Аналитика за 3 квартал 2023 года
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам III квартала 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 38,2%, что является самым высоким квартальным показателем Y2Y с начала года.
Суммарная выручка ТОП-100 крупнейших edtech-компаний России в III квартале текущего года составила около 31,4 млрд руб, что примерно на 38,2% выше, чем в III квартале прошлого года и на 22% выше, чем за предыдущий квартал.
Важно отметить, что по итогам III квартала 2023 года в оценку впервые был включен сегмент высшего образования (при условии, если компания является полностью частной и обучение осуществляется в онлайн-формате). Без учета высшего образования, по прежней системе, объем крупного edtech в III квартале составил около 28 млрд рублей. Динамика Y2Y составила 38,9%, а вот рост относительно II квартала 2022 на 5 п.п. ниже - около 17,3%. Это объясняется тем, что на начало учебного года в системе высшей школы приходится пик платежей, соответственно разница между II и III кварталами выше, чем у других сегментов.
Рост в 38% является самым высоким показателем динамики с начала 2023 года. В I квартале текущего года он составлял 25%, во II-ом - 33%. В Smart Ranking полагают, что если компании смогут также успешно завершить IV квартал, то объем выручки ТОП-100 составит по итогам года около 115-120 млрд рублей, и с учетом высшего образования - не менее 125 млрд рублей. Таким образом рынок не только преодолеет психологическую отметку в 100 млрд, но и существенно ее превысит.
Рост показали все сегменты кроме бизнес-образования.
Результаты роста сегментов по данным ТОП-100:
Сегмент | Объем выручки за III квартал 2023, млн руб | Доля в выручке ТОП-100 | Динамика Y2Y в III квартале 2023 года | |
1 | ДПО | 10943,67 | 34,7% | 38,6% |
2 | Детское образование | 9300,55 | 29,6% | 44,09% |
3 | Разработчики и платформы | 3619,3 | 11,51% | 72% |
4 | Бизнес-образование | 1952,28 | 6,21% | -9,47% |
5 | Иностранные языки | 2007 | 6,38% | 23,5% |
Другое | 3650,48 | 11,6% | - |
ДПО остается крупнейшим сегментом, на него приходится около 35% от общей выручки ТОП-100. При этом динамика сегмента детского образования по-прежнему опережает взрослое. Детские школы отмечают нарастающую зрелость рынка и все большую вовлеченность со стороны государства, например, через программу «Код будущего». В третьем квартале впервые лидером рынка стала компания “Фоксфорд” (ранее эта позицию поочередно занимали Учи.ру и Skysmart).
“Мы оцениваем итоги третьего квартала выше ожиданий, - говорит Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд». - Быстрый рост и отличные результаты показали форматы индивидуальных занятий и обучения в домашней школе, групповые форматы дополнительного школьного образования - немного ниже ожиданий”.
В Skyeng при этом говорят, что также оценивают III квартал как успешный. “Третий квартал по выручке прошел в полном соответствии с нашими ожиданиями, - говорит Рустам Айнетдинов, исполнительный директор компании Skyeng. - Skyeng растет каждый год, и детское направление Skysmart — важный драйвер этого роста. В конце лета мы видим значительный (десятки процентов) рост выручки”.
Ольга Перлина, директор по маркетингу онлайн-школы «ИнтернетУрок», и Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education, также рассказали, что их продажи соответствовали плану.
“Мы обычно ставим высокие планы на август-сентябрь, в этом году и выполнили их, - говорит Михаил Мягков. - Мы не заметили каких-то аномальных колебаний по отношению к прошлому году. Если говорить про продукты и сегменты - то значимо растет сегмент средней школы. Связываем это с тем, что все больше семей начинают задумываться о дополнительном образовании и выборе пути уже в 7-8 классе”.
Дополнительный рост рынок также получил за счет среднего специального образования (СПО), которое в системе классификации Smart Ranking, относится к детскому образованию. Так, например, у IThub рост составил около 76%, у колледжей “Синергии” - 56%. Некоторые игроки (например, Хекслет) также запустили СПО в 2023 году как новое направление, что дало плюс рынку.
“Планы на 2023 учебный год мы ставили себе достаточно амбициозные, несмотря на ситуацию в стране, - говорит Кристина Граль, директор по развитию бизнеса IThub group. - Мы видим, что наша методология бизнес-ориентированного обучения в колледже имеет успех. Так, в регионах спрос на наш продукт превысил предложение и мы быстро закрыли набор, что еще раз подтверждает востребованность клиентами новых образовательных форматов в сегменте СПО”.
В качестве основного технического тренда участники рынка называют интерес к технологиям искусственного интеллекта.
“Мы видим нарастающий интерес ко всему, что связано с ИИ - о нем нам задают вопросы родители и студенты, - говорит Александр Киселев, основатель и генеральный директор Rebotica. - Его все глубже используют онлайн школы в разработке программ, в создании домашних заданий и в других областях. В четвертом квартале, я думаю, ИИ будет в еще большем фокусе”.
Снова в вузы
Участники рынка ДПО также показали динамику выше, чем за первые полгода 2023 года (почти 39% против 30%). Лидер рынка ДПО Skillbox даже вновь обошел группу Skyeng (основные сегменты - иностранные языки и детское образование), восстановил рост (около 20% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года) и снова стал лидером общего рейтинга с выручкой около 3,5 млрд рублей.
Одна из причин - совместные проекты с вузами. Например, в Skillfactory (входит в Skillbox) рассказали, что по направлению «Высшее образование» завершили набор более 650 студентов на 6 программ.
