспективных форматах обучения и конкуренции с Zoom Smart Ranking рассказал CEO Livedigital Евгений Чекушкин.
Smart Ranking изучил цены на edtech-продукты сегмента ДПО: средний чек за курс составил 52 тысячи рублей. Дороже и дольше всего изучать программирование, а дешевле — покупать курсы из категории «Саморазвитие».
Edtech-проекты в основном регистрируют в Москве. Однако в последние годы становится все больше быстрорастущих бизнесов из регионов. Особенно заметными оказались компании из Татарстана: за III квартал они в сумме заработали 2,4 млрд рублей.