Аналитика за 1 квартал 2024 года
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2024 года. Общая динамика вернулась к показателям начала 2023 года и составила +22,5% (Y2Y). Лидером роста стала разработка образовательного ПО, прибавив больше 70%. Впервые за долгое время фактически сравнялась динамика двух основных сегментов — ДПО и детского образования.
Суммарная выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний России за I квартал 2024 года составила 33 млрд рублей, что на 22,5% выше, чем за аналогичный период 2023 года, и на 6,6% ниже, чем за IV квартал 2023 года (откат после обычно активного IV квартала является традиционным). Такая динамика оказалась близка к показателям I квартала 2023 года, когда рынок также показал замедление роста с 33 до 23% на фоне тревожного потребительского поведения.
«Многие участники рынка отмечали, что год начался плохо и продажи оказались ниже запланированных, — говорит основатель Smart Ranking Дарья Рыжкова. — Однако значительного падения по цифрам мы не увидели. Итоги квартала похожи на то, что мы наблюдали год назад: динамика Y2Y на уровне 21–22%. Это находится в рамках нашего общего прогноза на этот год: 20–25%. ДПО и детский сегмент продолжают умеренный рост, а ожидаемое падение в бизнес-образовании из-за Like Центра компенсируется ростом выручки у платформ».
Сезонная смена лидера
Основные изменения в топ-10 по сравнению с IV кварталом 2023 года:
Лидером рейтинга стал Skyeng, незначительно обойдя Skillbox. Такая же ситуация наблюдалась в I квартале 2023 года и может быть вызвана сезонностью.
Из топ-10 по понятным причинам выпал Like Центр и вернулась компания «Умскул».
Платформы стремительно растут
Лидером роста остается сегмент «Разработчики и платформы», однако это происходит прежде всего за счет тройки лидеров, которые контролируют более 60% выручки сегмента в рамках топ-100. Так, Getcourse увеличил выручку больше чем вдвое, iSpring — на 37,2%, «Мобильное электронное образование» — почти в 10 раз. В итоге доля сегмента в общей выручке топ-100 за год выросла с 9 до 13%.
Неожиданным стало выравнивание динамики ДПО и детского образования (на уровне около 27%), притом что все последние полтора года детское росло быстрее. Однако, достигнув примерно того же объема, что и ДПО (на уровне 11 млрд рублей за I квартал), динамика детского сегмента замедлилась, и его доля по-прежнему остается ниже, чем у ДПО. Участники рынка детского образования отмечают снижение конверсии и растущую проблему дефицита педагогов. Кроме того, в 2024 году не будет поступления бюджетных денег от проекта «Код будущего», которые в прошлом году составляли существенную часть выручки детского сегмента.
В итоге оба главных сегмента edtech оказываются перед проблемой поиска новых ниш. «Взрослые» компании идут в сегмент корпоративного обучения и программы с вузами, «детские» — в СПО.
Негативно сказалось на общей динамике падение выручки Like Центра, из-за которого рынок потерял около 1,5 млрд рублей за квартал.
Комментарии участников рынка
«В I квартале мы увидели рост заинтересованности к digital-профессиям. Например, у нас выросло количество новых студентов на курсах по маркетингу на 15% в сравнении с IV кварталом 2023 года и в два с половиной раза в сравнении с I кварталом 2023 года. Последние несколько лет мы активно инвестируем в создание курсов по маркетингу, дизайну и менеджменту и видим, что аудитория воспринимает нас как экспертов не только в IT-профессиях, но и в digital.
Значимым запуском февраля стал бесплатный курс "YandexGPT для начинающих". Он помогает действующим специалистам внедрить YandexGPT в свою работу и выполнять ее быстрее. За полтора месяца обучение на курсе начали более 25 тысяч человек».
Илья Курмышев, СЕО «Яндекс Практикум»
«В I квартале отчетливо прослеживается сезонность рынка edtech: покупатели активно используют продукты, которые приобретали в конце года в период осенних и предновогодних распродаж. При этом аудитория старшей школы активизируется для подготовки к экзаменам и поддерживает спрос на протяжении всего первого полугодия. В этом сегменте набирают популярность экспресс-курсы, направленные на повторение всего материала в сжатые сроки перед экзаменом».
Рустам Айнетдинов, исполнительный директор ГК Skyeng
«На рынке сохраняется спрос на обучение в IT — аудитория интересуется направлениями аналитики данных, Data Science, разработки, программированием, машинным обучением. Помимо этого, мы можем говорить об активном использовании инструментов ИИ в самом процессе обучения. Также одним из главных трендов остается интерес компаний к формальному образованию — российский edtech-рынок существенно вырос за последний год, в связи с этим игроки в нише готовы масштабироваться в других, новых для себя сегментах».
Егор Сорокин, управляющий директор Skillfactory
«В I квартале мы столкнулись с дефицитом на рынке преподавателей для формата 1 : 1 по наиболее популярным дисциплинам. Спрос на занятия с репетиторами растет, но обеспечивать его становится затруднительно из-за недостаточного количества педагогов».
Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд»
«В I квартале 2024 года наш холдинг Ultimate Education показал рост выручки +85% год к году и вошел в топ-5 edtech-компаний в сегменте ДПО. Это прогнозируемый и контролируемый рост — мы активно развиваем проекты коммерции, включая B2B и выход на рынки СНГ, продолжаем усиливать индустриальные сообщества и работать с качеством образовательных продуктов. Важным событием для нас также стала покупка Международного института интегративной нутрициологии (МИИН).
Важно отметить, что I и II кварталы традиционно не являются показательными в edtech по динамике — “высокий сезон” рынка традиционно приходится на второе полугодие. Также I и II кварталы считаются самыми богатыми на праздничные дни, когда людей больше интересуют отдых и развлечения. В целом клиент edtech становится все более избирательным и внимательно изучает продукт, задает правильные вопросы и анализирует. Edtech-компании, в свою очередь, все больше инвестируют в методологии обучения, сосредоточены на детальной проработке существующих продуктов и услуг, их улучшении и адаптации под потребности аудитории. Это объясняется среди прочего ландшафтом рынка — крупные игроки рынка уже проделали значительную работу по расширению своего присутствия, поэтому сейчас могут считать более приоритетным укрепление своих позиций и непрерывное повышение качества оказываемых услуг».
Павел Мосейкин, генеральный директор Ultimate Education
«Наш рост в I квартале связан с федеральным проектом “Код будущего”, который стартовал осенью 2022 года. Впрочем, надо учитывать, что в начале 2023-го не было набора учеников, это связано с неравномерным поступлением денег за проект».
Данил Буторин, бренд-менеджер компании «Мобильное электронное образование»
«В I квартале 2024 года выручка “Синергии” в сфере edtech увеличилась на 64% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, что вдвое выше среднего показателя по рынку.
Традиционно на рынке есть два ключевых драйвера роста: количество учащихся и выручка на каждого. “Синергия” — единственная на рынке компания, создавшая образовательную экосистему, программы которой представлены во всех сегментах (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее образование, а также бизнес-программы, корпоративное обучение, курсы переподготовки и повышения квалификации, языковые школы и др.). Наши продукты рассчитаны на учащихся всех возрастов, а значит, мы можем пакетировать предложения, внедрять техники кросс-сейла и апсейла. Мы привлекаем клиентов семьями, стимулируем студентов получать дополнительное образование, второе высшее, степень MBA. Высокие темпы роста привлечения учащихся на все программы дают нам возможность монетизировать свою базу более эффективно.
Кроме того, “Синергия” сформировала лояльное активное сообщество бренда. В настоящее время по всем программам у нас учатся 210 тысяч человек. 85% из них получают образование онлайн благодаря нашим собственным цифровым платформам, таким как Synergy HUB, Synergy LMS, Synergy CRM. Дополнительную выручку в сегменте edtech приносит внешний рынок: мы продаем IT-продукты сторонним образовательным организациям и бизнесу».
Кирилл Морозов, директор по стратегии корпорации «Синергия»
«Среди основных трендов edtech-рынка я уже могу выделить выстраивание экосистемы продуктов и выход на новые ниши. Следуя этому подходу, в I квартале мы запустили направление “Здоровье” по велнес-образованию вместе с ведущими медицинскими университетами. Направления нутрициологии и биохакинга от экспертов МГМУ им. И. М. Сеченова вошли в топ-10 среди всех продуктов Skillbox по выручке, что подтверждает их востребованность.
Потребительское поведение поменялось в связи с ростом стоимости рассрочек, так как банки поменяли свою политику. У многих компаний в связи с этим выросли цены, и это, несомненно, будет влиять на покупательную способность.
По открытым отчетам, мы видим что в первом квартале EdTech-рынок столкнулся с небольшим падением спроса на продукты по программированию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая динамика может быть связана с заморозкой проекта «Цифровые профессии», который был для пользователей дополнительным стимулом осваивать IT-специальности.
Среди наших программ самыми популярными остаются профессии Python-разработчик, графический дизайнер и менеджер маркетплейсов (специализация Wildberries) с долями в выручке 10%, 8% и 7% соответственно. При этом курс по работе с Wildberries показал шестикратный рост спроса год к году. Повышенный интерес пользователей мы также фиксируем на нецифровые профессии, в частности дизайнер интерьеров (+49%), и на специальности в сфере аналитики и финансов — профессии бизнес-аналитик (+51%) и бухгалтер (+20%).
Для нас всегда I квартал — это аудит наших проектов роста, которые завершили годовой цикл. Сейчас мы подводим итоги, и самое сложное — это остановить любимые проекты. Не все проекты, которые нам самим нравятся, развиваются стремительно как хотелось бы — и профориентация один из них. Пользователи образовательных онлайн-платформ не всегда осознанно подходят к выбору профессии. Мы решили проверить эту гипотезу, запустив проект по профориентации. По его итогам мы столкнулись с тем, что запрос и понятие “профориентация” понятно и очевидно далеко не всем, и мы приняли решение сейчас не масштабировать этот проект дальше. При этом мы продолжим искать высокочастотные широкие оферы для аудитории 25–35+».
Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор Skillbox Holding
Аналитика за прошлые периоды