“Мы хорошо прошли третий квартал по продажам, причем в сравнении со вторым кварталом динамика положительна для EdTech-рынка в целом, - рассказывает Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory. - Третий квартал — ключевой период для направления высшего онлайн-образования. Мы успешно реализовали приемные кампании с МИФИ, МФТИ, УРФУ и ТГУ. Совместно с Томским Государственным Университетом мы открыли первую онлайн-магистратуру по анализу естественного языка (NLP)”.
При этом многие крупные игроки (Yandex Practicum, Ultimate Education) показали рост существенно выше рынка.
Илья Курмышев, CEO Yandex Practicum, отмечает, что сейчас компании пожинают плоды отложенного спроса. “Летом всему эдтеху, ĸажется, было непросто, - говорит он. - Пользователи продолжали интересоваться обучением (мы не видели потерю интереса в предметриĸах), но отĸладывали поĸупĸу на ĸонец лета и начало осени. Кажется, что этот год станет переломным для рынĸа профессий: уже очевидно, что он больше не будет ĸратно расти”.
Выручка Ultimate Education (объединяет шесть индустриальных онлайн-школ: Bang Bang Education, XYZ School, MAED и др) выросла на 72,6% YoY и на 45% QoQ. По словам Павла Мосейкина генерального директора Ultimate Education, компания продолжила активное масштабирование, усилила экспансию в СНГ, а также запустила новые продукты. “На рынке по прежнему высокий спрос на прикладные программы, в том числе, с возможностью получения профессии и дальнейшего трудоустройства, - говорит он. - На результаты рынка по третьему кварталу также влияет выраженная сезонность — ближе к осени люди традиционно задумываются об обучении, и спрос на продукты растет по всем сегментам рынка”.
“Выручка в третьем квартале стала восстанавливаться после незначительной просадки во втором квартале, - добавляет Георгий Бабаян, основатель и руководитель школы программирования в формате буткемпа «Эльбрус Буткемп». - Предполагаем, что в четвертом квартале сохранится тренд на рост, так как именно на осенне-зимний период приходится наибольшая активность пользователей”.
Участники рынка отмечают и негативные тренды. Так, Сергей Астафьев, CEO EDPRO, говорит, что рынок почувствовал снижение покупательского спроса ввиду повышение ключевой ставки и снижения доли одобряемых кредитов от банков. Алексей Стариков, генеральный директор Группы Актион, прогнозирует дальнейшее удорожание маркетинга.
Падающий бизнес
Бизнес-образование стало единственным сегментом, который показал минус. Василий Алексеев, генеральный директор Like Центра, рассказал, что в третьем квартале компания сместила фокус на развитие контент-маркетинга, а также не проверку ряда гипотез, связанных с бизнес-моделью. “Ожидаемо просели в выручке, - признает он. - Но при этом смогли сделать ряд качественных исследований и выросли в продуктовых метриках. Со стороны маркетинга развиваем контентную составляющую, работаем над длительными прогревами перед запусками, коллаборациями и привлечением экспертов из разных ниш. Ожидаем традиционный рост выручки за счет расширения продуктовой линейки и крупных инфоповодов (День рождения основателя, Черная пятница, Новый Год)”.
А вот soft skills показал хорошую динамику - около 67%. Видимо, сегмент окончательно адаптировался к новым условиям после закрытия рекламных каналов и нашел новые подходы к потребителю, например, систему подписок. “Продажи в третьем квартале оказались выше на 20% от ожиданий несмотря на лето, - говорит Артем Захаров, основатель PuzzleBrain. - Люди хотят учиться, но по очень доступной цене и в одном месте разным навыкам. Поэтому мы всё сильнее отходим от продажи отдельных курсов к продаже полных доступов к библиотеке”.
Ожидания
В целом ожидания от итогов года у большинства игроков рынка скорее позитивные, особенно с учетом того, что на IV квартал традиционно приходится период распродаж и акций. Компании отмечают нестабильность покупательских предпочтений и высокую зависимость покупательского поведения от общего информационного фона, однако ожидают, что в преддверии выборов общий фон будет теплеть, а значит, и покупательская активность будет улучшаться.
Во первом полугодии казалось, что детское образование может обогнать взрослое - сегмент, хоть и незначительно, но обошел ДПО, а на рынке сменился лидер. Однако, по мнению Павла Мосейкина, ДПО сохранит лидерство по итогам года. “Третий и четвертый квартал уже традиционно являются одними из самых активных в EdTech и, в частности, в ДПО, - отмечает он. - На рынке сохраняется устойчивый спрос на взрослое профессиональное образование, что связано с высоким уровнем нехватки квалифицированных специалистов, а также спросом на смену профессии и повышение квалификации”.
Несмотря на общее снижение зарубежной выручки, ряд компаний продолжают поставлять свои продукты за рубеж. Так, Рафаэль Сарьян, генеральный директор “Профилума», рассказал, что в третьем квартале компания сосредоточилась на выходе на зарубежные рынки — сейчас в ее фокусе страны MENA, Латинская Америка и Индия.
Александр Згода, генеральный директор и учредитель ЦОТ Advance, также рассказал о выходе на англоязычный рынок с англоязычным продуктом. “На данный момент уже проведены тестовые фокус-группы с англоговорящими студентами и в ноябре будет старт продаж, - рассказал он. - Выходим всего с одним продуктом – это курс развития памяти для взрослых”.
Аналитика за прошлые периоды