
Как edtech-компании ищут работу студентам: основные тезисы с кейс-сессии EdCrunch
Лидеры российского рынка и специалисты зарубежного edtech поделились практиками трудоустройства на кейс-сессии EdCrunch «Как решать проблему кадрового голода? Трудоустройство под запросы рынка». Читайте, чем отличается поиск работы джуна и миддл-специалиста, как хакатоны могут привести к офферу и как школы интегрируется с работодателями.
Спикеры:
- Антон Копылов, операционный директор Skillbox
- Михаил Сумбатян, основатель, Генеральный директор IThub
- Апурв Бамба, соучредитель и генеральный директор Ingenious Faces
- Конни Йоуел, старший проректор по инновациям в образовании Northeastern University
- Мария Кариаули, руководитель сервиса партнерского найма «Яндекс Практикум»
Модерировал встречу Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованиям, сооснователь «Профилум».
Антон Копылов рассказал, что соотношение вакансий и откликов от кандидатов junior- и middle-уровней непропорционально. Junior-специалистов на рынке в два раза больше, чем нужно бизнесу, а middle — в три раза меньше. У компаний есть запрос на middle-специалистов: работники такого уровня быстрее включаются в работу и предлагают инновационные идеи, а с сотрудниками уровня junior новый бизнес не построишь. В такой ситуации компании пользуются стратегией перекупа специалистов, хотя это не выгодно — по мнению Копылова, «воспитать» junior-специалиста самостоятельно рентабельнее, чем привлекать middle-кандидата завышенной зарплатой.
Начинающие нужны экономике — кадров в индустрии не хватает. «Компании все же должны брать ответственность за развитие сотрудника с уровня junior до middle, а образование обязано обеспечить студента портфолио и помочь выйти на работодателя», — считает Антон Копылов. Чтобы успешно трудоустраивать студентов Skillbox исследуют карты компетенций от бизнеса и благодаря ним строят актуальные программы, а также учат на реальных задачах и проектах от крупных компаний.
Бизнес-ориентированное образование — миссия ITHub, поделился Михаил Сумбатян. Он рассказал, как устроены учеба и поиск работы в колледже. Первые полгода студент учится по общей программе — это дает ребенку возможность понять, чего он хочет. Вторые полгода ученик выбирает кафедру (всего их шесть), а после, к концу второго курса выбирает специальность — «бизнес-роль». Программы для бизнес-ролей обновляются каждые полгода и составляются совместно с крупными компаниями.
Перед реальным трудойствовом, студенты получают опыт «внутренней» работы. Сначала ученики прокачивают soft skills, после обретают жесткие навыки по системе «грейдов». Первый грейд — бесплатная работа, а последующие уже оплачиваются колледжем.
«Бизнесу не нужны аттестаты с оценками — им нужно видеть CV», — считает Михаил Сумбатян. Чтобы ускорить трудоустройство, на образовательной платформе ITHub у каждого студента оцифрован рейтинг, компетенции, проекты и отзывы от заказчиков. Для удобства платформа интегрирована с hh.ru — резюме для сайта формируется автоматически.
Мария Кариаули отметила, что рынок перенасыщен выпускниками edtech: начинающему специалисту все труднее получить оффер. Для трудоустройства junior-специалисты должны наработать опыт и собрать портфолио. Чтобы помочь с этим, Яндекс Практикум:
- запускает хакатоны,
- предлагает студентам участвовать в реальных проектах бизнеса и НКО,
- проводит массовый отбор через тестовые задания,
- предлагает стажировки от партнеров.
Конни Йоуел рассказала, как в США устроена шестимесяная стажировка Co-op — оплачиваемая стажировка от партнеров университета. Студенты проходят практику дважды: после получения первого опыта они снова возвращаются к учебе, чтобы дополучить знания, а потом вновь стажируются.
Презентации
Мария Кариаули. Яндекс Практикум: готовим специалистов — ориентируемся на работодателей
Михаил Сумбатян. Трудоустройство учащихся
Ксения Зайцева
Дата публикации: 16 Ноябрь 2023

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.